Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Воспитание - это деятельность по передаче социального и исторического опыта новым поколениям, диалектико-материалистическое мировоззрение, высокая мораль, глубокая идеология, социальная активность, творческое отношение к действительности, высокая культура труда и поведения.
Культурные особенности могут оказывать влиение на основы воспитания детей в разных странах.
Цель данной курсовой работы заключается в исследовании особенностей воспитания детей в различных странах.
Для достижения цели следует решить следующие задачи:
1. Изучить сущность процесса воспитания;
2. Изучить особенности воспитания детей в США;
3. Изучить особенности воспитания детей в Германии;
4. Изучить особенности воспитания детей в России;
1. СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ
Воспитание - это целенаправленная и взаимосвязанная деятельность педагогов и студентов, их взаимоотношения в процессе этой деятельности, способствующие формированию и развитию личности и коллектива.
Знаменитый профессор-гуманист В.А. Сухомлинский определил воспитание с тех же позиций в книге «Разговор с молодым директором школы». «Воспитание в целом - это многогранный процесс постоянного духовного обогащения и обновления».
Лев Толстой, внесший большой вклад в становление отечественной педагогики, определял воспитание как воздействие. «Воспитание оказывает влияние на сердца тех, кого мы обучаем ... Воспитание - это воздействие одного человека на другого с целью заставить воспитываемых усвоить определенные нравственные привычки».
Иммануил Кант писал, что воспитание - это искусство улучшения человеческой души. «В воспитании заключается великий секрет улучшения человеческой натуры».
Есть и еще одна точка зрения, высказанная Г.Пойцер в учебнике «Педагогика», вышедшем под редакцией Ю.К.Бабанского в1984г. «Воспитание — это усвоение общественно значимого социального опыта».
В педагогике есть несколько определений категории «воспитание», но нет общепризнанного. Признание получило и определение Х.И.Лийметса, согласно которому воспитание — это целенаправленное управление процессом развития личности. Это очень близко к определению А.В. Мудрика и принципиально отличается от распространяемого в педагогике определения воспитания, как целенаправленной передачи социального опыта подрастающему поколению, из чего следует, что стержнем образовательного процесса, разработанного и осуществляемого усилиями учителей, является обучение - передача определенных знаний для подрастающего поколения. умения и способности.
Воспитание—процесс всеобщий. Все жизненное пространство, в котором развивается, формируется и реализует свое природное назначение человек, пронизано воспитанием.
Воспитание - это объективный процесс. Оно не зависит от степени его признания, терминологических споров и оппортунистических споров. Это реальность человека. Воспитание- это многомерный процесс. По большей части это связано с социальной адаптацией, с саморегуляцией каждого человека. В то же время другая часть проводится с помощью учителей, родителей, воспитателей. Воспитание, безусловно, отражает особенности конкретной исторической ситуации, общего состояния всего государства, в том числе системы образования. Лучший способ добиться успеха - это гуманистическая система воспитания.
Дисциплина «Методика воспитательной работы» - в традиционном понимании - тесно связана с понятием воспитания. Это прикладной раздел педагогической теории, изучающий направления и принципы, формы и методы организации воспитательной работы. Методика обучения в традиционном понимании изучает задачи и содержание конкретной воспитательной работы, планирование, методы и формы работы учителя, учащихся, родителей.
Как же отличить технологию от методики?
Между ними действительно есть сходство: методика рассказывает о деятельности учителя, приемах, принципах, условиях воспитания, а технология практически одинакова. Техника учит, рекомендует: есть такие-то техники, правила и их можно применять.
Но технологический подход к воспитанию характеризуется отличительными чертами, а именно:
- диагностика целей и умение измерить степень их достижения;
- оперативное, алгоритмическое описание процесса, деятельности учителей, всех участников образовательной деятельности;
- воспроизводимость процедур, возможность их повторения в аналогичных условиях. Точнее, технологию следует назвать проектом педагогического процесса, который описывает ее от учебных задач до проверки результатов, и чтобы ее мог использовать любой учитель-специалист.
Таким образом, выстраивается цепочка, соединяющая теорию с практикой: теория обучения - метод обучения - технология - технология - личность учителя.
Таким образом, воспитание — это и сложный процесс освоения духовного и социально-исторического наследия нации, и вид педагогической деятельности, и великое искусство усовершенствования человеческой природы, и неотъемлемая структурная часть науки — педагогика.
В работе «Два воспитания» В.О. Ключевский высказал почти безапелляционное мнение: «Образование составляется из воспитания и обучения, но эти составные образовательные процессы легче разграничиваются в психологическом анализе, чем в педагогической практике».
По мнению В.О. Ключевского, продолжением начального образования, которое обязана давать каждая семья, может служить только учебная и не ремесленная школа. «Дети, как и взрослые, воспитываются интересным трудом. Следовательно, воспитание и образование по сути одно и то же: настоящее образование воспитывает человека, и нет другого способа воспитать его », - пишет А.И. Фет в своей статье« Может ли образование быть товаром? ».
В.М. Бехтерев несколько противопоставляет образование воспитанию: «Если образование дает нам человека с эрудицией, то воспитание создает умную и активную личность». Мы считаем, что хотя образование и воспитание - две равные грани педагогического процесса, приоритет нравственного развития над интеллектуальным необходим.
В педагогике термин «воспитание» используется в нескольких смыслах. В широком социальном смысле, когда воспитание рассматривается как социальное явление, как процесс передачи накопленного культурного и исторического опыта от старшего поколения к младшему поколению.
В узком социальном смысле воспитание понимается как воздействие на учащегося различных социальных институтов с целью формирования определенных убеждений, стремлений, желаний, мировоззрения и т.д. В этом случае основную роль играют воспитательные силы общества, его социальные институты, общественные организации, средства массового воздействия.
В широкой педагогике, когда мы имеем в виду целевой учебно-воспитательный процесс в системе специальных учебных заведений. Школа изучает социальную среду и влияет на нее через человека - детей, родителей, учителей.
Процесс воспитания - это процесс формирования у человека отношения к миру, законам своего развития, самому себе, своему месту в жизни. Основа воспитательного процесса - активность и общение. Разнообразная деятельность (образование, работа, игра, спорт, искусство) развивает разные стороны личности, чтобы реализовать идею всестороннего развития человека. Поэтому необходимо вообще включить его деятельность. В деятельности усваиваются нормы общественной жизни, знания и методы познания, формируются мотивы действий, формируются взгляды и убеждения личности.
Итак, чем целесообразнее организована полезная обществу деятельность воспитанников, чем разумнее строится их общение, тем эффективнее протекает воспитательный процесс, такова его закономерность.
2. МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В США
Определяя цель гражданского образования, американские ученые подчеркивают различные аспекты, но сходятся во мнении, что школа предназначена для продвижения идеала гражданина, который понимает и принимает демократические ценности, является патриотом своей страны, уважает и соблюдает закон, знает и выполняет свои гражданские обязанности и уважает культурное разнообразие, способен активно противостоять дискриминации в любой форме проявления, заботится о национальном и мировом богатстве и разнообразии культур страны и мира .
М. Эппл и Дж. Бин определяют главную цель гражданского воспитания как подготовку и готовность молодых людей к жизни в мультикультурном обществе и мире, а также активное участие в общественной жизни и политике своей страны [8].
А. Колби считает, что целью гражданского воспитания в школе является сознательное принятие моральных, социальных и культурных ценностей каждым учеником и формирование обязательства действовать в соответствии с этими ценностями в рамках своих обязанностей и прав как члена школьного сообщества и демократического мультикультурного общества [10].
Как подчеркивает Дж. Бэнкс, текущие цели, поставленные перед школами правительством США: воспитание ответственного гражданина, помощь в профессиональном самоопределении, признание ценности своей личности, уважение к личности других, патриотизм, уважение к закону и к правительству[9].
В целом, несмотря на разную формулировку целей гражданского образования в США, в анализируемых концепциях американских ученых выделяется три группы целей: активная гражданская позиция гражданина; признание ценности человеческой личности независимо от ее личности; укрепление нравственности личности.
В настоящее время приоритетом в США является подготовка ответственного и сознательного гражданина и избирателя. Для школьного образования это означает смещение акцента с приобретения знаний и правил учащимися на формирование поведенческих навыков, присущих члену демократического и правового общества.
Поскольку большая часть гражданского развития ученика происходит в школе, многие авторы подчеркивают важность создания в школе демократической атмосферы, которая в максимально возможной степени и в соответствии с уровнем развития ученика обеспечивает ответственность и независимость действий и является одной из основных задач для успешного осуществления гражданских целей воспитания.
В Национальной Оценке Образовательного Прогресса (The National Assessment of Educational Progress) заявлены общие задачи гражданского воспитания, которые отражают его политическую, правовую, социальную, семейную направленность:
- знать структуру и функции правительства;
- знать политическую ситуацию в стране и в мире, понимать проблемы международных отношений;
- поддерживать права и свободы всех людей; заботиться о благополучии и достоинстве других граждан;
- содействие и контроль за поддержанием общественного порядка и соблюдением закона;
- стремиться улучшить реальную жизнь общества посредством активного демократического участия;
- принимать участие в дискуссиях по общественно-политическим вопросам;
- нести ответственность за развитие личности и свои действия;
- уважать и поддерживать свою семью, воспитывать своих детей как будущих граждан.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Гусинский Э., Апресян А. Этика. М., 2001. 489 с.
2. Кравченко А.И. Хрестоматия по культурологии. М., 2008. 384 с.
3. Культура народов мира / под ред. А.Н. Марковой. М., 2005. 648 с.
4. Марков В.Н. Психология типов личности, народов и эпох. М., 2003. 475 с.
5. Культурология: хрестоматия. М.: АСТ-Пресс, 2001. 578 с.
6. Волков Г.Н. Этнопедагогика. М.: Академия, 200. 176 с.
7. Би Х. Наступление половой зрелости // Би Х. Развитие ребенка. СПб., 2004. С. 181-182.
8. Гари Р. Европейское воспитание / пер. с фр. В. Нугатова. М.: Эксмо, 2004. 384 с. URL: http://militera.lib.ru/prose/foreign/gary_r/index.html 9. Традиции и воспитание детей в разных странах. URL: raznie-deti.ru 10. Борзова Е.П. История мировой культуры. СПб., 2004. 672 с.
9. Токмань М.С. Современные зарубежные педагогические концепции. Сборник научных трудов – М: Наука, образование и духовность в контексте концепции устойчивого развития, 2016 – №3 – С. –272-275.
10. Пискунов А.И.. История педагогики и образования : учебник для среднего профессионального образования — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2018
11. Савенков А.И. Педагогическая психология М:: Юрайт, 2012, С. 659
12. Дубович А. Образование в Германии в 2019 году: система и особенности URL: https://zagranportal.ru/germaniya/obuchenie/obrazovanie-v-germanii.html ( дата обращения 10.09.2019)
13. German-Guide.ru german-guide Дошкольное образование в Германии URL: https://german-guide.ru/doshkolnoe-obrazovanie-v-germanii/ (дата обращения 10. 09.2019)
14. Юшина Е.В. Реформаторская педагогика германии в исторической ретроспективе//Бишкек: КРСУ, 2013. 126 с.
15. Турыгин А.А. . Педагогика приключений в Германии: история идей и концепция Журнал Известия Волгоградского государственного педагогического университета, 2018 –5– с.21
16. Кравцева Т.В. Поликультурное образование в россии и германии. Журнал Наука о человеке, 2014 –6 – с.21
17. Афанасьева Ю.В. Роль образования в интеграции детей мигрантов (опыт Германии и России) Вестник московского городского педагогического университета. серия: философские науки , 2016 –№2– с. 67