Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность обращения к теме настоящего исследования обусловлена требованиями федерального образовательного стандарта (ФГОС) к результатам обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста. В документе сказано, что ребенок, освоивший образовательную программу, должен иметь позитивные установки к различным видам труда. В повседневной жизни труд осуществляется в рамках профессиональной деятельности взрослых. Следовательно, еще на этапе дошкольного детства важно формирование представлений о профессиях. На необходимости ознакомления подрастающего поколения с профессиональной деятельностью взрослых настаивали Е.А. Климов, В.П. Кондрашев, С.П. Крягжде, В.И. Логинова, Л.А. Мишарина, В.Н. Парамзин, Н.С. Пряжников, В.И. Тютюнник, П.А. Шавир, Д.Б. Эльконин, В.А. Ященко и др. Несмотря на обилие работ, посвященных искомому вопросу, остаются недостаточно освещенными вопросы, касающиеся формирования представлений о профессиях в старшем дошкольном возрасте. Отсюда возникает противоречие между требованиями, предъявляемыми ФГОС к уровню развития дошкольников, и наличной ситуацией развития детей. Данные обстоятельства порождают проблему: каковы организационно-педагогические условия формирования у старших дошкольников представлений о профессиях.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИЯХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста
Старший дошкольный возраст является тем жизненным этапом, когда начинается постепенная подготовка к изменению социальной позиции ребенка: совсем скоро ему предстоит пойти в школу. Ко времени поступления в первый класс он должен окрепнуть физически, быть способным управлять импульсивными побуждениями, свободно контактировать с окружающими, проявлять осознанную познавательную активность для дальнейшего освоения окружающего мира. Отсюда так важно сформировать совокупность компетенций, чтобы впоследствии ребенок мог успешно интегрироваться в группу сверстников нового коллектива и эффективно сотрудничать со школьными педагогами. Но всё это впереди. Пока же происходит совершенствование всех процессов, их качественных изменений.
Прежде всего, отметим, что в старшем дошкольном возрасте происходит бурное развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма: нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной, опорно-двигательной Ребенок быстро прибавляет в росте и весе, более гармоничными становятся пропорции его тела. Происходят существенные изменения высшей нервной деятельности. Постепенно доводятся до автоматизма основные движения в ходьбе и беге, улучшается их согласованность, заметно повышается способность к ручному труду. Благодаря большей устойчивости корпуса становится проще выполнять упражнения на сохранение равновесия. В частности, дети 6-го года жизни значительно выносливее своих младших товарищей. В деятельностном отношении воспитанники старшей группы характеризуются большей осознанностью, что заметно по мышлению.
На протяжении дошкольного возраста его развитие проходит путь от наглядно-действенного, наглядно-образного до словесно логического. Наглядно-действенное мышление развивается у ребенка с 3 – 4 лет. На основании наглядно-действенного формируется наглядно-образное мышление. К 6-ти годам начинается более интенсивное формирование словесно-логического мышления. Вместе с тем «форма наглядно-действенного мышления окончательно не исчезает» [13, с. 41]. Она переходит на более высокий уровень, как бы оставаясь в запасе. Опора на указанный тип мышления происходит при столкновении с новыми умственными задачами. К примеру, педагог вовлекает детей разных возрастов в игры познавательного характера. Если воспитанники средней и тем более младшей групп сразу приступают к решению поставленных перед ними задач, то старшие дошкольники вначале проводят предварительный анализ поступившей информации. Они осмысливают содержание задачи, затем выдвигают предположение о возможных путях решения, рассказывая о том, что хотели бы получить в итоге, и только потом действуют. Говоря иначе, возросшие возможности мышления позволяют дошкольникам абстрагироваться и сосредоточиться на причинно-следственных связях.
По своим характеристикам головной мозг ребенка 6-го года жизни в большей степени приближается к показателям мозга взрослого человека. И воспитатели, и родители замечают, что по сравнению с предыдущими этапами развития теперь дети больше интересуются окружающей действительностью, пытаясь узнать, как устроен мир, на основе каких принципов осуществляется социальное взаимодействие, каковы добавочные функции привычных им предметов. Другими словами, мышление обеспечивает познавательное развитие, которое осуществляется благодаря умению наблюдать, анализировать, сравнивать. Дети 6-го года жизни могут проводить простейшие измерения, экспериментировать с природными и рукотворными объектами, делать верные умозаключения. Одним из ярко выраженных показателей познавательного развития является умение задавать вопросы. Они возникают при непосредственном ознакомлении с какими-либо предметами и явлениями, во взаимодействии со взрослыми и сверстниками, в процессе собственных рассуждений. Предположим, зная о суточной цикличности, ребенок 6-го года жизни может задать вопрос: «Куда днем исчезают звезды с неба?». А осведомленность о цикличности движения небесных тел, подтолкнет к тому, чтобы уточнить: «Почему на небе то луна, то месяц?». На 7-м году жизни возникает потребность узнать больше о физиологии человека, и тогда примером познавательного вопроса становится такой: «Что главнее для человека – мозг или сердце?» или такой: «Когда отдыхает сердце?».
Ближе к завершению обучения в старшей группе дети начинают проявлять интерес к будущему школьному обучению. Для многих становится привлекательным решение познавательных задач, на что указывает содержание сюжетно-ролевых игр, участие в проектной деятельности, характер общения с ровесниками. У детей 6-го – 7-го года жизни уже хорошо заметна дифференциация интересов, в соответствии с чем они проявляют повышенную активность к каким-то конкретным делам. И если некая область не привлекает ребенка (например, мальчиков подготовительной группы, как правило, не интересуют цветы, в то время как их сверстницы девочки с удовольствием включаются в наблюдение за всеми стадиями роста и развития растений), то он вряд ли будет активен: «то, что удивляет, привлекает, интересует – способно разжечь огонь поиска и познавательной активности» [10, с. 26]. Все остальное не попадает в их зону восприятия.
1.2 Возможности образовательных программ для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с профессиями
Ознакомление детей с миром профессий является одной из важных задач обучения и воспитания, на что указывает содержание примерных образовательных программ дошкольного образования. В доказательства сказанного проанализируем несколько соответствующих документов. Обзор примерных программ показал, что указанная задача решается задолго до того, как воспитанники перейдут в старшую или подготовительную группы. Так, например, в программе «Вдохновение», изданной под редакцией И.Е. Федосовой, отмечается, что на протяжении всего периода дошкольного детства воспитателями проводится работа, направленная на получение у детей первичных представлений о мире профессий. Педагог самостоятельно решает, когда лучше ее начинать.
По мере накопления информации, говорится в данном документе, воспитанники смогут выполнить мини-исследования. Другими словами, это «проекты, основанные на изучении профессии родителей, знакомых взрослых: «Ученый», «Инженер», «Программист», «Летчик», «Машинист», «Водитель». Проекты предполагают различные игры в профессии, экскурсии на работу к родителям (при возможности)» [14, с. 128]. Для подготовки проектов рекомендуется приучать детей работать с материалами вторичного использования – проволокой, коробками из-под яиц, одноразовыми стаканчиками. Воспитанникам старшей и подготовительной групп необходимо показывать «молотки, пилы, отвертки, плоскогубцы, дрель» [14, с. 127] с целью «формирования позитивных установок к различным видам труда» [14, с. 93]. Как видно, разработчики программы «Вдохновение» знакомят детей не только с профессиями, но также с материалами и инструментами.
Теперь перейдем к тексту примерной образовательной программы «Истоки», разработанной под научным руководством Л.А. Парамоновой. Занимаясь обучением детей шестого года жизни, воспитатель подбирает методы и приемы, позволяющие обогащать представления дошкольников о «профессиях, профессиональных принадлежностях и занятиях людей; об отдельных процессах производства продуктов питания, одежды, предметов домашнего хозяйства; о затратах труда и материалов на изготовление необходимых для жизни человека вещей» [8, с. 88]. Параллельно происходит обогащение представлений о материалах, из которых сделаны предметы. Педагог создает условия для экспериментирования с инструментами, помогая воспитанникам освоить новые способы вырезания: «симметричное, парно-симметричное, предметное, силуэтное по контуру» [8, с. 101]. Задачи воспитания при работе с детьми седьмого года жизни связаны с расширением представлений «о профессиях взрослых» [8, с. 92], о «некоторых современных профессиях (журналист, певец, режиссер, программист)» [8, с. 93]. Представления воспитанников об орудиях труда достигают полноты при переходе в подготовительную группу. Дети «продолжают осваивать новые способы криволинейного вырезания» [8, с. 103]. Навык использования инструментов совершенствуется и в лепке: дошкольники украшают готовое изделие стекой, нанося процарапывание. Занимаясь рисованием, дети получают еще больше информации о таких инструментах, как кисти, фломастеры, гелевые ручки, пастельные и восковые мелки, уголь.
Далее обратимся к содержанию основной образовательной программы «Детский сад 2100», изданной под научным руководством Р.Н. Бунеева. В этом документе, как и в ранее проанализированном, предлагается начинать ознакомление с младенческого возраста. Взрослые, говорится в тексте программы, должны предоставить возможность ребенку экспериментировать с бумагой, красками карандашом, глиной. Благодаря использованию этих и других материалов малыш научается «понимать: дерево твердое, а ткань мягкая; воду можно лить, крупу сыпать» [5, с. 51]. Постепенно ребенок «приобретает ориентировку в таких категориях, как «кто что делает (профессии людей)», «что для чего нужно (предметы быта и труда человека)», и т.п.» [5, с. 59]. Благодаря накоплению информации в старшем дошкольном возрасте воспитанник «знает довольно много профессий (4 – 15) и необходимые для них орудия труда» [5, с. 335]. Однако настоящее использование инструментов, считают разработчики программы «Детский сад 2100», возможно только в старшем дошкольном возрасте, во-первых, потому что движения детей становятся более скоординированными, а во-вторых, действия приобретают большую осмысленность. И тогда проводится обучение «использованию опасных орудий (игла, ножницы, шило, молоток)» [5, с. 412]. Воспитанникам подготовительной группы показывают, как «выполнить простейшую вышивку» [5, с. 411].
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИЯХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Диагностика сформированности представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста
Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста, анализ образовательных программ, а также обобщение передового педагогического опыта позволили приступить к следующему этапу исследования – опытно-эмпирическому. Работа распределена на три этапа, соответствующих стадиям эксперимента: констатирующему, формирующему, контрольному. Цель констатирующего – осуществить диагностику сформированности представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: 1) выбрать и обосновать методики; 2) провести исследование; 3) интерпретировать полученные результаты. База исследования – детский сад комбинированного вида № 111 г. Томска. Дошкольная образовательная организация работает по программе «От рождения до школы». К участию в педагогическом эксперименте приглашены воспитанники детского сада, посещающие группы «Ласточка» и «Солнышко». Возраст дошкольников – от 6-ти до 7-ми лет (подготовительная группа). Общее количество – 40 человек (в обеих группах одинаковая численность). Дети из первой («Ласточка») вошли в состав контрольной группы, из второй («Солнышко») – в состав экспериментальной. Для осуществления диагностики выбраны следующие методы: беседа, наблюдение.
Беседа осуществлялась с помощью вопросов, представленных в пособии «Социально-педагогическая деятельность с семьей в дошкольном образовательном учреждении», написанном Л.И. Сайгушевой [16]. Для исследования она предложила вопросы следующего содержания: 1) Кем работает человек, которого ты видишь на картинке? 2) Где работает этот человек? 3) Что ему нужно (орудия труда) для работы? 4) С чем (материалы) работает этот человек? 5) Что получается благодаря труду такого человека? Стимулирующий материал для осуществления диагностики представлен в Приложении 1 (часть первая).
Следующая методика (она авторская) представлена в виде «перевернутой» ситуации. Ребенку предъявляются поочередно картинки (Приложение 2), на которых изображены орудия труда, используемые разными специалистами. Задача испытуемого – рассказать: а) представитель какой профессии не может выполнить свою работу без конкретных орудий труда (плоскогубцев, швейных игл, малярных кистей и проч.); б) как называются орудия труда; в) с какими материалами может работать специалист; г) что необходимо сделать для того, чтобы осуществляемые специалистом операции не были опасными для жизни (правила техники безопасности).
Метод наблюдения использован для того, чтобы определить содержание игровой деятельности дошкольников. Экспериментатор заранее раскладывает в игровом уголке следующее оборудование: наборы «Все для парикмахера», «Мастерская», «Юный автомеханик», «Ателье», «Строитель», «Кассир» «Маленький столяр», «Плотник», «Хозяюшка», «Поваренок», «Мастерица», «Все для уборки в кукольном уголке». Таких наборов должно быть столько, чтобы ребята, объединившись по два – четыре человека, смогли реализовать игровой замысел. Затем педагог зовет детей и предлагает поиграть.
Вначале проводится включенное наблюдение: поочередно экспериментатор входит в состав подгрупп, образованных детьми произвольно, и реализует взятую на себя роль. В условиях игрового взаимодействия с дошкольниками педагог смотрит, как его воспитанники используют оборудование для развития сюжетной линии, называют ли в ходе игры инструменты и материалы, обозначают ли название специалиста в зависимости от взятой роли. Спустя некоторое время взрослый выходит из игры с тем, чтобы далее продолжить наблюдение. Для чистоты эксперимента оно проводится несколько раз в течение недели.
Для определения уровня представлений старших дошкольников о материалах и рабочих инструментах нами разработаны следующие критерии:
А) высокий уровень (3 балла): ребенок самостоятельно называет представителей профессий; имеет четкие представления о содержании их труда; отчетливо понимает назначение используемых специалистами орудий труда; умеет рассказать о материалах, служащих основой для изготовления продуктов труда (по конкретным профессиям); объясняет элементарные правила безопасности для каждой профессии;
Б) средний уровень (2 балла): ребенок самостоятельно называет представителей большинства профессий; в общих чертах знает, чем занимаются такие люди; понимает назначение используемых орудий труда, но затрудняется вербализовать свои представления об этом; с незначительной поддержкой взрослого умеет рассказать о материалах, служащих основой для изготовления продуктов труда; объясняет элементарные правила безопасности для каждой профессии с помощью взрослого;
В) низкий уровень (1 балл): ребенок самостоятельно называет не более трети представителей каждой профессии; имеет слабые знания о содержании их труда; не понимает назначение используемых специалистами орудий труда; с большим трудом рассказывает о материалах, служащих основой для изготовления продуктов труда, постоянно нуждается в помощи взрослого; не может объяснить даже с помощью взрослого элементарные правила безопасности для каждой профессии.
2.2 Описание опыта формирования представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста
Поиск методических путей, направленный на изменение положения в группе, позволил организовать формирующий эксперимент. Его цель – создание организационно-педагогических условий для повышения уровня представлений старших дошкольников о профессиях. К участию были приглашены воспитанники экспериментальной группы. Организация работы осуществлялась по трем направлениям: 1) обогащение знаний педагогов о формах и методах формирования у детей представлений о профессиях, 2) консультирование родителей по воспитанию, направленному на развитие у их детей представлений о профессиях, 3) обучение дошкольников.
На первом этапе проведен педагогический совет, на котором оглашены результаты диагностики детей. В процессе обсуждения проблемы сделан вывод о рассогласованности действий представителей двух социальных институтов – детского сада и семьи. В ходе осуществления коллективной рефлексии воспитатели сошлись во мнении о том, что повышении квалификации должно быть не только заботой образовательной организации, но и насущной необходимостью личности. Исходя из этого, запланирован ряд семинаров-практикумов, посещение открытых занятий педагогов из других детских садов, занятия по самообразованию.
На втором этапе проведено родительское собрание, где также были оглашены результаты диагностики по группе. Обсуждая проблему, взрослые попытались отыскать причину. Как и воспитатели, родители тоже пришли к выводу о том, что необходимо тесное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса для выработки общих подходов к проведению работы по ознакомлению старших дошкольников о профессиях. Спустя две недели проведено второе собрание, на котором родителям даны рекомендации, суть которых заключалась в подготовке семейных проектов по общей для группы теме «Все профессии важны, все профессии нужны». Продуктом может быть сшитое или связанное изделие, скворечник, кулинарное блюдо, техническая модель из металлического конструктора, мини-огород из злаковых или луковичных культур и проч. Кроме того, рекомендовано посещение мастер-классов, которые периодически устраивают во время праздничных мероприятий (демонстрируется процесс изготовления какого-либо изделия). Также родителям был рекомендован список художественной литературы, мультипликационных фильмов, детских песен, игр с предметами. Например, настольно-печатные: «Найди два одинаковых инструмента», «Из чего построить?», «Что нужно садовнику для работы?», «Отгадай профессию по инструментам и материалам», «Четвертый лишний».
На третьем этапе организована работа с детьми. Она осуществлялась с использованием словесных, наглядных, игровых и практических методов. Так, говоря о словесных, прежде всего, назовем произведения художественной литературы: «Как рубашка в поле выросла» К. Ушинского, «Волшебная иголочка» В. Осеевой, «Когда я вырасту, я буду строить дома» А. Корзоватых, «Ситцевая улица» Е. Жуковской, «Хозяин зубастой машины» И. Дворкина, «Красный башмачок» И. Кирпичниковой, «Часовых дел мастера» А. Сухоруковой, «Гроздь винограда», В. Неелова, «Скатерть-самобранка» Ю. Крутогорова, «Мастерица» С. Погорельцева, «Чем пахнут ремесла» Д. Родари.
Для закрепления в речи названий профессий, используемых специалистами инструментов и материалов использовались скороговорки: 1) Ткет ткач ткани на платки Тане; 2) Клим, колоти клин; 3) Краб крабу сделал грабли. Подал грабли крабу краб: сено граблями, краб, грабь; 4) Забыл Панкрат Кондратьев домкрат, а Кондрату без домкрата не поднять на тракте трактор; 5) Пришел Прокоп, кипел укроп, ушел Прокоп, кипел укроп. Как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп; 6) Косарь Касьян косой косит косо. Не скосит косарь Касьян покоса; 7) Щипцы да клещи – вот наши вещи. Для развития эмоционального отношения к профессиям, запоминания названий орудий труда специалиста и материалов, применяемых в изготовлении изделия, подобраны загадки, представленные в Приложении 3.
Используя наглядные методы, мы познакомили старших дошкольников с содержанием презентаций, мультипликационных фильмов из серии «Калейдоскоп Профессий», «Кем быть?», «В мире профессий», «Все профессии важны» и др. Аудио контент позволил разучить с детьми песни «Марш пожарных», «Кем стать», «Всем на свете нужен дом», «Песня лесника»», Парикмахер» и др. Обратим внимание и на игровые методы. Например, в дидактической игре «Собери набор повара» дети должны из множества разнообразных предметов выбрать игрушечную посуду и столовые приборы, а также куклу в соответствующей одежде. Аналогичные игры: «Кто здесь был и что забыл», «Картинки-половинки», «Соберем ящик с инструментами», «Из чего сделано?», «Ателье» и др.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В рамках настоящего исследования предпринята попытка теоретически обосновать и подтвердить эмпирическим путем эффективность формирования представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста. Ориентируясь на указанный целевой ориентир, проанализировали содержание методических пособий, нормативно-правовых источников (ФГОС, примерных образовательных программ дошкольного образования), публикаций в психолого-педагогических изданиях. Был сделан вывод о возможностях образовательных программ для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с профессиями.