Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Начало XXI века отмечается большими организационными изменениями, которые касаются как стран с развитой рыночной экономикой, так и тех, которые на пути перехода к рыночной экономике. Эти изменения связаны с активными процессами глобализации, углублением мировых интеграционных процессов, интернационализации хозяйственной жизни, бурным развитием «информационного общества». Процессы глобализации и интернационализации экономической деятельности связаны с чрезвычайной неопределенностью, что обусловлено несоответствие технологического развития стран и нестабильность рынков, которые значительно повышают риски для субъектов хозяйствования.
В таких условиях предприятиям следует использовать сетевые структуры, которые значительно лучше реагируют на изменения внешней среды, то есть они являются более гибкими по сравнению с традиционными организационными формами.
Главным преимуществом сетевых структур является автономность экономических агентов, которые вступают в повторяющиеся акты обмена, на основе рыночных отношений, но между ними существует взаимозависимость в получении собственных выгод.
Актуальность данного исследования заключается в том, что эффективность деятельности организаций определяется их стратегией. Организации, уделяющие пристальное внимание вопросам стратегии, оказываются более конкурентоспособными и устойчивыми. Вопросы формирования стратегии актуальны как для крупных, малых, так и для сетевых организаций.
Растущая роль и распространение сетевых структур как эффективной формы организации предпринимательской деятельности в условиях становления инновационной модели экономического развития существенно актуализирует экономико-теоретические исследования их сущности, видов, факторов эффективности.
Среди авторов, исследовавших вопросы сетевых организационных структур, можно выделить таких, как И. Ансоффа, М. Портера, Д. Миллера, Й. Шумпетера, Р. Саймонса, Р. Акоффа, Г. Саймона, М. Мескона, М. Альберта, Ф Хедоури, Г. Минцберга, А. Стрикленда, А. Томпсонаи др.
Объектом данного исследования является сетевой подход в современной экономической теории
Предметом данного исследования являются сетевые организационные структуры.
Целью данного исследования является изучение сущности сетевых организационных структур и их разновидности.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- раскрыть понятие об организации как открытой системе;
- исследовать сетевой бизнес как современную форму деятельности организации;
- рассмотреть общие понятия и сущность сетевых организационных структур;
- проанализировать особенности развития управления сетевыми формами взаимодействия бизнес-структур.
Цели и задачи настоящей работы предопределили выбор следующих методов исследования: сравнительный, анализ научной литературы, классификация.
При выполнении курсовой работы использована учебная и учебно-методическая литература, Интернет-ресурсы сайтов.
Структура работы: введение, основная часть, заключение, список использованных источников.
Объем работы: 30 страниц печатного текста.
Список литературы содержит 19 источников.
ГЛАВА 1 СЕТЕВОЙ БИЗНЕС: ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИЛИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ
1.1 Понятие об организации как открытой системе
Еще в древние времена объективные процессы разделения труда приводили к формированию двух групп участников общественного производства. Первая группа - работники, занятые непосредственно производственным трудом, их деятельность связана с производством товаров и услуг. Вторая группа состоит из менеджеров. Хотя продукция или услуги не являются результатом их работы, деятельность управленческого персонала социально необходима, так как они обеспечивают ритмичность, последовательность производственных процессов и, в конечном счете, их эффективность.
Для совместной деятельности люди объединяются в организации (предприятия) различных форм собственности. В процессе совместной деятельности руководство и его сотрудники вступают в определенные отношения, которые называются менеджментом .
Управленческие отношения возникают не только между руководителями и подчиненными.
Организация - это группа людей (два человека и более), деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.
Приведенное выше определение справедливо не просто для организации, а для формальной организации. Существуют также неформальные организации, группы, которые возникают спонтанно, но где люди взаимодействуют друг с другом достаточно регулярно. Неофициальные организации существуют во всех официальных организациях, за исключением, возможно, очень небольших. Хотя у них нет руководителей, неформальные организации очень важны.
Таким образом, когда слово «организация» используется, оно относится к формальной организации.
Из определения следует, что организация всегда преследует хотя бы одну общую цель, общую и признанную всеми ее членами. Но формальное управление редко имеет дело с организациями, имеющими только одну цель.
Менеджмент - это управление сложными организациями. Сложные организации имеют набор взаимосвязанных целей.
Все сложные организации представляют собой не только группы, целенаправленные мероприятия, имеющие определенный набор взаимосвязанных целей. Они также имеют характеристики, общие для всех сложных организаций. Эти общие черты помогают понять, почему организация нуждается в управлении, чтобы добиться успеха.
В законодательстве организации, который имеют статус юридического лица, называют предприятиями. Поэтому в некоторых случаях можно использовать термин предприятие, фирма и тому подобные.
Любая организация - это социальная система, в рамках которой можно разделить систему производства (товаров или услуг) и систему управления или, соответственно, управляемую систему управления (субъект и объект управления). Эти системы вступают в определенные отношения, то есть взаимодействуют .
Отправной точкой здесь является цель, для которой система управления оказывает влияние на управляемую систему. С другой стороны, существует обратная зависимость, когда изменения в управляемой системе требуют реструктуризации структуры управления.
Из-за распределения рабочей силы, все организации, за исключением мельчайших, имеют внутреннюю структуру, состоящую из цехов, отделов, секций и т. д.
Управление отделом доверено руководителям. Руководители и подчиненные вступают в определенные отношения. Есть отношения подчиненности и координации. В первом случае, это отношения между подчиненными и руководителями, указания которого являются обязательными. Например, отношения между главным бухгалтером и работниками бухгалтерии, между материнской компанией и филиалами. Координационные отношения возникают между представителями различных подразделений в результате их совместной деятельности, между коллегами в одном подразделении. Участники координационных отношений, прямо не подчинены друг другу, они имеют равные права в осуществлении совместной деятельности.
Например, в подготовке договора поставки участвуют мерчандайзер, юрист, экономист. Эти специалисты являются равноправными партнерами, коллегами, вступают в гармоничные отношения для решения общей проблемы.
В организации существует два типа межличностных отношений: формальные и неформальные. Формальные отношения связаны с официальной позицией участников, регулируются соответствующими документами-регламентами, должностными инструкциями. Например, отношения между менеджером и подчиненными, бухгалтером и менеджером склада, бухгалтером и налоговым инспектором.
Неформальные отношения не регулируются ничем, основаны на личных симпатиях и антипатиях людей, не связанных с официальным положением их участников.
Организация - это основа мира менеджеров, это причина существования менеджмента .
Группа должна соответствовать нескольким обязательным требованиям, чтобы считаться организацией. К ним относятся:
1. Наличие по крайней мере двух людей, которые считают себя частью этой группы.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бланк И.А. Управление финансовыми ресурсами / И.А. Бланк. – М.: Омега-Л, 2017. – 158 c.
2. Баринов В. А. Стратегический менеджмент: моногр. / В.А. Баринов, В.Л. Харченко. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 238 c.
3. Екимова К.В. Финансовый менеджмент: Учебник для прикладного бакалавриата / К.В. Екимова, И.П. Савельева, К.В. Кардапольцев. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 381 c.
4. Загородников С. В. Финансовый менеджмент. Краткий курс / С.В. Загородников. – М.: Окей-книга, 2017. – 176 c.
5. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / Пер. с англ. под науч. ред. О.И. Шкаратана. – М.: ГУ ВШЭ, 2000. – 608 с.
6. Кириченко Т.В. Финансовый менеджмент: Учебник / Т.В. Кириченко. – М.: Дашков и К, 2016. – 484 c.
7. Мильнер Б. Уроки бюрократической системы управления / Б. Мильнер // Вопросы экономики, 1999. – № 1. – С. 86.
8. Метелева Е.Р. Разработка теоретико-методологических положений сетевого подхода / Е.Р. Метелева // Проблемы теории и практики управления, 2018. – № 3. – С.69-72.
9. Панов А.И. Стратегический менеджмент / А.И. Панов, И.О. Коробейников. – М.: Юнити-Дана, 2015. – 244 c.
10. Патюрель Р. Создание сетевых организационных структур / Р. Патюрель // Проблемы теории и практики управления. – 1997. – № 3. – С. 76-81
11. Пауэлл У., Смит-Дор Л. Сети и хозяйственная жизнь // Экономическая социология. – 2003. Т. 4, – № 3. – С. 61–105.
12. Райсс М. Границы "безграничных" предприятий: перспективы сетевых организаций / М. Райсс // Проблемы теории и практики управления. – 1997. – №1. – С. 92-97.
13. Радаев В.В. Рынок как переплетение социальных сетей // Российский журнал менеджмента. – 2018. – № 2. – С. 47–55
14. Рюэгг-Штюрм Й. Сетевые организационно-управленческие формы - мода или необходимость? / Й. Рюэгг-Штюрм, Л. Ахтенхаген // Проблемы теории и практики управления. – 2017. – № 6. – С. 68-72
15. Соколова О.Н., Рудакова О.Ю., Иванайская Е.В. Влияние факторов риска на динамику банкротств предприятий // Экономика. Профессия. Бизнес. – 2016. – № 2. – С. 27-34.
16. Стюарт А.Т. Интеллектуальный капитал. Новый источник богатства организаций; пер. с англ. В. Ноздриной / А.Т. Стюарт. – М.: Поколение, 2007. – 368 с
17. Тимофеева Г.В. Сетевая организация бизнеса как форма закрепления положительных эффектов инфраструктуры / Г.В. Тимофеева, Е.М. Семенова // Известия ВолгГТУ. – 2006. – №6. – Том 11. – С. 83-88.
18. Томсон-мл., Артур А. Стратегический менеджмент. Концепции и ситуации для анализа / Артур А. Томсон-мл. – М.: Диалектика / Вильямс, 2016. – 102 c.
19. Шеремет А.Д. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия / А.Д. Шеремет, Е.В. Негашев. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 267 с.