Фрагмент для ознакомления
2
Введение
У обучающихся младших классов развитие письменной речи зависит от сформированности в том числе фонематических процессов, нарушение которых является первичным дефектом в структуре речевых нарушений. Формирование фонематической системы обучающихся, дальнейшее освоение письменной речи зависит от развития фонематического восприятия. Несформированность фонематического восприятия у обучающихся затрудняет процессы звукового анализа и синтеза, что в свою очередь делает проблематичным, а в некоторых случаях и невозможным процесс овладения письменной речью. Развитие фонематического восприятия у обучающихся 2 класса с дисграфией требует диагностики с целью проведения эффективной логопедической работы.
Ряд ученых изучали фонематическое восприятие у детей с нарушениями речи: Г.А. Волкова, Г.В. Чиркина, Р.И. Лалаева, И.В. Прищепова, Т.Б. Филичева, О.И. Азова, О.В. Елецкая занимались исследованием фонематических процессов у школьников.
И.Н. Ефименкова, А.Н. Корнев, Е.А. Логинова, Л.Г. Парамонова, И.Н. Садовникова, С.Б. Яковлев изучали вопросы взаимосвязи развития и формирования фонематического восприятия и дисграфии.
Р.Е. Левина [9], Л.Ф. Спирова, Г.В. Чиркина рассматривают нарушения письма как следствие недостаточности фонематического слуха и восприятия.
Важность изучения фонематического восприятия подтверждается тем, что оно является одним из главных показателей орфографически грамотной письменной речи и относятся к ведущим компонентам речевых процессов восприятия и производства речи.
Цель исследования: выявление особенностей фонематического восприятия у обучающихся 2 класса с дисграфией и разработка направлений логопедической работы по преодолению недостатков у обучающихся 2 класса.
Объект исследования: фонематическое восприятие у обучающихся 2 класса с дисграфией.
Предмет: особенности фонематического восприятия у обучающихся 2 класса с дисграфией.
В основу исследования положена гипотеза о том, что у обучающихся 2 класса с дисграфией оказывается несформированным фонематическое восприятие, а экспериментальное изучение позволит выявить и охарактеризовать качественно и количественно недостатки развития фонематического восприятия и позволит разработать направления логопедической работы по их преодолению.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, теоретически обосновать методику констатирующего эксперимента.
2.Отобрать методику для исследования фонематического восприятия у обучающихся 2 класса с дисграфией;
3.Провести экспериментальное исследование фонематического восприятия у обучающихся 2 класса с дисграфией. Дать сравнительную характеристику результатов изучения фонематического восприятия обучающихся 2 класса с дисграфией и их сверстников без речевых нарушений.
4. Разработать направления логопедической работы по преодолению недостатков фонематического восприятия у обучающихся 2 класса с дисграфией, провести логопедическую работу, проверить ее эффективность.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ литературы по изученной проблеме;
2. Эмпирические методы (наблюдение, опрос, тестирование, изучение продуктивной деятельности учеников, педагогический эксперимент).
3. Методы количественной и качественной обработки (метод математической статистики).
Экспериментальная база исследования: ученики 2 класса/
В эксперименте приняли участие 16 учеников 2 класса (возраста 7-8 лет) с дисграфией. Контрольную группу составили 16 детей с нормальным речевым развитием.
Глава 1. Теоретические основы изучения фонематического восприятия у обучающихся младших классов с дисграфией
1.1. Лингвистические представления о фонематической системе языка
В настоящее время исследователями установлено, что механизм развития устной речи не ограничивается количественным накоплением двигательных навыков при произношении звуков речи. Для русского языка характерно употребление множества различных звуков, но звук подчиняется определенной системе. В русском языке существует определенное количество основных звуков. Для каждого отдельного произношения того или иного звука речи характерны определенные индивидуальные качества, которые определяются конкретными условиями. Выделяются следующие особенности произношения [17]:
- различия в высоте, тембре, интонации и других качествах, которые зависят от свойств голоса;
- разница в сочетаниях этого звука с другими (ба, бо, бу и др.)
- различные положения звука: ударение, безударное, переход от звонкого к глухому и т. д. Кроме того, на характер звучания может влиять и особенность голоса, и соседние звуки, иное место в слове, ударение.
Акустическое различие звуков является основой исключительной гибкости значений, доступных в человеческой речи.
Звуки, составляющие знаки лаворосицилии и употребляемые независимо от индивидуальных нюансов, называются фонемами. А. Р. Лурия [12] под термином "фонема" понимал устойчивый звук речи, изменение которого может изменить значение слова.
Г. А. Климов в своей работе "фонема и морфема" предложил следующее определение: "фонема - это единица звуковой структуры языка, служащая для выявления и различения смысловых единиц-морфем, включающая в себя как минимум сегмент-компонент и использующая их для распознавания и различения слов. Фонема-это инвариантная единица языка."
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Большой психологический словарь / сост. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. – Санкт-Петербург : прайм - ЕВРОЗНАК, 2018. – 672 с.
2. Винарская, Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии : Периодика раннего развития: Эмоциональные предпосылки освоения яз. : Кн. для логопеда / Е. Н. Винарская. – Москва : Просвещение, 2016. – 160 с.
3. Волкова, Г. А. Методика психолого-педагогического обследования детей с нарушениями речи / Г. А. Волкова. – Санкт-Петербург : Детствопресс, 2016. – 144 с.
4. Волкова, Л. С. Логопедия : учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб.заведений – 5-е изд., перераб. и доп. / Л. С. Волкова – Москва : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2016. – 703 с.
5. Воробьева, Т. А. Мяч и речь : Игры с мячом для развития речи, мелкой моторики и общей моторики / Т. А. Воробьева, О. И. Крупенчук. – Санкт-Петербург : КАРО, 2014.
6. Дудьев, В. П. Психомоторика : слов.-справ. / В. П. Дудьев. – Москва : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014. – 366 с.
7. Жукова, Н. С. Преодоление недоразвития речи у детей [Текст] : учеб.-метод. пособие / Н. С. Жукова. – М. : Соц. полит. журн., 2015. – 96 с.
8. Иншакова О.Б., Иншакова А.Г. Проблемные вопросы изучения нарушений письма у младших школьников общеобразовательных школ [Текст] // Практическая психология и логопедия. - 2016. - № 1-2 (4-5). - с. 37-
9. Кирина, Т.А. Предупреждение нарушений письма и чтения у детей [Текст] / Под ред. Р.E. Левиной. - М., 2014. - С. 213-228.
10. Коноваленко, В. В. Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста [Текст] : пособие для логопедов / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. – М. : Гном-Пресс : Новая школа, 2018. – 16 с.
11. Лалаева Р.И., Бенедиктова Л.В., Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников [Текст]. - СПб., 2016. – 306 с.
12. Лурия, А. Р. Психологическое содержание процесса письма [Текст]: хрестоматия по логопедии / Под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селивёрстова. Т.2 – Москва, 2018. 348 с
13. Мастюкова, Е. М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст: Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии / Е. М. Мастюкова. – Москва : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. – 304 с.
14. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений [Текст] / Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. - М., 2014. - 240 с.
15. Мещерякова, Б. Г. Большой психологический словарь. / Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. – Санкт - Петербург : прайм-ЕВРОЗНАК, 2014. – 672 с.
16. Никашина, Н. А. Устранение недостатков произношения и письма у младших школьников [Текст] // Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы / под ред. Р. Е. Левиной. – М. : Просвещение, 2015. – 66 с.
17. Особенности механизмов, структуры нарушений речи и их коррекции у детей с интеллектуальной, сенсорной и двигательной недостаточностью [Текст]. - СПб., 2015. - 106 с.
18. Орфинская, В.К. Формы дисграфии, отражающие недоразвитие фонематической системы. - https://search.rsl.ru/ru/record/01006441312
19. Орфинская, В. К. О воспитании фонологических представлений в младшем школьном возрасте [Текст] // https://search.rsl.ru/ru/record/01006441312
20. Поваляева, М. А. Справочник логопеда / М. А. Поваляева. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2014. – 448 с.
21. Правдина, О. В. Логопедия / О. В. Правдина. – Москва : [б. и.], 2016. – 272 с.
22. Садовникова, И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников [Текст]. - М.: Владос, 2015. - 256с.
23. Серебрякова, Н. В. Преодоление речевых нарушений у детей / Н. В. Серебрякова, Л. В. Лопатина. – Санкт - Петербург : СОЮЗ, 2016.
24. Сорочинская, Т. В. Оптимизация логопедической работы по формированию фонетической и просодической стороны речи у детей младшего школьного возраста со стёртой формой дизартрии / Т. В Сорочинская. – Москва : [б. и.], 2015. – 20 с.
25. Ткачук, Ю. Г. Становление навыка письма у детей младшего школьного возраста [Текст] // Молодой ученый. – 2016. – №o 11. – С. 1558 - 1560
26. Хватцев, М. Е. Аграфия и дисграфия // Хрестоматия по логопедии [Текст]. - М., 2018. - С.113-120.
27. Филичева, Т. Б. Основы логопедии / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. – Москва : Просвещение», 2014. – 221 с.
28. Фомичева, М.Ф. К вопросу о дисграфиях у детей [Текст]. – М.: Детство-Пресс, 2019. – С. 48
29. Чиркина, Г.В. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ [Текст]. – М., 2016. - 240с.
30. Чистякова, О. В. занятий по русскому языку для предупреждения дисграфии. 2 класс [Текст]: пособие для логопедов / О. В. Чистякова. – Спб.: Литера, 2018. – 80 с.
31. Эльконин, Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте / Д. Б. Эльконин. – Москва : [б. и.], 2018.
32. Юрова, Е.В. Двести упражнений для развития письменной речи. Начальное обучение [Текст]. - М., 2017. - 35 с.
33. Ястребова, А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П. Учителю о детях с недостатками речи [Текст]. / Изд.2-е. - М., 2016. - 131 с.
34. Яковлева, В. И. Сборник текстов для изложений в начальных классах [Текст] / В. И. Яковлева. – Москва, 2016. 69 с.
35. Ястребова, А. В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы [Текст]: учеб.-метод. пособие / А. В. Ястребова. – М.: Просвещение, 2014. – 104 с.
36. Яструбинская Е.А. Профилактика и коррекция дисграфии и дислексии у детей младшего школьного возраста // Логопедия – 2016. - №2. – с. 60-70