Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Для современного общества необходимы квалифицированные и мотивированные профессионалы во всех сферах жизни, и стать такими личностями способны в основном инициативные и ответственные люди. Начало формирования данных качеств должно начинаться уже в дошкольном детстве.
В последние годы развитие познавательной активности дошкольников стало весьма актуальным вопросом педагогики и психологи, что связано с совершенствованием инноваций. При этом в соответствии с ФГОС ДО, одним из направлений содержания образовательных областей является:
• Развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации
• Формирование познавательных действий, становление сознания
• Развитие первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях [1].
В современный педагогический процесс в условиях ДОО прочно вошла опытно-экспериментальная деятельность детей, которая предполагает самостоятельный поиск ими информации, выполнения различных практических заданий и активного взаимодействия с педагогом, родителями и сверстниками. Данный вид деятельности связан не только с самостоятельными действиями детей, но и с осознанием и анализом этой деятельности, что повышает возможности развития их самостоятельности. Вот почему тема данного исследования является актуальной
Вся информация, изложенная выше, определяет актуальность работы, позволяет сформировать цель, задачи и гипотезу исследования.
К настоящему времени создано множество работ, посвящённых развитию познавательной активности детей дошкольного возраста. Особый вклад в раскрытие данной темы внесли: Винокур Т.Г., Выготский Л.С., Колодяжная Т.П., Колунова Л.А., Короткова Э.Л., Левшина Н.И., А.А. Леонтьев, Лисина М.И., Немов Р.С., Серебрякова Н.В. и др. исследователи.
В аспекте дошкольного детства формирование познавательной активности рассматривается также как одна из ведущих линий развития ребенка на основе анализа нормативных документов («Закон об образовании», «Концепции модернизации российского образования», «Федеральный государственный образовательный стандарт»). Большинство исследователей в области развития познавательной активности дошкольников – Леонтьев А.А., Леушина А.М., Соловьева О.И., Тихеева Е.И., Лисина М. И. и др., – указывают на наличие тесной взаимосвязи между ним и непосредственным участием в различных видах практической деятельности с последующим их влиянием на умственное и познавательное развитие ребенка.
Несмотря на значительную актуальность и достаточное количество работ, посвящённых исследованию познавательной активности, до сих пор существуют противоречия относительно выбора наиболее эффективных средств развития познавательной активности дошкольников.
Проблема исследования: как организовать эффективную экспериментальную деятельность в дошкольной образовательной организации, чтобы повысить уровень познавательной активности детей старшего дошкольного возраста?
Цель исследования: выявить педагогические условия, эффективно влияющие на развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе проведения опытов и экспериментов.
Объект исследования — процесс развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования — педагогические условия развития познавательной активности у детей 5–6 лет в процессе проведения опытов и экспериментов.
Гипотеза исследования: процесс развития познавательной активности у старших дошкольников станет эффективным, если:
- дошкольники будут вовлечены в проектную деятельность
- в ходе проектной работы дети будут принимать участие в самостоятельных опытах и экспериментах.
В соответствии с целью нами были поставлены следующие задачи:
1.Охарактеризовать особенности развития познавательной активности;
2.Теоретически обосновать возможности опытов и экспериментов для развития познавательной активности у детей старшего возраста;
3. Разработать и апробировать комплекс мероприятий, включающий в себя проведение опытов и экспериментов, направленных на развитие познавательной активности у детей старшего возраста.
Теоретико–методологические основы исследования составили труды следующих учёных:
– в области развития самостоятельности: К.Д.Ушинский, Л.Н. Толстой П.Ф. Каптерев, К.Н. Вентцель;
– в области применения опытов и экспериментов: Н.Н.Поддьяков, А.И.Савенков, А.Н.Леонтьев, Г.П.Тугушева.
Методы исследования: изучение и анализ психолого–педагогической литературы по теме исследования; наблюдение; беседа с детьми; педагогический эксперимент.
Практическая база исследования. Экспериментальная работа осуществлялась в ДОО.
Теоретическая и практическая значимость исследования:
- обобщён материал научных исследований, посвящённым развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
- разработан исследовательский проект, направленный на развитие познавательной активности дошкольников, который может быть использован в практической деятельности педагогов ДОО.
Структура работы. Данная курсовая работа содержит в себе введение, две главы основной части, заключение, список использованных источников.
Глава 1. Теоретические основы формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования
1.1. Познавательная активность и особенности её развития
Познавательная активность детей всегда привлекала внимание педагогов, психологов и социологов, стремящихся провести качественную исследовательскую работу. Значительные различия в способностях людей к определённым видам деятельности было осознано ещё с древних времён. Было понятно, что различные качества каждого человека целесообразно использовать в зависимости от их сформированности. Так, примерно 2500 лет назад, в V веке до н.э., крупнейший китайский философ и политический деятель, основатель школы моистов Мо-цзы (479-400 гг. до н.э.) указывал на необходимость привлечения к управлению государством наиболее способных к этому людей [5, с. 70].
Другой великий китайский философ Конфуций (VI-V вв. до н.э.) предложил отбирать детей, проявляющих значительные творческие способности, и готовить их к последующей деятельности [5, с. 71].
Очень интересной и познавательной оказалась изданная в 1575 г. научная работа испанского врача Хуана Уарте (1530-1592) «Исследование способностей к наукам», где он проанализировал, «какими качествами обладает та природа, которая делает человека способным к одной науке и не способным к другой, какие виды дарования имеются в человеческом роде, какие искусства и науки соответствуют каждому дарованию, по каким признакам можно узнать соответствующее дарование» [2, с. 72].
С.Л. Рубинштейн, рассматривая познавательную активность как «общую умственную способность», подчёркивал, что влияние наследственности и окружающей среды не могут рассматриваться отдельно, поскольку они тесно связаны между собой [23, с. 92].
В первой половине 70-х гг. ХХ века психология индивидуальных различий в той её части, которая исследует высшие уровни интеллектуальных способностей (Дж. Гилфорд, 1971), становится практической наукой. Экспериментальная деятельность становится частью образовательного процесса. Это произошло в связи с полученными результатами исследований, в которых говорится, что интеллектуально одарёнными является незначительное количество людей (2,5 до 20%). Согласно тестам на определение общей одарённости эти показатели несколько выше: талантливая часть населения «составляет около 20%» (Хавигхерст, 1958).
К настоящему времени появилось множество исследований, посвящённых проблеме невыявленных или заблокированных системой школьного образования интеллектуальных и творческих качеств [24, с. 89].
Согласно исследованиям П.Торренса (1962 г.), около 30% отчисляемых из образовательных организаций за неуспеваемость или неспособность к обучению составляют дети одарённые и даже сверходарённые. В конце 70-х – начале 80-х гг. ХХ века происходит очень быстрое развитие совсем новой прикладной области психологии – психология талантливых, но не успевающих в учёбе детей, в которой изучаются причины задержек в развитии талантов в детские годы, а также возможности оказания им психологической помощи (Т.Ньюлэнд, 1976; X.Пассов, 1981; Д.Рензулли, 1978; Т.Танненбаум, 1983; В.Волвилл, 1973; П.Дженес и П.Робинсон, 1986, и др.) [15, с. 32].
Работы Дж. Гилфорда показали, что к моменту окончания школы дети испытывают действие различных стрессоров, поскольку они вынуждены прятать свою познавательную активность от сверстников, чтобы избежать непонимания. Исследования С.Майлз (1975), С.Ладжоула и С.Шора (1981) показали, что такие инциденты, как попытки суицида, у одарённых детей возникают в 2,5 раза чаще, чем у их обычных сверстников [10, с. 77].
Б.М. Теплов выделяет два вида познавательной активности
1. Специальная, проявляющаяся в определённом виде человеческой деятельности.
2. Общая, охватывающая широкий спектр видов деятельности [16, с. 54].
К сожалению, блокировка познавательной активности может привести к различным проблемам. Вот основные из них:
1) Трудности в осуществлении конструктивного общения с родителями, педагогами, знакомыми.
2) Не проявление внимания со стороны родителей, педагогов и других значимых для ребёнка людей к развитию его одарённости в определённой сфере;
3) несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием;
4) неадекватная самооценка (заниженная или завышенная)
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N1155(ред. от 21.01.2019)"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"(Зарегистрировано в Минюсте России14.11.2013 N 30384 [электронный ресурс]- URL: https://ciur.ru/srp/srp_ds33/DocLib11
2. Алекинова, О.А. Развитие самостоятельности у дошкольников в экспериментально-поисковой деятельности // Актуальные вопросы современной науки. 2009. № 7-2. С. 6-14.
3. Атарова, А.Н. Эмоциональный компонент в структуре самостоятельности старших дошкольников // Детский сад: теория и практика. 2014. № 4. С. 104-112
4. Андреев, В.И. Педагогика. - Казань, 2017. - 608 с.
5. Бакаева, О.Н. Социальные ситуации развития как средство формирования самостоятельности у старших дошкольников // Детский сад от А до Я. 2014. № 6 (72) С. 96-100.
6. Беляева, В.П. Развитие познавательной активности дошкольников в художественном творчестве // Наука и образование. Материалы III Международной научно-практической конференции. Научно-образовательное учреждение «Вектор науки». 2015. С. 14-17
7. Вашурина, О.А. Сопровождение развития самостоятельности и инициативности в изобразительной деятельности у дошкольников // ТВОРЧЕСТВО В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Ответственный редактор М.Г. Заббарова. 2019. С. 50-55.
8. Выготский, Л.С. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов средних учебных заведений. – М., 2013. - 486с.
9. Гордон, Л.А. Психология и педагогика интереса. – М., 2013. – 282 с.
10. Дворкина, Н.И. Необходимость развития познавательной активности старших дошкольников как основы подготовки подрастающего поколения к условиям жизни в современном обществе // Материалы научной и научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма. 2013. С. 101-102.
11. Евдокимова, Е.Г. Условия развития самостоятельности дошкольников по системе М. Монтессори // Образование в современном мире. сборник научных статей. под редакцией проф. Ю. Г. Голуба. Саратов, 2017. С. 140-145.
12. Есипов, Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроке / Б.П. Есипов. - М.: Просвещение, 2009. - 285 с.
13. Жесткова, Е.А. Инновационная деятельность современной образовательного учреждения. – Ханты-мансийск, 2014. С. 49-57
14. Зотов, Ю.Б. Организация современного урока. - М.: Просвещение, 2017. - 144 с.
15. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб: Питер, 2009. — 434 с.
16. Каратаева, Е. Типы учебной активности: педагогическая тактика и стратегия / Е. Каратаева // Директор школы. - 2016. - №9. - С.75- 80.
17. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспирова. - М.: Академия, 2017. - 176 с.
18. Козлова, А.Ю. Психолого-педагогические условия развития инициативности и самостоятельности дошкольников в условиях театрализованной деятельности // Вестник научных конференций. 2015. № 2-6 (2). С. 54-57.
19. Коротаева, Е.В. Обучающие технологии в творческой деятельности школьников / Е.В. Коротаева. - М.: Просвещение, 2008. - 237 с.
20. Крючкова, И. В. Инновационная практика достижения результатов образования школьников в условиях реализации новых ФГОС. - М, 2015. - 388 c.
21. Кузнецова, Н.В. Проблема развития познавательной активности старших дошкольников в условиях детского сада // Диалоги о дошкольном образовании. Материалы Международной научно-методической конференции. 2020. С. 124-129.
22. Кузьмина, В.Г. Активизация творческой деятельности / В.Г. Кузьмина // Начальная школа. - 2016. - №4. - С. 181-183.
23. Куликов Л.В. Психологические исследования: Методические рекомендации по проведению.- СПб.: Речь, 2001,-184 с.
24. Курышева, И.В. Классификация интерактивных методов обучения в контексте самореализации личности учащихся / И.В. Курышева // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2009. №112. С.160-164.
25. Лагутина, Ю.В. Повышение уровня готовности воспитателей к развитию познавательной самостоятельности дошкольников // Вестник Череповецкого государственного университета. 2020. № 5 (98). С. 164-175.
26. Лагутина, Ю. В. Развитие познавательной самостоятельности в дошкольных группах // Дошкольное воспитание. 2019. № 6. С. 89-94.
27. Новейший психологический словарь / Под ред. В.Б. Шапаря. - Ростов н/Д : Феникс, 2016. - 808 с.
28. Новикова, О.Н. Сюжетно-ролевая игра как одно из средств развития самостоятельности дошкольников // Научное и образовательное пространство: перспективы развития. сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Чебоксары, 2020. С. 44-45.
29. Обухович, З.В. Педагогическая технология «Свободный час» как условие для развития инициативы и самостоятельности дошкольников в ДОУ // Практики развития: индивидуальная инициатива в новом образовательном пространстве. Материалы XXIV научно-практической конференции. Отв. за выпуск И.А. Дробышев. 2018. С. 158-161.
30. Полякова, Н.Н. Развитие творческой самостоятельности старших дошкольников в конструктивных играх // Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: сборник статей. Сер. "Библиотека программы "Детство"" Санкт-Петербург, 2007. С. 42-68.
31. Пономарёва, И.В. Проблема развития самостоятельности ребёнка-старшего дошкольника при подготовке к обучению в школе // Ребенок-дошкольник в современном образовательном пространстве. материалы межвузовской студенческой научно-практической конференции. 2017. С. 169-173.
32. Эльконин, Д.Б. Система развивающего обучения: пособие для студентов педагогических вузов. – М, 2011. - 260 с.