Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность проблемы мотивации персонала не оспаривается ни наукой, ни практикой, поскольку правильно разработанная система помогает не только повысить социальную, деловую и творческую активность сотрудников предприятия, но и привести к успешным результатам деятельности организации и повысить показатели работы предприятия в целом. Вместе с тем, вопрос о том, какие средства и методы воздействия на работников следует считать наиболее эффективными, является объектом обсуждения уже десятки лет в развитии науки и практики менеджмента, не говоря уже о том, что проблема эта имеет глубокие исторические корни. Мотивация сложнейшая научная проблема и одновременно практическая задача, с которой сталкивается любой менеджер, при этом невозможно тиражирование зарубежных и отечественных подходов без тщательной адаптации к особенностям конкретной организации.
Теоретической основой работы послужили работы следующих авторов: Хромовских Н.Т., Кулыгиной И.А, Иванцевич Д.М., Кибанова А.Я., Варданян И.С. Дряхлова Н., Космарской Т.Н., Кручинецкого С.М., Лукичева Л.И. и других.
Объектом исследования является предприятие ООО «Касандра Фарм».
Предмет исследования является система мотивации персонала.
Цель работы - разработать мероприятия по повышению мотивации персонала.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить сущность мотивации персонала;
рассмотреть типы мотивации работников;
раскрыть системный подход к мотивации персонала;
выявить особенности мотивации персонала;
представить характеристику предприятия ООО «Касандра Фарм»;
провести анализ трудовых ресурсов и эффективности их использования;
провести анализ мотивации персонала;
разработать рекомендации и пути совершенствования системы мотивации персонала аптеки ООО «Касандра Фарм».
Методологической и теоретической основой исследования являются общенаучные методы познания и научные подходы к изучению объектов, явлений. В работе использовались системный, поведенческий, традиционный, инновационный и другие научные подходы исследования. Были использованы также методы и принципы предметно-логического, структурно-функционального анализа, экспертных оценок, методические подходы к изучению эффективности использования потенциала организаций.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
1. Теоретические основы мотивации персонала
1.1. Сущность мотивации персонала
Особенностью управления персоналом в условиях конкурентного рынка является возрастающая роль личности работника. От того насколько правильно мотивированы сотрудники, зависит их четкая ориентация на цели организации, желание их достигать и обеспечивать необходимый результат трудовой деятельности. Поэтому, соотношение стимул-мотив-потребность должны быть максимально гибкими и мобильными, для того, чтобы лечь в основу эффективной системы стимулирования. Умение эффективно использовать имеющиеся трудовые ресурсы, поможет компании достичь намеченных целевых ориентиров, а также умело использовать деятельность персонала в интересах как самих сотрудников, так и организации в целом — данные аспекты отражают актуальность и целесообразность рассмотрения данной проблемы.
Стимулы, мотивы и потребности личности лежат в основе мотивации персонала.
Мотивация позволяет обеспечить процесс сопряжения целей компании и целей работника для максимально полного удовлетворения потребностей обоих сторон, посредством побуждения себя и/или других к результативной деятельности для достижения единой цели. Персонал фирмы должен четко выполнять работу в соответствии с делегированными ему полномочиями, сообразуясь с принятыми ранее управленческими решениями.
Рассмотрим вопрос источников активности трудовой деятельности более подробно.
Рис. 1. Истоки активности в трудовой деятельности
Таким образом, функция мотивации заключается в том, что она оказывает прямое влияние на трудовой коллектив предприятия в форме побудительных мотивов к эффективному труду, виде показателей премирования и индивидуально поощрительных мер.
С психологической точки зрения потребность индивида — это острое осознание отсутствия чего-либо, вызывающего у человека побуждение к более активным действиям, для полного удовлетворения возникших нужд и желаний.
Учеными выделяется три основных уровня удовлетворения потребностей: минимальный, нормальный и уровень роскоши.
При осознании потребностей, у человека возникает желание их удовлетворить, а, следовательно, пробуждается интерес к тому, что позволит максимально удовлетворить возникшую потребность.
В теории существует еще один, не менее значимый, источник активности деятельности человека в трудовой деятельности — мотивационная установка. Понятие «установка» было введено впервые Л.Ланге в экспериментальной психологии для обозначения готовности к действию, обусловленной прошлым опытом, в 1888 г.
В ходе исследования в начале 20 в. данный термин был введен для обозначения отношений индивида как члена группы к ценностям этой группы. При этом в практике управления установлено, что если ценности компании и ценности персонала совпадают на 50%, то это повышает и удерживает высокий уровень производительности труда и является показателем эффективности в управлении компанией. В зарубежной науке установку принято называть аттетюдом.
Мотивационная установка, в российской и зарубежной практике представляет собой латентную готовность индивида к удовлетворению всякого рода возникающих ранее потребностей.
Поэтому, мотив личности — это осознанное индивидуумом побуждение к активной трудовой деятельности.
Также в теории принято различать такие понятия как мотив труда и трудовой мотив.
Мотив труда — это осознанное побуждение к достижению конкретной цели, понимаемое индивидом как его личностная необходимость.
Трудовой мотив — это непосредственное побуждение работника к деятельности (работе), связанное с полным или частичным удовлетворением его потребностей.
Раздражение мотивов происходит под влиянием внешней действующей силы – стимулов.
Стимулы выполняют роль рычагов воздействия или носителей факторов «раздражения», которые активизируют действие частных мотивов, оказывая внешние побуждение к эффективной и ориентированно-направленной деятельности.
Стимулирование, как процесс выполняет 3 основные функции: экономическую, социальную и нравственную.
Экономическая функция выражается в том, что стимулирование труда содействует повышению эффективности трудовой деятельности, которое выражается в повышении производительности, качества продукции и услуг.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Алавердов, А.Р. Управление персоналом: учебное пособие / А.Р. Алавердов, Е.О. Куроедова, О.В. Нестерова. – М.: Синергия, 2019. – 192 с.
2. Александров, Г.А. Оплата труда на предприятии: теория, практика: учебно-практическое пособие / Г.А. Александров. – М.: БЕК, 2019. – 544 с.
3. Бабынина, Л. Компенсационная политика: от неопределенности к системе / Л. Бабынина // Кадровик. Кадровый менеджмент. – 2016. – № 7. – С.11-14.
4. Базаров, Т.Ю. Управление персоналом / Т.Ю. Базаров. – М.: Юнити-Дана, 2019. – 239 с.
5. Базаров, Т.Ю. Управление персоналом: учебное пособие для студентов вузов / Т.Ю. Базаров. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. – 239 с.
6. Балашов, Ю.К. Оценка персонала – основа кадровой политики зарубежных фирм / Ю.К. Балашов // Кадры организации. – 2016. – № 9. – С.21-28.
7. Бариленко, В.И. Анализ фонда оплаты труда: учебное пособие / В.И. Бариленко. – М.: КНОРУС, 2019. – 416 с.
8. Варданян, И. Зарубежный и российский опыт управления мотивацией персонала / И. Варданян // Кадровик.ру. – 2016. – № 3. – С.21-26.
9. Васькив, А.А. Мотивация персонала / А.А. Васькив // Делопроизводство и кадры. – 2019. – № 3. – С.19-23.
10. Вахрушина, М.А. Оплата труда на предприятии: учебник / М.А. Вахрушина. – М.: Вузовский учебник, 2016. – 368 с.
11. Веснин, В.Р. Управление персоналом / В.Р. Веснин. – М.: Проспект, 2019. – 688 с.
12. Веснин, В.Р. Управление персоналом в схемах: учебное пособие / В.Р. Веснин. – М.: Проспект, 2019. – 96 c.
13. Ветеримова, И.И. Политика оплаты за труд: учебник / И.И. Ветеримова. – М.: Финансы и статистика, 2019. – 192 с.
14. Виханский, О.С. Менеджмент: учебник / О.С. Виханский. – М.: Гардарики, 2019. – 420 с.
15. Жарыгласов, Б.Т. Управление зарплатой: учебник / Б.Т. Жарыгласов. – М.: КНОРУС, 2019. – 312 c.
16. Жегин, П.А. Материальная мотивация персонала / П.А. Жегин // Руководитель бюджетной организации. – 2016. – № 3. – С.17-21.
17. Жуков, А.Л. Аудит системы стимулирования труда и мотивации персонала / А.Л. Жуков // Нормирование и оплата труда в промышленности. – 2016. – № 11. – С.25-27.
18. Жуков, А.Л. Сущность стимулирования труда и мотивации персонала, цель и задачи их аудита / А.Л. Жуков // Нормирование и оплата труда в промышленности. – 2016. – № 4. – С.9-11.
19. Каштанова, Е.В. Управление персоналом: теория и практика / Е.В. Каштанова. – М.: Проспект, 2019. – 64 с.
20. Кибанов, А. Мотивация и стимулирование персонала: взаимосвязь понятий / А. Кибанов // Кадровик. Кадровый менеджмент. – 2016. – № 8. – С.34-37.