Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Нравственное воспитание подрастающего поколения является одной из основных задач в общеобразовательной школе.
Нравственное воспитание - воспитательная деятельность школы и семьи, имеющей целью формирование устойчивых нравственных качеств, потребностей, чувств, навыков и привычек поведения на основе усвоения идеалов, норм и принципов морали, участие в практической деятельности.
Задача учителя - создавать всей системой средств воспитательного воздействия такие нравственные отношения, при которых бы ребенок переживал удовольствие от того, что он своими поступками, своим поведением приносит радость людям, творит добро для них. Это - азбука нравственного воспитания.
§1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
Сегодня проблема нравственного воспитания приобретает все большую актуальность. В условиях дегуманизации общественных отношений, подчинение их потребностям рынка, потери воспитательных идеалов, отчуждение людей друг от друга важным является поиск эффективных форм, методов и средств нравственного воспитания детей.
В настоящее время перед национальной системой воспитания в нашем государстве встают качественно новые задачи, требующие практического преобразования системы образования. Учитывая это, современные ученые отмечают необходимость формирования у личности общечеловеческих моральных качеств.
Научная проблема нравственного воспитания содержательно опирается на понятие «мораль», «нравственность». Для того чтобы очертить главное содержание процесса нравственного воспитания, нужно обратиться к отечественной традиции толкования этого понятия.
Понятия «мораль» и «нравственность» (от лат. mor, moris – нрав, нравы, обычаи) как совокупность норм поведения, общения и взаимоотношений, которые приняты в социуме, имеют фундаментальное значение для теории нравственного воспитания [Дашков А.А. Моральное воспитание в истории педагогики // Учитель. – 2016. - №2. – С.11-15.; 12]. Мораль является одной из форм общественного сознания, системой представлений, взглядов, ценностных ориентаций, норм, регулирующих деятельность людей. По выражению А.Павловской, мораль является совокупностью ценностей, которые ориентируют людей в практических отношениях. Это идеалы, нормы, принципы, взгляды на добро и зло, смысл жизни, на достоинство, на честь, на всю систему отношений личностного и общественного.
По мнению И. Беха, нравственность является «формой общественного сознания в отношении двух сфер – мира людей и мира вещей – может выступать и как субъект-субъектное, и как субъект-объектное отношение». Поэтому, в нашем определении, нравственность несет в себе моральные ценности и идеалы, отражающие уровень развития отдельного человека и народа в целом. Будучи ядром личности, нравственность определяет характер жизненной позиции человека и результаты его деятельности.
Термин «нравственное воспитание» в педагогической науке является широко используемым, но не имеет «четкой определенности», на что указывал И. Бех. Так, ученый объяснял, что воспитательную технологию отождествляют с воспитательными методами, а введение этого понятия считают данью моде [Бех Й.Д. Психологические основы нравственного развития личности. – К.: 2014. – 73с.; 42].
Анализируя методологические основы проблемы нравственного воспитания личности, мы обращали внимание на совокупность исходных философских, педагогических, этических и эстетических идей, которые нашли проявление в основных тенденциях относительно трактовки сущности нравственного воспитания: антропоцентричной, теоцентричной, социоцентрической. Такую классификацию мы находим у А.Вишневского и В.Белоусовой. По мнению О.Вишневского, антропоцентричная тенденция основывается на системе ценностей веры в Человека – без Бога; теоцентричная тенденция характеризуется верой в существование Высшего Абсолюта, «что воплощает идеал Добра»; особенность социоцентрической тенденции в нравственном воспитании заключается в том, что она опирается на «заказ вождей», согласно нуждам идеологии, и определяется общественными условиями, нормами и принципами, которые формируются или являются принятыми в данном обществе.
§2. МЕТОДЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
Нравственное воспитание, как и любое направление воспитательной работы с детьми возраста, предполагает использование системы приемов, методов, операций познания особенностей их мировоззрения, мышления, поведения и целенаправленного воздействия на них. Поэтому педагогика имеет в своем арсенале универсальные и специфические методы. Они используются в зависимости от конкретной педагогической ситуации: возраста, уровня развития детей, особенностей общества, его стратификационных групп, в которых ребенок растет и воспитывается и т. д.
Методы нравственного воспитания - методы педагогического взаимодействия, с помощью которых осуществляется формирование личности в соответствии с целью и задачами нравственного воспитания и возрастными особенностями детей [Яровская А. Как воспитать высоконравственную личность / Семья и школа. – 2019. - № 8. – С. 29-32; 30].
К наиболее распространенным методам нравственного воспитания относятся методы формирования нравственного поведения, методы формирования нравственного сознания, методы стимулирования нравственных чувств и мотивов поведения.
Методы формирования нравственного поведения. Данная группа методов направлена на выработку опыта поведения в соответствии с моральными нормами и правилами. Среди них выделяют следующие методы:
а) практическое вовлечение ребенка в реализацию конкретных правил поведения. Начиная с раннего возраста детей приучают соблюдать режим сна, питания, активной деятельности, правила общения и коллективного сожительства. Использование данного метода ориентировано на организацию жизни ребенка в соответствии с требованиями, а также на постоянное поддержание его поведения в соответствии с этими требованиями;
б) отображение и объяснение. Они активно используются в воспитании культуры поведения, навыков коллективных взаимоотношений и тому подобное. Детей систематически и в разных жизненных ситуациях учат определенным способам поведения: поздороваться, вежливо попросить об одолжении, поблагодарить, позаботиться об игрушках, учебном материале и т. д.;
в) пример поведения взрослого. Организуя различные виды деятельности детей, учитель устанавливает четкие правила, объясняет их детям и убеждает их в том, что соблюдение определенных правил является важным условием их успеха;
г) овладение нравственными нормами в совместной деятельности. Особенность этого метода заключается в том, что дети усваивают определенные нравственные нормы вроде бы спонтанно, без учителя, но в совместной с ним деятельности родителей. Они сами приходят к выводу, что соблюдение определенных стандартов является необходимым условием успешной деятельности, достижения положительного результата, хороших отношений в семье и в коллективе.
г) упражнения в нравственном поведении. Суть метода заключается в создании педагогом особых условий для воспитания детей в соответствии с нравственными нормами. Для этого следует позаботиться о том, чтобы создаваемые им ситуации были не искусственными, а близкими к жизни, знакомыми ребенку. Для этого используются различные задания, которые усложняют в зависимости от возраста детей [Козлов З.П. Воспитание нравственного сознания школьников. – К.: 2015. – 231с.; 129].
Использование методов формирования нравственного сознания направлено на усвоение нравственных идей и нравственных понятий. Это делается с помощью следующих методов:
а) разъяснение конкретных моральных норм и правил. Говоря о них, учитель должен быть доступным по форме и содержанию, раскрывать суть конкретных норм и правил, демонстрировать, что приводит к их игнорированию. Важно проиллюстрировать это сюжетами фильмов, сказок и тому подобного;
б) внушение моральных норм и правил. Этот метод основан на склонности ребенка к подражанию и высокой эмоциональности. Особого внимания требуют робкие, замкнутые дети, применение внушения, по отношению к которому можно поддержать их стремление к активному поведению, пробудить веру в собственные силы.
§3. ПОНЯТИЯ И ЗАДАЧИ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Трудно назвать что-то более важное для человека, чем его взаимоотношения с другими людьми. От характера этих взаимоотношений многое зависит в нашей жизни: настроение, моральное самочувствие, работоспособность и тому подобное. Отношения с окружающими дают возможность видеть смысл своего существования, осознавать себя как частицу человеческого общества. Человек, как общественное существо, немыслим вне взаимоотношений с другими людьми. Именно благодаря общению и определенным взаимоотношениям, которые складываются в процессе этого общения, человеческий индивид становится личностью, которая способна осознавать не только других, но и саму себя, сознательно и активно регулировать собственную деятельность и поведение, влиять на окружающих, учитывать их стремления, интересы [Архангельський Н.В. Нравственное воспитание. – М.: 2013. – 382 с.; 134].
Основу нравственного воспитания составляет этика (от греч. еіпіка – привычка, обычай) – философская наука о морали, ее природе, структуре и особенности происхождения и развития моральных норм и взаимоотношений между людьми. Она исследует нравственные категории, в которых воплощены моральные принципы, нормы, оценки, правила поведения. Совокупность этических проблем охватывают вопрос о том, как должен поступать человек (нормативная этика), а также теоретические вопросы о происхождении и сущности морали.
Характерной особенностью нравственного становления личности является учет ее менталитета (ментальности) – специфического мировосприятия, мироощущения, мировоззрения, видения мира и себя в мире, национального характера, которые производятся под влиянием многовековых культурно-исторических, геополитических, природно-климатических факторов.
Дисциплинированность, организованность – существенные признаки нравственной воспитанности и культуры человека. Основой дисциплины является сочетание методов убеждения с целью формирования сознания и разумной требовательности. Это существенная предпосылка для овладения умением и привычками нравственного поведения. Основные качества нравственности формируются в раннем детстве на основе так называемого «социального наследования». Решающей в этом является роль родителей: их поведение, целенаправленное воздействие на личность ребенка.
Особенно важно задействовать в моральном воспитании возможности всех социальных институтов: [Калюжный А. А. Роль учителя в нравственном воспитании школьников. - Москва, 2018. – 157 с.; 71]
- семьи, целенаправленное влияние ее на формирование нравственных ценностей ребенка;
- педагогическую деятельность воспитательных учреждений;
- образовательно-воспитательную деятельность общеобразовательных учебно-воспитательных учреждений (школ, лицеев, гимназий);
- деятельность профессиональных учебно-воспитательных заведений (профессионально-технических училищ, высших учебных заведений);
- средств массовой информации (радио, телевидение, кино, газет и др.);
- деятельность художественных заведений (театров, музеев, консерваторий, клубов, домов культуры и т. п.);
- социально-производственную деятельность граждан на предприятиях, в организациях.
§4. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ВОСПИТАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Процесс обучения осуществляется с использованием разнообразных методов, приемов и средств. Под методами воспитания понимаются методы воздействия педагогов на учащихся и организации их деятельности. Методы нравственного воспитания выступают как способы и средства формирования нравственного сознания, развития нравственных чувств, формирования навыков и привычек поведения.
Методы воспитания - это отдельные действия, направленные на достижение поставленной цели. Основным методом, с помощью которого учитель направляет и организует деятельность ребенка, обычно являются задачи, которые он ставит перед ребенком. Для их эффективности они должны быть внутренне восприняты ребенком, что и определяет смысл задания для него. Если мотивация заданий не обеспечивается учителем, то их внутреннее содержание для ребенка может резко отличаться от его объективного содержания и от плана учителя [Критерии нравственной воспитанности младших школьников: книга для учителя / под ред. Д. Беха. - М.: Школа, 2017. - 120 с.; 59].
Традиционные методы нравственного воспитания ориентированы на обучение учащихся правилам и правилам жизни. Однако часто возникают условия достаточно сильного внешнего контроля. Важным показателем формирования нравственных качеств личности является внутренний контроль, действие которого иногда приводит к эмоциональному дискомфорту, неудовлетворенности собой, если нарушаются проверенные личным опытом правила жизни. Внутренний контроль формируется за счет активной деятельности ребенка в интеллектуальной, двигательной, эмоциональной и волевой сферах. Готовность подчинять свои мотивы идеям и знаниям культуры человеческого существования повышает самооценку личности, развивает чувство собственного достоинства.
Сформированные управленческие навыки способствуют успешному развитию нравственных качеств личности в процессе обучения и воспитания. Педагогический смысл работы по воспитанию нравственных ценностей младшего школьника состоит в том, чтобы помочь ему перейти от элементарных поведенческих навыков к более высокому уровню, где требуется самостоятельное принятие решений и нравственный выбор. В педагогической литературе описано множество методов и приемов нравственного воспитания.
Например, методы воздействия можно разделить на два класса:
- влияет, создает нравственные установки, мотивы, установки, формирует идеи, понятия, представления;
- влияния, которые создают привычки, определяющие определенный тип поведения.
§5. РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ И УЧИТЕЛЯМ ДЛЯ УСПЕШНОГО НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА
В младшем школьном возрасте необходимо привить детям простые нормы нравственности. Без таких черт, как трудолюбие, добросовестное отношение к своим обязанностям, уважение и чуткость к окружающим, честность, скромность, вежливость не может быть и речи о выработке более сложных моральных норм и качеств человека. Учителю начальной школы очень важно присмотреться ко всем возможным проявлениям моральных качеств каждого ребенка и определить методы влияния на их формирование. Особое внимание надо обратить на воспитание у детей любви и уважения к своим родителям, родным, любви к родному краю, Родине.
Процесс усвоения моральных знаний детьми младшего школьного возраста зависит от обучения их правильному восприятию ситуации, адекватной оценке нравственных поступков, пониманию нравственных мотивов.
Педагоги и психологи советуют:
- учитывать возрастные психологические особенности нравственного развития ребенка;
- занимать устойчивую моральную позицию в организации воспитательного процесса, при оценке поведения ребенка;
- четко осознавать ценности, предлагаемые детям, и придерживаться их.
Именно родители должны стать образцом модели поведения, которую они пытаются сформировать у ребенка. Если они хотя, чтобы их ребенок проявлял заботу о других, умел отличить хорошие поступки от плохих, будут для него примером.
Кроме того, очень важным для морального воспитания является общение с ребенком, обсуждение конкретных поступков с точки зрения морали. Здесь мы можем говорить о том, что учась анализировать, делать выводы о хороших поступках, ребенок начинает приобретать необходимые моральные знания.
Но знания должны обязательно проходить через эмоциональную сферу, переживаться. Только тогда, когда знания станут эмоционально отражены, они превратятся в мотивы поступков, станут стимулами действий.
Учителям и родителям необходимо позаботиться о создании условий для возникновения тех чувств, которые необходимы для настоящего сопереживания другому человеку, стремления оказывать помощь. Одних лишь знаний недостаточно для того, чтобы они управляли поведением ребенка.
Отечественные и зарубежные исследователи выяснили, что значительное влияние на формирование нравственности младшего школьника имеет использование различных видов искусства (живопись, скульптура, театр, литература, кино).
Эмоциональные переживания, полученные через приобщение к прекрасному, надолго остаются в памяти ребенка и превращаются в мотивы поведения, облегчая процесс формирования убеждений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Нравственное воспитание младших школьников есть одно из самых сложных, потому что объектом труда являются тончайшие сферы духовной жизни личности, а формирующийся, – разум, чувства, воля, убеждения, самосознание. Влиять на эти сферы можно только так же – умом, чувством, волей, убеждением, сознанием. Глубинная сущностная связь между социальностью, духовностью и нравственностью как продуцируемыми человеком явлениями, не позволяла пренебрегать формированием нравственных и духовных добродетелей. Так же и чрезмерное увлечение нравственными идеалами и ценностями в воспитании без учета социальных координат может превратиться в скучное и бесплодное морализаторство. Формирования внутреннего, духовного мира младшего школьника без оглядки на социальные реалии его жизни несет в себе опасность социальной неадекватности, одиночества, бегства в мир идеальных иллюзий, потери жизненной силы.