- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Рецензия
- Лабораторная работа
- Решение задач
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- ВКР
- Дипломная работа MBA
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Бизнес план
- Научная статья
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Роль игры в обучении младших школьников
- Готовые работы
- Курсовые работы
- Педагогика
37 страниц
35 источников
Добавлена 14.06.2021 Опубликовано: studservis
990 ₽
1980 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
ВВЕДЕНИЕ 3
§1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ ИГРЫ КАК МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ 5
§2. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 10
§3. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА – ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 17
§4. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРИМЕНЕНИЮ ИГРЫ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ 24
§5. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИГРЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33
ПРИЛОЖЕНИЯ 36
Фрагмент для ознакомления 2
Актуальность проблемы исследования: в настоящее время в психолого-педагогической науке и практике весьма остро стоит проблема внедрения передового научного опыта в учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в рамках образовательных учреждений. Особенно усилилось в последние годы внимание к изучению активных средств обучения, использование которых позволяет обеспечить становление активной позиции учащегося как субъекта обучения [Беспалько В.П. Качество образования и качество обучения / В.П. Беспалько // Народное образование. – 2017. – № 3–4. – С. 105 – 113].
Одним из таких средств является игра. Игровая деятельность, включающая в себя моделирование ситуаций действительной жизни и попытки найти оптимальное их разрешение, служит обогащению опыта учащихся, наделяет их новыми знаниями и навыками. Особое значение игра в работе педагога приобретает в начальной школе, когда данный вид деятельности, несмотря на утрату своего характера ведущей, все еще сохраняет повышенное значение в жизни ребенка.
Игровая деятельность является одной из специфических форм познания ребенком младшего школьного возраста окружающего мира и своего места в этом мире. Усвоение информации о предметах, событиях, явлениях и их взаимосвязи в процессе игровой деятельности происходит в условиях эмоционального подъема, повышения творческой активности ребенка. Игра помогает младшим школьникам раскрыть личностный потенциал, добиться полноты реализации индивидуальных качеств, повысить эффективность процесса обучения. Эти обстоятельства обусловливают чрезвычайно высокое значение игры в процессе воспитания и обучения младших школьников, для которых состояние игры остается все еще одним из наиболее естественных способов взаимодействия с окружающей действительностью [Валдас М.И. Психологические особенности игры младшего школьника / М.И. Валдас, Е.М. Соловьева, Ю.С. Чувашова // Социосфера. – 2016. – № 14. – С. 31 – 35].
Проблема: использования игры в обучении и воспитании младших школьников самым тесным образом связано с вопросами формирования важнейших качеств личности представителей подрастающего поколения, от которых, в конечном итоге, в будущем будет зависеть судьба нашей страны и всего мира [Гребенкина Н.В. Игры наших предков / Н.В. Гребенкина // Инновационная наука. – 2017. – № 1–2. – С. 9 – 14].
Противоречие: при изучении психолого-педагогической литературы нами было выявлено противоречие между необходимостью развития познавательных интересов учащихся начальной школы и малым количеством разработок по игровым технологиям как средстве развития познавательных интересов детей младшего школьного возраста [Ванюрихин Г.И. Развивающее обучение как веление времени: авторский взгляд / Г.И. Ванюрихин // Научное и образовательное пространство: перспективы развития. – 2018. – С. 46 – 51].
Ученые, методисты работающие в этой области Е.Н. Арсенина [Арсенина Е.Н. Энциклопедия детских игр / Е.Н. Арсенина, О.Л. Матышкина. – М.: Педагогика, 2014. – 256 с.], В.П. Беспалько [Беспалько В.П. Качество образования и качество обучения / В.П. Беспалько // Народное образование. – 2017. – № 3–4. – С. 105 – 113], Н.В. Гребенкина [Гребенкина Н.В. Игры наших предков / Н.В. Гребенкина // Инновационная наука. – 2017. – № 1–2. – С. 9 – 14], Л.И. Эльконинова [Эльконинова Л.И. Опыт и перспективы исследования детской игры в рамках культурно-исторической психологии / Л.И. Эльконинова, И.С. Григорьев // Культурно-историческая психология. – 2015. – № 3. – С. 16 – 24] и другие.
Цель исследования: определить роль игры в обучении младших школьников.
Объект исследования: процесс обучения учащихся начальной школы средствами игры.
Предмет исследования: игра как средство обучения младших школьников.
Задачи исследования:
1. Изучить характеристику понятия игры как метода обучения.
2. Определить возрастные особенности детей младшего школьного возраста.
3. Рассмотреть дидактическую игру – занимательное средство обучения и воспитания младших школьников.
4. Охарактеризовать экспериментальную работу по применению игры для обучения в школьном образовании.
5. Дать анализ эффективности применения игры при обучении младших школьников.
Методы исследования:
Теоретические
1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы.
Практические
1. Тестирование учащихся.
2. Наблюдение за учащимися.
3. Экспериментальное исследование.
Структура работы включает в себя: введение, четыре главы, заключение, списка литературы и приложения.
§1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ ИГРЫ КАК МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ
Игра относится к традиционным и признанным методам обучения и воспитания. Ценность этого метода состоит в том, что в игровой деятельности обучающая, развивающая и воспитательная функции действуют в тесной взаимосвязи. Игра как метод обучения организует, развивает обучающихся, расширяет их познавательные возможности, воспитывает личность. Метод обучения - это система последовательных взаимосвязанных способов работы учителя и обучаемых детей, которые направлены на достижение дидактических задач [Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении и развитии / П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров. – М.: РПА, 2016.– 80 с.; 14].
Методы обучения не ограничиваются только деятельностью одного педагога, но предполагают, что он с помощью специальных методов стимулирует и направляет деятельность учеников. Таким образом, преподавание отражает деятельность учителя и детей. Каждый метод состоит из методов, который является его элементом, неотъемлемой частью, отдельным действием в реализации. Значительное место занимают методы игры в классификации методов обучения. Их главное преимущество в том, что в ситуации игры процессы восприятия происходят в сознании ребенка быстрее и точнее. Они передают обучающее действие в условный план, который задается соответствующей системой правил или сценариев. Игра является целенаправленной, сознательной деятельностью, по которой ребенок проявляет активность, самостоятельность, инициативность, строит отношения с детьми и взрослыми (М.В. Качанова) [Качанова М.В. Приобщение детей 7 – 10 лет к национальной культуре России в процессе занятий народными подвижными играми / М.В. Качанова, Е.В. Внуковская // Развитие современного образования: теория, методика и практика. – 2015. – № 2. – С. 168 – 170; 168].
Игра возникает не по принуждению, не по обязанности. Она исходит из непосредственных побуждений, потребностей и интересов ребенка. Своеобразие игры заключается в том, что выполняемые в ней действия сами по себе интересные для ребенка. Ему интересен не сам результат игры, а процесс игровой деятельности. Игра является деятельностью, что заполняет свободное время ребенка. Игра для него - это творческая, самостоятельная деятельность. Недаром слова «игра» и «развитие» встречаются почти всегда рядом. Современная дидактика обращается к игровым методам обучения, потому что видит в них возможности эффективного взаимодействия педагога и обучающихся, продуктивные формы их общения с присущими для игры элементами соревнования, непосредственности, подлинного любопытства. Для эффективной реализации тех или иных игровых методов в учебном процессе, необходимо применение игровых педагогических технологий.
Игровые действия на уроках могут быть использованы [Карпов А.В. Системогенез деятельности. Игра. Учение. Труд / А.В. Карпов, В.Д. Шадриков. – Ярославль: ЯрГУ им. П.Г. Демидова, 2017. – 446 с.; 45].:
- как независимые технологии для овладения концепцией, темой, секцией учебного процесса;
- как элемент более обширной технологии;
- как урок или его этап.
Концепция «воспроизведения педагогических технологий», появившаяся в конце 90-х годов XX века, связана с довольно обширной группой методов организации педагогического процесса в форме различных игр. При дальнейшем развитии концепции «игровой педагогической технологии» необходимо полагаться на определенные концептуальные основы игровой деятельности: - игра присуща личности; - в игре есть воспитание и образование, действующие как универсальная и необходимая форма умственного развития детей; - игры в школе с их регулярным применением в качестве метода обучения становятся средством, сознательно используемым для помощи в обучении и тем самым приобретают подчиненную ценность для обучения.
Сегодня игра как элемент обучения получило новый виток развития и является одним из самых перспективных в современной педагогике. Игровым методом обучения, или «эдьютейментом (англ. edutainment), как его называют в последнее время, обозначают различные формы образования без принуждения, образовательные развлечения, включая образование посредством развлечения» [Грибова Ю. Ю. Игра как метод обучения / Ю. Ю. Грибова. // Молодой ученый. – 2014. – № 12 (71). – С. 265–267; 265].
В данном контексте особую актуальность приобретает исследование истории становления и выявление специфических факторов применения игрового метода обучения для взрослых. Объектом исследования является собственно игровой метод обучения, предметом - различные приемы и средства, используемые в рамках игрового метода обучения.
Целью настоящего исследования является анализ истории развития игровой деятельности в психологии, философии и педагогике для определения специфики обучения взрослых посредством игрового метода.
Игровая деятельность как педагогическое явление уходит корнями в глубокую древность. Так, практика воспитания и обучения с применением приемов сравнения, сопоставления и соревнований известны еще со времен древних Афин (У1-1У вв. до н. э.), когда дети и подростки состязались в различных видах спорта, танцах, музыке и словесных дебатах для воспитания самоутверждения и самопознания. В те же времена появились военные игры, такие как маневры, учебные сражения и разыгрывание военных баталий.
В X в. среди методов обучения также пользовались популярностью состязания среди обучающихся, особенно в риторике. В Западной Европе в эпоху Возрождения и реформации Томмазо Кампанелла и Франсуа Рабле пропагандировали принципы игрового обучения, благодаря которым «дети без принуждения, играя, знакомились бы со всеми науками» [Гребенкина Н.В. Игры наших предков / Н.В. Гребенкина // Инновационная наука. – 2017. – № 1–2. – С. 9 – 14; 9]. Ян Амос Коменский (1592-1670) предлагал все «школы-каторги», «школы-мастерские» превратить в места игр. По его мнению, любая школа может стать «универсальной игрой, в которой все будет осуществляться в играх и соревновании, сообразуясь с возрастом детства, отрочества, юности». Джон Локк также ставил задачу использовать игровые формы обучения. Жан-Жак Руссо говорил о том, что педагогические мероприятия должны включать общественно полезный труд, совместные игры и празднества [Коменский Я. А., Локк Д., Руссо Ж.–Ж., Песталоцци И. Г. Педагогическое наследие [Электронный ресурс]. – https://www.livelib.ru/author/173017/top-yan-komenskij].
С точки зрения философии игровая деятельность в жизни человека имеет уникальную особенность. В XX в. философ И. Хейзинга заявлял, что все виды человеческой деятельности происходят из игры: ремесло, предпринимательство, наука, философия, искусство, литература, юриспруденцию [Рубенштейн С. Л. Вопросы общей психологии. / С.Л. Рубинштейн. – М.: 2015. – С. 112; 112]. Игра была рассмотрена им как важнейший источник и высшее проявления человеческой культуры. Соответственно, игровые технологии обязаны присутствовать и в образовании, тем более, что игры на уроках являются доступной имитацией разного рода деятельности. Образование должно быть построено так, чтобы «в сжатой, сокращенной форме воспроизводило реальный исторический процесс рождения и развития знаний.
Ж. Ж. Руссо, И. Кант считали, что «игра выполняет важную социализирующую роль в воспитании личности. Особую роль игре в эстетическом воспитании человека отводил Ф. Шиллер, который полагал, что театр и игра необходимы для воспитания гармонично развитой личности. В XIX в. Г. Спенсер, Дж. Г. Мид отводят игре, в первую очередь, социализирующую роль [Коменский Я. А., Локк Д., Руссо Ж.–Ж., Песталоцци И. Г. Педагогическое наследие [Электронный ресурс]. – https://www.livelib.ru/author/173017/top-yan-komenskij].
В начале XX в. детские игры активно изучались в психологии и в результате многочисленных отечественных и зарубежных исследований игра рассматривалась как:
- «побег» от окружающей действительности согласно учению В. Штерна;
- психотерапевтическое средство для лечения детских неврозов в теории З. Фрейда;
- промежуточное состояние между реальностью и ирреальностью, которое использует ребенок в случае конфликта с реальным миром, которое описывали К. Левин, С. Слиозберг и др. [Коменский Я. А., Локк Д., Руссо Ж.–Ж., Песталоцци И. Г. Педагогическое наследие [Электронный ресурс]. – https://www.livelib.ru/author/173017/top-yan-komenskij].
В советской школе игра понимается как средство социализации и самовыражения индивидуальности детей, по мнению Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна и Д. Б. Эльконина. Особую роль игры в «формировании творческого воображения, без которого невозможна творческая учебная деятельность школьника», - отмечал В. В. Давыдов [Рубенштейн С. Л. Вопросы общей психологии. / С.Л. Рубинштейн. – М.: 2015. – С. 112; 112].
Первую попытку классифицировать игровую деятельность предпринял Фридрих Фрёбель в своей «теории игры» [Буренков С.В. Труд, рациональность, игры / С.В. Буренков // Вестник МГОУ. – 2017. – № 1. – С. 15 – 27; 16]. Дальнейшее развитие дидактических ракурсов игровой деятельности показало, что с помощью игры можно решать практически все педагогические задачи. Широкое распространение деловых игр значительно повлияло на становление «методов активного обучения», широко применяемых в современной педагогике. В 80-х гг. XIX в. в постиндустриальный период возник острый спрос на обучение и повышение квалификации в сфере бизнеса и управления. Но в силу статуса и возраста обучаемые не могли быть удовлетворены традиционными методиками, соответственно, для их обучения были привлечены различные нетрадиционные методики, приемы из разных областей, таких как искусство, спорт, психотерапевтическая практика. Именно в бизнес-образовании стали появляться «инновационные программы и технологии, адаптированные к «новым вызовам» и приносящие положительные результаты при обучении новым идеям и технологиям взрослых и солидных людей» [Демчак М.А. Дидактическая игра как средство обучения младших школьников / М.А. Демчак // Актуальные проблемы образования и науки: традиции и перспективы. – 2016. – С. 43 – 46; 44].
Таким образом, несмотря на разные взгляды на психологическую природу игры, все психологи говорят о большой роли игры в жизни ребенка и его личностном развитии. В современной педагогике, целью которой становится активизация учебного процесса, игровые методики используют в основном для усвоения понятий на уроке, а также во внеурочной деятельности.
В настоящее время ключевую роль в развитии методик и технологий игрового обучения получило самостоятельное направление «edutainment» [9], цель которого обучение без принуждения посредством развлечения. Анализ современной методической литературы, касающийся учебной игры, позволил сделать выводы о том, что игровое обучение или эдьютеймент отличается от других педагогических технологий и имеет свои особенности:
Внимание на увлечение. Интерес обучающегося становится обязательным для образовательного процесса, поскольку развитие интереса приводит к накоплению знаний.
Мотивация через игру. Получаемое в процессе образования удовольствие помогает в раскрепощении и формирует устойчивый интерес к учебному процессу [Карпов А.В. Системогенез деятельности. Игра. Учение. Труд / А.В. Карпов, В.Д. Шадриков. – Ярославль: ЯрГУ им. П.Г. Демидова, 2017. – 446 с.; 62].
Важнейший принцип - игра. Эдьютеймент является универсальным подходом к обучению как взрослых, так и детей.
Современность сопровождения. Игровые формы обучения разнообразны и привлекательны как для солидных людей, так и для молодежи, школьников и дошкольников, в связи с тем, что они используют современные аудио и видео источники, различные дидактические игры, образовательные программы и прочие девайсы.
Таким образом, игровой метод обучения или эдьютеймент соответствует требованиям ФГОС нового поколения и активизирует умение самостоятельно нарабатывать знания и является подходящим инструментом для обучения не только детей, но и взрослых людей.
Изучив категорию «понятия игры как метода обучения», необходимо рассмотреть психолого-педагогические особенности личности старшеклассника в системе профориентации
§2. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Рассматривая возрастные особенности и границы младшего школьного возраста считаются: с 6-7 до 9-10 лет, что и совпадает с периодом обучения в начальной школе. Существует ряд характеристик, которые выделяют детей этих возрастных границ.
Младший школьный возраст - этап индивидуального психического развития, который охватывает период жизни от 6-7 до 10 лет. Соответственно это период, когда ребенок проходит обучение в начальных классах современной школы. В этом возрасте дети претерпевают перестройку всех психических и когнитивных процессов, это в основном связано с поступлением ребенка в школу.
В период с 6-7 лет уже возможно обучение за счет развития анатомо-физиологической составляющей. Ребенок начинает становиться еще более подвижным в различных играх и соревнованиях. Создание физически благоприятных условий для развития личности учения способствуют не только тому, чтобы здоровье было в сохранности, но и развитию всяческого интереса к обучению. Поскольку частые перегрузки и отсутствие двигательных упражнений, приводит к нежеланию посещать школу. А это значит, что отсутствует мотивация к обучению.
Возрастные особенности младшего школьного возраста (Памятка для родителей) указана в приложении 1 [Рассказова И.Н. Гендерные особенности нравственной сферы младших школьников / И.Н. Рассказова // Преемственность начального и основного общего образования: содержание, технологии, результаты. – 2016. – Т. 1. – С. 105 – 112; 105].
Также изменения происходят в психологии. Поэтому готовность ребенка к обучению в школе определяют по совокупности физиологического и психологического созревания. К тому моменту, как ребенок поступает в 1 класс, у него должны быть сформированы зачатки познавательной деятельности и познавательной активности. Выражается это в мотивации и сильном стремлении ребенка к обучению. Мотивация для ребенка играет очень важную роль на этапе обучения в начальной школе.
Также большую роль играют такие характеристики личности школьника, как мышление, внимание, память и воображение. Основным в развитии младшего школьника является такая характеристика личности как мышление. От данного процесса зависит путь, по которому будут формироваться другие познавательные процессы. Развитие мышления проходит несколько стадий. Первая стадия - наглядно-действенный вид мышления. На данной стадии ребенок при выполнении того или иного действия опирается на различные предметы. Психологом Ж.Пиаже описывается мышление ребенка в возрасте до 7 лет, как характеризующееся восприятием мира вещей и различных их свойств с единственно возможной для ребенка, действительно занимаемой им позицией. При дальнейшем обучении у ребенка развивается другой вид мышления - наглядно-образное.
Еще одна психическая функция - внимание. Его подразделяют на произвольное и непроизвольное. Старший дошкольник владеет непроизвольным вниманием. Оно определяется интересом ребенка к различным явлениям и предметам окружающей действительности. Однако, в школе, для успешного обучения, нужно развитое произвольное внимание. Под произвольным вниманием подразумевается внимание на том, что не вызывает особо сильного интереса. Из-за этого, учителю необходимо развивать данный вид внимания для младших школьников [Файзуллина Г.Я. Преемственность программ дошкольного и начального образования: содержательный и результирующий аспекты / Г.Я. Файзуллина // Вестник Удмуртского университета. – 2016. – № 9. – С. 139 – 147; 139].
Следующей характеристикой является память. Память зависит от того, как развито у ребенка мышление, на каком уровне оно находится. Ребенок младшего школьного возраста может достаточно успешно запоминать автоматически, при этом не вдаваясь в суть материала. Такое может привести к отсутствию любого интереса и отсутствию развития интеллектуальный способностей. Исходя из этого, можно сделать вывод, что необходимо активизировать смысловую память у ребенка.
Такие процессы, как внимание, мышление, память и воображение являются немаловажной основой для готовности будущего школьника к обучению, это также характеризует его познавательный потенциал. Следовательно, нужно выделить, что в младшем школьном возрасте доминируют потребности реализации себя как субъекта общества. За четыре года обучения в начальной школе происходит развитие большинства существенных черт личности, таких как мышление, внимание, воображение и память.
В первую очередь, нужно понимать, что этот период способствует дальнейшему физическому и психическому развитию ребенка за счет систематического обучения в школе. Совершенствуется работа головного мозга, развивается нервная система.
При этом, несмотря на относительную зрелость коры головного мозга, в этот период проявляется несовершенство регулирующей функции коры. Это выражается в поведении младших школьников (возбудимость, излишняя эмоциональность и пр.).
Существуют различия в темповом развитии мальчиков и девочек (последние опережают). То есть при одинаковом возрасте фактически идет отставание мальчиков на год-полтора [Федорова О.С. Особенности использования игровых технологий в процессе обучения школьников / О.С. Федорова, А.С. Черныш // Новая наука: Современное состояние и пути развития. – 2017. – № 1–1. – С. 113 – 115; 114].
Поступление в первый класс коренным образом изменяет жизнь ребенка. Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Ребенок становится частью новых социальных отношений и приобретает социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку.
Л.И. Божович полагала, что переход от дошкольного детства к школьному создает особую направленность личности младшего школьника, в первую очередь в моральной сфере [Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М.: Психология, 1998. – 205 с.; 163].
А.С. Выготский отмечал особенности развития интеллектуальных способностей в младшем школьном возрасте, подчеркивая их особую интенсивность, качественную перестройку восприятия и памяти [Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка: вопросы психологии / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 1966. – 541с.; 122].
Рассмотрим основные психофизиологические особенности развития ребенка в младшем школьном возрасте.
Во-первых, нужно отметить, что в отличие от предыдущего возрастного периода значительно замедляется рост ребенка и одновременно увеличивается вес. Происходит постепенное интенсивное развитие мышечной системы. Совершенствуется мелкая моторика, благодаря чему ребенок овладевает навыком быстрого письма. Показатели моторного развития увеличиваются и в отношении выносливости мышц, пространственной ориентации движений, зрительно-двигательной координации. Идет прогрессивное развитие точных и силовых движений.
Второе, что нужно отметить, дисбаланс в физическом и нервно-психическом развитии ребенка. Нервная система в связи с возросшими на нее нагрузками значительно ослабляется. В связи с этим отмечается повышенная утомляемость, беспокойство, повышенная потребность в движении [Аскарова Г.Г. Игровые педагогические технологии в обучении младших школьников / Г.Г. Аскарова // Инновации в современной науке. – 2015. – С. 94 – 97; 95].
Тем не менее, нервная система также совершенствуется, поскольку идет интенсивное развитие больших полушарий головного мозга, усиливаются аналитическая и синтетическая функции коры. Психика ребенка развивается быстрыми темпами. Процессы возбуждения и торможения постепенно уравновешиваются, однако все еще преобладает процесс возбуждения, что сказывается на поведении младших школьников, они все в высокой степени возбудимы.
Поскольку основной деятельностью становится учебная, то познание преимущественно проходит в процессе обучения. Расширяется сфера общения. В связи с этим необходимым является строгая направленность всего учебного процесса и воспитательной работы.
Характерными особенностями детей младшего школьного возраста являются: доверия учителям, подчинение, хорошая восприимчивость, наивность, впечатлительность и стремление превратить учебу в игру, поскольку эта деятельность им привычна и наиболее понятна.
Чаще всего младшие школьники не спорят с учителем, выполняют все его требования, стараются выстроить доверительные отношения с учителем, подражают ему. Это, безусловно, является предпосылками для успеха в обучении и воспитании. Однако именно в этом кроется и опасность. Слепая вера в авторитеты в дальнейшем может значительно тормозить учебно-воспитательный процесс.
Дети в этом возрасте крайне впечатлительны. Любые новые события и факты производят на них неизгладимое впечатление. При малейшей возможности учащиеся подбегают ближе к тому, что их заинтересовало, стараются взять незнакомый предмет в руки, фиксируют внимание на деталях. При этом восприятие неустойчиво и неорганизованно. Ребенок младшего школьного возраста может путать цифры 9 и 6, мягкий и твердый знаки с буквой «р» и т. д. Одновременно проявляются слабые навыки анализа, малая дифференцированность восприятия и сверхэмоциональность. Именно это сочетание заставляет строить учебный процесс таким образом, чтобы приучать детей к целенаправленному восприятию постепенно. К окончанию начальной школы восприятие ребенка усложняется, формируются навыки анализа и дифференциации.
Также среди особенностей младших школьников нужно отметить неспособность концентрироваться на неинтересных фактах и действиях. Непроизвольное внимание преобладает у большинства из них. В связи с эти учебный процесс призван сформировать культуру внимания, поскольку без сформированности данной функции психики невозможно строить дальнейшее обучение ребенка.
К особенностям младшего школьного возраста следует также отнести развитие мышления от эмоционально-образного к абстрактно-логическому. К.Д. Ушинский подчеркивал эту особенность, говоря о том, что дети мыслят ощущениями и яркими красками. В связи с этим одной из основных задач начальной школы является развитие интеллекта до уровня понимания причинно-следственных связей. Роль учителя в этот период для развития интеллектуальных способностей особенно важна. Считается, что разные способы и методы обучения при сохранении содержательной части обучения приводят к разным результатам, дают совершенно разные характеристики мышления детей.
Познавательная деятельность в младшей школе определяется также ролью памяти. Память младшего школьника носит, в основном, наглядно-образный характер. Интересный материал запоминается, также как и яркий, изобилующий конкретными деталями. Неинтересное – отбрасывается, либо запоминается произвольно. Процесс обучения и воспитания направлен на развитие производной и смысловой памяти, с помощью последней можно освоить достаточно широкий круг рациональных способов запоминания. Кроме того, идет развития таких видов памяти, как: долговременная, кратковременная, и оперативная [Ванюрихин Г.И. Развивающее обучение как веление времени: авторский взгляд / Г.И. Ванюрихин // Научное и образовательное пространство: перспективы развития. – 2018. – С. 46 – 51; 47].
Очень важную роль играет воображение. Его особенностью у данной возрастной категории можно считать опору на конкретные предметы. По мере обучения и воспитания на первом плане оказывается слово, а не предмет, что дает возможность фантазировать.
Поскольку ребенок становится субъектом и объектом общественных отношений, становление личностных черт идет под влиянием новых отношений со взрослыми (учителями) и сверстниками (одноклассниками), новых видов деятельности (учения) и общения, включения в целую систему коллективов (общешкольного, классного). Закладываются основы общественного поведения, появляется чувство ответственности за себя, свои поступки, идет развитие чувства товарищества. Младший школьный возраст является одним из самых сложных в жизни ребенка. Происходит понимание четких границ своего поведения и места в системе социальных отношений. Возникает осознание того, что сам ребенок может не все. Осознаются свои личные качества. Постепенно у ребенка появляется и потребность в самооценке: он начинает руководствоваться в своем поведении не только оценкой взрослых, но и собственной [Раджабова Ф.О. Педагогические игры и их влияние на развитие личности младшего школьника / Ф.О. Раджабова // Вестник ТНУ. – 2018. – № 1. – С. 300 – 304; 300].
Нужно сказать, что определенный уровень развития самосознания в дошкольном возрасте - один из показателей готовности ребенка к обучению в школе. Стремление стать школьником характеризует личность ребенка как перешедшего на новый уровень общественных отношений. Дошкольник осознает, что он существо социальное. И желание пойти в школу определяет поведение ребенка, его самооценку, отношение к действительности.
Переход из области семейных отношений в школьную меняет самооценку ребенка. Зачастую оценка в семье, где ребенка хвалили, и реальная оценка его в школе, не совпадают или совпадают частично. Это создает дополнительную эмоциональную нагрузку на маленького человека. При этом ребенок часто выбирает заниженный уровень самооценки. Это связано с внутренним дискомфортом, который испытывает ребенок при поступлении в первый класс. Ребенок упрям. До тех пор, пока он сам не захочет освободиться от той или иной особенности своего поведения, почти невозможно достичь его перевоспитания. Поэтому первые активные проявления индивидуальной свободы должны быть направлены на то, чтобы у ребенка постепенно вырабатывалась самостоятельность. Отсюда вытекает огромная роль начальной школы в процессе социализации личности.
Что касается эмоционально-волевой сферы, то по своему развитию мотивационная сфера отстает от интеллектуального совершенствования. Мотивы чаще всего не осознаются. Чувства преобладают над разумом, в результате чего школьник совершает множество необдуманных действий [Файзуллина Г.Я. Преемственность программ дошкольного и начального образования: содержательный и результирующий аспекты / Г.Я. Файзуллина // Вестник Удмуртского университета. – 2016. – № 9. – С. 139 – 147; 139].
Поскольку дети в этом возрасте крайне подвижны, возбудимы, то сидеть на уроке долго в одной позе они не могут. Особенно это можно наблюдать на переменах, когда младшие школьники стараются выплеснуть избыток энергии. Именно поэтому необходимо предоставлять детям возможность двигаться даже в процессе одного урока.
В целом, эмоционально-полевая сфера ребенка в младшей школе характеризуется следующими чертами:
1. Легкое восприятие и отзывчивость на происходящие события.
2. Избыточная эмоциональность, умственная и физическая сфера окрашены эмоционально.
3. Непосредственность в выражении эмоций и переживаний.
4. Крайняя эмоциональная неустойчивость, быстрая смена настроений, аффективность на фоне общей бодрости и беззаботности.
5. Эмоционально значимыми становятся не только игровая деятельность, но и общение с учителями и сверстниками, успехи в учебной деятельности, их оценка со стороны окружающих.
6. Эмоции и чувства воспринимаются не всегда адекватно, что приводит в свою очередь, к неадекватным реакциям на окружающих. Чувство сопереживания практически не развито [Широкий В.А. Универсальные учебные действия: научно-методические подходы к содержанию и структуре / В.А. Широкий // Общество: социология, психология, педагогика. – 2016. – № 2. – С. 172 – 174; 172].
Таким образом, можно констатировать, что развитие ребенка в младшем школьном возрасте, это сложный процесс и достаточно противоречивый. Основные новообразования в психическом развитии ребенка являются: произвольность и осознанность всех психических процессов и их интеллектуализация, их внутреннее опосредование, которое происходит благодаря усвоению системы научных понятий; осознание своих собственных изменений в результате развития учебной деятельности. Интенсивно формируются почти все интеллектуальные, социальные и нравственные качества, многие из них уже останутся неизменными на протяжении всей жизни. К концу этого возрастного периода мелкая и общая моторика достаточно скоординирована и точна.
Рассмотрев возрастные особенности младшего школьного возраста необходимо изучить дидактические игры, применяемы для обучения и воспитания младших школьников.
§3. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА – ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Обучение младшего школьника должно быть интересным, радостным, и одновременно должно обеспечивать глубокое усвоение учебного материала. Задача учителя начальных классов не только учить, но и побуждать у детей чувство эмоционального удовлетворения, радость от получения знаний и от самого процесса их усвоения.
Дидактические игры и игровые упражнения используются не на отдельных уроках или внеурочных занятиях, а во всей системе работы с детьми.
Фрагмент для ознакомления 3
общего образования (1 – 4 кл.) – [Электронный ресурс]. – https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/documents/93
2. Алиева Г.М. Технология игры в процессе обучения младших школьников / Г.М. Алиева // Мир науки, культуры, образования. – 2015. – №3. – С. 17 –18.
3. Арсенина Е.Н. Энциклопедия детских игр / Е.Н. Арсенина, О.Л. Матышкина. – М.: Педагогика, 2014. – 256 с.
4. Аскарова Г.Г. Игровые педагогические технологии в обучении младших школьников / Г.Г. Аскарова // Инновации в современной науке. – 2015. – С. 94 – 97.
5. Барташникова И.А. Учись играя / И.А. Барташникова, А.А. Барташников. – Харьков, 2017. – 45 с.
6. Беспалько В.П. Качество образования и качество обучения / В.П. Беспалько // Народное образование. – 2017. – № 3–4. – С. 105 – 113.
7. Богаченко Е.А. Игра как современный метод воспитания / Е.А. Богаченко // Начальная школа. – 2015. – №6. – С. 16 – 18.
8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М.: Психология, 1998. – 205 с.
9. Буренков С.В. Труд, рациональность, игры / С.В. Буренков // Вестник МГОУ. – 2017. – № 1. – С. 15 – 27.
10. Букатов В. М. Эдьютеймент: дидактические уроки игровых инноваций в образовании взрослых / В.М. Букатов // Актуальные проблемы психологического знания. – 2017. – № 2. – С. 20–26.
11. Валдас М.И. Психологические особенности игры младшего школьника / М.И. Валдас, Е.М. Соловьева, Ю.С. Чувашова // Социосфера. – 2016. – № 14. – С. 31 – 35.
12. Ванюрихин Г.И. Развивающее обучение как веление времени: авторский взгляд / Г.И. Ванюрихин // Научное и образовательное пространство: перспективы развития. – 2018. – С. 46 – 51.
13. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка: вопросы психологии / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 1966. – 541с.
14. Гребенкина Н.В. Игры наших предков / Н.В. Гребенкина // Инновационная наука. – 2017. – № 1–2. – С. 9 – 14.
15. Гребнева Н.А. Развитие познавательного интереса младших школьников с помощью использования дидактических игр в учебном процессе / Н.А. Гребнева // Вестник науки и образования. – 2016. – № 4. – С. 45 – 49.
16. Грибова Ю. Ю. Игра как метод обучения / Ю. Ю. Грибова. // Молодой ученый. – 2014. – № 12 (71). – С. 265–267.
17. Демчак М.А. Дидактическая игра как средство обучения младших школьников / М.А. Демчак // Актуальные проблемы образования и науки: традиции и перспективы. – 2016. – С. 43 – 46.
18. Жданов С. С. Использование игровых методов как фактор повышения качества обучения иностранным языкам в нефилологическом вузе / С.С. Жданов // Актуальные вопросы образования. –2016. – № 1. – С. 139–145.
19. Кабардина Т.В. Использование дидактических игр в учебновоспитательном процессе начальной школы / Т.В. Кабардина, Т.В. Каплун // Актуальные проблемы преподавания в начальной школе. – 2016. – С. 159 – 163.
20. Карпов А.В. Системогенез деятельности. Игра. Учение. Труд / А.В. Карпов, В.Д. Шадриков. – Ярославль: ЯрГУ им. П.Г. Демидова, 2017. – 446 с.
21. Качанова М.В. Приобщение детей 7 – 10 лет к национальной культуре России в процессе занятий народными подвижными играми / М.В. Качанова, Е.В. Внуковская // Развитие современного образования: теория, методика и практика. – 2015. – № 2. – С. 168 – 170.
22. Коменский Я. А., Локк Д., Руссо Ж.–Ж., Песталоцци И. Г. Педагогическое наследие [Электронный ресурс]. – https://www.livelib.ru/author/173017/top-yan-komenskij.
23. Купцова Н.Б. Феномен игры в педагогике / Н.Б. Купцова // Вестник ТГПУ. – 2017. – № 6. – С. 89 – 92.
24. Мельникова М. Ю. Фребелевская система воспитания детей раннего и младшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Открытый педагогический форум «Новая школа». – http://forum.schoolpress.ru/article/56/433.
25. Митенева С.Ф. Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса учащихся / С.Ф. Митенева // Современный научный вестник. – 2016. – № 2. – С. 73 – 76.
26. Педагогический словарь / под общ. ред.: Г.М. Коджасптровой, А.Ю. Коджаспирова.–М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 176 с.
27. Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении и развитии / П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров. – М.: РПА, 2016.– 80 с.
28. Раджабова Ф.О. Педагогические игры и их влияние на развитие личности младшего школьника / Ф.О. Раджабова // Вестник ТНУ. – 2018. – № 1. – С. 300 – 304.
29. Рассказова И.Н. Гендерные особенности нравственной сферы младших школьников / И.Н. Рассказова // Преемственность начального и основного общего образования: содержание, технологии, результаты. – 2016. – Т. 1. – С. 105 – 112.
30. Рекшинская А.Я. Философские концепции игры ХХ столетия: компаративный анализ / А.Я. Рекшинская // Универсум: общественные науки. – 2017. – № 1. – С. 44 – 47.
31. Рубенштейн С. Л. Вопросы общей психологии. / С.Л. Рубинштейн. – М.: 2015. – С. 112.
32. Файзуллина Г.Я. Преемственность программ дошкольного и начального образования: содержательный и результирующий аспекты / Г.Я. Файзуллина // Вестник Удмуртского университета. – 2016. – № 9. – С. 139 – 147.
33. Федорова О.С. Особенности использования игровых технологий в процессе обучения школьников / О.С. Федорова, А.С. Черныш // Новая наука: Современное состояние и пути развития. – 2017. – № 1–1. – С. 113 – 115.
34. Широкий В.А. Универсальные учебные действия: научно-методические подходы к содержанию и структуре / В.А. Широкий // Общество: социология, психология, педагогика. – 2016. – № 2. – С. 172 – 174.
35. Эльконинова Л.И. Опыт и перспективы исследования детской игры в рамках культурно-исторической психологии / Л.И. Эльконинова, И.С. Григорьев // Культурно-историческая психология. – 2015. – № 3. – С. 16 – 24.
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней