Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Реформирование образовательной системы Российской Федерации определяет школам одну из серьезнейших задач, которая заключается в воспитании достойного гражданина общества. Важным направлением в формировании его является процесс эстетического воспитания.
Эстетическое воспитание представляет собой процесс формирования у школьника эстетического отношения к окружающему миру, к обществу.
Актуальность курсовой работы состоит в активном приобщении обучающихся к эстетическим ценностям, которые зависят от ряда особенностей жизни людей в современном обществе:
- политических,
- экономических,
- социальных.
Целенаправленное педагогическое руководство позволяет достичь эффективного воспитательного воздействия на детей при их встрече с различными видами искусства. Эстетическое воспитание является неотъемлемой частью общего воспитательного процесса в современной школе.
Цель работы: определить условия, которые способствуют развитию эстетического вкуса школьников на уроках литературного чтения.
Для достижения цели решались следующие задачи:
- изучить понятие и сущность эстетического вкуса;
- рассмотреть формы и методы формирования эстетического вкуса у школьников;
- исследовать условия проведения и содержание экспериментальной работы;
- оценить уровень сформированности эстетического вкуса у экспериментальной группы учащихся ГБОУ «Школа №1259»;
- провести анализ результатов экспериментальной работы и способы ее улучшения.
Объект исследования: обучение технологии в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: процесс развития у школьников эстетического вкуса на уроках технологии в основной общеобразовательной школе.
Гипотеза исследования: при выделении компонентов эстетического вкуса и их эффективном развитии в ходе применения оптимального комплекса методов и средств обучения, формирование эстетического вкуса у учащихся будет проходить эффективно.
Методы исследования – анализ учебной и справочной литературы; изучение и обобщение результатов отечественной и зарубежной практики обучения технологии; методологический анализ и синтез.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, разделенного на параграфы, заключения и списка используемой литературы.
Глава 1. Методические аспекты развития эстетического вкуса у школьников
1.1. Понятие и сущность эстетического вкуса
Понятие и основные идеи эстетического вкуса и воспитания известны еще с древности. Термин «эстетика» можно сформулировать как восприятие чувством.
Эстетическое воспитание можно трактовать как процесс целенаправленного формирования эстетического отношения к окружающей действительности у отдельного индивидуума.
Эстетическое воспитание является определенной деятельностью, сущность которой заключается в донесении социально значимых моментов до объекта, с целью формирования у него ориентирования в мире эстетических и художественных ценностей.[9].
Главная цель эстетического воспитания заключается в формировании творчески развитой личности, которая живет в мире по законам красоты [8].
Можно выделить следующие элементы структуры эстетического воспитания [7]:
1) процесс формирования творческих потребностей и способностей;
2) процесс эстетического самообразования и самовоспитания, который ориентирован на самосовершенствование личности учащегося;
3) процесс художественного воспитания, который способствует формированию художественной культуры личности;
4) процесс эстетического образования, который помогает закладывать ценностные основы эстетической культуры личности[1].
Формированию эстетико-ценностной ориентации личности способствует воспитание красотой и через красоту, что дает возможность развития следующих способностей:
- творческих умений,
- эстетических ценностей в разных сферах жизни:
- в трудовой деятельности,
- в обычной жизни,
- в поведении,
- в искусстве.
Эстетическое воспитание дает возможность гармонизации всех духовных способностей человека, которые ему необходимы в самых разных областях творчества. Имея тесную связь с нравственным воспитанием, этот тип воспитания выступает в качестве регулятора человеческих взаимоотношений, потому что, через восприятие прекрасного, человек начинает тянуться к добру.
Под эстетическим вкусом понимают внутреннее чувство, которое имеет непосредственную связь с ощущением удовольствия от созерцания прекрасного и доставляемой от него радостью.
Эстетический вкус играет важную роль в формировании творческой позиции, так как способствует просвещению и обогащению человека информацией и чувствами в отношении к окружающему миру.
По мнению Канта, эстетический вкус является явлением как индивидуальным, так и социальным. В мире будут постоянно спорить об эстетических вкусах, которые будут проявляться как симпатии и антипатии, как влечение к одним предметам и явлениям, при равнодушном отношении к другим [15]. Эстетические предпочтения всегда будут близки людям, так как вызывают в их сердцах глубокие эмоции.
Марксистская эстетика рассматривает эстетический вкус в историческом аспекте, считая его продуктом общественных отношений. Данное направление философии видит в эстетическом вкусе представляет диалектическое единство таких понятий, как:
- общее, особенное и единичное,
- коллективное и индивидуальное [11].
Эстетический вкус имеет возможность воздействия на интеллектуальную жизнь субъекта.
Таким образом, эстетический вкус является категорий эстетического, представляя собой результат педагогического воздействия на личность.
1.2. Формы и методы формирования эстетического вкуса у школьников
Эстетическое воспитание работает в непосредственно-эстетической области сознания, захватывая при этом в сферу своего воздействия полностью всю личность.
Целями и задачами эстетического воспитания, по мнению авторов: Б.В. Сафронова, И.А. Масеева, являются:
- формирование активной творческой личности, которая стремится к созданию прекрасного во всех сферах жизни,
- определение гражданина- героя, стремящегося к возвышенным делам и героическим поступкам [2].
Решающей силой современного производства будет творческий человек, потому что в сегодняшнем научно- техническом прогрессе упор делается на такие показатели, как:
- гибкость мышления,
- свобода творчества,
- интуиция,
- фантазия.
Для достижения поставленных целей используются эстетические впечатления, которые помогают развитию мозга и обеспечивают его устойчивость. Кроме того, они стимулируют у человека свободу и яркость ассоциаций, неординарность его мышления [4].
В связи с этим, в современном обществе есть понимание, что и деловые соображения будут стимулировать максимальную отдачу человека в творческой сфере. Практическая польза и выгода заставляют понимать, что стройная система действенного эстетического воспитания – это первоочередная задача современного общества [9].
Эстетический вкус, как средство передачи накопленного опыта человеческого в сфере творчества, выполняет следующие задачи:
- помогает создавать базовый запас элементарных эстетических знаний и впечатлений, для того, чтобы мог возникнуть в последствии интерес к эстетически значимым предметам и явлениям,
- формирует разносторонность эстетических знаний у человека:
- себе,
- о природе,
- о художественных ценностях.
Это необходимо для формирования творческих способностей, проявляющихся в процессе жизни индивидуума.
Эстетический вкус будет раскрываться в эстетическом отношении человека к окружающему миру, его предметам и явлениям.
Уровень сформированности эстетического вкуса определяется областью эстетических ценностей, чем она шире, тем выше уровень эстетического вкуса.
Успешная преобразовательная деятельность школьников в области эстетического воспитания будет реализована в ходе формирования трех главных элементов:
- знания,
- умения,
- эстетические ценности.
Формирование эстетического вкуса у школьников и диагностика эффективности данного процесса должны проводиться в соответствии с указанными компонентами [15].
Кроме знаний, умений, эстетических ценностей на уроках технологии необходимо применять методы современной дидактики [12]:
1. Объяснительно-иллюстративные, использование которых будет способствовать формированию у школьников следующих видов знаний:
- элементы производства,
- технология,
- материалы,
- организация труда и трудовой деятельности.
Среди видов объяснительно-иллюстративных методов для этого подходят:
- объяснение,
- опыт,
- рассказ;
- использование таблиц. [6]
2. Репродуктивные (воспроизводящие) методы, которые помогают развитию у детей практических умений и навыков.
3. Проблемно-поисковые методы, среди которых выделяют:
- проблемное изложение,
- частично-поисковые,
- исследовательские методы.[4].
Современная школьная практика использует разные педагогические технологии, которые обеспечивают активизацию творческих способностей на уроках технологии у учащихся [7].
Образовательная область «Технология» использует в эстетическом воспитании проектные творческие технологии обучения. Проектная деятельность учащиеся способствует развитию творческого потенциала и усвоению закономерностей в современных технологиях, для чего променяются методы:
- проектов;
- создания новых технических и технологических решений;
- технологии игр [10].
Под эстетической деятельностью понимают процесс воспитания чувства прекрасного и стремления к его созданию. Данный процесс ставит перед собой цели:
- расширение познания детей,
- формирование мира эмоций и чувств,
- развитие и утверждение человечного отношения к людям и к жизни в целом.
Семья в эстетическом воспитании ребенка играет особую роль, потому что именно в семье школьник получает базовые представления о жизненных ценностях. В семье происходит у него процесс формирования таких элементов эстетического воспитания, как:
- эстетические ориентации,
- эстетические знания,
- эстетическое отношение к окружающей действительности.
Ребенок становится участником эстетического воспитания, если родители в своем доме создают для этого необходимые условия.
Каждый день ребенок является участником мира вещей в своем доме:
- мебель,
- занавески,
- комнатные цветы,
- обои,
- одежда, все эти предметы влияют на его чувственное восприятие действительности [11].
Для полноценного эстетического воспитания школьника в его доме должна царить чистота, гармония и порядок. Эстетическому отношению к действительности способствуют:
- декоративные элементы быта,
- творческая работа с ребенком,
-создание поделок в домашней среде.
Особое внимание должно уделяться приобщению школьников к ценностям национальной культуры.