Фрагмент для ознакомления
2
В психолого-педагогической литературе нет однозначного определения познавательного интереса. Рассмотрим, какие подходы существуют к характеристике данного понятия.
В концепции, разработанной Л.И. Божович, развитие познавательного интереса определяется в качестве онтогенетического процесса. Интересы здесь выступают не как постоянные структуры; они способны изменяться в зависимости от того, как происходит взросление, а также выстраиваться в определённую иерархию [5, с.17]
Термин «внутренняя позиция» ребёнка был предложен Л.И. Божович. Он означает его деятельность и особенности поведения, а также весь комплекс его отношения к самому себе и к окружающему. Внутренняя позиция является важным фактором психологической зрелости личности.
К интересам Л.И. Божович относила как непосредственные детские желания, так и сознательные стремления.
Согласно концепции А.Н. Леонтьева, интерес является опредмеченной потребностью. Интересы у А.Н. Леонтьева имеют значение смыслообразования, за исключением чувственной стороны, т.е. интересы подчиняются определённой цели человека и не связаны с его внутренними переживаниями. Обобщая идеи А.Н. Леонтьева, интерес является побудителем смыслообразующей деятельности, важным условием которой служит цель, а также конкретные представления об итоговых результатах деятельности. [15, с. 89]
Согласно концепции А. Маслоу, интерес представляет собой какое-либо желание человека, выступающее в качестве средства достижения его целей. Так, человек может хотеть заработать большое количество денег, необходимых для покупки автомобиля. При этом данный автомобиль ему необходим для того, чтобы выглядеть не хуже соседа, который имеет машину этого уровня. Анализируя желания людей, можно заметить, что за каждым осознанным желанием стоит другое, более значимое желание, которое психологи называют личностной ценностью. Именно стремление соответствовать этим ценностям лежит в основе формирования интересов личности. Поскольку базовые цели не всегда представлены в сознании, то нам придется иметь дело с проблемой бессознательного. Отрицание роли бессознательного делает невозможным понимание интереса [10].
Согласно другой западной концепции, ведущим фактором, который оказывает влияние на поведение человека, является окружающая среда. Последователь теории бихевиоризма Б.Ф. Скиннер считал, что научные методы обеспечивают возможность познания всего поведения человека, поскольку оно полностью подчинено окружающей среде. Скиннер не разделял представлений о скрытых психических процессах. По его мнению, человеческое поведение в основном детерминируется его окружением.
Понятия «интерес» и «стимул» не являются тождественными. Стимул представляет собой внешнее побуждение по отношению к человеку, а интерес – внутреннее. Стимул актуален лишь тогда, когда имеется интерес. При этом стимул служит для укрепления мотивации личности к определённой деятельности или типу поведения. Например, интерес к любимому делу укрепляется хорошим заработком, интерес ребёнка. Например, к рисованию укрепляется положительными характеристиками рисунков, которые дают взрослые. Соответственно, пока интерес не сформирован, стимулировать человека к определённой деятельности не имеет смысла.
Также к настоящему времени не разработано единого подхода к пониманию интереса. Так, российский исследователь Б.Ф. Ломов отмечал, что поиск единого определения данного понятия не может быть правильным. Для различных авторов (В. Г. Асеев, В. И. Ковалев, Р. С. Немов) интерес рассматривается как одно из побуждений, вместе с целями, мотивами и потребностями. Это во многом связано с тем, что единого определения данных характеристик пока нет.
В свою очередь познание представляет собой получение определённой информации. Психологи, которые рассматривают личность с точки зрения когнитивной психологии, утверждают, что человек – это не машина, слепо и механически реагирующая на внутренние факторы или на события во внешнем мире, напротив, разуму человека доступно большее: анализировать информацию о реальной действительности, проводить сравнения, принимать решения, разрешать проблемы, встающие перед ним каждую минуту. Основоположником является американский психолог Дж. Келли (1905-1967). По его мнению, единственное, что человек хочет знать в жизни, — это то, что с ним произошло и что с ним произойдет в будущем. Главным источником развития личности, согласно Келли, является среда, социальное окружение. Когнитивная теория личности подчеркивает влияние интеллектуальных процессов на поведение человека. В этой теории любой человек сравнивается с учёным, проверяющим гипотезы о природе вещей и делающим прогноз будущих событий. Главным понятием в этом направлении является «конструкт» (от англ. construct — строить). Это понятие включает в себя особенности всех известных познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления и речи) [7, 8].
Психикой в когнитивной психологии называют свойство высокоорганизованной материи, которое обеспечивает отражение объективного мира в его отношениях и связях. Психика обладает двумя важнейшими функциями:
1. Отражение
2. Регулирование [2].
Данные функции находятся между собой в постоянной взаимосвязи.
Психическое отражение зеркальным не является; это не инертное копирование информации из окружающего мира. В психике информация проходит сложную обработку. Таким образом, данная функция заключается в активном отражении информации, поступающей из окружающей среды, в соответствии с потребностями человека, его эмоциями, особенностей мышления и органов чувств. Отражение - это субъективное представление об объективном мире и оно находится в зависимости от субъекта.
Психическое отражение имеет следующие особенности:
1. Способность достоверно отображать окружающую действительность, и эта достоверность подтверждается на практике.
2. Формирование психических образов в ходе активной деятельности.
3. Обеспечение целесообразности деятельности и поведения.
4. Учёт индивидуальных особенностей человека [9].
Психическое регулирование осуществляет управление поведение и деятельностью.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Авво, Б. В. Новые стратегии профессиональной ориентации поддержки программ «обучение для карьеры». -2013. -№ 2. -С. 89-93
2. Андреев, В.И. Педагогика. - Казань, 2017. - 608 с.
3. Бениаминова, М.В. Воспитание детей.- 2-е.изд.-М.: Издательский центр «Академия», 2010 – 158 с.
4. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности. - СПб.: Питер, 2017. - 400 с.
5. Бондаревский, В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. - М.: Просвещение, 2015. - 513 с.
6. Выготский, Л.С. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов средних учебных заведений. – М., 2013. - 486с.
7. Гордон, Л.А. Психология и педагогика интереса. – М., 2013. – 282 с.
8. Деркач, В. И. Оптимизация управления деятельностью персонала образовательных систем. - М.: Итар-Тасс, 2015. - 152 c.
9. Жесткова, Е.А. Инновационная деятельность современной образовательного учреждения. – Ханты-мансийск, 2014. С. 49-57
10. Зотов, Ю.Б. Организация современного урока. - М.: Просвещение, 2017. - 144 с.
11. Крючкова, И. В. Инновационная практика достижения результатов образования школьников в условиях реализации новых ФГОС. - М, 2015. - 388 c.
12. Куликов Л.В. Психологические исследования: Методические рекомендации по проведению.- СПб.: Речь, 2001,-184 с.
13. Лизинский, В.М. Практическое воспитание в школе. Часть 1, 2. М, 2002 г.- 160 с.
14. Маврина, Л. Развитие речи / Л. Маврина. - М.: Стрекоза, 2015. - 16 c.
15. Морозова, Н.Г. Формирование интересов у детей в условиях нормального и аномального развития. - М.: Наука, 2017. - 278 с.
16. Москвин, В. П. Риторика и теория коммуникации. Виды, стили и тактики речевого общения / В.П. Москвин. - Москва, 2015. - 218 c.
17. Педагогика /Под ред. П.И. Пидкасистого. -М.: Педагогическое общество России, 2015. - 640 с.
18. Педагогика / Под ред. В.А. Сластёнина. - М.: Школьная Пресса, 2012. - 336 с.
19. Современная психология / Под ред. В.Н. Дружинина. - М.: Инфра-М, 2016. - 687 с.
20. Тарасов, В.В. Санитарные правила устройства и содержания детских дошкольных учреждений.- М.: Издательский центр «Академия», 2010 – 180 с.
21. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: Система заданий/ под ред.А.Г. Асмолова, О.А. Карабановой. - М.: Просвещение, 2012. - 160с.