Фрагмент для ознакомления
1
Введение 2
Глава 1.Теоретические основы развития самостоятельности мышления у детей дошкольного возраста 4
1.1.Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития 4
1.2.Особенности развития самостоятельности мышления у детей с задержкой психического развития 14
Глава 2. Исследование особенностей мышления у детей с ЗПР 19
2.1. Цель, задачи, методы и организация исследования 19
2.2.Методика исследования мышления у детей с ЗПР 20
2.3.Анализ результатов 31
Заключение 40
Список источников и литературы 43
Фрагмент для ознакомления
2
В отечественной педагогике и психологии комплексное изучение детей с задержкой психического развития как особенности и аномалии детского развития началось в 60-е годы двадцатого века. На сегодняшний день изучение и исследование таких детей развернуто еще в большей степени, чем раньше. Так, последние результаты говорят о наличии разнообразных нарушений в психической и личностной сфере детей с задержкой развития. Такие нарушения индивидуального характера имеют свои отличительные особенности их компенсации. Однако существуют единые критерии для определения понятия задержки психического развития.
Анализ зарубежной и отечественной литературы показывает, что понятие задержки психического развития является обратимым недостатком развития, занимающего промежуточное положение между психической нормой и умственной отсталостью. Выявление данного нарушения психического развития позволяет сделать вывод об имеющихся недостатках развития речи, психомоторной сферы, личностной сферы, эмоционально-волевой сферы и прочее.
Современное понимание процесса психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья многогранно, однако анализ различных взглядов на данное понятие позволяет говорить о том, что основной целью указанного процесса является оказание индивидууму помощи, необходимой для его успешной социализации в общество. На сегодняшний день, основные идеи психолого-педагогического сопровождения получили признание в отечественной образовательной практике и вошли в тематику научных исследований. В настоящее время указанная проблема активно изучается, предлагаются различные виды моделей психолого-педагогического сопровождения. Ряд вопросов требует дополнительного изучения и уточнения. В том числе вопрос психолого-педагогического сопровождения детей с задержкой психического развития [23].
Интерес к дошкольникам указанной категории связан с рядом причин. Во-первых, среди лиц с ограниченными возможностями здоровья дошкольники с задержкой психического развития достаточно часто встречаются. Во-вторых, наличие задержки психического развития является одной из ведущих причин труднообучаемости и трудновоспитуемости детей на уровне дошкольного и школьного образования. Указанное состояние подразумевает нарушения эмоционально-волевой, познавательной, поведенческой сферы, недостатки речевого развития, которые носят комплексный и системный характер. В некоторых случаях встречается выраженная степень задержки психического развития, которая может выражать пограничное с умственной отсталостью состояние. Изложение основного материала статьи. В литературе представлены различные аспекты процесса психолого-педагогического сопровождения, которые рассматриваются в работах Р. Г. Аслаевой, В. С. Басюк, Е. И. Казаковой и др..
Задержка психического развития - замедленная скорость формирования психических функций, стойкое состояние незрелости личностной, эмоционально-волевой сфер и поведения. Данное состояние характеризуется незначительными отклонениями в познавательной деятельности, но по своему развитию имеет отличия от умственной отсталости. Обладает способностью к компенсации и к обратному развитию.
Вопрос о слабовыраженных нарушениях в развитии психики появился и получил особую значимость за рубежом и в России во второй половине XX века. Это было связано с тем, что наука и техника имела очень активное развитие, и усложнялись программы обучения и воспитания. Впоследствии этого появилось большое количество детей, имеющих проблемы в усвоении этих программ. Педагоги были очень обеспокоены этим и пытались понять, в чем причина неуспеваемости детей. Очень часто у детей диагностировали умственную отсталость и отправляли их в специальные учреждения, которые возникли в России в 1908 - 1910 годах XX века.
Тем не менее, при клиническом обследовании детей, плохо усваивающих общеобразовательную программу, не были выявлены особые проявления, свойственные умственной отсталости. Данную проблему стали рассматривать наиболее серьезно. В 50-е - 60-е года ХХ века под руководством М. С. Певзнер было начат многосторонний анализ факторов неуспеваемости детей. Было проведено комплексное клинико-психологопедагогическое обследование учащихся с трудностями в обучении из разных образовательных учреждений всей страны. На основе полученных данных был осуществлен анализ проблемы, что помогло понять особенности развития детей с задержкой психического развития (ЗПР) .
Как показали исследования, дети с задержкой психического развития не имеют серьезных нарушений развития, например, тяжелых нарушений речи, нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата. Однако у таких детей наблюдаются проблемы в социальной адаптации вследствие разных факторов. Эти проблемы обычно обуславливаются нарушением отдельных психических функций, недоразвитием моторики, трудностями во время занятий. Данные факторы не мешают детям осваивать общеобразовательную программу в полной мере, но требуют создать специальные условия для их адаптации к особенностям ребенка с ЗПР.
При создании специальных условий и при своевременной организации коррекционно-педагогической помощи может быть неполное, а порой и абсолютное преодоление данного нарушения.
Задержка психического развития - это многофункциональное отклонение, при котором у детей происходит недоразвитие психических, психологических и физических функций, что создает препятствия при выполнении различных видов деятельности[9].
Существует очень много причин возникновения задержки психического развития. Все они делятся на три большие группы: биологические и социальные и психологические.
Биологические факторы также делятся на две группы: медико-биологические и наследственные.
Медико-биологические причины включают в себя органическое поражение центральной нервной системы в связи с неблагоприятным течением беременности и тяжелыми родами. Молодой или пожилой возраст матери, различные соматические заболевания и неправильное протекание беременности и родов могут привести к возникновению внутриутробной патологии.
К наследственным причинам, приводящим к ЗПР, относятся врожденное и приобретенное недоразвитие центральной нервной системы ребенка.
К группе социальных факторов появления ЗПР у детей относят негативные психосоциальные причины, которые могут ухудшить задержку психического развития:
- нежелательная беременность;
- отсутствие одного или обоих родителей;
- постоянные конфликты в семье из-за разных подходов к воспитанию;
- асоциальный образ жизни в семье;
- необразованность родителей;
- малообеспеченность и неблагополучие семьи;
- неблагоприятные экологические условия (городской шум, пыль, промышленные предприятия поблизости и др.).
Кроме биологических и социальных факторов существуют еще и психологические факторы, способствующие возникновению ЗПР у детей:
- характерные черты семьи и виды семейного воспитания;
- психическая и социальная депривация ребенка;
- пребывание ребенка в стрессовых условиях.
Были разработаны различные классификации ЗПР.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Белопольская, Н. Л. Исключение предметов (Четвёртый лишний): Модифицированная психодиагностическая методика. Руководство по использованию [Текст] / Н. Л. Белопольская. — М. : 2019. - 53 с.
2. Лебединская, К. С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития [Электронный ресурс] / К.С. Лебединская // Альманах Института коррекционной педагогики. - 2016. - Альманах №9. - URL : http://alldef.ru/ru/articles/almanah-9/osnovnye-voprosy-kliniki-i-sistematiki
3. Левченко, Н. Ю. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитии [Текст] / Н. Ю.Левченко, Н. А.Киселева. - М. : Коррекционная педагогика, 2017. - 160 с.
4. Лубовский, В. И. Специальная психология. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / под ред. В. И. Лубовского. — 2-е изд., испр. — М. : Академия, 2019. — 464 с.
5. Люблинская, А. А. Детская психология. Учеб. пособие для вузов [Текст] / А. А. Люблинская. - М. : Просвещение, 2017. - 415 с.
6. Назарова, Н. М. Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / под ред. Н. М.Назаровой. — 4-е изд., стер. - М. : Академия, 2019. - 400 с.
7. Немов, Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. к учеб. заведений [Текст]: в 3 кн. / Р. С. Немов. - 4-е изд. - М. : Владос Кн. 1: Общие основы психологии - 2017. - 365 с.
8. Обухова, Л. Ф. Детская возрастная психология [Текст] / Л.Ф.Обухова. - М. : Пед. общество России, 2017. - 352 с.
9. Овчинникова, Т. Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция [Текст] / Т. Н. Овчинникова. - М. : Коррекционная педагогика, 2020. - 192 с.
10. Павлий, Т. Н. Исследование особенностей аффективного развития детей с задержкой психического развития [Текст] / Т. Н. Павлий. - М. : 2017. - 173 с.
11. Павлова, Н. Н. Экспресс-диагностика в детском саду. Комплект материалов для педагогов-психологов [Текст] / Н. Н.Павлова, Л. Г.Руденко. - М. : Генезис, 2015. - 122с.
12. Певзнер, М. С. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития [Текст] / М. С. Певзнер // Дефектология.- 2019. - №3. - С 3-8.
13. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды [Текст] / Ж. Пиаже. - М. : Академия, 2017. - 680 с.
14. Пускаева, Т. Д. Об изучении специфики структуры познавательной деятельности детей с задержкой психического развития [Текст] / Т. Д. Пускаева // Дефектология. - 2017.- №3. - С. 10-18.
15. Реан, А. А. Психология детства. Учебник [Текст] / под ред. А. А. Реана. - СПб. : 2018. — 368 с.
16. Реан, А. А. Психология и педагогика: Учебник для вузов [Текст] / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум - СПб. : Питер, 2002. - 432с.
17. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2019. - 720 с.
18. Сластёнин, В. А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластёнина - М. : Академия, 2017. - 576 с.
19. Стребелева, Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. для дефектолога [Текст] / Е. А. Стребелева. - М. : Владос, 2018. - 180 с.
20. Стрекалова, Т. А. Особенности наглядного мышления старших детей с ЗПР [Текст] / Т. А. Стрекалова // Дефектология. — 2017. — № 1. - С. 64-68.
21. Тейлор, К. Психологические тесты и упражнения для детей. Книга для родителей и воспитателей [Текст] / К. Тейлор. - М. : 2017. - 224 с.
22. Ульенкова, У. В. Шестилетние дети с задержкой психического развития [Текст] / У. В. Ульенкова. - 2-е изд., испр. и доп. - Н. Новгород : НГПУ, 2019. - 230 с.
23. Шевченко, С. Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. [Текст] / С. Г. Шевченко, Р. Д. Тригер, И. Н. Волкова; под ред. С. Г. Шевченко. - М. : Школьная Пресса, 2016. — 96 с.