Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
Введение 2
Глава 1. Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении 4
1.1. Система методической работы в ДОУ 4
На сегодняшний день условия работы педагога дошкольного учреждения стремительно меняются. Воспитателям и специалистам предлагаются задачи апробации новых образовательных программ, технологий, программ дополнительного образования. Такая апробация предполагает перестройку профессиональной деятельности педагога. В настоящее время воспитатель не только выполняет свои обязанности, но и вынужден обращаться к педагогическим исследованиям. А если это ещё и творческий педагог, то он становится исследователем собственной педагогической деятельности. 4
Одним из важных факторов повышения профессиональной компетенции воспитателя является освоение и применение научных теорий и концепций именно в стенах нашего дошкольного учреждения. Такие исследователи как Ильенко Л.П., Моисеев А.М., Сиденко А.С. и др. пишут о важности повышения не просто уровня профессиональной квалификации, а о степени соответствия этого уровня требованиям образовательного учреждения. 4
Методическая работа – это система взаимосвязанных мероприятий, основанная на достижениях науки, передового педагогического опыта, на конкретном анализе образовательного процесса, направленных на повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива, на совершенствование учебно-воспитательного процесса, достижение оптимального уровня образования, воспитания и развития обучающихся[4]. 4
1.2. Диагностика организации методической работы в ДОУ 9
Глава 2. Анализ методической работы МБДОУ ДС «Журавушка» 12
2.1. Структура методической работы в МБДОУ ДС «Журавушка» 12
2.2. Модель методической службы в ДОУ в условиях введения ФГОС ДО 24
Задачи методической службы: 24
Заключение 31
Список литературы 32
Приложения 35
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Концепция модернизации российского образования ставит задачу достижения нового, современного качества дошкольного образования, связанного с созданием условий для развития личности ребенка, способной реализовать себя как часть социума. Ведущую роль в обеспечении эффективности образовательного процесса играет педагог, его профессионализм.
Актуальность проблемы вызвана осознанием необходимости поиска, разработки и освоения таких форм методической деятельности, которые были бы ориентированы на развитие профессиональной компетентности педагогов через оптимизацию и совершенствование имеющихся знаний, умений, профессионально-ценностной ориентации педагога в соответствии с требованиями, предъявляемыми на современном уровне развития системы отечественного образования.
Цель исследования: изучить особенности формирования и организации методической работы в детском саду.
Объект исследования: методическая работа в детском саду.
Предмет исследования: организации методической работы в детском саду.
Задачи исследования:
1. Изучить систему методической работы в ДОУ .
2. Выделить формы организации методической работы в детском саду.
3. Провести анализ методической работы МБДОУ ДС «Журавушка».
Методы исследования: теоретический анализ литературы по тем исследования, анкетирование.
Теоретико-методологической основой исследования являются: Теоретико-методологической основой исследования являются: психолого-педагогические и социальные основы развития профессиональной компетентности педагогов (С.Я. Батышев, Г.В. Безюлева, И.А. Колесникова и др.); теоретические основы повышения квалификации педагогических кадров (А.Н. Беляева, Д.Ф. Ильясов, Э.М. Никитин и др.); теоретические положения о профессиональном развитии воспитателей и руководителей ДОУ (Л.Н. Атмахова, К.Ю. Белая, В.П. Дуброва, М.В. Кирилина, Е.П. Милашевич, Е.А. Панько, Л.Ю. Шемятихина и др.).
Глава 1. Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении
1.1. Система методической работы в ДОУ
На сегодняшний день условия работы педагога дошкольного учреждения стремительно меняются. Воспитателям и специалистам предлагаются задачи апробации новых образовательных программ, технологий, программ дополнительного образования. Такая апробация предполагает перестройку профессиональной деятельности педагога. В настоящее время воспитатель не только выполняет свои обязанности, но и вынужден обращаться к педагогическим исследованиям. А если это ещё и творческий педагог, то он становится исследователем собственной педагогической деятельности.
Одним из важных факторов повышения профессиональной компетенции воспитателя является освоение и применение научных теорий и концепций именно в стенах нашего дошкольного учреждения. Такие исследователи как Ильенко Л.П., Моисеев А.М., Сиденко А.С. и др. пишут о важности повышения не просто уровня профессиональной квалификации, а о степени соответствия этого уровня требованиям образовательного учреждения.
Методическая работа – это система взаимосвязанных мероприятий, основанная на достижениях науки, передового педагогического опыта, на конкретном анализе образовательного процесса, направленных на повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива, на совершенствование учебно-воспитательного процесса, достижение оптимального уровня образования, воспитания и развития обучающихся[4].
Самым главным и существенным в методической работе является оказание реальной, действенной помощи педагогам в развитии их мастерства.
Развитие методической работы связано с развитием многообразия и повышения эффективности работы профессиональных объединений педагогов. В условиях растущей автономности образовательных организаций возрастает актуальность задачи проектирования и построения в каждой организации системы методической работы, максимально учитывающей особенности образовательной организации, объективные и субъективные потребности педагогических работников в повышении квалификации.
Повышение профессиональной компетентности педагогов и качества организации методической работы в образовательной организации – один из факторов успешной реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования.
Осуществление педагогического процесса, обеспечивающего качество дошкольного образования, напрямую связано с повышением профессиональной компетенции педагогов детского сада. Организатором этого направления, отмечала Котелкина, Г.А., является методист или заместитель заведующего по воспитательно-образовательной работе[6].
Должность методиста детского сада формировалась постепенно, начиная с 60-х годов ХХ века. Изначально это была должность «педагог» для обслуживания детей ясельного возраста и руководства их воспитанием в яслях- садах.
В соответствии с документом методиста детского сада должен обладать:
Профессиональной компетентностью - качеством действий руководителя, обеспечивающих своевременное и оптимальное решение управленческих проблем и типичных профессиональных задач; видение проблем и их преодоление; нахождение нестандартных решений задач; гибкость и готовность принимать происходящие изменения, умение их инициировать и управлять ими; владение современными технологиями управления качеством образования, коллективом педагогов ДОО; владение проектными технологиями; умение видеть, развивать возможности и ресурсы педагогов[2].
Коммуникативной компетентностью - качеством действий руководителя, обеспечивающих эффективное взаимодействие с различными организациями, органами власти и управления, их представителями, с работниками ДОО, родителями. Кроме того, коммуникативная компетентность старшего воспитателя предполагает владение навыками ораторского искусства, аргументации убеждения, мотивации подчинённых, умение вести переговоры, способность разрешать конфликтные ситуации, вести деловую переписку;
Информационной компетентностью - качеством действий руководителя, обеспечивающих эффективное восприятие и оценку информации, использование информационных технологий в управленческой и методической деятельности, умение работать с различными источниками информации и ресурсами, позволяющими проектировать решение управленческих, методических, педагогических проблем и практических задач, ведение методической и педагогической документации на электронных носителях;
Правовой компетентностью - качеством действий руководителя, обеспечивающих эффективное использование в управленческой, методической, педагогической деятельности законодательных и иных нормативных правовых актов органов власти, органов управления образованием; разработку локальных актов; принятие управленческих решений в рамках существующей законодательной базы[14].
Методист детского сада должен знать:
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Бабинова Н. В. Организационно-методические аспекты работы с одаренными детьми в дошкольном образовательном учреждении / Н. В. Бабинова // Одаренный ребенок. - 2019. - № 2 (март-апрель).- С.116-123
2. Бурзанова Л. А. Модернизация муниципальной методической службы в контексте современного образования: критерии эффективности // Педагогическая диагностика. - 2019. - № 2. - С. 106 - 113
3. Бычкова Е. А., Головачева Т. А. Методическая работа как фактор развития профессионализма педагогических работников в условиях перехода на новые стандарты // Методист. - 2019. - № 4. - С. 18-21
4. Василевская Е. В. Тенденции сетевого развития методических служб в условиях изменяющегося образования // Методист. - 2019. - № 9. - С. 11-15
5. Василискова О. С. Методическая работа в ДОО как условие совершенствования качества образовательного процесса // Современный детский сад. - 2019. - № 8. - С. 26-28
6. Кузнецова Е. А. Методическое пространство развития профессиональной деятельности педагога // Управление ДОУ. - 2019. - № 7. - С. 81 -85
7. Лаборатория педагогического мастерства: мастер-классы, проекты, семинар практикум / авт.-сост. В.Е. Лампман [и др.]. – Волгоград: Учитель, 2019. – 145с.
8. Лихацкая С. В. Методическое обеспечение работы семейного детского сада: [опыт работы д/с N 2626, г. Москва] / Лихацкая С. В. // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2018. - № 4.- С.108-113
9. Масягина О. Ю. Сопровождение развития профессиональной компетентности педагогов: проект обновления деятельности методической службы (из опыта работы МОУ ДОД «Дом детского творчества» г. Омска) // Методист. - 2017. - № 6. - С. 40 - 42
10. Методическая мастерская: организационно-методическое сопровождение реализации ФГОС на муниципальном уровне: методическое пособие / Е. Г. Прекина, Т. В. Душенина, Л. В. Фадеева, С. П. Прекин. - М.: АПКиППРО, 2019. - 56 с.
11. Педагогический совет в условиях введения ФГОС дошкольного образования / авт.-сост. Е.Г. Бацина [и др.]. – Волгоград: Учитель, 2019. – 162с.
12. Петрова И. В. Механизмы реализации ФГОС с позиций непрерывности образовательного процесса в системе муниципальной методической службы // Управление ДОУ. - 2019. - № 9. - С. 35-39
13. Петрова И. В. Управление инновациями в дошкольном образовании Краснокаменского района Забайкальского края // Управление дОу. - 2019. - № 1. - С. 49-53
14. Плетенева О. В. Проектирование методической работы в образовательном учреждении в условиях внедрения ФГОС // Методист. - 2011. - № 6. - С. 56 - 58
15. Ривкин Е. Ю. Ресурсное управление методической деятельностью как механизм формирования развивающей образовательной среды // Управление качеством образования. - 2019. - № 4. - С. 3 - 8
16. Соловова Н. А., Кузьминова Н. В. Управление методической работой ДОУ: от традиций к инновациям // Воспитатель ДОУ. - 2019. - № 8. - С. 40-46
17. Соловова, Надежда Алексеевна. Управление методической работой ДОУ: от традиций к инновациям / Н. А. Соловова, Н. В. Кузьминова // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2019. - № 8.- С.40-46
18. Соловьева Н. В. Становление профессиональной компетентности заместителя заведующего ДОУ в системе дополнительного профессионального образования/ Н. В. Соловьева // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2019. - № 4.- С.44-48
19. Спорышева Е. Н. Сетевая организация методической работы // Управление ДОУ. - 2019. - № 4. - С. 33-40
20. Спорышева Е. Н. Сетевая организация методической работы: [на базе опорных ДОУ г. Ижевска] / Е. Н. Спорышева // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2019. - № 4.- С.33-40
21. Стрельченко, Г. О нетрадиционных формах методической работы в ДОУ / Г. Стрельченко // Дошк. воспитание. - 2003. - № 11. - С. 66-68.
22. Стрельченко, Г.К. Методическое сопровождение обновления дошкольного образования в соответствии с федеральными государственными требованиями / Г.К. Стрельченко // Методист. - 2012. - № 6. - С. 65-68.