Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Общая модель коррекции – это система условий оптимального возраст-ного развития личности в целом. Она предполагает расширение, углубление, уточнение представлений человека об окружающем мире, о людях, обще-ственных событиях, о связях и отношениях между ними; использование раз-личных видов деятельности для развития системности мышления, анализи-рующего восприятия, наблюдательности и т. д.; щадящий охранительный ха-рактер проведения занятий учитывающий состояние здоровья клиента.
Целенаправленное воздействие на клиента осуществляется через пси-хокорекционный комплекс, состоящий из нескольких взаимосвязанных бло-ков. Каждый блок направлен на решение различных задач и состоит из осо-бых методов и приемов:
1. Диагностический блок – основные цели – диагностика особенностей развития личности, выявление факторов риска, формирование общей про-граммы психологической коррекции.
2. Установочный блок – основные цели – пробуждение желания взаи-модействовать, снятие тревожности, повышение уверенности клиента в соб-ственных силах, формирование желания сотрудничать с психологом и что-либо изменить в своей жизни.
3. Коррекционный блок – основные цели – гармонизация и оптимизация развития клиента, переход от отрицательной фазы развития к положительной, овладение способами взаимодействия с миром и самим собой, определенны-ми способами деятельности.
4. Блок оценки эффективности коррекционных воздействий – основные цели – измерение психологического содержания и динамики реакций, способ-ствование появлению позитивных поведенческих реакций и переживаний, ста-билизация позитивной самооценки.
Психологическая коррекция применяется для помощи психически здо-ровым людям, которые желают что изменить в себе. Поэтому она актуальна для работы с оценочной зависимостью.
Зависимость от чужого мнения в той или иной степени есть у каждого. Это связано с воспитанием, в котором постоянно присутствуют критика, сравнение с более успешными сверстниками и навязывание собственных же-ланий. Каждый человек должен быть частью общества, жить и работать на его благо. Конечно, общество — это важный аспект жизни каждого человека, но порой у некоторых людей восприятие общественных рамок сильно искажает-ся и мнение окружающих людей становится главным в оценке своего поведе-ния, внешнего вида, чувств и т.д.
Цель данной работы – разработка проекта психокоррекционной про-граммы оценочной зависимости.
Задачи данной работы:
1. Провести литературный обзор научной литературы по психокоррек-ционной работе психологов с оценочной зависимостью.
2. Разработать проект психокоррекционной программы на основании анализа проведенной консультации.
3. Провести вторую консультацию клиента с применением фрагмента разработанной программы, выполнить ее анализ по алгоритму.
4. Написать рефлексию на вторую консультацию.
Объектом работы является клиент с оценочной зависимостью.
Предметом изучения и работы является оценочная зависимость.
Структурно работа состоит из введения, 2-х глав, разделенных на пара-графы, а также заключения, списка использованной литературы и приложе-ния.
Глава I. Теоретическое обоснование психокоррекции зависи-мости от оценки других
1.1. Теоретические основы психокоррекции
Психологическая коррекция – направленное психологическое воздей-ствие для полноценного развития и функционирования индивида. Это воздей-ствие специалиста на различные структуры психики с целью их исправления. Выбор инструментов воздействия на личность определяется целью психокор-рекции [17].
В отличие от психотерапии, психокоррекцию и ее виды применяют в работе с людьми, не имеющими психических расстройств. Объект психокор-рекционного воздействия – обычный человек, столкнувшийся с трудной жиз-ненной задачей. Независимо от запроса клиента, психолог выстраивает пси-хокоррекционные занятия с опорой на сильные стороны человека и его лич-ностные ресурсы. В данной технологии работы не предполагается детальный анализ прошлого, который используют в психотерапии. Психокоррекция ори-ентирована на настоящее и будущее клиента.
Ю.Е. Алешина, описывая психокоррекционные технологии, делает ак-цент на том, что их применение будет неэффективным в отношении тех осо-бенностей психики, которые закладываются в период раннего детства [1]. Для исправления глубинных проблем, по ее мнению, целесообразнее применять психотерапию.
Большинство интересных современных методик психотерапии и пси-хокоррекции разработаны П. Трошиным. Во многих из них усматривается связь психокоррекции с другими отраслями практической психологии.
Выделяют различные виды психокоррекции.
По типу задач:
- семейная коррекция – вид работы психолога, который позволяет ре-шить задачи, связанные с психологической коррекцией детско-родительских и супружеских отношений;
- групповая коррекция – целенаправленное использование групповой динамики, в коррекционных целях;
- индивидуальная психокоррекция – в этом виде работа психолога направлена на решение проблем конкретного человека.
По характеру направленности психокоррекция бывает:
- симптоматическая коррекция, направленная на оптимизацию эмоцио-нального состояния клиента, купирование отрицательных эмоций и негатив-ных поведенческих проявлений;
- каузальная психокоррекция – форма работы, направленная на опреде-ление и устранение причин отклонений в психологии личности (этот вид пси-хокоррекции предполагает систематическую работу психолога и клиента).
По способу коррекционного воздействия психокоррекция бывает пря-мая и косвенная. Приемы прямой психокоррекции используются, когда цель психологической коррекции состоит в устранении негативных проявлений психики. Психолог воздействует именно на ту сферу психики, которую нужно исправить. Приемы косвенной формы воздействия ориентированы на сильные стороны личности, посредством развития которых исчезают негативные про-явления в поведении.
Психологическая коррекция как сфера деятельности практического пси-холога распадается на виды в зависимости от формы организации занятий. Это специальная психологическая коррекция, общая коррекция и частные формы психокоррекции.
Специальная коррекция – это самое распространенное направление ра-боты психолога, которая используется в тех случаях, когда нужно решить психологические проблемы группы или одного клиента (устранить фобии, побороть застенчивость, улучшить коммуникативные навыки и т.п.). Специ-альная психокоррекция направлена на исправление последствий неправильно-го воспитания, нарушившего гармоническое развитие, социализацию лично-сти.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Алёшина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. — 2-е изд. — М. : Независимая фирма «Класс», 2000. — 208 с.
2. Ачинович Т.И. Современные методы психотерапии и психокоррекции: учебнометодический комплекс для специальности 1-23 81 04 Социальная психология / Т.И. Ачинович; БГУ, факультет философии и соц. наук, каф. соц. работы и реабилитологии. – Минск: БГУ, 2019. – 113 с.
3. Ботова Э.К. Проблемы детско-родительского взаимодействия в современных психолого-педагогических исследованиях [Текст] / Э.К. Ботова // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. - 2013. - №1. - С. 29-32.
4. Витакер К. Полночные размышления семейного терапевта / пер. с англ. М. И. Заванова. – М.: Класс, 1998. – 208 с.
5. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Юрайт, 2017. – 200 с.
6. Грановская Р.М. Элементы практической психологии / Р.М. Грановская серия: Психологический практикум. - СПб: Издательство Речь, 2007. – 656 с.
7. Дубинская В. В. Сепарация // Журнал практического психолога. – 2010. – № 6. – С. 73–90.
8. Егоров Р.Н. Родители и взрослые дети: особенности взаимоотношений (по материалам зарубежных источников) [Текст] / Р.Н. Егоров, И.В. Шаповаленко // Современная зарубежная психология. - 2017. - Том 6. - № 2. - С. 54-62.
9. Жмуров В. А. Большая энциклопедия по психиатрии / В. А. Жмуров. – 2-е изд. – М.: Джангар, 2012. – 864 с.
10. Карабанова О.А. Психология семейных отношений [Текст] / О.А. Карабанова. - М.: Изд-во СИОКПП, 2005. - 120с.
11. Караяни А.Г. Психотерапия и психокоррекция как методы психологической помощи / А.Г. Караяни, И.В. Сыромятников. - СПб.: Питер, 2006. - 480 с.
12. Колесникова Г.И. Основы психопрофилактики и психокоррекции / Г.И. Колесникова. - Ростов/н/Д.: Феникс. - 2005. - 128 с.
13. Крайлюк А.И. Родительские установки: теоретические аспекты [Текст] / А.И. Крайлюк // Вестник КГУ. Серия Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2015. - №3. - C. 78-82.
14. Леви В. Л. Куда жить? — М.: Торобоан, - 2007. — 448 с.
15. Мещеряков Б. Г. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - 3-е изд., перераб. и доп. - СПб: Издательство Прайм - Еврознак, 2006. - 672 с.
16. Нуртдинова А.Р. Основные подходы к пониманию понятия детско-родительского отношения в психологии [Текст] / А.Р. Нуртдинова // Тенденции и закономерности развития современного российского общества: Экономика, политика, социально-культурная и правовая сферы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – 2016. – С. 87 – 88.
17. Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. - М.: Издательство Сфера, 2002. – 510 с.
18. Основы психокоррекции, психопрофилактики и реабилитации: Учебное пособие. Под ред. Белых Т. В. – 70 с.
19. Перис Б. Предисловие к русскому изданию. К. Хорни. Невроз и личностный рост. — СПб.: Восточно-Европейский институт психоанализа и БСК, 1997. — 318 с.
20. Петровский А.В. Психологический лексикон: энцикл. словарь: В 6 т. Т. 1. Общая психология / Под общ. ред. А. В. Петровского, Ред.-сост. Л. А. Карпенко. - СПб: Издательство Речь, 2005. - 250 с.
21. Психологическая коррекция: учеб. пособие / сост. Я.А. Мазуренко. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2007. - 132 с.
22. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2017. - 718 с.
23. Румянцева Т.В. Психологическое консультирование: Диагностика отношений в паре. – СПб.: Речь, 2006. – 280с.
24. Самюэлз А. Критический словарь по аналитической психологии К.Г. Юнга / А. Самюэлз, Б. Шортер, Ф. Плот. – М., 1994.
25. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья [Текст] / А.С. Спиваковская. - М.: АпрельПресс, 2000. - 464 с.
26. Ткаченко Н.Н. Оценочная зависимость как возможное последствие социальных ожиданий. Восточно-европейский институт психоанализа / Социальные явления № 1 (3)., Самара: – 2015. С. – 136-143.
27. Торохтий В.С. Психологическое здоровье семье. Уч. метод. пособие [Текст] / В.С. Торохтий, О.Г. Прохорова. - СПб.: КАРО, 2008. - 124 с.
28. Хозиева М.В. Практикум по возрастно-психологическому консультированию: учебное пособие для вузов [Текст] / М.В. Хозиева. – М.: Изд-во «Академия», 2005. – 320 с.
29. Хорни К. Невроз и личностный рост. — СПб.: Восточно-Европейский институт психоанализа и БСК, 1997. — 318 с.
30. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учеб. пособие / О.В. Хухлаева. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 208 с.
31. Хьелл Л. Теории личности - Personality theories: основные положения, исследования и применение: учебное пособие / Л. Хьелл, Д. Зиглер. – Издание 3-е. – СПб: Издательство Питер, 2014. – 607 с.
32. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд. / Н.И. Шевандрин. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 512 с.