Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Важной составляющей современного общего образования, непосредственно ориентированной на подготовку к активной преобразовательной деятельности и позволяющей подростку успешно адаптироваться в современной жизни, обобщающей и придающей практическую направленность школьному обучению, является технологическое образование.
Основной задачей технологического образования является формирование технологической культуры учащегося, которая предполагает изучение современных и перспективных энергосберегающих, материалосберегающих и безотходных технологий преобразования материалов, энергии и информации в сферах производства и услуг, использование компьютерных технологий, изучение социальных и экологических последствий применения технологии, методов борьбы с загрязнением окружающей среды, освоение культуры труда: планирования и организации трудового процесса, технологической дисциплины, оснащения рабочего места, обеспечения безопасности труда, компьютерной работы с документацией, психологии человеческого общения, культуры человеческих отношений, освоения основ предпринимательской и творческой деятельности, выполнения творческих проектов, включающее определение потребностей и возможностей проектной деятельности, сбор и анализ информации, выдвижения идеи проекта, исследования этой идеи, планирования, организация и выполнение работы, ее оценка и презентация.
Раздел «Кулинария» предмета «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников, обеспечивающего их подготовку к ведению домашнего хозяйства. Приготовление пищи — это деятельность, направленная на удовлетворение первичной потребности человека в питании. Следовательно, данный вид деятельности востребован как необходимый любому человеку в обслуживании себя и окружающих его людей (семьи, друзей). Мастерство в этом виде деятельности высоко ценится и приносит человеку определенное признание и определяется комплексом взаимосвязанных требований. В основной школе раздел «Кулинария» предмета «Технология» отличается активным проявлением творческих способностей учащихся и имеет свои особенности, связанные с техникой безопасности, методами взаимодействия между ученицами, а также затрагивает экономическую составляющую семейного бюджета школьниц ( так как продукты для практических занятий школой не предоставляются).
Объектом исследования является процесс обучения кулинарии на уроках «Технологии». Предметом исследования являются особенности изучения раздела «Кулинария». Целью исследования является выявление особенностей изучения раздела «Кулинария» в основной школе.
Задачами исследования являются:
-охарактеризовать место предмета «Технология» в основной школе
-выявить особенности изучения кулинарии в курсе предмета «Технология» в 5-7 классах
-рассмотреть перечень знаний и умений, получаемых на уроках кулинарии
-сделать выводы об особенностях изучения кулинарии в основной школе
При написании работы были использованы труды отечественных авторов в области трудового воспитания Аверичев Ю.П., Симоненко В.Д., Муравьев Е.М., Атутов П.Р.
Глава 1. Сущность технологического образования школьников
1.1. Содержание технологического образования школьников
Программа учебного предмета - одна из ведущих учебно-программных документов, определяющих оглавление изучения студентов. Список создаваемых при исследовании учебного предмета познаний и умений конкретизирован в ней в виде мнений, суждений, законов, гипотез, прецедентов, которые вместе взятые оформляют ее категориальный строй. Таким образом, в программе содержание изучения выступает в обобщенном, систематизированном облике. Это определяет значимость и особенную значимость исследования и анализа программы предмета.
Учебная программа считается главным документом, которой руководствуется педагог, определяя перечень знаний и умений, подлежащих усвоению учениками на предоставленном занятии, подбирая объекты работы студентов и т.д. В следствие этого, педагог должен представлять не только в целом, о чем идет речь в программе, но и внятно просматривать дидактическую ассоциация между отдельными ее частями (темами программы). Нужно опереться на приобретенные учениками знания и умения и припоминать о том, собственно, что изучаемый материал обязан послужить основанием для усвоения нового материала в дальнейшие периоды изучения, для проектной творческой работы студентов.[1,с 34]
Программа учебного предмета должна быть гибкой, оживленной и принимать во внимание в собственном содержании достижения науки, техники и технологии. Она обязана допускать вероятность отражения индивидуальностей преподавания в школе и методических установок самого учителя. В связи с этим, учителю предоставлена вероятность дополнять программу передовыми разработками в определенных областях познаний, ликвидировать из нее устаревший материал, переставлять темы местами и перераспределять время на их исследование. Осуществление обозначенных задач на высочайшем научно-методическом уровне вероятна лишь только в что случае, если принимаемые учителем заключения станут основываться на принципах разработки программ. В первую очередь к ним относятся дидактические основы научности, доступности, систематичности и очередности изучения. Впрочем, познание основ для решения задач отбора и классификации материала программы учителю мало. Ему нужно познание направлений (критериев), по которым эти основы реализуются в программах и способов анализа учебных программ на соотношение их дидактическим основам, и, не считая такого, умение применить обозначенные познания при исследовании и анализе определенной программы.[2,c 12]
Исследование технологии призвано гарантировать:
- развитие у подростков целостного представления о рукотворном мире и роли техники и технологии в современном мире; умения изъяснять объекты и процессы находящейся вокруг реальности (природной, общественной, культурной, технической среды), применяя для этого технико-технологические знания;
- становление личности обучающихся, их умственное и моральное улучшение, составление у них толерантных отношений и экологически целесообразного поведения в обстановке и трудящийся деятельности;
- составление у молодых людей осознания значения технологического образования, значительности прикладных модифицирующих познаний и умений для каждого человека, необходимости в развитии науки, техники и технологий, отношение к технологии как вероятной области грядущей практической деятельности;
- приобретение подростками навыка созидательной работы, навыка знания и самообразования; способностей и компетенций и имеющих универсальное смысл для всевозможных видов работы. Сюда относятся: способности выявления противоречий и заключения проблем; поиска, анализа и обработки информации; коммуникативные навыки; базисные трудовые способности ручного и интеллектуального труда; способности сотрудничества, способности неопасного воззвания с препаратами в будничной жизни.[3,c 67]
Основными принципами работы на уроках « Технолигия» должны быть следующие:
-Единства и системности
-Культуросообразности (приобщение студентов к технологической культуре, культурному наследству, общественным ценностям, присвоение культуры).
-Природосообразности (включение экологического нюанса, валеологического компонента, учет возрастных особенностей).
-Интегративности (синтезирует познания естественнонаучных и общественно-гуманитарных дисциплин).
- Проектности (проектирование и изготовка изделий).
-Информативность (возрастание роли информации и информационно-коммуникативных технологий).
-Практическая направленность
Изучение подростков технологии основывается на базе освоения определенных процессов переустройства и применения материалов, энергии, информации, объектов природной и общественной среды. Неотъемлемой минимальной основой содержания ведущих образовательных программ по технологии исследуется в рамках 1-го из 3-х направлений: «Индустриальные технологии», «Технологии ведения дома» и «Сельскохозяйственные технологии» (агротехнологии, технологии животноводства). Совместными во всех инструкциях программы считаются сегменты «Технологии исследовательской и опытнической деятельности» и «Современное создание и умелое образование».
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы:
1.Андюхов Б. Кейс – технология – инструмент формирования компетентностей // Директор школы. – 2010. - №4 . – С. 61-65.
2.Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М., Педагогика, 1989.
3.Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. - Ростов-на-Дону, 2000.
4.Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие. - М., 1985.
5.Добротина И. Н. Развитие умений информационной переработки текста с использованием приемов современных образовательных технологий // Русский язык в школе. – 2013. – № 10. - С. 18-26.
6.Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. - СПб.: Речь, 2003.
7.Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке. – М.: Просвещение, 2004.
8.Ильницкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. - М.: Знание, 1985.
9. Капрусова М.Н. Возможные пути анализа повести А.И. Куприна «Олеся» на уроках литературы в 11 классе // Проблемы целостного анализа художественного произведения: Сб. науч., науч.-мет. статей и разработок уроков литературы в помощь учителю-словеснику / Под общ. ред. И.Г. Клименко, И.Ф. Салмановой. – Борисоглебск, 1997. – С. 76-78.
10.Капрусова М.Н. История русской литературы рубежа XIX – XX веков: Учебное пособие. – Борисоглебск: ООО «Кристина и К», 2014.
11.Каптерев П.Ф. Эвристическая форма обучения в народной школе // Антология педагогической мысли России второй половины XIX - начала XX в. - М.: Педагогика, 1990. - С. 218-221.
12.Кларин М.В. Учебная дискуссия // Мир образования. – 1996. - № 1.
13.Кудрявцев П.О. Проблемное обучение. Истоки и сущность. - М.: Знание, 1991.
14.Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. – М. Академия, 2003.
15.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. — М.: Издательский центр «Академия», 2006.