Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования. Современный этап характеризуется заметным ростом заболеваемости и смертности населения, невзирая на достижения медицины, совершенства технических средств диагностики и лечения болезней. Известно, что уровень здоровья человека напрямую зависит от различных факторов: социально-экономических, экологических, наследственных, деятельности системы здравоохранения. Но, по данным Всемирной организации здравоохранения, он только на незначительную долю связан с последним фактором, при этом в определенной степени обусловлен генетическими факторами, на четверть его определяют экологические условия и на половину – все зависит именно от условий и образа жизни человека. Отсюда следует, что первостепенная роль в сохранении и формировании здоровья все же принадлежит именно самому человеку, его ценностям, его образу жизни, его установкам на здоровье, степени гармонизации его внутреннего мира и отношений с окружением. В связи с этим в качестве первостепенной задачей для повышения уровня здоровья обязательно должна быть сознательная, целенаправленная работа самой личности по восстановлению и постепенному развитию жизненных ресурсов, по принятию на себя ответственности за собственное здоровье, а также превращению здоровый образ жизни в потребность.
Проблема исследования заключается в том, что здоровье подрастающего человека – это проблема в настоящее время не только социальная, но также и нравственная. Ребенок сам должен уметь быть не только здоровым, но и правильно воспитывать в будущем здоровых детей. На сегодняшний день у младших школьников, как и у населения страны в целом, преобладает пренебрежительное и безответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих; весьма низок уровень восприятия проблем здоровья как личностно значимых для него.
Таким образом, очевидно противоречие между потребностью государства и общества в здоровых людях, способных на сознательном уровне заботиться о сохранении и укреплении своего здоровья, пропагандировать идеи здорового образа жизни и передавать эти идеи последующим поколениям, и недостаточной разработанностью психолого-педагогических средств формирования такого рода способностей у младших школьников.
Ученые, методисты работающие в этой области: Е.Л. Вишневская [Вишневская Е.Л. Программа гигиенического обучения и воспитания школьников, формирование норм и навыков здорового образа жизни. – М., 2017. – 198 c.], В.П. Губа [Губа В.П. Возрастные основы формирования спортивных умений у детей в связи с начальной ориентацией в различные виды спорта: автореф.... дис. д-ра пед. наук. – М., 1997. – 50 с.], В.И. Коваленко [Коваленко В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе.1-4 классы.– М.: ВАКО, 2018. – 124 с.], А.Г. Сухарев [Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. – М.: Медицина, 2014. – 270 с.] и др.
Цель исследования: определить условия, направленные на формирование представления о здоровом образе жизни у младших школьников.
Объект исследования: процесс формирования представлений о здоровом образе жизни у младших школьников.
Предмет исследования: условия, способствующие формированию представлений о здоровом образе жизни у младших школьников.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу для выявления сущности категории «здоровый образ жизни».
2. Определить возрастные особенности детей младшего школьного возраста, способствующие формированию здорового образа жизни.
3. Выявить наиболее эффективные условия (формы, методы, приемы, способы), способствующие формированию здорового образа жизни у младших школьников.
4. Подобрать диагностические методики для определения уровня сформированности представлений о здоровом образе жизни у младших школьников.
5. Сформулировать ряд рекомендаций для педагогов и родителей по формированию представлений о здоровом образе жизни у младших школьников.
Методы исследования:
Теоретические
1. Теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме здорового образа жизни.
Практические
1. Тестирование учащихся.
2. Анкетирование учащихся.
3. Анализ творческих работ учащихся - сочинение.
4. Наблюдение за учащимися.
5. Анкетирование учителей.
6. Анкетирование родителей.
7. Статистическая обработка данных, полученных, в результате проведения эксперимента.
§1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»
Здоровье, самое главное, что есть у человека. Это самое дорогое, ценное, и не всегда возвратимое. Именно поэтому важно и нужно поддерживать здоровый образ жизни с малых лет. Учитель формирует «фундамент» ребенка, основывает ему основные правила и нормы образа жизни. Подробней рассмотрим, что такое здоровье, какие правила нужно соблюдать для того, чтобы не подвергнуться окружающей среде, то есть не нарушить своё здоровье, которое будет очень сложно, а иногда даже невозможно восстановить. Итак, рассмотрим определения, что из себя представляет здоровый образ жизни.
Изучение научной литературы показало, что при трактовке понятия «здоровый образ жизни» выделяются различные подходы, которые нередко являются диаметрально противоположными по своей сути. В этом отношении исследователями Ю.К. Плетниковым и В.Н. Шевченко [Плетников В.К., Шевченко В.Н. Исследования в области исторического материализма // ОНС. – 2015. – № 2. – С. 63−66; 64] указывается, что до сих пор теоретические основы данной проблемы являются недостаточно разработанными, что актуализирует необходимость углубления представлений о сути образа жизни, и оценки, существующих по этому вопросу позиций. Достаточно распространенной является позиция, согласно которой под образом жизни следует подразумевать некий особый сплав форм жизнедеятельности, а также важнейшие ее условий. В рамках данного направления Н.А. Свиридов [Свиридов Н.А. Валеология человека: здоровье – любовь – красота. – СПб.: Петрогр. и Ко, 2016. – 301 с.; 32] «образ жизни» понимает в качестве особой совокупности форм деятельности, которые взяты в их неразрывном единстве с условиями этой деятельности. Данное определение взято за основу в курсовой работе. Аналогичной позиции придерживается также и исследователь И.В. Бестужев-Лада [Бестужев-Лада Н.В. Прогнозирование образа жизни. – М.: Наука, 2016. – 320 с.; 55]. Под образом жизни данный исследователь понимает определенную совокупность форм жизнедеятельности отдельного индивида либо социальной группы, а также общества в целом – то есть форм, которые взяты непосредственно в их органическом единстве с конкретными условиями. Сравнение позиций указанных нами авторов позволяет сделать вывод, что с их точки зрения образ жизни охватывает собой не все имеющиеся условия жизнедеятельности индивидов, а исключительно наиболее существенные. Таким образом, понятие «образ жизни» представляет собой реализацию всех имеющихся в жизнедеятельности индивидов условий, но это вовсе сами условия.
По мнению О.А. Бутакова [Бутакова О.А. Определение состояния здоровья человека в конкретных экологических условиях. – Н. Новгород, 2017. – 120 с.; 31] важно обязательно образ жизни отличать от детерминирующих его обстоятельства. В его понимании образ жизни от условий жизнедеятельности отличается тем, что в первом понятии заложена конкретная жизнедеятельность отдельных лиц. Поэтому рассмотрение различных предпосылок образа жизни само по себе не позволяет характеризовать сам образа жизни. На современном этапе широкое распространение получает трактовка образа жизни в качестве некоего проявления социального в индивидуальном. В качестве примера можно отметить позиции А.В. Колбанова [Колбанов В.В. Валеология: основные понятия. – СПб.: Деан, 2017. – 365 с.; 25] и В.В. Маркова [Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней: учеб. пособие. – М.: Академия, 2017. – 318 с.; 55], которые при рассмотрении данной категории подчеркивают, что образ жизни – это особое присвоение индивидом окружающего мира, некий способ реализации имеющихся у него возможностей и одновременно предоставляемые индивиду окружающим миром, наконец, особая форма его проявления в жизнедеятельности отдельной личности. Из этого указанные исследователи делают выводы, что понятие «образ жизни» можно понимать как способ проявления в индивидуальном социального, а, следовательно, при рассмотрении перехода к индивидуального от социальному оно обязательно приобретает категориальный статус. С позиции других авторов категории «образ жизни» выражает собой способ и форму активного присвоения человеком общественных условий его жизни [Степанов А.Д., Изуткин И.Д. Критерии здорового образа жизни и предпосылки его формирования // Врач.– 2017. – № 3. – С.26-28].
Первоначальное представление о здоровом образе жизни получить можно только с опорой на все многообразие знаний о данном явлении и процессе, что предусматривает реализации основных принципы комплексного подхода [Звездина М.Л. Разнообразие научных подходов к формированию здорового образа жизни // Научный диалог. 2013. № 8(20): Педагогика. С. 8–23. [Электронный ресурс]. – http://cyberleninka.ru/article/n/raznoobrazie-nauchnyh-podhodov-k-formirovaniyu-zdorovogo-obraza-zhizni-obuchayuschihsya].
В современных исследованиях предпринимались не раз попытки дать комплексное определение анализируемого нами понятия. В.А. Троянский [Троянский В.А. Методологические аспекты комплексного исследования проблемы здорового образа жизни // Вопр. философии. – 2014. – № 4. – С. 54 - 57; 55] указывает в этом плане, что наиболее продуктивными при определении понятия «здоровый образ жизни» выступать могут социолого-экономический и мировоззренческий аспекты рассматриваемой проблемы.
В.А. Еременко [Еременко В.А. Образ жизни и здоровье человека // Всеобуч. –2015. – № 5. – С. 14-16] указывает на важность условий гармонизации социального и биологического при построении характеристики здорового образа жизни либо же возможных отклонений. Аналогичной позиции придерживаются A.M. Изуткин, В.П. Петленко, Г.И. Царегородцев [Изуткин A.M., Петренко В.П., Царегородцев Г.И. Социология медицины. – Киев, 2015. – 328 с.; 121], подчеркивая в качестве немаловажной стороны ЗОЖа гармоничность в осуществлении индивидом своих социально-биологических функций. При этом подчеркивается, что данная гармоничность обуславливается соответствием физического и духовного развития человека, его мыслей и совершаемыми им поступков, наконец, идеалов и реальной действительности. Естественными и наиболее существенными предпосылками гармоничности в этом случае обозначаются такие, как: 1) специфика нервной системы индивида, 2) возраст человека, 3) его конституциональные признаки, 4) имеющиеся у него способности и др. Немаловажным в этом плане является то, что в процессе социализации человека все обозначенные выше признаки чаще всего приобретают некие особые интегративные свойства, которые способны отражать степень гармонизации отдельного человека непосредственно с условиями его жизнедеятельности либо же наоборот, показывающие имеющиеся у человека различные отклонения, в первую очередь, это в состоянии здоровья, что обуславливает возникновения у индивида несоответствия между его направленностью деятельности и условиями самой деятельности.
В целом можно указать, что концепция ЗОЖ во многих аспектах обладает регулятивным характером и может при этом интегрироваться на современном этапе с регулятивными аспектами разных наук. Кроме этого, по мнению А.М. Плещева [Плещев А.М. Главные составляющие здорового образа жизни // Вестн. Шадринск. гос. пед. ун-та. – 2018. – № 3. – С. 39 – 42; 40] ЗОЖ позволяет индивиду осуществить в своей жизнедеятельности определенный моральный выбор жизнедеятельности с обязательном учетом своих индивидуальных медико-социально-психологических особенностей. Одновременно в этом плане важны и мировоззренческое познание человека, его интересы, потребности и сформированные у него ценностные установки, в совокупности своей являющиеся значимой предпосылкой для понимания индивида с различных позиций изучения.
В свою очередь в рамках личностно-деятельностной концепции важные для нашего исследования понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни», по своей смысловой нагрузке, совпадают, поэтому под здоровым человеком понимается тот индивид, который гармонично развивается, ориентирован в своей жизнедеятельности на решение общественно значимых задач, показывает в своих взглядах и устремлениях зрелую жизненную позицию. Исследователь М.И. Плугина [Плугина М.И. Детерминанты формирования культуры здоровья личности на этапе юности // Общество и личность: гуманистическая идея в теории и практике: материалы Всерос. науч.-практич. конференции с междунар. участием (18-19 нояб. 2016 г.). – Ставрополь: Изд-во СтГМУ, 2016. – С.203-208; 204] при рассмотрении обозначенной концепции замечает, что если под здоровьем понимать процесс гармонического саморазвития личности, тогда возникает необходимость возведения его усилиями самой личности на особый исходный базис, являющимся преобразованным социальными явлениями.
Все рассмотренное нами выше позволяет заключить, что понимание ЗОЖ напрямую зависит именно от реального участия индивида в формировании своего здоровья и культурно-поведенческой деятельности. Ведь именно культурно-поведенческая деятельность предопределяет необходимость ведения здорового образа жизни, стремление человека вносить положительные преобразования в природные и социальные аспекты своей жизни и жизни окружающих, стремление к гармонии социально-природного характера, проявляющегося именно в человеческом здоровье в его широком понимании.
Нашедший свое отражение методологический подход к трактовке понятия «здоровье» и выдвижения принципов ЗОЖ в монографии А.Г Щедриной [Щедрина, А.Г. Понятие индивидуального здоровья – центральная проблема валеологии. – Новосибирск, 2017. – 243 с.], актуализирует в качестве основных аспектов проблемы здоровья – то есть сочетания в человеке биологического и социального с позиции здоровья, развитие и саморазвитие человека. Важным в этом случае называется состояние генофонда, окружающей среды, образ жизни человека именно в широком смысле этого слова, отношение к привитию человеку ЗОЖ. Также, согласно мнению А.Г. Щедриной, на современном этапе развития медицинской науки и практики, все более значимыми становятся задачи по более пристальному рассмотрению структуры здоровья, выявлению роли в его формировании социально-биологических предпосылок. Данное определение взято за основу в курсовой работе. В концепциях Н.П. Абаскаловой [Абаскалова Н.П. Системный подход в формировании здорового образа жизни субъектов образовательного процесса (школа-ВУЗ): монография. – Новосибирск: НГПУ, 2018. – 316 с.], социальное – это именно тот целостный и интегрирующий фактор, который: 1) способен ограничивать биологическое, 2) активным образом способствует процессу совершенствования природных задатков личности.
Для конкретизации ЗОЖ весьма важно обозначить, по мнению А. Калягина [Калягин А. Составляющие здорового образа жизни // ОБЖ. – 2015. – № 7. – С. 15 – 18; 16], ряд критериев, свойственных для него. Во-первых, это гигиеническая культура поведения индивида, оптимальный физиологический режим его деятельности, достаточная и рациональная двигательная активность, не имение или же отказ от вредных привычек, сбалансированное и рациональное питание, качественный отдых, который восстанавливает силы, максимально полезные формы досуга и др. Кроме этого ЗОЖ – это неспецифическое средство оптимизации основных параметров жизнедеятельности человека. Именно ЗОЖ помогает человеку трудиться или учиться на полноценном уровне, качестве, активно и с самоотдачей выполнять ряд других функций. ЗОЖ для человека обязательно должен быть одним из наиболее эффективных средств, позволяющих повышать продолжительность жизни человека, а в ее рамках – немаловажным средством для увеличения активного периода жизни индивида; формировать у него разумных потребностей, признанных в данном обществе ценностных установок.
Таким образом, резюмируя все выше нами сказанное, укажем, что здоровый образ жизни – это конкретное проявление в гармоничном единстве общих, особенных, а также ряда единичных (то есть социальных, психических, биологических) свойств, определенных характерных для индивида, обусловленных окружающей индивида социальной и экологической среды.
Изучив категорию «Здоровый образ жизни» школьников, необходимо
рассмотреть психолого-педагогические особенности личности учеников в системе профориентации.
§2. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Проанализировав точки зрения таких психологов как В.И. Коваленко [Коваленко В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе.1-4 классы.– М.: ВАКО, 2018. – 124 с.; 31], Н.А. Мерчинаской [Менчинская Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка. – М.: МПСИ, Воронеж: Модэк, 2018. – 512 с.; 79], А.Г. Сухарева [Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. – М.: Медицина, 2014. – 270 с.; 56], О.Л. Трещевой [Трещева О.Л. Валеология: факультативный курс для 1-го класса: учеб. пособие. Омск, 2016. – 62 с.; 89], Е.Н. Харитоновой [Харитонова Е.Н. Физкультурно-спортивная деятельность как фактор повышения эффективности учебного процесса в школе // Физическая культура: воспитание образование, тренировка. – 2017. – №4. – С.76-79; 77] и др. выявили возрастные особенности детей младшего возраста.
Отношение ребенка к своему здоровью и здоровому образу жизни в первую очередь зависит от сформированности создания в его сознании этих понятий. В отношении младшего школьного возраста укажем, что он выступает в качестве одного из наиболее ответственных периодов жизни человека в плане воспитании личности. По мнению В.И. Коваленко [Коваленко В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе.1-4 классы.– М.: ВАКО, 2018. – 124 с.; 31] порядка 40% физиологических и психических отклонений взрослого человека закладываются именно в детский период. Важно еще учитывать и то, что младший школьный возраст связан с своего рода критическими точкам в жизнедеятельности ребенка. На протяжении всего школьного детства происходит нарастание силы, а также мобильности нервных процессов, осуществляется созревание у ребенка высшей нервной деятельности. У детей нервные процессы отличаются скорой истощаемостью. В свою очередь эмоциональное перенапряжение напрямую связано с ростом частоты невротических реакций и пограничных состояний. В период школьного детства имеют место так называемые «глубинные» перестройки в обмене веществ, связанные с частотой детских инфекций и являют собой существенную угрозу для здоровья младшего школьника.
Н.А. Мерчинаская [Менчинская Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка. – М.: МПСИ, Воронеж: Модэк, 2018. – 512 с.; 79] указывает, что рассматриваемый возрастной является период активного развития и проявления разного рода аллергических заболеваний, а также хронических соматических болезней у многих болеющих детей или предрасположенных к различным хроническим заболеваниям. Однако даже здоровый младший школьник обязательно должен получать необходимую заботу и активное участие непосредственно со стороны родителей, педагогов и врачей. Это обусловлено тем, что нарушенное здоровье в этом возрасте может негативным образом повлиять на самочувствие во все последующие периоды жизни. У младших школьников прослеживаются следующие основные возрастные предпосылки для формирования представлений о здоровом образе жизни: 1) происходит активное формирование психических процессов; 2) имеют место позитивные изменения в функциональном и физическом развитии; ребята стремятся сохранять и нередко показывать правильную осанку; 3) в младшем школьном возрасте дети способны на самостоятельном уровне выполнять бытовые задания, у них сформированы навыками самообслуживания, они могут применять волевые усилия с целью достижения определенной задачи в игре, а также в проявлении физической деятельности.