Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящее время развитие речи школьников находится в центре внимания курса русского языка. Это связано с тем, что речь является основным средством общения, элементом формирования личности, а также выступает важнейшим показателем интеллекта и нравственности человека.
Развитие речи школьников 5-9 классов имеет собственный арсенал методических средств. Самыми важными считаются упражнения на связную речь, то есть работу с текстом. Именно изучая текст, выполняя различные виды работы с текстом, школьники не только обогащают свой словарный запас, повышают уровень культуры речи и мышления, но и совершенствуют навыки построения собственной речи и восприятия языка.
Вопросом использования текста в качестве основного средства обучения, на материале которого выполняются упражнения, направленные на развитие речи учащихся на уроках русского языка, занимались такие выдающиеся лингвисты, психологи и педагоги XX столетия, как М.Т. Баранов, М.А. Рыбникова, Н.М. Шанский и другие исследователи. В работах А.Д. Дейкиной, Т.А. Ладыженской, М.Р. Львова и других ученых он получил исчерпывающее обоснование.
Важным видом работы по развитию речи является изложение. Благодаря ему ребенок обогащает свою устную и письменную речь, развивает логическое мышление, учится содержательно и убедительно высказывать собственные мысли. Оно служит средством закрепления в детской памяти содержания прочитанного во всех его деталях и связях и средством усвоения логики образца и его языковых средств [3, с 31].
В школьной практике самое сложное упражнение - это сжатое изложение, оно вводится позже других. Это связано с тем, что при написании сжатого изложения необходимо сжимать воспринимаемую информацию, в результате чего добиться построения такого текста, в котором необходимое значение было бы максимально выражено с минимумом расход речевых средств.
Объектом нашего исследования является процесс совершенствования речевой активности школьников 5-9 классов.
Предмет исследования: методика обучения сжатию текста на уроках русского языка в средней общеобразовательной школе 5-9 классов.
Цель исследования: разработка упражнений, направленных на обучение компрессионной технике на уроках русского языка в средней общеобразовательной школе 5-9 классов.
В соответствии с целью исследования мы поставили следующие задачи:
1. Проанализировать литературу, посвященную развитию речи в средней общеобразовательной школе 5-9 классов.
2. Раскрыть сущность понятий текст, изложение, сжатые изложение, методы сжатия.
3. Проанализировать различные учебные материалы по русскому языку, чтобы выделить упражнения, направленные на развитие речи, а именно связанные с методами сжатия текста.
Для решения исследовательских задач использовались теоретические методы: сравнение, обобщение, анализ и синтез
Глава 1. Теоретические основы развития речи школьников среднего звена посредством написания сжатого изложения на уроках русского языка
1.1. Текст как основное средство обучения на уроках русского языка
Современный метод преподавания русского языка в начальной школе центральное место в развитии связной речи отводится работе с текстом, овладению набором речевых навыков, обеспечивающих восприятие и воспроизведение текста, а также созданию собственных высказываний.
Вопрос об использовании текста как основного средства обучения, на материале которого выполняются упражнения по развитию речи учащихся на уроках русского языка, широко рассматривается в лингвистической и научно-методической литературе. Его исследования в разные годы проводили такие выдающиеся лингвисты, психологи и педагоги XX века, как М. Т. Баранов, М. А. Рыбникова, Н.м. Шанский и другие исследователи. В работах А. Д. Дейкина, та Ладыженской, М. Р. Львова и других ученых, он получил исчерпывающее обоснование.
В лингвистике нет общепринятого понятия текста. Однако большинство лингвистов выделяют такие особенности текста:
1) наличие группы предложений; 2) их смысловая связность: а) наличие субъекта речи, то есть субъекта, Б) наличие основной мысли и ее развития; 3) структурная связность предложений. [8] Текст определяется как категория, представляющая «речь в действии». Именно это свойство текста делает языковую среду урока не искусственной, а скорее естественной. Создание атмосферы сотрудничества между учителями и учениками на уроках русского языка вызывает у учеников интерес к работе с текстом. Постепенно он приобретает характер поиска, который зависит от того, какие типы задач предлагаются в тексте, как эти задачи сформулированы и в каком порядке они реализуются. В то же время учащиеся должны понимать, почему они выполняют эти задачи, а не другие: от класса к классу они должны быть уверены, что изучение языка в тексте означает, что голосовая работа поможет им лучше понять содержание текста, намерения текста. [1, с.132]
Комплекс навыков, возникающих при обучении учащихся связному языку, включает следующие навыки:
1) различать текст и его составляющие как единицу дискурса;
2) определять общую тематику текста;
3) составить план;
4) различать абзацы;
5) соединение блоков текста с использованием различных способов коммуникации;
6) выберите тип текста в зависимости от тематики вашего объявления;
7) используйте в своих текстах средства выражения;
8) обосновать выбор языковых единиц. [7, с.82]
Содержание языковых навыков - знание текста и требований к его созданию и воспроизведению. Поэтому частные уроки начинаются с работы над текстом как языковой единицей, выделения основных особенностей (идейно-тематическое единство, наличие структурных частей в названии, сочетание частей и предложений). Система позволяет учащимся шаг за шагом обрабатывать характеристики текста и углублять свои знания текста от урока к уроку. Основной причиной сложности языковых навыков является способность обнаруживать предмет и основную идею текста (в изложениях и очерках) и обнаруживать предмет и идею (в восприятии текста). [5, стр. 33]
Чтобы помочь школьникам понять эти явления в виде текстовых справочников, предлагаются специальные методы:
- выбор заголовка, отражающего основную идею текста;
- определение взаимосвязи содержания, структуры и языковой структуры текста по отношению к его идее при составлении и совершенствовании изложений и заметок, а также при анализе текстов, охраняемых авторским правом;
- создание искусственной языковой ситуации (консультирование в языковой ситуации помогает создать мотив, который способствует выражению и выполняет задачу построения текста) [9, с.21]
Рассматривая текст как способ создания благоприятной среды для развития языка при обучении русскому языку, критерии отбора текстов и их назначение имеют особое значение. С точки зрения содержания очень важно анализировать тексты по языкам и словам. Особую роль в воспитании современного школьника играют тексты, посвященные интеллектуальному и нравственному развитию личности: о культуре, памяти, отношении к прошлому, настоящему и будущему с точки зрения экологии и красоты окружающей среды. При этом эмоциональное звучание текста и переданная автором атмосфера требуют от учителя особого внимания. Тексты особенно важны для современного школьника, поскольку они вызывают ясные и любящие чувства, заставляют их чувствовать себя в гармонии с окружающим миром и развивают оптимистическое отношение. [1, с 1]
Можно повысить эффективность работы по развитию связной письменной речи у школьников, укрепить лингвистическую базу обучения и познакомить школьников с теоретическими положениями текста, которые должны быть направлены на усвоение лингвистические данные. Такой подход позволяет вам сознательно развивать свои языковые навыки, используя набор критериев, а не методом проб и ошибок.
В средней общеобразовательной школе 5-9 классов действует принцип «минимум теории - максимум практики». Практическое пособие по обучению отражает цели обучения. Практическая работа основана на теоретических знаниях и в то же время должна состоять из упражнений, которые способствуют усвоению теории. [10, с. 221]
Вы можете определить теоретические знания, которые молодым школьникам необходимо приобрести, чтобы научиться писать. Это такие понятия, как текст, тема, знание взаимосвязи между предложениями (параллельные строки и ссылки), абзацы, типы текста. На основе важных
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Алексеева И.А. Русский язык: методика и практика преподавания. М., 2002.
2. Виноградова Л.А. Сборник текстов для изложений для 4 – 8 классов. М., 2004.
3. Войтелева Н.Л. Диктант и изложение. Сборник учебных материалов по русскому языку для подготовки. М., 2006.
4. Давыдова Л.В., Голуб И.Б. Письменный экзамен по русскому языку: изложение, сочинение, диктант. М., 2003.
5. Ефремова Е.А. Рабочая тетрадь по русскому языку. 5 класс. /УМК для 5 класса авторов Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. М.: Просвещение, 2017.
6. Ефремова Е.А. Рабочая тетрадь по русскому языку. 6 класс. /УМК для 6 класса авторов М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой и др. М.: Просвещение, 2018.
7. Ефремова Е.А. Рабочая тетрадь по русскому языку. 7 класс. /УМК для 7 класса авторов М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой и др. М.: Просвещение, 2018.
8. Ефремова Е.А. Рабочая тетрадь по русскому языку. 8 класс. /УМК для 8 класса авторов Л.А. Тростенцовой, Т.А. Ладыженской, А.Д. Дейкиной, О.М. Александровой. М.: Просвещение, 2018.
9. Ефремова Е.А. Рабочая тетрадь по русскому языку. 9 класс. /УМК для 9 класса авторов Л.А. Тростенцовой, Т.А. Ладыженской, А.Д. Дейкиной, О.М. Александровой. М.: Просвещение, 2019.
10. Жирова Т. Сочинения и изложения. 5 – 8 классы. М., 2006.
11. Жирова Т. Сочинения и изложения. 9 – 10 классы. М., 2006.
12. И.П. Цыбулько, В.Н. Александров, О.И. Александрова. Я сдам ОГЭ! Русский язык. Задание 1. Сжатое изложение. Тематический практикум. М.: Просвещение, 2019.
13. Иваницкая Г.М. Уроки развития связной речи: Пособие для учителя. Киев, 1990.
14. Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. М., 1989.
15. Кустарева В.А., Назарова Л.К., Рождественский Н.С. Методика русского языка. М., 2006.
16. Ладыженская Т.А. Зельманова Л.М. Практическая методика русского языка. М., 1992.
17. Лукъянченко О. Новые сочинения и изложения: 5 – 8 классы. М., 2006.
18. Лукъянченко О.А. Сборник текстов для сочинений и изложений с творческим заданием для 9 – 11 классов. М., 2004.
19. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка. М., 2000.
20. Мартынова Л. Подготовка к экзаменационному изложению в 9 классе: практические рекомендации. М., 2005.
21. Никулина М.Ю. Изложения по русскому языку. 6 класс. М., 2006.
22. Панов Б.Т., Яковлева Л.Б. Хрестоматия по методике русского языка; Организация учебного процесса по русскому языку в школе. Пособие для учителя. М., 1991.
23. Плёнкин Н.А. Изложение с языковым разбором текста: Пособие для учителя. М., 2005.
24. Позднякова А.А. Русский язык и литература: диктанты, изложения, контрольные и проверочные работы. 7 класс. М., 2003.
25. Позднякова А.А. Русский язык. Диктанты, изложения. 8 класс. М., 2004.
26. Райский С.И. Работа над речевыми ошибками в изложениях и сочинениях. М., 2006.
27. Русова Н.Ю. Русский язык. Экзаменационные письменные работы: Тесты. Диктанты. Сочинения. Изложения. М., 2003.
28. Русский язык. Подготовка к ГИА-2013./ под редакцией Н.А. Сениной. Ростов-на-Дону: Легион.
29. Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе: Учебник для школьников фак. Русского языка и литературы. ─ М., 1980.
Интернет ресурсы
30. http://books.rusf.ru/unzip/add-2003/xussr_gk/kataev18.htm?1/1
31. http://fanread.ru/book/7676618/?page=1
32. http://vseskazki.su/avtorskie-skazki/skazki-sharlya-perro/zolushka-chitat.html
33. http://www.mumidol.ru/taiga/phaust.htm