Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данного исследования определяется тем, что формирование речи на протяжении первых трех лет жизни ребенка- не простое количественное накопление словаря, это сложнейший нервно-психический процесс, который происходит в результате взаимодействия ребенка с окружающей средой и в ситуации общения со взрослым. Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.
Статистика в мире говорит о постоянном росте числа детей с задержкой речевого развития, и к сожалению эта тенденция сохраняется. От года к году число детей, имеющих различные речевые нарушения, значительно увеличивается. В настоящее время лишь 31 % имеют нормальное речевое развитие.
Как самостоятельный диагноз «задержка речевого развития» появился лишь в конце 20 века, так как за последние два десятилетия сама жизнь внесла серьезные коррективы в логопедическую теорию и практику:
- резко возросло число детей раннего возраста с выявленными проблемами в развитии;
- усугубились тяжесть и стойкость речевых недостатков у дошкольников;
- качественно изменился состав детей, нуждающихся в логопедической помощи: многократно возросла численность социальных сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, вынужденных переселенцев из стран СНГ, детей-беженцев.
Вопросам задержки речевого развития посвящен ряд научных исследований. Так сравнительный анализ развития лексико-грамматического строя речи при нормальном и нарушенном речевом развитии представлен в работах Лалаевой Р.И., Серебряковой Н.В. В области психологии вопросами формирования лексики и грамматического строя речи занимались такие авторы, как А.С. Петрухин, А.С. Галанов, М.Ю. Бобылова, Т.Е. Браудо, М.В. Казакова, И.В. Винярская и др. В педагогике к исследованию формирования грамматического строя речи обращены работы таких авторов, как М.Л. Скуратовская, Е.А. Климкина, М.Ф. Фомичева, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова и др.
Цель данного исследования- рассмотреть лексико-грамматический строй речи задержки речевого развития и провести исследование лексико-грамматического строя у детей с задержкой речевого развития 2,5-3 лет.
Объект исследования - лексико-грамматический строй речи у детей с задержкой речевого развития 2,5-3 лет.
Предмет исследования - нарушения лексико-грамматического строя речи у детей с задержкой речевого развития 2,5-3 лет.
Гипотеза исследования: у детей с задержкой речевого развития наблюдаются недостатки развития активного словаря, грамматического строя речи, которые проявляются в малом объеме словарного запаса, трудностях употребления существительных, прилагательных и глаголов, использования множественных форм слов.
Задачи исследования:
- дать понятие задержки речевого развития;
- рассмотреть проявления задержки речевого развития в онтогенезе;
- раскрыть особенности состояния лексико-грамматического строя у детей с задержкой речевого развития;
- провести оценку лексико-грамматического строя у детей 2,5-3 лет с задержкой речевого развития.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, опрос, педагогическое наблюдение.
База исследования - МДОУ «Увинский детский сад №7».
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
1.1. Развитие лексико-грамматического строя речи у детей в норме
Что такое лексико-грамматический строй речи.
как формируется лексика в норме
как формируется грамматичкий
развитие лексико-грамматичс
вывод: 1.
В норме в 1 год в активном словаре ребенка имеется примерно 10 слов, состоящих из повторяющихся открытых слогов (ма-ма, па-па, ба-ба, дя-дя и т.д.); в пассивном словаре - около 200 слов (обычно названия повседневных предметов и действий). До определенного времени пассивный словарь (количество слов, значение которых ребенок понимает) намного превышает активный словарь (число произносимых слов). Примерно в 1,6 – 1,8 мес. начинается так называемый «лексический взрыв», когда слова из пассивного словаря ребенка резко вливаются в активный словарный запас. У некоторых детей период пассивной речи может затягиваться до 2-х лет, однако в целом их речевое и психическое развитие протекает нормально. Переход к активной речи у таких детей нередко происходит внезапно и вскоре они не только догоняют рано заговоривших сверстников, но и перегоняют их в речевом развитии.
Г.Н. Меженцева и Ю.И. Яковлева полагают, что переход к фразовой речи возможен, когда в активном словаре ребенка имеется не менее 40 – 60 слов. Поэтому к 2 годам в речи ребенка появляются простые двухсловные предложения, а активный словарь вырастает до 50-100 слов. К 2,5 годам ребенок начинает строить развернутые предложения из 3-4 слов. В период с 3-х до 4-х лет ребенок усваивает некоторые грамматические формы, говорит предложениями, объединенными по смыслу (формируется связная речь); активно использует местоимения, прилагательные, наречия; овладевает грамматическими категориями (изменением слов по числам и родам). Словарный запас возрастает от 500-800 слов в 3 года до 1500-2000 слов в 4 года [17].
Итак, основными показателями нормального развития речи от 1 года до 4-х лет являются:
- появление ясной, осмысленной речи (слов) – 9–18 мес;.
- сначала (до полутора лет) ребенок в основном учится понимать речь, а с 1,5–2 лет у него быстро развивается активная речь, растет словарный запас. Количество слов, которые малыш понимает (пассивный словарь), пока больше количества слов, которые он может произнести (активный словарь);
- появление фраз из 2-х слов – 1,5–2 года, из 3-х слов – 2–2,5 года, из 4-х и более слов – 3–4 года.
Объем активного словаря:
- к 1,5 годам дети произносят 5–20 слов,
- к 2-м годам – до 150–300 слов,
- к 3-м годам – до 500–1000 слов,
- к 4-м годам – до 2000 слов.
Таким образом, признаками лексико-грамматичсекого строя в норме на разных стадиях речевого онтогенеза могут являться:
- нормальное протекание доречевого периода (активность гуления и лепета, разнообразные вокализации);
- проявления реакций на звук, речь у ребенка в возрасте 1 года;
- активные попытки повторения чужих слов у ребенка в возрасте 1,5 лет;
- возможность без затруднений в 1,5-2 года на слух выполнить простое задание (действие, показ и т. д.);
- присутствие самостоятельных слов в возрасте 2-х лет;
- способность соединения слов в простые фразы в возрасте 2,5-3-х лет;
- активность собственной речи в 3 года;
- преимущественное использование ребенком речевых средств коммуникации.
1.2.Понятие задержки речевого развития(Только определения разных авторов)
Определение задержки речевого развития.
Т.А. Дeтешидзе отмечает, что дети с диагнозом «задержка речевого развития», как правило, имеют отягощенный неврологический статус. Внешне это выражается в особенностях поведения: дети либо гипервозбудимы, расторможены, либо, наоборот, пассивны, инфантильны. Внимание таких детей непроизвольное, неустойчивое. Игровая деятельность - на уровне нецеленаправленного манипулирования игрушками. Часто дети с патологией речи моторно неловки, у них плохо развиты движения кисти, тонкие движения пальцев, к двум годам отсутствует «щипцовый» захват, дети не могут точно, координированно выполнить движения губами, языком после показа взрослыми [10].
В психолого-педагогических работах накоплен значительный объем исследований по проблемам изучения и обучения детей с задержкой речевого развития (О.Е. Громова, Т.В. Волосовец, Г.В. Дедюхина и др.). Термин «задержка речевого развития» (ЗРР) применяется для описания раннего речевого развития большой группы детей, отклонения от нормального онтогенеза у которых достаточно очевидны, однако тип речевого нарушения еще не выделен.
По мнению отечественных исследователей (Т.В. Волосовец, М.Ф. Фомичевой, Е.Н. Кутеповой [18]), задержка речи - понятие условное. Оно употребляется для обозначения атипичного развития речи, при котором отставание этой функции во всех ее структурных компонентах (в фонетике, лексике, грамматике), независимо от степени, носит временный характер и сравнительно легко ликвидируется при применении специально разработанной методики.
Понятие задержки речевого развития включает все формы и разновидности речевых нарушений как функционального, так и органического происхождения. Причиной задержки речевого развития могут быть органические поражения коры головного мозга или задержка ее созревания. Задержка речевого развития выражается, прежде всего, в позднем начале развития речи у детей, в грубых нарушениях фонематического строя речи ребенка, в бедности и крайней ограниченности словарного запаса, в затруднениях в овладении грамматикой [18].
По мнению М.Ю. Бобыловой, задержка доречевого и речевого развития может быть оценена с точки зрения отставания в формировании речевой функции на один или несколько эпикризных сроков. Кроме того, необходимо учитывать, насколько гармонично протекает доречевое и речевое развитие ребенка: происходит ли оно плавно или скачкообразно (по накопительному типу), насколько устойчивы сформированные навыки, наблюдается ли стабильная динамика их усвоения или возможен возврат на предыдущие ступени развития, обусловленный воздействием каких-либо негативных влияний и факторов.
Как отмечает М.Б. Елисеева [11], на стадии двусловного предложения прогноз при задержке речевого развития благоприятнее, нежели при росте предложения до четырех-пяти слов без использования их грамматических форм.
Н.С. Жукова указывает, что вопросы отграничения общего речевого недоразвития от временных обратимых состояний, трактуемых обычно как задержки речевого развития, неодинаково разрешаются различными исследователями. Некоторые авторы, понимая под общим недоразвитием речи недостаточную сформированность всех языковых систем, включают в это понятие и более обратимые состояния. Однако диалектический подход к проблеме речевых
Фрагмент для ознакомления
3
. Бобылова М.Ю., Браудо Т.Е., Казакова М.В., Винярская И.В. Задержка речевого развития у детей: введение в терминологию// Русский журнал детской неврологии.- 2017.- №12.- С.56-62.
2. Ваторопина С. В., Александрова Л. Ю. Дифференциальная диагностика задержки речевого развития и индивидуальных речевых различий у детей из замещающих семей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 3 (март). – С. 26–30.
3. Вильшанская А.Д., Прилуцкая М.И., Протченко Е.М. Психолого-медико-педагогический консилиум в школе: взаимодействие специалистов в решении проблем ребенка. -М.: Генезис, 2012. -256 с.
4. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от одного года до трех лет. -М., 2013.- 316 с.
5. Гаркуша Ю.Ф. Логопедическое консультирование родителей, имеющих детей с задержкой речевого развития// Специальное образование.- 2014.- № X, том I.- С.30-33.
6. Гузева В.И., Гузева В.В., Гузева О.В. и др. Диагностика и коррекция когнитивных нарушений у детей дошкольного возраста с эпилепсией. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова.- 2015.- №10.- С.15-21.
7. Гладковская Л.М., Преодоление задержки речевого развития у детей раннего возраста// Логопед .-2008.- №4.- С.22-27.
8. Громова О.Е. Задержка речевого развития дизонтогенез или «особый» путь развития речи // Логопед. 2007. - №3. - С. 26-32.
9. Дедюхина Г.В. Кириллова Е.В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком. -М., 2007.-299 с.
10. Детешидзе Т.А. Система коррекционной работы с детьми с задержкой речевого развития. -СПб.: Речь, 2008. -200 с.
11. Елисеева М.Б. Фонетическое и лексическое развитие ребенка раннего возраста: монография.- СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. -173 с.
12. Жукова Н.С. и др. Логопедия. Преодоление ОНР у дошкольников.- Екатеринбург.: Издательство ЛИТУР, 2003. -320 с.
13. Инновационные подходы к профилактике нарушений развития.// Под ред. М.И. Лынской, Ю.А. Покровской. В 2 ч. Ч. 2. -М.: ЛОГОМАГ, 2013. -124 с.
14. Карелина И.Б. Классификация задержек речевого развития различного генеза. //Специальное образование. – 2015.- №7.- С.49-55.
15. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). - СПб.: СОЮЗ, 1999. - 160 с.
16. Малофеев Н.Н. Ранняя помощь – приоритет современной коррекционной педагогики. //Дефектология. -2013.- № 4.- С.45-49.
17. Меженцева Г. Н., Яковлева Ю. И. Особенности лексико-грамматического строя речи у младших школьников с задержкой психического развития // Молодой ученый. - 2017. - №19. - С. 304-307.
18. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению/ М.Ф. Фомичева, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова и др. – М.: «Центр гуманитарной литературы «РОН», 2001. -157с.
19. Петрухин А.С. Детская неврология. В 2 т. Т. 2.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012.- 560 с.
20. Покровская Ю.А. Дефиниция «задержка речевого развития» в современной логопедии./Специальная педагогика и специальная психология. Сборник научных статей участников V международного теоретико-методологического семинара 08 – 09 апреля 2013 года, ИСОиКР ГБОУ ВПО МГПУ. В 2 – х томах. Том 1. Специальная педагогика и специальная психология: современные проблемы теории, истории, методологии. М.: ЛОГОМАГ, 2013 - 284 с.-С.211-218.
21. Скуратовская М.Л., Климкина Е.А. Особенности развития речи детей третьего года жизни с задержкой речевого развития. // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина.- 2016.- №5.- С.102-104.
22. Цидина О.В. Диагностические и коррекционные методики по выявлению и преодолению нарушений речевого развития // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 4-6.- С.47-48.
23. Черкашина О.И. Общая характеристика детей с речевыми расстройствами, посещающих детский сад компенсирующего вида // Актуальные вопросы педиатрии и детской хирургии: сб. науч. тр. / Омск. гос. мед. академия. -Омск, 2007. -С. 69-70.