Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность настоящего исследования состоит в том, что сегодня существует большое количество организаций социально-психологической и педагогической направленности которые обеспечивают разностороннее развитие подростков. Одним из важных аспектов такого развития является социализация подростка.
В этом отношении следует сказать, что подростковый возраст сам по себе является сложным. В этом возрасте подростку, как никогда, важна любовь и поддержка взрослых, близких людей, но в тоже время подростку важно получить признание мира взрослых людей.
С другой стороны нужно сказать, что социализация, как подростка в частности, так и детей в целом в современных условиях затруднена целым рядом обстоятельств. Одним из таких обстоятельств является всесторонне использование Интернета. Социальные сети, содружества детей по интересам, он-лайн компьютерные игры и т.д. Все вместе компьютерный мир создает условия для обучения детей жестокости, асоциальному поведению и т.д.
Другой стороной медали являются различные спортивные клубы и движения. Довольно часто за такой вывеской скрываются не столько спортивные организации, а скорее различные союзы, обучающие подростков боевыми единоборствами с целью создания преступного сообщества. Такие группы являются опасными криминальными сообществами способными совершать преступления с большой жестокостью.
Другой вариант неправильной социализации подростка является включение ребенка в дворовые компании, собирающиеся с целью алкоголизации или наркотизации участников. Здесь подросток также имеет возможность почувствовать себя взрослым, но при помощи девиантного поведения.
Однако настоящая проблема исследования состоит в том, что сегодня практически нет четкого представления, как о работе таких организаций, так и о принципах эффективного воспитания и социализации подростка.
Цель исследования – выявить особенности современных детских организаций и их влияние на воспитание, и социализацию подростков.
Объект исследования – подростки.
Предмет исследования – современные детские организации и их влияние на воспитание, и социализацию подростков.
Задачи исследования:
1. Дать определение понятию детская организация.
2. Выявить особенности социализации подростков в подростковой среде.
3. Выявить особенности воспитания подростков в детских учреждениях.
4. Провести анализ воспитательного и социализирующего потенциала детского учреждения.
5. Дать практические рекомендации по воспитанию подростков
6. Сделать выводы по итогам исследования.
Структура работы.
Работа состоит из введения, двух глав разбитых на параграфы согласно логике исследования, заключения и списка использованных источников.
1. Понятие о детских организациях и особенностях социализации подростков
1.1. Понятие о детских организациях
Помимо неформальных течений молодежи, в стране есть и разнообразные детские учреждения. Как правило, руководство в них осуществляют взрослые люди. Остановимся на данном вопросе подробнее, ведь именно детские организации выполняют важнейшую воспитательную функцию – формируют подрастающее поколение [8].
Детское движение – это объективное движение, которое порождается обществом. У детей в определенном возрасте (в основном в 9-15 лет) появляется желание в общении со сверстниками, осуществлении совместных масштабных проектов. Детские организации создаются на основе Конвенции ООН о правах ребенка. Именно в этом документе провозглашается свобода мирных собраний и ассоциаций в качестве нормы жизни детей [1].
Результаты статистических исследований свидетельствуют о том, что в последнее время существенно растет социальная активность детей и подростков. Им нужны такие организации, которые бы в полной мере удовлетворяли их интересы, выявляли и развивали способности и таланты. Работа детской организации должна организовываться так, чтобы ребята ощущали уважение, доверие к ним со стороны наставников.
После распада комсомольской и пионерской организации, которая на протяжении нескольких десятилетий выполняла массу воспитательных задач, в нашей стране детские организации стали большой редкостью [2].
Психологи убеждены в том, что именно они в настоящее время жизненно необходимы для РФ, так как способствуют вовлечению детей в практическую деятельность, помогают им приобретать первый социальный опыт, являются средством обучения подрастающего поколения некоторым социальным навыкам.
Деятельность детской организации организуется с учетом их индивидуальных способностей и запросов родителей. Такие объединения являются прекрасным способом для формирования у ребенка гражданских качеств, без которых ему сложно будет адаптироваться в демократическом обществе [4].
Все детские образовательные организации функционируют на основе законов РФ, в частности, документов «Об образовании», «Об общественных объединениях», «О поддержке детских и молодежных общественных организаций». Среди форм общественных детских объединений выступают: организация, движение, фонд, учреждение.
Детские общественные организации представляют собой самоуправляемые и самодеятельные объединения, которые создаются с целью решения какой-то определенной задачи. Такие организации руководствуются в своей деятельности уставом или иными учредительными документами, отличаются фиксированным количеством членов, четкой структурой [3].
В России насчитывается более 200 общественных молодежных объединений и организаций различной направленности. Некоторые из них именуют союзами, лигами, ассоциациями.
На данном этапе развития детские организации стараются найти свое направление, которое было бы наиболее актуальным и рациональным в зависимости от региона.
Среди принципов можно упомянуть самоорганизацию, заключающуюся в создании и продвижении объединений снизу. Многие программы, создаваемые в детских садах и образовательных учреждениях, отличаются поисковым характером, отражают результаты коллективного и самодеятельного творчества педагогов-энтузиастов. Среди основных функций, которые выполняют общественные объединения, отмечают [5]:
вовлечение личности в общественные отношения, социализация подрастающего поколения;
продумывание жизнедеятельности, которая бы удовлетворяла в полном объеме запросам детей и родителей (законных представителей), соответствовала нравственно-эмоциональному состоянию, возрастным особенностям;
защиту свобод и прав личности от негативных воздействий социальной среды;
изменение разных влияний на личность, ее поведение (помощь в социально-нравственном становлении).
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Андреева В.С., Смирнова А.О. Подростковый возраст. История отечественного и иностранного исследования подростков. – Казань: Меридиан, 2018. – 474 с.
2. Владимиров Н.С., Корнеев Е.М. Подростковый возраст. – Воронеж: Альянс, 2017. – 522 с.
3. Дмитриев П.И., Тимофеев Г.С. Подростковый возраст. Исследователи и их подходы. – Мурманск: Полярные зори, 2017. – 389 с.
4. Жилина Е.Ю. Подростковый возраст. Развитие и совершенствование детей. – Волгоград: Пламя, 2019. – 477 с.
5. Лебедев О.М., Носов М.С. Социальные организации для подростков. Достоинства и недостатки. – Екатеринбург: Капитолий, 2017. – 476 с.
6. Медведева Н.А. Петрова М.С. Социальные организации для подростков. Роль. Место. Задачи. – Казань: Пальмира, 2018. – 432 с.
7. Пономарева Л.В., Васильева О.В. Социальные организации для подростков. Государственные и частные формы. – Новосибирск: Азимут, 2019. – 687 с.
8. Семенов О.В. Борисов А.В. Подростковый возраст и подростковый кризис. Актуальные проблемы. – Воронеж: ИД Ярус, 2019. – 531 с.
9. Смирнова А.О., Федорова Г.В., Алексеева Т.В. Социальные организации для подростков. – Чебоксары: Вершина, 2018. – 558 с.
10. Тихонова Е.Е. Теория и практика психологической помощи подростку. Справочник психолога. – Екатеринбург: Полис, 2017. – 1289 с.
11. Утина И.В., Проводина Г.П. Теория и практика психологической работы с подростками. Плюсы и минусы. – Нижний Новгород: Фара, 2018. – 623 с.
12. Фадеева А.Ю. Подростковый возраст. Вчера. Сегодня. Завтра. – Омск: СпецЛит, 2018. – 588 с.
13. Фомина О.Н., Георгиева А.В. Социальные организации для подростков в России и зарубежом. – Н. Новгород: Вектор, 2020 – 528 с.
14. Щербакова Е.В. Инновационные процессы и тенденции в образовательном процессе [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 18-21. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/97/4379/ (дата обращения: 25.03.2020).
15. Щуркова Н.Е. Жизнь и воспитание: учебное пособие / Н.Е. Щуркова. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 139 с. — (Открытая наука). — ISBN 978-5-534-12034-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: http://biblio-online.ru/bcode/457209 (дата обращения: 21.03.2020).
16. Щуркова Н.Е. Педагогика. Воспитательная деятельность педагога : учебное пособие для вузов / Н.Е. Щуркова. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 319 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06546-6. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: http://biblio-online.ru/bcode/453382 (дата обращения: 21.03.2020).
17. Щуркова Н.Е. Педагогические технологии : учебное пособие для вузов / Н.Е. Щуркова. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 232 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07402-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: http://biblio-online.ru/bcode/453381 (дата обращения: 21.03.2020).