Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современные условия социально-экономического развития страны, проникновение инородной культуры, трансформация общественной жизни в сторону смены приоритетов и ценностей привели к необходимости решения ряда важных проблем, связанных с патриотическим воспитанием подрастающего поколения.
Согласно Постановления Правительства РФ от 30 декабря 2015г. N1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы»: «Патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины».
Это требует разработки новых подходов в теории и практике отечественного образования.
Анализ исследований и публикаций. Большой вклад в решение проблемы патриотического воспитания внесли отечественные педагоги и просветители Г.Б. Белинский, Н.М. Добролюбов, A.C. Макаренко, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий. В нашем исследовании особенно актуальны идеи К.Д. Ушинского, который считает, что человека без любви к отечеству не существует. По его словам, патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и одним из основных педагогических средств: «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Данное понимание воспитания легко соотносится с одной из его различных сторон, с патриотическим воспитанием.
В процессе патриотического воспитании дошкольников важная отводится народному декоративно-прикладному искусству, отмечается в работах 3.А. Богатеевой, Т.Н. Дороновой, В.Я. Езикеевой, Т.Г. Казаковой, Т.С. Комаровой, С.В. Погодиной, Н.П. Сакулиной, А. П. Усовой, Н.Б. Халезовой, Т.Я. Шпикаловой. Они убедительно доказывают, что произведения народного творчества обладают значительным педагогическим потенциалом и влияют на формирование патриотических чувств детей, так как они дают детям первые яркие представления о Родине, о ее истории и культуре.
Всё вышесказанное определило выбор данной темы работы: «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства».
Анализ научной литературы позволил выявить ряд противоречий, имеющихся в процессе формирования патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста. Это противоречия между:
• социальным заказом общества на воспитание человека - современного, образованного, нравственного, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, обладающего чувством ответственности за судьбу страны и, в тоже время, снижением уровня патриотизма в современном обществе;
• одно из требований общества и государства по результатам на выходе из детского сада – необходимый для социализации уровень сформированности патриотических чувств и отсутствие системной организации работы по формированию патриотических чувств.
Поиск педагогически эффективных путей разрешения данных противоречий, требующих выявления научно обоснованных подходов к формированию патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста, составляет проблему исследования, которая актуальна как для теории, так и для практики дошкольного образования.
Объект исследования – процесс патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – возможности декоративно-прикладного искусства России как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Цель исследования – раскрыть педагогический потенциал народного декоративно-прикладного искусства в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• проанализировать состояние проблемы патриотического воспитания детей дошкольного возраста в теории и практике дошкольного воспитания;
• выявить особенности использования декоративно-прикладного искусства в дошкольных образовательных организациях с целью патриотического воспитания детей;
• разработать проект, направленный на воспитание патриотизма средства декоративно-прикладного искусства.
Методологические основы исследования: проблемой патриотического воспитания дошкольников занимались: Р.С. Буре, Р.И. Жуковская, С.А. Козлова, К.Д. Ушинский, и др. Современные педагоги и психологи, осмысливая проблемы патриотического воспитания детей дошкольного возраста, посвятили свои исследования следующим аспектам:
- формированию культуры поведения – С.В. Петерина;
- формированию гуманных отношений – Р.С. Буре, М.В. Воробьева, А.М. Виноградова и др.;
- формированию любви к Родине – Л.И. Беляева, Н.Ф.Виноградова, Р.И. Жуковская, С.А. Козлова, Э.К.Суслова;
- воспитанию волевых качеств – Р.С. Буре, Е.Ю.Демурова, Н.А.Стародубова, А.Р. Суровцева.
- формированию эмоционально-положительного отношения к людям разных национальностей, воспитанию у детей этики межнационального общения – М.И.Богомолова, В.Д. Бондарь, Р.И. Жуковская, Е.И. Радина, Э.К. Суслова, А.П. Усова.
Практическая значимость работы исследования определяется тем, что разработанный проект может быть использован в непосредственной практике педагогов дошкольных образовательных организаций.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Во введении обоснована актуальность темы, определены объект и предмет исследования, цель и задачи исследования.
В первой главе исследования «Теоретические основы патриотического воспитания дошкольников на материале декоративно-прикладного искусства» проведен анализ психолого-педагогической литературы по проблеме патриотического воспитания детей дошкольного возраста и изучены особенности использования декоративно-прикладного искусства в дошкольных образовательных организациях с целью патриотического воспитания детей.
Во второй главе исследования представлена разработка проекта, направленного на воспитание патриотизма средства прикладного творчества.
В заключении подведены итоги проведенного исследования.
В приложении представлены конспекты занятий, консультации и советы для педагогов и родителей.
Работа включает 55 страниц. Список литературы включает 52 источника.
Глава 1. Теоретические основы патриотического воспитания дошкольников на материале декоративно-прикладного искусства
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме патриотического воспитания детей дошкольного возраста
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.
Изменения, происходящие в социальной, экономической и духовной сферах общества, утрата ранее значимых ценностей и возникновение новых оказывают существенное влияние на развитие подрастающего поколения. В российском обществе стал ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов, правил и норм жизни, отсутствует согласие в вопросах социального характера, выбора жизненных ориентиров. Динамика социокультурных преобразований в России актуализировала гуманистическую парадигму воспитания - формирование социально и нравственно зрелой личности, которой присущи лучшие качества гражданина своей Родины. Повышенная требовательность общества к нравственному облику, сознанию и поведению ставит перед педагогической наукой и практикой задачу формирования патриотических чувств у детей уже в дошкольном возрасте.
Идея патриотизма во все времена занимала особое место в жизни общества. Воспитание гражданина, патриота своей Родины, всегда было приоритетной задачей государства. Современный этап развития России характеризуется тем, что в общественном сознании получили развитие цинизм, равнодушие, неуважительное отношение к старшему поколению, российской символике, государственности. Такая ситуация во многом стала результатом резкой смены общественно-политических систем, а также изменения системы ценностей.
Формирование патриотизма в любом государстве основывается на исторических, культурных, идеологических идеях, ценностях, что не мало важно, патриотизм, зачастую формируется на «прошлом» определенной общности, то есть, государство, формируя патриотическое сознание апеллирует теми событиями, которые случались ранее и даже возможно, не в этом государстве, что очень роднит понятия «патриотизм» и «нация», особенно в нашей стране.
Патриотическое воспитание одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Ответ на вопрос «Что такое патриотизм?» пытались дать известные люди нашей страны. Так, С.И. Ожегов определял патриотизм, как преданность и любовь к своему отечеству и своему народу. Г. Бакланов писал, что это не доблесть, не профессия, а естественное человеческое чувство [19, с. 60].
Согласно Модельного закона о патриотическом воспитании, принятого в г. Санкт-Петербурге 16.04.2015 на 42-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ патриотизм обозначается как любовь к Родине, своему народу, стремление своими действиями служить их интересам, защищать от врагов.
В толковом словаре В.А. Даля патриотизм характеризуется как «любовь к Отчизне», быть патриотом – «значит любить Отечество, ревновать о его благе».
Педагогический энциклопедический словарь понятие «патриотизм» трактует как любовь к Отечеству, к родной земле, к своей культурной среде.
Патриотизмом как чувство гордости за достижения родной страны, горечь за ее неудачи и беды, уважение к историческому прошлому своего народа и бережное отношение к народной памяти, национально-культурным традициям рассматривается в Российской педагогической энциклопедии.
По мнению В.А. Сухомлинского, патриотизм очень тесно связан с образованностью, этической, эстетической, эмоциональной культурой, мировоззренческой устойчивостью, творческим трудом.
В целом можно классифицировать несколько подходов к толкованию сущности понятия «патриотизм»:
1) идеологический, согласно которому патриотизм – это готовность служить Отечеству, любовь к родине как чувство, возникающее исторически под влиянием экономически социальных реалий;
2) социально-философский – рассматривающий патриотизм как важный аспект общественной и личной культуры духа. Согласно данному подходу в патриотизме отображается духовность человека и общества в целом; согласно этому подходу, патриотизм – это преданность Отечеству, любовь к ней, гордость за ее историю и желание защищать ее интересы;
3) социологический, согласно которому патриотизм – это ценностная ориентация, основа которой – в ценностном отношении человека –Родине, морально-эмоциональной связи, единству этнических, географических, религиозных, культурных, исторических и эстетических характеристик в понятии «Родина»;
4) педагогический – рассматривает формирование и развитие чувства патриотизма не только у подрастающего поколения, но и у всех граждан страны (М.Ю. Новицкая).
Можно констатировать, что в современных условиях патриотизм – это чувство любви к Родине (большой и малой), своему народу, государству, готовность работать на пользу своей родины, а также защищать ее интересы.
Патриотизм включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям. Патриотизм - это ощущение непрерывной связи окружающего мира и желание преумножать и сохранять богатство своей малой Родины [17, с. 30].
Патриотическое воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для воспитателя это время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Именно этот отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как его образы очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования в образовательной области «Познавательное развитие» выделена задача формирования представлений о малой Родине.
Все мы знаем, что дошкольный возраст является важнейшим периодом в развитии личности маленького человека. Именно в этот период в его душе закладываются гражданские качества, в сознании формируются представления о культуре, обществе и месте человека в нем. Задача педагога – отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных, архитектура, труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес [12].
Руководствуясь теоретическими взглядами на проблему патриотического воспитания старших дошкольников, мы в практической направленности решили начать работу с воспитания у детей чувства любви к родному городу.
Причиной начала такой работы послужил, к сожалению, и тот факт, что наши дети старшего дошкольного возраста обладают недостаточным уровнем знаний о родном городе. Не все дети могут назвать домашний адрес, не знают, что изображено на гербе города, не всегда правильно называют архитектурные объекты.
Отметим и то, что восприятие старшего дошкольного возраста таково, что всякое яркое впечатление вызывает у них немедленное стремление к творчеству. Детское вдохновение – очень сильный творческий порыв; проводя занятие с запланированной творческой «концовкой», нужно подготовить заранее все материалы, которые могут понадобиться детям для творчества, чтобы не возникало паузы между вдохновением и организацией творческого момента.
Основы патриотизма начинают закладываться прежде всего в ближайшем окружении ребенка, а точнее в семье. И от того, как будет сформирована патриотическая личность, зависит будущее нашей страны. Работа по патриотическому воспитанию должна проводиться в разных направлениях [15, с. 89].
Первое направление духовно-образовательное:
• Тематические занятия («День защитников Отечества», «Символы России», «Наши космонавты» и т.д.);
• Беседы («Богатыри земли русской», «Путешествие в прошлое России»);
• Чтение художественной литературы, заучивание стихов и песен, пословиц и поговорок, рассматривание иллюстраций.
Второе направление – воспитательно-образовательный процесс:
• Развлечение («Башкирский сувенир», «Я здоровье берегу», «Ваши права, дети!», «Путешествие в страну дорожных знаков»);
• Народные праздники («Осенины», «Новый год», «Масленица»);
• Игровая деятельность: сюжетно-ролевые, развивающие, настольно-печатные, подвижные игры.
Третье направление – культурно-познавательное:
• Экскурсии к памятным местам;
• Посещение краеведческого музея, художественных выставок;
• Целевые прогулки.
Четвертое – нравственно-трудовое направление:
• Продуктивная деятельность;
• Участие в городских конкурсах;
• Труд в центре природы и на участке [3, с.74].
Современные исследования, посвященные проблемам патриотического воспитания детей дошкольного возраста (О. Н.В. Виноградова, О.А. Князева, М.Д. Маханева), в качестве основополагающего фактора рассматривают интеграцию социальных и педагогических условий как национально-региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, родному краю, национальной культуре своего народа, родной природе, любовь к родным местам, гордость за свой народ, ощущение своей неразрывности со всем окружающим миром, и желание сохранять, приумножать богатства своей Родины.
В педагогике вопросы воспитания настоящего патриота рассматривались через ознакомление с различными явлениями окружающей действительности на основе конкретно-чувственного восприятия детей (Р.И. Жуковская, Л.И. Беляева, С.А. Козлова, и др.); как одна из сторон нравственного воспитания (В.Г. Нечаева, Т.А. Маркова, Н.Ф. Виноградова и др.); как создание целенаправленной системы патриотического воспитания при соответствующей организации педагогической среды (Л.Е. Никонова); как формирование интереса к различным сторонам своей культуры при положительном восприятии отдельных произведений народного творчества (Н.Ф. Самсонюк, Р.Ш. Халикова, Е.И. Корнеева, А.Г. .Булатова и др.). Некоторые аспекты патриотического воспитания рассматривались педагогами-исследователями в связи с решением задач ознакомления дошкольников с отдельными сторонами общественной жизни: трудом взрослых - З.И. Велиева, Н.М. Крылова, В.И. Логинова; городом, страной - А.А. Анциферова, Н.В. Мельникова, Г.И. Панасенко; жизнью народов нашей страны - М.И. Богомолова, Э.К. Суслова; историей России - Н.В. Лысенко.
Современные исследования, посвящённые проблемам приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного города (а через него - Отечества), связаны с изучением механизмов социализации, формирования социальной компетентности ребенка (Е.П. Арнаутова Т.Н.Антонова, Т.Т.Зубова и др), осознание ребенком самого себя как представителя человеческого рода (С.А.Козлова, О.А.Князева, С.Е.Шукшина и др.), восприятие детьми мира предметов (О.А.Артамонова).
Народное искусство, включенное в различные виды художественно-творческой деятельности детей, находит все более широкое применение в воспитательно-образовательном процессе. При изучении различных видов декоративно-прикладного творчества дети дошкольного возраста знакомятся с фактурными качествами материалов, способами их обработки, доступными техническими приемами ремесла. Все это вызывает у них желание творить, фантазировать, создавать своими руками вещи, способные преображать окружающую среду, а иными словами, развивает у детей творческие способности.
Результаты детского творчества – хороший индикатор качества получаемой информации. Если детские впечатления бедны, то и продуктивная деятельность быстро скатывается на привычные сюжеты рисования. По рисункам и поделкам детей можно судить о точности и объеме их знаний, о системе понятий и закономерностей, усвоенных ими на занятиях.
В связи с этим мы считаем возможным решать задачу воспитания патриотических чувств у старших дошкольников посредством ознакомления с народными промыслами.
1.2. Особенности использования декоративно-прикладного искусства в дошкольных образовательных организациях с целью патриотического воспитания детей
Народное декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью художественной культуры, а также формой общественного сознания и общественной деятельности. Народные мастера, творя в русле местных традиций и опираясь на вековой художественный канон, создают художественные изделия, имеющие практическое назначение в быту и отличающиеся декоративной красотой.
Исследователи отмечают, что декоративно-прикладное искусство имеет ярко выраженные характерные черты такие как: традиционность, коммуникативность, коллективный характер творчества, высокое совершенство языка, связь с окружающей жизнью, благодаря этим качествам происходит приобщение младших школьников к культуре, истории, традициям народа и семьи, формируется любовь и уважение к своей Родине.
Декоративно-прикладное искусство является одним из самых древних видов искусства. Его название происходит от лат. decoro - украшаю, а в определении "прикладное" содержится мысль о том, что оно создано для устранения бытовых потребностей человека, и одновременно удовлетворяя его основные эстетические потребности. Уже в формах каменных орудий первобытного человека, в простейших орнаментах на древнейшей керамике проявляется творчество, которое сопровождало жизнь народа на протяжении всей его истории.