Фрагмент для ознакомления
2
Толчком для возникновения в начале ХХ века вальдорфской системы образования стал период нестабильности в сфере образования. Сотрудники табачной компании «Вальдорф Астория» были встревожены тем, что их дети, которые посещали учебные учреждения, не получали должного внимания от педагогов. Процесс обучения был целиком и полностью направлен только на заучивание материала. В результате у учащихся просто не могли развиться творческие способности и познавательная активность. О жалобах работников данной компании стало известно ее владельцу - Эмилю Мольта, который мечтал создать новый тип школы, программа которой полностью соответствовала возрастным особенностям ребенка и отличалась гуманным отношением к подрастающему поколению. Новатор обратился с данной просьбой к педагогу Рудольфу Штайнеру. Обращение Мольта именно к этому педагогу было не случайным, поскольку Штайнер вел активную профессиональную деятельность .
В частности, Рудольф Штайнер в частном порядке преподавал сыну одного венского коммерсанта, который перенес гидроцефалию, страдал мигренями и определенными нарушениями поведенческих реакций. В связи с этим, многие врачи и педагоги были убеждены, что мальчик не сможет нормально развиваться. Однако, Штайнер разработал для этого ребенка специальную программу и систематически занимался с ним на протяжении двух лет. Как результат, его ученик смог «догнать» сверстников, а по итогу и вовсе получил высшее медицинское образование.
Итак, Рудольф Штайнер принял предложение Эмиля Мольта и приступил к разработке первой программы вальдорфской школы, которая была одобрена министерством образования и культуры в 1919 году. В течении года под руководством Мольта была построена новая школа, а первого сентября педагоги новой школы приняли 256 учащихся и открыли 8 классов. Отметим, что родители 191 ученика этой школы трудились на табачной фабрике Мольта. Однако, вскоре процент учащихся из других социальных групп повысился.
Вскоре после открытия первой школы в Штутгарте в самых разных городах Германии были открыты еще восемь подобных школ, которые также стали называться вальдорфскими. Впоследствии, начиная с 1925 года подобные учебные заведения начали возникать и за пределами Германии. С опорой на антропософские идеи Р. Штайнера австрийский педагог К. Кениг (1902-1966) в 1939 г. учредил в Шотландии школу - деревенскую общину для лиц с отклонениями в умственном развитии (поместье Кэмпхилл в Абердине) . Тем самым было положено начало развитию новой ветви педагогики Р. Штайнера, получившее название «Кэмпхиллское движение». Это педагогическое направление ориентировано на оказание специальной социально-педагогической помощи лицам с отклонениями в развитии, для которых жизнь и обучение в системе массового образования, а также последующая взрослая жизнь в традиционных условиях затруднительны.
В Голландии их называли Свободными школами. Впоследствии такие школы возникли в Англии, Норвегии, США и Португалии. Во второй половине 30-х гг. немецкие вальдорфские школы начали подвергаться притеснениям со стороны нацистского режима и в 1938 году они все, за исключением школы в Дрездене (была закрыта в 1941 г) были закрыты . Она вновь смогла открыться в 1945 г., однако, вскоре опять была запрещена, на этот раз уже социалистическими властями ГДР. По итогу, школа возобновила свою работу лишь в 1990г. Однако, не смотря на гонения на родине, вальдорфские школы за пределами Германии продолжили свое существование и развитие. Более того, эмигрировавшие из Германии учителя основывали вальдорфские школы в Бразилии, Скандинавии, Южной Африке и т.д.
Смерть Рудольфа Штейнера 30 марта 1925 года и последующие гонения в германии не могли остановить ту педагогическую работу, основу которой он заложил. Его ученики продолжили и развили дело, начатое их учителем. Уже к концу 1992 г. во всем мире существовало 500 школ, работающих по системе Р. Штейнера, а на сегодняшний день их насчитывается более 900. В рамках вальдорфского движения организовываются детские сады, дошкольные учреждения (сейчас их около двух тысяч), а также лечебно-воспитательные учебные заведения и детские дома, общим числом около 500. Данная динамика отчетливо демонстрирует рост интереса со стороны общества к образовательным учреждениям вальдорфского типа во всем мире за последние 20 лет. Для учебных заведений, применяющих педагогическую систему известную как «вальдорфская педагогика», в Германии организованы специальные консультационные центры – Союз свободных вальдорфских школ, который находится в Штутгарте; Рабочее объединение лечебно-педагогических школ в Вуппертале; Интернациональное объединение вальдорфских детских садов в Ганновере. Для подготовки преподавателей и воспитателей действует (как правило, на базе вальдорфских школ) педагогические семинары, обучение в которых длиться 3-4 года. По проблемам вальдорфской педагогики издается ряд педагогических журналов, в частности, «искусство воспитания» (Erziehungskunst) в Штутгарте .
К сожалению, во многих странах административные учреждения и законодательство пока препятствуют созданию таких школ, и одной из причин является то, что нет единого выработанного международного мнения об обязанности государства уважать право родителей давать своим детям воспитание и образование, которое бы соответствовало религиозным и морально-этическим убеждениям родителей. Это ведет к тому, что апльдорфские школы не получает государственных субсидий, что на практике означает доступ в вальдорфскую школу только детям из обеспеченных семей, в силу того, что родители должны платить деньги на содержание школы, в то же время финансируя и государственную школу частью своих налогов. Такая ситуация, в свою очередь, противоречит социальным задачам и целям вальдорфских школ. По своей сути школа Штейнера, образование которой организовано в соответствии с требованиями свободного проявления духа, должна быть освобождена от экономического и политического влияния. Разумеется, есть вальдорфские школы, которые имеют хорошие материальные условия, получают от государства приличные деньги и могут платить педагогам достойные их квалификации зарплаты. Но есть и такие школы, которые работают во временных помещениях, в тяжелейших материальных условиях. И все те вальдорфские школы, которые есть теперь во всем мире, уже одним своим существованием свидетельствуют о том, что смелые и плодотворные идеи педагога и ученого Рудольфа Штейнера повсеместно начинают восприниматься все большим количеством людей.
Фрагмент для ознакомления
3
1. «Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня» (в описаниях их авторов и исследователей) [Текст] / Редактор-составитель Е.И. Соколова / Под общей редакцией доктора педагогических наук Н.Л. Селивановой. - М.: Педагогическое общество России, 1998. - 336 с.
2. «Специальная педагогика» [Текст]: учеб. пособие / под редакцией М.Н. Назаровой./ М.: Академия, 2000 г.
3. Амонашвили Ш. Размышления о гуманной педагогике/Амонашвили Ш. - М., 1996.
4. Арапов М. Что такое вальдорфская школа. Журнал «Курьер»/Арапов М. 1998, №1.
5. Блинова, А. А. Возможности реализаций идей вальдорфской педагогики в дошкольной образовательной организации / А. А. Блинова, Н. И. Фомина. — Текст// Молодой ученый. — 2016. — № 8.7 (112.7). — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/archive/112/28721/ (дата обращения: 12.02.2021).
6. Богдан Н.Н., Могильная М.М. Специальная педагогика Специальная психология Богдан Н.Н., Могильная М.М., редактор: Александрова Л.И.
7. Вальдорфская педагогика. Антология. М, «Просвещение», 2003.
8. Грюнелиус М. Э. Вальдорфский детский сад. — М., 1992. — 390 с.
9. Грюнелиус, Э. М. Вальдорфский детский сад / Э. М. Грюнелиус. – М., 1992. – 72 с.
10. Джолли Л. «Что такое вальдорфская школа?»/Л. Джолли М.: брошюра, 1995.
11. Загвоздкин В. К. О вальдорфской педагогике и ее критика. — Ижевск: Журнал «Человек» 1998. — 85- 87 с.
12. Загвоздкин В.К. О вальдорфской педагогике и ее критика: Журнал «Человек» 1998, №1/Загвоздкин В.К.
13. Карлгрен Ф. «Воспитание к свободе»/Ф. Карлгрен - издание второе, М.: «Парсифаль», издательство Московского центра вальдорфской педагогики, 1995.
14. Краних Э. М. Свободные вальдорфские школы. — М: «Парсифаль», 1993. – 40 с.
15. Краних Э.М. «Свободные вальдорфские школы»/Э.М. Краних М.: «Парсифаль», 1993.
16. Пегов В. А. Вальдорфская педагогика как образец свободного образования. Смоленск: СОИУУ, 1992 год. — 82 с.
17. Статьи о вальдорфской педагогике: учеб. пособие / Штеффен А., Штейн В. Рязань, 1991 год.
18. Томас Й. Как помочь ребенку, Московский центр вальдорфской педагогики: учебн. пособие / Томас Й, Вейс. 1992. – 162 с.
19. Штайнер Р. «Антология гуманной педагогики»/Р. Штайнер М., 2007.
20. Штайнер Р. «Познание и посвящение»: Две лекции 1922 г. - М., Центр вальдорфской педагогики, 1922.
21. Штайнер Р. Методика обучения и предпосылки воспитания/Штайнер Р. - М., 1994.
22. Штайнер Р. Познание и посвящение: Две лекции 1922 г. — М: «Московский центр вальдорфской педагогики», 1922. — 350 с.
23. Штеффен А., Штейн В. Статьи о вальдорфской педагогике: учеб. пособие. — Рязань, 2007.
24. Штокмайер К. «Материалы к учебным программам вальдорфских школ»/К. Штокмайер М., 1995
25. Элизабет М. Грюнелиус М. Вальдорфский детский сад. — М: МПИ «Мир книги», 1992. — 72 с.