Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования связана с тем, что среди современных дошкольников наблюдается большой процент детей с различными нарушениями речи. Это создает серьезную проблему для эффективной подготовки к школе и дальнейшего обучения. Именно поэтому все аспекты нарушения речи важно замечать и пытаться исправить еще до поступления ребенка в школу.
Понимание текста – это одна из основ любого типа обучения, а потому дети, которые сталкиваются с проблемами в этой сфере, не могут эффективно обучаться в будущем.
Степень изученности проблемы. В научной литературе достаточно подробно рассмотрен вопрос об обучении детей с различными речевыми нарушениями. Но надо отметить, что практически ни один автор не выделяет методов, которые позволят организовать индивидуальный подход к обучению чтению и пониманию текстов дошкольников с различными типами речевых нарушений, в частности, у детей с первичной и вторичной задержкой речевого развития. Это является методической и педагогической проблемой, которую необходимо решать, проводя дополнительные научные исследования в данной сфере.
Цель исследования: дать сравнительную характеристику понимания текстов дошкольниками с первичной и вторичной задержкой речевого развития и предложить рекомендации по коррекции его недостатков.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие теоретические и практические задачи исследования:
1. Изучить теоретический и методический аспекты проблемы понимания текста в ситуации речевого онтогенеза и дизонтогенеза на основе обзора лингвистической, психолого-педагогической и психолингвистической литературы;
2. Провести сопоставительный анализ понимания текстов дошкольниками с первичной и вторичной задержкой речевого развития, описать выявленные трудности понимания текстов.
3. Предложить рекомендации по коррекции недостатков понимания текстов у дошкольников с первичной и вторичной задержкой речевого развития.
Объект исследования: понимание текстов дошкольниками.
Предмет исследования: сопоставительный анализ понимания текстов дошкольниками с первичной и вторичной задержкой развития.
База исследования: ???????
Выборка исследования: 7 человек с ЗПР и 7 человек с ОНР. Возраст испытуемых: от 6 до 7 лет.
Гипотеза исследования: предполагается, что у дошкольников со вторичной задержкой речевого развития в большей степени выражены проблемы в понимании текстов, чем у дошкольников с первичной.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования.
2. Методика И.Ю. Мурашовой.
3. Рисунок человека А.Л. Венгера.
4. Методика Г.В. Чиркиной.
4. Экспериментально-педагогический метод.
Теоретическая значимость исследования связана с изучением и компиляцией ряда источников, которые посвящены проблеме понимания текстов дошкольниками с различными нарушениями речевого развития. Систематизированные данные можно использовать для проведения других научных исследований в данной сфере педагогической и методической работы.
Практическая значимость исследования обусловлена проведением сравнительного анализа понимания текстов дошкольниками, которые имеют первичную и вторичную задержку речевого развития. Данное исследование очень важно для выбора методов коррекции нарушений понимания текста, а также выработки рекомендаций по проведению коррекционно-педагогической работы с такими дошкольниками в условиях ДОУ.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ ПОНИМАНИЯ ТЕКСТОВ ДОШКОЛЬНИКАМИ С ПЕРВИЧНОЙ И ВТОРИЧНОЙ ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
1.1. Понимание текста дошкольниками
Основой овладения дошкольниками родной речи являются речевые навыки, способность воспринимать и понимать услышанное. Понимание играет важную роль не только в развитии устной речи детей, но и, самое главное, в формировании их внутренней речи как важнейшего фактора, обеспечивающего функционирование подсознания и сознания, а также реализацию как речи, так и других виды деятельности, которые развиваются в дошкольном возрасте1.
Учитывая большое значение процесса понимания в психическом развитии дошкольников и недостаточную его изученность в детской, педагогической психологии и возрастной психолингвистике, и в связи с этим практически полное отсутствие разработок в дошкольной лингводидактике методики формирования навыков и умений в понимании детьми развернутых устных высказываний (текстов), обратимся к определению этого понятия и проанализируем имеющиеся подходы к исследованию данной проблемы2.
В психологической науке известны различные подходы к определению термина «понимание текста». Вот лишь некоторые из них3:
– познавательная деятельность (разновидность речевой деятельности), результатом которой является установление смысла текста;
– восприятие основного смысла текста;
– процесс перевода смысла текста в любую другую форму его закрепления;
– сложный многоступенчатый процесс, включающий перцептивно-когнитивно-аффективную обработку соответствующей активности, воспринимаемой активным и предвзятым субъектом;
– результат сложной перцептивно-умственно-мнемонической деятельности, продукт взаимодействия процессов восприятия, мышления и памяти;
– процесс усвоения и генерации смыслов, основными характеристиками которого являются воспроизведение смысла (концепции) исходного сообщения, а также осмысление и переосмысление текста, результатом которого является синтез нового смысла, который «рождается» в процессе диалогического взаимодействия с текстом;
– процесс расшифровки общего смысла воспринимаемого сообщения;
– определение содержания сообщаемой информации, т.е. реальности, которая стоит за словами сообщения и смыслом, выражающим личное отношение автора к рассматриваемым фактам и событиям.
Таким образом, понимание текста рассматривается учеными и как процесс, и как результат4.
Первым условием развития детского восприятия художественных произведений является умение внимательно слушать тексты. Это происходит в самом начале дошкольного возраста.
Установлено, что понимание текста обусловлено уровнем речевого развития ребенка и степенью знакомства ребенка с ситуацией, описанной в рассказе.
Несмотря на красочные описания и приключения, в которые попадают герои сказок, дошкольник очень рано начинает заниматься внутренней,
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Арзамасова, Т.В., Коровина, Ю.В., Красильникова, И.В. Нарушения речевой деятельности у дошкольников с интеллектуальными нарушениями: обзор научных статей [Текст] / Т.В. Арзамасова, Ю.В. Коровина, И.В. Красильникова // Вестник Вологодского государственного университета. – 2016. – № 10. – С. 99–116
2. Белевская, И.М., Сухомлина, Е.Н., Прянишникова, Ю.С. Основные направления исследования педагогических методов, применяемых для работы с дошкольниками с нарушениями слуха различного генеза [Текст] / И.М. Белевская, Е.Н. Сухомлина, Ю.С. Прянишникова // Современные педагогические технологии. – 2014. – № 10. – С. 205–213
3. Венгер, А.Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство [Текст] / А.Л. Венгер. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 160 с.
4. Вершинина, М.В., Болтовская, Е.А., Кузнецова, И.М. Принципы формирования способности к пониманию текста в дошкольников [Текст] / М.В. Вершинина, Е.А. Болтовская, И.М. Кузнецова // Вестник Томского государственного университета. – 2020. – № 7. – С. 100–116
5. Демиденко, А.В., Прохорова, О.К. Принципы исследования понимания текстов у современных дошкольников [Текст] / А.В. Демиденко, О.К. Прохорова // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы современной дошкольной педагогики». – Рязань: Рязанский государственный университет, 2019. – С. 35–46
6. Карелина, И.Б. Классификация задержек речевого развития различного генеза [Текст] / И.Б. Карелина // Вопросы дефектологии. – 2013. – № 9. – С. 53–67
7. Кирьянова, С.И., Володина, А.А., Демьяненко, И.М. Классификация речевых нарушений дошкольников: научные подходы и современные проблемы [Текст] / С.И. Кирьянова, А.А. Володина, И.М. Демьяненко // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы современной коррекционной педагогики». – Воронеж: Воронежский государственный университет, 2018. – С. 90–114
8. Лосенко, М.И., Фигурнова, А.А. Основные методические подходы к развитию навыка понимания текстов у дошкольников [Текст] / М.И. Лосенко, А.А. Фигурнова // Педагогические технологии. – 2015. – № 10. – С. 38–50
9. Морозова, Н.Г. О понимании текста [Текст] / Н.Г. Морозова // Известия Академии Педагогических Наук РСФСР. – 2006. – №10. – С. 191–239
10. Мурашова И.Ю. Диагностика индивидуальной структуры полимодального восприятия детей с общим недоразвитием речи [Текст] / И.Ю. Мурашова // Международный научно-исследовательский журнал. – 2016. – № 02(56). – С. 70–74
11. Соболева, О.В. Понимание текста: зачем, кого, чему и как учить [Текст] / О.В. Соболева // Первое сентября. – 2007. – №23. – С. 19–27
12. Устинова, Г.А., Головченко, И.И., Разумова, Е.Н. Проблемы обучения чтению дошкольников с различными нарушениями речи: теоретический и практический анализ [Текст] / Г.А. Устинова, И.И. Головченко, Е.Н. Разумова // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы специальной педагогики и дефектологии в России и за рубежом». – Тюмень: Тюменский государственный университет, 2018. – С. 109–120
13. Филимонова, М.И., Кравченко, Э.В. Основные педагогические особенности обучения дошкольников чтению: методические аспекты [Текст] / М.И. Филимонова, Э.В. Кравченко // Вопросы педагогики. – 2012. – № 7. – С. 46–58
14. Хабарова, С.М., Шилова, П.А., Громова, И.Т. Обучение чтению как проблема специальной педагогики [Текст] / С.М. Хабарова, П.А. Шилова, И.Т. Громова // Сборник статей Магаданского государственного университета. Вып. 6. – Магадан: Издательство Магаданского государственного университета, 2011. – С. 65–76
15. Чиркина, Г.В. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений [Текст] / Г.В. Чиркина. – М.: АРКТИ, 2003 – 240 с.
16. Ягунова, Е.В. Вариативность стратегий восприятия звучащего текста (экспериментальное исследование на материале русскоязычных текстов разных функциональных стилей) [Текст] / Е.В. Ягунова. Автореферат дисс. на соиск. учен. степени доктора филолог. наук. – М., 2009. – 47 с.
17. Яковлева, И.М., Храмов, Б.Ю., Петренко, С.В. Понимание текста как основа эффективного обучения в современных образовательных учреждениях [Текст] / И.М. Яковлева, Б.Ю. Храмов, С.В. Петренко // Сборник статей Кубанского федерального университета. Вып. 4. Педагогические науки. – Краснодар: Издательство Кубанского федерального университета, 2018. – С. 80