Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность выбранной темы обусловлено тем, что сегодня России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить и будущее принадлежит генераторам новых идей, тем кто умеет креативно мыслить и быстро адаптироваться к новым требованиям.
Все вышеизложенное определяет актуальность данной работы, которая состоит в том, что традиционные способности не всегда приносит необходимый и интересный для детей результат. В этой связи целесообразно проводить специальную работу по формированию творческих способностей младших школьников.
Современные исследования Никитина А.В., Давыдова Г.Н. доказали, что нетрадиционные виды деятельности способствуют развитию творческих способностей у детей, формируют у них воображение, приносят детям яркие эмоциональные впечатления и раскрывают возможность использования знакомых предметов в качестве художественных материалов.
О. К. Тихомиров в творческой деятельности отводил особую роль целеполаганию. По его мнению, приверженности человека целеустремленность выступают как личностная предпосылка. Т. А. Маслоу полагает, что подлинное творчество, креативность у человека проявляются и в повседневной реальной жизни, каждодневном выборе жизненных ситуаций, в различных формах самовыражения.
Различным аспектам формирования и развития креативного мышления посвящены труды многих ученых. Среди работ зарубежных исследователей в области креативности следует отметить труды Дж. Гилфорда, К. Тейлора, Э.П. Торренса, А. Маслоу. В отечественной науке теория креативности разрабатывалась Л.С. Выготским, А.М. Матюшкиным, А.В. Хуторским.
Современные психолого-педагогические исследования показывают, что существует много способов развития креативности обучающихся. Никитина А.В., Давыдова Г.Н., доказали, что нетрадиционные техники рисования способствуют развитию речи детей. На наш взгляд, одним из приемов, направленных на создание условий для развития креативного мышления и творческого самовыражения ребенка является организация работы с применением способов нетрадиционного рисования, что является новизной данного исследования.
Объект исследования: творческие способности младших школьников.
Предмет исследования: психологические проблемы развития творческих способностей младших школьников.
Цель работы: изучить развитие творческих способностей младших школьников.
Задачи исследования:
1. Изучать теоретические основы формирования творческих способностей младших школьников.
2. Проанализировать проблемы развития творческих способностей младших школьников.
3. Провести диагностику развития творческих способностей младших школьников.
4. охарактеризовать методы развития творческих способностей младших школьников
Методы исследования: анализ литературных источников, тестирование, беседа, эксперимент, наблюдение, диагностика, анализ данных.
Глава 1. Теоретический анализ психологических исследований проблем развития творческих способностей учащихся младших классов общеобразовательной школы
1.1. Основные понятия, концепций и структура творческих способностей детей младшего школьного возраста
Творческое развитие предполагает совершенствование, выход на новые ступени своего развития. Результатом творческой деятельности является создание новых, оригинальных и более совершенных материальных и духовных ценностей, имеющих объективное и субъективное значение. Многие исследователи объединяют понятия «креативность» и «творческие способности», сравнивая их между собой. Эти два понятия считаются неотъемлемыми составляющими всего творчества. Под этим понятием обычно понимается способность к творчеству, связанная с созданием чего-то качественно нового [11, c. 71].
Творчество - это практическая или теоретическая деятельность человека, в ходе которой создаются новые результаты. Существуют различные виды творчества: научное, техническое, художественное и др. Все они имеют свои специфические особенности, общие черты и отличия.
Способность принимать творческие решения появляется не сразу, но у каждого человека есть определенный потенциал. Творчество можно и нужно развивать. В.И. Андреев определяет творческую способность как способность, отражающую глубинное свойство личности создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные решения.
В. А. Сластенин также опирается на основные требования современного образования, связанные с развитием творческой личности, принятием нестандартных решений, созданием продуктов, характеризующихся новизной.
Большой потенциал для развития детского творчества кроется в способностях самого младшего школьника. Однако до сих пор проблема развития креативности остается наименее изученной. Психологи, рассматривая проблему креативности, связывают ее с проблемой способностей. В данном случае креативность рассматривается как общая творческая способность, процесс преобразования знаний [18, c. 68].
Исследования в этой области подчеркивают, что творчество влияет на развитие воображения, фантазии, порождение гипотез (Шмелев А. Г., Выготский Л. С., Давыдов В. В., Пономарев Я. А.). А.). Б. М. Теплов считает, что к способностям следует относить только те, которые непосредственно связаны с успешностью любой деятельности. Такие проявления, как вспыльчивость, вялость, медлительность, память, не имеют ничего общего со способностями.
В то же время В.Б. Бондаревский не считает, что способности могут быть врожденными. Он признает, что творческие способности "основаны на определенных врожденных особенностях, склонностях."Сами способности создаются и развиваются только в процессе деятельности и существуют только в развитии.
Эту же идею поддерживает и другой известный психолог. По мнению С. Л. Рубинштейна, способности основаны на «наследственно закрепленных предпосылках их развития в виде задатков». Разрабатывая проблему творческих способностей, С. Л. Рубинштейн уделял большое внимание своим исследованиям. Он понимает под способностями свою пригодность к определенной деятельности. В то же время о наличии способностей можно судить по достижениям, по темпам духовного роста, а именно по легкости усвоения и скорости прогресса в деятельности [20, c. 52].
Отечественные психологи выделяют некоторые предпосылки и основания для определения особенностей развития творческих способностей. Среди этих предпосылок и оснований перечислены такие, как перцептивные особенности личности с творческим потенциалом. Перцептивные особенности могут проявляться в необычной интенсивности внимания, большой впечатлительности, восприимчивости. Также проявление творческих способностей может быть зафиксировано через такие характеристики деятельности, как отклонение от шаблона, оригинальность, инициативность, настойчивость, высокая самоорганизация, колоссальная работоспособность. Психологи также считают, что творческая личность характеризуется высокой мотивацией к труду Творческое развитие младших школьников всегда привлекало внимание педагогов, психологов и социологов, стремящихся провести качественную исследовательскую работу. Среди отечественных исследователей значительное внимание данной проблеме уделяли С. Л. Рубинштейн, В. В. Давыдов, Л. С. Выготский, Л. В. Куликов, Д. Б. Эльконин, Л. В. Занков и др.
Так, Б.М. Теплов выделяет два вида творческих способностей:
1. Специальные способности, проявляющиеся в определённом виде человеческой деятельности.
2. Общие способности, охватывающие широкий спектр видов деятельности [16, с. 63].
К сожалению, блокировка творческого развития может привести к различным проблемам. Вот основные из них:
1) Трудности в осуществлении конструктивного общения с родителями, педагогами, знакомыми.
2) Не проявление внимания со стороны родителей, педагогов и других значимых для ребёнка людей к развитию его одарённости в определённой сфере;
3) несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием;
4) неадекватная самооценка (заниженная или завышенная) [11, с. 107].
В настоящее время проблема диагностики творческого развития весьма актуальна. Благодаря работам различных исследователей (А.М. Матюшкина, Ю.З. Гильбуха, А.И. Савенкова, С.Ледневой и др.) был накоплен опыт значительный опыт определения творческого развития младших школьников [19, с. 47].
Среди иностранных авторов, в частности в США, идея отбора и поддержки одаренных учащихся нашла практическое воплощение в ряде эффективных практических программ, в том числе национальных. К ним относятся, например, программы «The National Merit Scholarship Program» и «The National Achievement Scholarship Program», действующие с 1955 г. и 1964 г. соответственно [24, с. 75].
К настоящему времени учеными были разработаны теоретические основы исследования творческих способностей, выявлены их разновидности и внешние проявления, показаны основные факторы, воздействующие на развитие способностей, а также разработаны практические методики совершенствования качества одарённости[21. С. 98].
В современных условиях в нашем государстве создаются образовательные организации, призванные развивать качество одарённости (гимназии, лицеи и др.). При этом анализ психолого-педагогической литературы по вопросам творческого развития детей позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на обширную информационную базу, не разработаны актуальные практические рекомендации [8, с. 60].
Достаточно точно актуальность проблемы развития творческих способностей детей выразил П.В. Тюленев: «…от решения этого вопроса зависит все будущее ребенка, счастье семьи. Родители хотят знать правду и должны знать ее, несмотря на то, что она тщательно скрывалась» [14, с.59].
В целом вопрос творческого развития детей является весьма перспективным качеством личности, однако до сих пор не определился комплексный подход к её пониманию. Также следует отметить, что методы развития одарённости сложны и неоднозначны, причём меняются они очень быстро в связи с общественными тенденциями, поэтому необходимо провести новые исследования в данном направлении.
1.2. Факторы, препятствующие развитию творческих способностей
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемых источников
1. Андреев, В.И. Педагогика. - Казань, 2017. - 608 с.
2. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности. - СПб.: Питер, 2017. - 400 с.
3. Выготский, Л.С. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов средних учебных заведений. – М., 2013. - 486с.
4. Гордон, Л.А. Психология и педагогика интереса. – М., 2013. – 282 с.
5. Гризик, Т. И. Развитие речи детей 6-7 лет / Т.И. Гризик, Л.Е. Тимощук. - М.: Просвещение, Росмэн, 2018. - 224 c.
6. Деркач, В. И. Оптимизация управления деятельностью персонала образовательных систем. - М.: Итар-Тасс, 2015. - 152 c.
7. Жесткова, Е.А. Инновационная деятельность современной образовательного учреждения. – Ханты-мансийск, 2014. С. 49-57
8. Зотов, Ю.Б. Организация современного урока. - М.: Просвещение, 2017. - 144 с.
9. Крючкова, И. В. Инновационная практика достижения результатов образования школьников в условиях реализации новых ФГОС. - М, 2015. - 388 c.
10. Куликов Л.В. Психологические исследования: Методические рекомендации по проведению.- СПб.: Речь, 2001,-184 с.
11. Лизинский, В.М. Практическое воспитание в школе. Часть 1, 2. М, 2002 г.- 160 с.
12. Маврина, Л. Развитие речи / Л. Маврина. - М.: Стрекоза, 2015. - 16 c.
13. Морозова, Н.Г. Формирование интересов у детей в условиях нормального и аномального развития. - М.: Наука, 2017. - 278 с.
14. Москвин, В. П. Риторика и теория коммуникации. Виды, стили и тактики речевого общения / В.П. Москвин. - Москва, 2015. - 218 c.
15. Педагогика /Под ред. П.И. Пидкасистого. -М.: Педагогическое общество России, 2015. - 640 с.
16. Педагогика / Под ред. В.А. Сластёнина. - М.: Школьная Пресса, 2012. - 336 с.
17. Современная психология / Под ред. В.Н. Дружинина. - М.: Инфра-М, 2016. - 687 с.
18. Тарасов, В.В. Санитарные правила устройства и содержания детских дошкольных учреждений.- М.: Издательский центр «Академия», 2010 – 180 с.
19. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: Система заданий/ под ред.А.Г. Асмолова, О.А. Карабановой. - М.: Просвещение, 2012. - 160с.
20. Шиховцова, Н.Н. Система воспитания как условие становления личности. – Воронеж, 2011. – С. 136-140.
21. Шиховцова, Н.Н. О формировании социально-нравственных ценностей /Н.Н. Шиховцова. - Москва - Владикавказ: МПА-Пресс, 2006. – С. 87-93.
22. Шиховцова, Н.Н. Формирование нравственных ценностей у младших школьников во внеклассной работе. – М.: изд-во НИР РАО, 2006. – С. 110 - 119.
23. Шиховцова, Н.Н. Нравственное воспитание учащихся в контексте системного анализа. – Карачаевск, 2013. - С. 114-122.
24. Шиховцова, Н.Н. Формирование нравственных ценностей у детей в новых социокультурных условиях. – Казань, 2007. – С. 111-119.
25. Эльконин, Д.Б. Система развивающего обучения: пособие для студентов педагогических вузов. – М, 2011. - 260 с.