Фрагмент для ознакомления
2
Современное развитие социально-экономической сферы общества обуславливает и соответствующий уровень организации пенсионной политики государства. Пенсионное обеспечение выступает одним из основных механизмов социального государства для осуществления социальных прав и интересов граждан. Для успешной реализации деятельности по урегулированию вопросов, связанных с пенсионным обеспечением, в России функционируют негосударственные пенсионные фонды (далее – НПФ) [26, с. 9].
Негосударственные пенсионные фонды – некоммерческие организации, которые выступают в качестве страховщика, в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании» от 15.12.2001 года №167 ФЗ (в ред. от 13.12.2020) [2] и Федеральным законом «О негосударственных пенсионных фондах» от 07.05.1998 года № 75 ФЗ (в ред. от 30.12.2020) [3] и осуществляющие деятельность по пенсионному обеспечению клиентов НПФ, которые заключили договор добровольного пенсионного страхования.
Следует согласиться с мнением В. П. Иваницкий, считающей пенсионное обеспечение важнейшей социальной гарантией для установления стабильности в развитии общества, так как напрямую с пенсионным обеспечением связана треть населения Российской Федерации, а косвенно оно касается практически всех [13, с. 25].
Развитие НПФ началось в 1990-е годы, когда первым частным негосударственным пенсионным фондом стал Российский страховой пенсионный фонд, который был зарегистрирован в 1991 году с уставным капиталом 100 млн руб., его учредителями выступили Министерство социальной защиты населения РФ, Министерство труда РФ, банк «Российский кредит», ассоциация «Арго-сервис». Число НПФ стремительно росло (20 фондов — в январе 1993 года, 100 фондов — в январе 1994 года, от 800 до 1000 фондов — в январе 1995 года). Следует отметить, что создание и развитие НПФ происходило в условиях практически полного отсутствия нормативно-правового обеспечения. К примеру, законодательство не устанавливало организационно-правовых форм для вновь созданных НПФ, поэтому фонды приобретали юридический статус по решению местных органов власти, и зачастую их регистрировали как некоммерческие организации или как акционерные общества, а в некоторых регионах фонды признавали страховыми компаниями [10, с. 113].
Особенностью российской практики создания НПФ стало, во-первых, их возникновение до принятия основного закона о деятельности фондов. Указ «О негосударственных пенсионных фондах» был подписан Президентом РФ Б. Н. Ельциным только в 1992 году, и, наконец, Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» был принят в 1998 году. Во-вторых, становление НПФ происходило при отсутствии специального регулирующего государственного органа. Так, если первый НПФ был создан в 1991 году, то Инспекция негосударственных пенсионных фондов была учреждена в 1994 году, и только в 1995 году началось лицензирование деятельности НПФ [24, с. 12]. Такая ситуация безусловно создавала риски для участников и вкладчиков НПФ в условиях отсутствия защиты от потери пенсионных сбережений граждан.
К началу 2005 года НПФ аккумулировали порядка 277 млрд руб. пенсионных резервов, сформированных за счет пенсионных взносов чуть более 6 млн участников фондов. Первоначально в управление фондам было передано 2 млрд руб. пенсионных накоплений 604,5 тыс. застрахованных лиц. Оценивая в целом рост пенсионных накоплений и пенсионных резервов за 2005–2018 гг., можно отметить более динамичный рост пенсионных накоплений, находившихся в распоряжении НПФ, — с 2 млрд руб. в 2005 г. до 2,6 трлн руб. в 2018 г., т. е. более чем тысячекратное увеличение, и гораздо меньший прирост пенсионных резервов, сформированных НПФ, — с 277 млрд руб. в 2005 г. до 1,3 трлн руб. в 2018-м, а именно в четыре раза. Таким образом, развитие обязательной компоненты пенсионной системы происходило более быстрыми темпами, нежели развитие добровольного элемента системы. Отсюда следует, что введение ОПС ослабило развитие НПО. При рассмотрении динамики абсолютной величины пенсионных накоплений и пенсионных резервов НПФ определился переломный 2012 г., когда впервые величина пенсионных накоплений, переданных НПФ, превысила объем пенсионных резервов.
Причем с 2014 г. наблюдается резкий рост пенсионных накоплений, переданных Пенсионным фондом России (ПФР) в управление НПФ. Данная ситуация сопровождалась опережением абсолютного прироста пенсионных накоплений, переданных в управление НПФ, над соответствующим приростом средств, переданных в управление Государственной управляющей компании «Внешэкономбанк» (ГУК ВЭБ), и с 2016 г. данная тенденция дополнилась оттоком средств пенсионных накоплений так называемых молчунов из расширенного портфеля ГУК ВЭБ. По данным за 2016, 2017 и 2018 гг. отток средств из расширенного портфеля ГУК ВЭБ составил 75 млрд руб., 95 млрд руб. и 100 млрд руб. соответственно[10, с. 114].
Негосударственные пенсионные фонды условно классифицируют на следующие виды.
1. Открытый пенсионный фонд – это негосударственный пенсионный фонд, в котором участниками могут стать любые физические лица. При этом, место их работы и характер осуществляемой деятельности значения не имеют.
2. Корпоративный пенсионный фонд. В таком негосударственном пенсионном фонде, основателем выступает юридическое лицо – работодатель. В качестве основателя может выступить и несколько юридических лиц работодателей. В тоже время к ним могут присоединяться работодатели – плательщики. В качестве участников такого фонда могут выступать только физические лица, состоящие в трудовых отношениях с работодателями, которые основали НПФ и работодатели, которые производят уплату взносов.
3. Профессиональный пенсионный фонд. В таком негосударственном пенсионном фонде в качестве основателя, как правило, выступают объединения работодателей – юридических лиц, объединения физических лиц, в том числе и профсоюзы, а также объединения профсоюзов, или физические лица, связанные по роду деятельности (занятий). Что касается участников, то ими могут выступать только физические, которые связаны профессиональной деятельностью. Только Устав НПФ определяет, что относится к такой профессиональной деятельности [16, с. 50].
Накапливаемые пенсионные активы в негосударственном пенсионном фонде, управляющая компания размещает в самые различные виды ценных бумаг. Основная цель, которую преследуют НПФ в этой деятельности – получение прибыли. Распределение инвестиционной прибыли производится пропорционально суммам, внесенным участниками пенсионного фонда. Указанные суммы зафиксированы на индивидуальных пенсионных счетах участников и учитываются на дату, когда происходит распределение. Как правило, это происходит не реже одного раза в месяц.
При участии в каком-либо пенсионном фонде имеет место реализация принципа добровольности. При этом физическое лицо может быть участником как одного, так и нескольких пенсионных фондов.
Основное отличие открытых НПФ от корпоративных и профессиональных фондов заключается в том, что в открытом пенсионном фонде участники, как правило, производят платежи в свою пользу, а в корпоративном и профессиональном фондах необходимым условием для участников является вступления их работодателя в корпоративный фонд и принадлежность к определенной профессии – в профессиональном фонде[17, с. 38].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации [Текст] (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ – 2014. - № 31. – Ст. 4398.
2. Об обязательном пенсионном страховании [Текст]: федер. закон Рос. Федерации от 15.12.2001 № 167- Ф3: [принят Гос. Думой 30.11.2001, одобр. Советом Федерации 5 декабря 2001] (в ред. от 13.12.2020) // Собрание законодательства РФ – 2001. - № 51. – Ст. 4832.
3. О негосударственных пенсионных фондах [Текст]: федер. закон Рос. Федерации от 07.05.1998 № 75 – ФЗ: [принят Гос. Думой 08.04.1998, одобр. Советом Федерации 22 апреля 1998] (в ред. от 30.12.2020) // Собрание законодательства РФ – 1998. - № 19. – Ст. 2071.
4. О внесении изменений в статью 10 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах» по вопросам назначения негосударственных пенсий [Текст]: федер. закон Рос. Федерации от 18.03.2020 № 61 – ФЗ: [принят Гос. Думой 05.03.2020, одобр. Советом Федерации 11 марта 2020] // Собрание законодательства РФ – 2020. - № 12. – Ст. 1653.
5. О негосударственных пенсионных фондах [Текст]: Указ Президента РФ от 16.09.1992 № 1077 (в ред. от 12.04.1999) // Собрание законодательства РФ – 1992. - № 12. – Ст. 925.
6. Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственное регулирование деятельности негосударственных пенсионных фондов по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию: Постановление Правительства РФ от 04.11.2003 N 669 (в ред. от 03.11.2018) // Собрание законодательства РФ –2003. - № 45. – Ст. 4388.
7. О некоторых вопросах государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации (вместе с «Положением о Федеральной службе по финансовым рынкам»): Постановление Правительства РФ от 29.08.2011 № 717 (ред. от 12.07.2017) // Собрание законодательства РФ –2011.– № 36. – Ст. 5148.
8. Об утверждении Правил выплаты негосударственным пенсионным фондом, осуществляющим обязательное пенсионное страхование, правопреемникам умерших застрахованных лиц средств пенсионных накоплений, учтенных на пенсионных счетах накопительной пенсии: Постановление Правительства РФ от 30.07.2014 № 710 (ред. от 04.02.2015) // Собрание законодательства РФ –2014.– № 32. – Ст. 4483.
9. Основные показатели деятельности негосударственных пенсионных фондов. [Электронный ресурс] – Портал «Центральный Банк России» режим доступа: https://cbr.ru/finmarket/supervision/sv_coll/ops_npf/2019y/ (дата обращения 29.01.2021).
10. Аранжереев М.М. Негосударственное пенсионное обеспечение: особенности современного этапа [Текст] // ЭКО. - 2017. - №3. – С. 113-125.
11. Горюнов И.Ю. Роль негосударственных пенсионных фондов в современной пенсионной системе России [Текст] // Финансы. - 2018. - №1. – С. 132-133.
12. Ермаков Д.Н. Современное пенсионное обеспечение в Российской Федерации: учебное пособие для магистров/ Д.Н. Ермаков, С.А. Хмелевская [Текст]. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2015. – 397 с.
13. Иваницкий В. П. Методологические аспекты инвестирования сбережений населения России: монография [Текст]. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000. - 219 c.
14. Иванов С. Ф. Пенсионная реформа – 2019: детерминанты, последствия, альтернативы [Текст] // Демографическое обозрение. 2019. - №2. - С. 49.
15. Козлова Е. В. Основы социального и пенсионного страхования в России: Учеб. пособие. [Текст]. М.: ИНФРА-М, 2016.–456с.
16. Кучмий И.В. Персонифицированный учет в системе государственного пенсионного страхования, контроль и защита пенсионных прав застрахованных лиц [Текст] // Пенсия. 2000. – № 5. – c. 48-51.
17. Мамий Е.А. Состояние и перспективы развития негосударственного пенсионного обеспечения в России [Текст] // Экономика устойчивого развития. 2019. – № 1 (37).– С. 38-48.
18. Мачульская Е. Е. Право социального обеспечения: учебник для среднего профессионального образования. 3-е изд., перераб. и доп. [Текст]. М.: Издательство Юрайт,2017. - 441 c.
19. Новгородов Н.А. Финансовая устойчивость НПФ: сегодня и завтра [Текст] // ЭКО. - 2018. - №3. – С. 56-58.
20. Роик В. Д. Социальная политика. Социальное обеспечение и страхование. Учебник и практикум для вузов [Текст]. М: Юрайт, 2019. – 522с.
21. Роик В.Д. Пенсионная реформа: критерии оценки [Текст] // Народонаселение. 2017. - №4. - С. 412-417.
22. Сапожникова Н. И. О рисках, связанных с пенсионными накоплениями [Текст] // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Право. 2017. - Т. 2. - №4. - С. 61–64.
23. Серебрякова Е.И. Повышение эффективности управления финансовыми ресурсами накопительной частью трудовой пенсии [Текст] // Известия Иркутской государственной экономической академии. – 2015. – №5 (91). – С. 25–29.
24. Соловьев А.К. Уровень пенсионного обеспечения в современной Росси [Текст] // Народонаселение. 2017. - №3. - С. 12-25.
25. Терентьева И. В. Современный этап реформирования пенсионной системы России: оценка результатов и перспективы. [Текст] // Государственное управление. Электронный вестник. – 2019. – № 2 (20). – с.23 – 34.
26. Фатхлисламова Г.Ф. Конкуренция между негосударственными пенсионными фондами на российском пенсионном рынке [Текст] // Финансовый журнал.2019.– №4. – С9-23.
27. Ярошенко Т.П. Накопительная пенсия. Место и роль негосударственных пенсионных фондов в национальной пенсионной системе [Текст] // Актуальные вопросы экономических наук. – 2015. – №44. – С. 131–136.