Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. В современных школах, ссузах и вузах все чаще прибегают к инновационным методам обучения, успешно заменяющим традиционные. Главным плюсом новых способов является их ориентированность на развитие творческого мышления у обучаемых. Об актуальных педагогических подходах и их видах читайте в нашей статье.
Слово «инновация» образовано от латинского «innovation» и означает нововведение и изменение. Определение означает создание, внедрение и распространение новых тенденций в той или иной сфере. К особенностям данного явления следует отнести следующие аспекты: инновации способны решать актуальные вопросы и проблемы; распространение и внедрение инновационных технологий способствуют выходу на новый уровень развития; благодаря новаторскому подходу совершенствуется вся система обучения в школах, колледжах и университетах. Интерактивный метод обучения – это специальная методика организации образовательного процесса, которая направлена на решение конкретных задач. Она подразумевает способ познания, сформированный в формате активного взаимодействия учащихся друг с другом и с преподавателем. Слушатели совместно решают проблемы, моделируют ситуации из жизни, оценивают действия друг друга и собственные решения – все это повышает эффективность самого процесса обучения.
Интерактивные технологии в процессе обучения в школе развивают в детях интерес и любопытство, помогают исследовать и систематизировать материал, способствуют формированию и выражению собственного мнения в ходе дискуссий. Перечисленные качества являются необходимыми в современном динамичном мире. Традиционные техники обучения сегодня являются устаревшими и проигрывают перед интерактивными, в чем заключается их существенный минус. Интерактивные технологии в современной педагогике являются основным ресурсам модернизации образования. Отличие инновационной программы от учебной состоит в том, что ее формируют и реализовывают сами педагоги.
Объектом исследования – интерактивные технологии обучения.
Предмет исследования – особенности использования интерактивных технологий обучения в процессе преподавания физической культуры.
Гипотеза исследования: использование средств мультимедиа при обучении физической культуры открывает широкие возможности для эффективного наглядно-демонстрационного сопровождения на уроке.
Цель исследования – рассмотреть характеристики и особенности использования интерактивных технологий обучения.
Задачи исследования:
рассмотреть анализ психолого-педагогической литературы по применению интерактивных методов обучения в образовательной деятельности;
охарактеризовать специфику интерактивных способов обучения;
изучить инновационные интерактивные формы обучения;
охарактеризовать методические технологии обучения на уроках физкультуры;
дать анализ результатов исследования;
изучить анализ применения мультимедийной технологии на уроке физической культуры.
Методологической и теоретической основой исследования являются общетеоретические положения отечественной психологии Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Глава 1. Теоретические аспекты особенностей использования интерактивных технологий обучения
1.1 Специфика интерактивных способов обучения
Сегодня интерактивные методы обучения продолжают развиваться с большой скоростью, используя новейшие технологии преподавания. Понимание аспектов развития современного образования помогает спрогнозировать изменения, ожидающие наш мир.
Цель интерактивного метода состоит в создании комфортных условий, благодаря которым учащиеся чувствуют свою успешность, осознают свои интеллектуальные способности и могут самостоятельно влиять на продуктивность обучения (Рис.1) .
Рис.1. Интерактивный метод обучения
Совместная деятельность между учащимися и педагогом обычно проходит в виде диалога или беседы, предполагающих активное доминирование учеников. При этом меняется роль педагога, который перестает быть центральной фигурой в обучении. На интерактивных занятиях педагог выступает в качестве модератора и отвечает за организацию процесса, готовит задания, составляет вопросы и темы обсуждения, консультирует учащихся, следит за временем и контролирует порядок выполнения обговоренного плана.
Обычно план занятия включает в себя интерактивные упражнения и задачи, во время решения которых, обучающиеся проходят учебный материал. Использование интерактивных методов обучения в образовательном процессе решает проблему мотивации учащихся, оказывая помощь в усвоении учебной программы. Задачей педагога становится создание дискуссионной площадки, в рамках которой обучающиеся общаются друг с другом, обращаются к своему и чужому социальному опыту, обсуждают заготовленные педагогом вопросы и темы, вместе стараются решать задачи и преодолевать конфликты .
Задачами интерактивного метода обучения являются: пробуждение интереса у учащихся и стимулирование мотивации; глубокое и эффективное усвоение учебной программы; развитие навыков самостоятельной работы; развитие навыков командной работы; формирование у учащихся собственной точки зрения; создание базы для работы по решению проблем и после окончания обучения; развитие профессиональных и личностных навыков.
Интерактивное занятие разительно отличается от традиционного обучения, которое направлено прежде всего на познавательную деятельность. Специфика интерактивного метода отражена в следующих критериях: занятие – не лекция, а общая работа; все участники равны независимо от возраста, опыта и социального статуса; не допускается прямая критика личности; призыв к действию подается в качестве рекомендации, а не требования; сказанное на занятии подается как информация к размышлению. Интерактивные методы обучения обеспечивают высокую мотивацию, развитие творческих способностей, активную жизненную позицию, ценность индивидуальности и личностных качеств. Они основаны на свободе самовыражения и принципах демократичности. При применении интерактивных форм обучения у преподавателя появляется возможность сочетать несколько методов, которые помогут наиболее успешному изучению конкретной темы. Обычно выделяют следующие методы и приемы:
1. Мозговой штурм – это средство коллективного поиска идей, представленный потоком вопросов и свободного выражения своей точки зрения по решению озвученной проблемы. В процессе обсуждения раскрывается творческий потенциал обучающихся, которые вносят вклад в общее дело.
2. Круглый стол (лекция-дискуссия, дебаты) – интерактивная форма познавательной деятельности, в ходе которой обучающиеся учатся излагать свои мысли, аргументировать свою точку зрения и обосновывать свои предположения. В процессе обсуждения, учащиеся лучше усваивают учебную программу и получают навыки самостоятельной работы с дополнительным материалом.
3. Кейс-стадии или разбор конкретных ситуаций – это метод, предполагающий изучение, анализ и принятие решений по заранее заготовленным ситуациям по обозначенной проблеме. В ходе групповой работы, обучающиеся получают навыки анализа и развивают способность мыслить критически.
4. Метод проектов предполагает практическое освоение учебного материала. Работа над проектами проводится учащимся самостоятельно под руководством педагога, а затем выносится на открытое обсуждение.
5. Деловые и ролевые игры основаны на имитации профессиональной деятельности и моделировании ситуаций, которые могут произойти с обучающимися. В ходе игры приобретаются навыки самостоятельного принятия ответственных решений.
6. Занятия с ИКТ (информационно-коммуникативные технологии) – использование онлайн ресурсов, аудио- и видеоматериалов для наглядной демонстрации заданной темы, использование программного обеспечения образовательного назначения .
Интерактивное обучение способствует активному вовлечению школьников, повышает интерес к знаниям, развивает самостоятельность и позволяет создавать ситуации успеха на уроке. Занятия в интерактивном формате начинались с обычных иллюстрированных пособий, карт, моделей и т. д. В настоящее время современные информационно-коммуникативные технологии позволяют использовать в обучении разное оборудование: компьютеры; интерактивные доски; проекторы; планшеты; компьютерные тренажеры и т. д. Выбор интерактивного метода на уроке зависит от его соответствия теме занятия, его целям и задачам, а также возрастным и другим особенностям обучающейся группы.
Начальная школа – это основа образования, от которой зависит развитие способностей ребенка и его дальнейшее обучение. Поэтому в обязанность педагога входит не только обучение детей чтению и письму, но и формирование их личностных качеств и навыков самостоятельной работы с ученым материалом. Эти задачи достигаются через использование методов интерактивного обучения, которые погружают педагога и учеников в общение, сохраняя при этом конечную цель и сущность образовательного процесса. Интерактивное обучение в начальной школе одновременно решает несколько задач: развивает навыки коммуникации, помогает установлению положительного взаимодействия между учениками; решает информационную задачу, обеспечивая учебным материалом, который помогает организовывать совместную работу; воспитывает в школьниках навыки командной работы, способность прислушиваться к другому мнению;
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "Об образовании в Российской Федерации" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru
2. Бурняшева, Л.А. Активные и интерактивные методы обучения в образовательном процессе высшей школы. Методическое пособие / Л.А. Бурняшева. - М.: КноРус, 2016. - 493 c.
3. Виленский, В.Я. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе: учебное пособие / В. Я. Виленский, П.И. Образцов, А.И. Уман . -М.: Педагогическое общество России, 2015. -192 с.
4. Воронцова, И.В. Сетевые педагогические сообщества как форма повышения профессиональной компетентности учителя / И.В. Воронцова // Молодой ученый. – 2015. – №18. – С. 444-449.
5. Гафурова, Н.В. Педагогическое применение мультимедиа средств: учеб, пособие / Н.В. Гафурова, Е.Ю. Чурилова. – 2-е изд. перераб. и доп. – Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2015. – 204 с.
6. Гаджиева, П. Д. Интерактивные методы как средство модернизации обучения / П.Д. Гаджиева // Инновации в образовании. - 2014. - № 19. - С. 81-87.
7. Галимова, Е.Я. Использование Интерактивных Форм Обучения В Изучении Курса «Организационное Проектирование»: Науч. Доклад / Е.Я. Галимова. – М.: Машиностроение, 2016. - 407 c.
8. Горностаева, А. М. Диалог с компьютером. Интерактивные средства обучения, созданные при помощи программы Macromedia Flash (+ CD-ROM) / А.М. Горностаева, Э.С. Ларина. - М.: Глобус, Панорама, 2016. - 120 c.
9. Гуслова, М.Н. Инновационные педагогические технологии: Учебник / М.Н. Гуслова. - М.: Academia, 2018. - 672 c.
10. Запорожец, Е. А. Интерактивные методы профессиональной подготовки учеников / Е.А. Запорожец // Высшее образование сегодня. - 2016. - № 4. - С. 76-79.
11. Инновационные методы обучения в педагогике [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://wiki.fenix.help/pedagogika/innovacionnye-metody-obucheniya
12. Калинковская, С. Интерактивное обучение в высшей школе / С. Калинковская. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2017. - 84 c.
13. Кругликов, В. Н. Интерактивные образовательные технологии : учебник и практикум для вузов / В. Н. Кругликов, М. В. Оленникова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 353 с.
14. Колесникова, Т.А. Применение инновационных технологий в образовательном процессе современной школы / Т.А. Колесникова, З.У. Колокольникова // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2017. – № 6-2. – С. 261-269.
15. Левитес, Д.Г. Автодидактика. Теория и практика конструирования собственных технологий обучения / Д.Г. Левитес. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2016. - 320 c.
16. Логунцова, И. Интерактивное обучение / И. Логунцова. - М.: Palmarium Academic Publishing, 2017. - 64 c.
17. Манько, Н. Н. Когнитивная визуализация педагогических объектов в современных технология обучения / Н. Н. Манько // Образование и наука: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2015. – № 65. − С. 10−30.
18. Матяш, Н.В. Инновационные педагогические технологии: Проектное обучение / Н.В. Матяш. - М.: Academia, 2018. - 256 c.
19. Матяш, Н.В. Инновационные педагогические технологии: Проектное обучение: Учебное пособие / Н.В. Матяш. - М.: Academia, 2017. - 422 c.
20. Митяева, А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии: Учебное пособие / А.М. Митяева. - М.: Академия, 2018. - 224 c.
21. Митяева, А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии: учебное пособие / А.М. Митяева. - М.: Academia, 2017. - 512 c.
22. Панфилова, А. П. Игротехнический менеджмент. Интерактивные технологии для обучения и организационного развития персонала / А.П. Панфилова. - М.: ИВЭСЭП, Знание, 2016. - 536 c.
23. Принципы обучения. Методы и средства обучения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kpip.kbsu.ru
24. Райс, О. Интерактивные технологии в обучении. Практическое пособие / О. Райс. - М.: Издательские решения, 2016. - 439 c.
25. Храмов, В.В. Комплексная информатизация процесса обучения двигательным действиям в системе физкультурного образования [Электронный ресурс] / В.В. Храмов, В.К. Пельменев, Е.О. Ширшова // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. – Режим доступа: http://www.science-education.ru/127- 21339
26. Эрганова, Н.Е. Педагогические технологии в профессиональном обучении: Учебник / Н.Е. Эрганова. - М.: Академия, 2018. - 224 c.