Фрагмент для ознакомления
2
Одной из форм существования языка является письменная речь. Это вторичная, более поздняя по времени форма существования языка. Для различных форм языковой деятельности первичной может быть как устная, так и письменная речь. Письменная речь - средство запечатления мысли человека с помощью специально созданных условных обозначений (письменных знаков), позволяющего закреплять речь во времени и передавать ее на расстоянии. Письменная речь является одним из инструментов познания мира. Это продукт развития человечества, сложная психическая деятельность и уникальный признак, отличающий человека от других живых существ. «Письменная речь представляет собой функциональную систему, включающую в себя множество взаимосвязанных операций и имеющую сложную мозговую организацию. Выпадение любого её звена приводит к дизорганизации всей функции и требует коррекционных мероприятий» [15, с.13].
Развитие письменной речи и подготовка к ней начинаются до школы. Развитие письма у ребенка начинается с возникновения первых зрительных знаков у ребенка (первый такой знак - жест). Рисование - это уже подготовка к письму, по мнению Л.С. Выготского. Ребенок, овладевая письменной речью, усваивает особую и сложную символическую систему знаков, так как - письмо в воздухе, а письменный знак - закрепленный жест. Поэтому письмо является продуктом развития высших психических функций, личности ребенка и его поведения. Развитая письменная речь представляет собой деятельность построения целостных по смыслу высказываний, текстов, она выступает как специфическое средство общения и обобщения опыта.
Существуют психологические предпосылки формирования письменной речи, нарушение (или несформированность) которых ведет к различным формам нарушения письма или к трудностям его формирования у детей:
1.сформированность (или сохранность) устной речи, произвольное владение ею, способность к аналитико-синтетической речевой деятельности;
2.формирование (или сохранность) разных видов восприятия, ощущений, знаний и их взаимодействия, пространственного восприятия и представлений (зрительно-пространственного и слухо-пространственного гнозиса, сомато-пространственных ощущений, знание и ощущение схемы тела);
3.сформированность двигательной сферы - тонких движений, предметных действий, т.е. разных видов праксиса руки, подвижности, переключаемости и др.;
4.формирование у детей абстрактных способов деятельности, что возможно при постепенном переводе их от действий с конкретными предметами к действиям с абстракциями;
5 сформированность общего поведения - регуляция, саморегуляция, контроль за действиями, намерения, мотивы поведения [14].
Развитие различных психических функций у детей происходит не одновременно, а в определенной последовательности. Также есть и индивидуальные особенности, одни функции могут быть развиты у одного лучше, а другие - хуже, если сравнивать со сверстниками. Исходя от этого относительное отставание в развитии того или иного функционального компонента (например, зрительно-пространственных функций) определяет особенности как невербальных функций, так и устной речи или письма [26].
С точки зрения психологии процесс письма является сложным психологическим актом. Письменная речь с самого начала связана с осознанием и намерением, с волевыми функциями. То есть ребенок должен в большей степени осознавать процессы говорения, выражения мыслей в словах. Письмо всегда начинается с какого-либо побуждения задачи, мотива, которые мы сами себе создаем. То есть человек можем сам свободно изложить какую-либо мысль или идею в письменном виде или же может заслушать и только после этого написать текст на основе услышанного. В первом случае сначала возникает мысль, которую необходимо запомнить и удержать, затем формируется фраза, слова которой могут быть записаны. При этом формулировка мысли и запись фразы не должна сопровождаться прочими факторами и моментами, так как они могут повлиять на правильный порядок написания фразы. Могут возникать повторения фраз, пропуски необходимых элементов (буква, слог, слово). То есть появляется отсутствие четко сформулированной мысли [25].
На первом этапе процесса письма происходит анализ звукового состава слова, которое необходимо написать. То есть человек, который пишет под диктовку, воспринимает и представляет звуковой поток, при этом он выделяет серию звучаний, сначала тех, с которых начинается нужное слово, а затем последующих. Эта делать легко, если слова состоят из открытых слогов, произносимых раздельно, например, до-ро-га. Трудность представляют слова, которые имеют закрытые слоги и которые имеют стечение согласных, ряд безударных гласных (например, ободок, солнце). Важно также для этого, чтобы ребенок, повторяя слово, разделял его на отдельные слоги, иначе могут появляться в письме пропуски, изменение порядка букв в словах, повторения, сплавы двух сложных слогов в один.
После того, как выделяется последовательность звуков какого-либо слова, происходит их уточнение, то есть превращение слышимых звуков в четкие обобщенные речевые звуки - в фонемы. Легкость представляют слова, которые состоят из отчетливо и недвусмысленно звучащих элементов (например, ша-ры). Сложности могут быть в тех случаях, когда согласный звук входит в мягкий или в твердый слог, когда в различно звучащих вариантах согласного в слогах нужно, отвлекаясь от слышимых вариантов, воспринимать одну и ту же фонему, когда изменение только одного признака (например, звонкости) превращает один звук в совершенно другой (например, [д] в [т], [б] в [п]) [16, с. 107].
На начальной ступени развития навыка письма анализ и сохранение последовательности звучаний, выделение и превращение звуковых вариантов в четкие фонемы протекают полностью осознанно. Позже все осуществляется автоматизировано.
Второй этап процесса письма сопровождается переводом выделенных фонем в зрительную графическую схему, то есть букву, которая должна быть написана. Ребенок на этом этапе может смешивать начертания редко встречающихся букв, путать их написание (например, Е-З, И-П). Причина этому не трудность удержания нужных начертаний букв, а трудность сохранения звуковой последовательности элементов слова.
Последний этап процесса письма - превращение букв, которые необходимо написать в нужные графические начертания.
Сознание ребенка контролирует все эти задачи, а действия считаются осознанными. По мере развития навыка письма отдельные операции выпадают из-под контроля сознания, автоматизируются, объединяются и превращаются в целостный сенсомоторный навык, обеспечивающий сложную речемыслительную деятельность - письменную речь.
Таким образом, навык письма у одних детей формируется быстро и легко, у других - требует значительных усилий, а у некоторых - без специальной помощи логопеда остается несовершенным очень долго, а иногда - всю жизнь. Последнее является нарушением письма.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеева, А. Е. Подготовка детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР) к овладению письменной речью [Текст] : дис. … канд. пед. наук : 13.00.03 / А. Е. Алексеева ; Моск. пед. гос. ун-т. – Москва, 2007. – 194 с.
2. Алферова Ю.С. Семинар-практикум для родителей «Предупреждение оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста» / Ю.С. Алферова // Дошкольная педагогика. — 2015. — №2. — С.35-38.
3. Антонова Е.В. Обзор педагогических технологий по подготовке к обучению письму детей дошкольного возраста в современной логопедической практике / Е.В. Антонова // Альманах мировой науки. — 2019. — №3(29). — С.75-77. — eLibrary URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38195812
4. Батагова А. В. Профилактика и коррекция нарушений письма и чтения [Электронный ресурс] // Логомаг. 2015. URL: http://logomag.ru/blog/disgrafia/664/ (дата обращения: 23.01.2021).
5. Безруких, М. М., Крещенко, О. Ю. Психофизиологические механизмы формирования навыка письма у детей 6-7 и 9-10 лет [Текст] / М. М. Безруких, О. Ю. Крещенко, // Журнал Новые исследования. – 2019. – Вып. № 4. – С.4-19.
6. Богданова А.В. Профилактика нарушений письменной речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста / А.В. Богданова // Начальная школа. — 2017. — №1. — С.53-55. — Библиогр.: с.55.
7. Брехунова Г. Предупреждение у детей нарушений письма и чтения / Г. Брехунова // Коррекционно-развивающее образование. — 2009. — №2. — С.55-57. — Библиогр.: с.57. — Опыт работы по подготовке детей, имеющих нарушения речи, к овладению основными навыками чтения и письма.
8. Величенкова О.А. Системный подход к исследованию патогенеза нарушений письма у детей / О.А. Величенкова // Специальная педагогика и специальная психология: современные проблемы теории, истории, методологии: материалы 3-го международ. теорет.-метод. семинара (4 апр. 2011 года) : в 2-х ч. Часть.2. — Москва, 2011. — С.27-31.
9. Гризик, Т. И. «Развитие речи детей 6-7 лет» [Текст] / Т. И. Гризик, Л. Е. Тимощук. – Москва «Просвещение», 2017. – 222 с.
10. Дашкина Н.А. К вопросу о подходах к диагностике предпосылок нарушения письменной речи у дошкольников / Н.А. Дашкина // Традиции и инновации специального образования: сборник науч.-методических трудов с международ. участием. — Санкт-Петербург : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. — С.197-201. — Библиогр.: с.201.
11. Долбинина Н.Ю. Профилактика дисграфии у детей дошкольного возраста / Н.Ю. Долбинина // Дошкольная педагогика. — 2014. — №9. — С.49-53. — Библиогр.: с.53.
12. Дьякова, Н. И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников [Текст] / Н. И. Дьякова — М. : ТЦ Сфера, 2020. — 64 с.
13. Ищенко О.Ю. Специфика логопедической работы с детьми в социальном приюте / О.Ю. Ищенко // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. — 2013. — №3. — С.44-47. — Обследование речи дошкольников 3-6 лет. Обследование устной и письменной речи 1-9 классов. Планирование групповых, индивидуальных занятий.
14. Карпова Н.Л. Роль родителей в коррекции речевых нарушений у детей / Н.Л. Карпова, Е.Н. Кузнецова, Ю.Б. Поприк // Комплексные исследования детства. — 2019. — №1. — С.65-72. — Семейная логопсихотерапии дошкольников, младших школьников, имеющих трудности усвоения письменной речи. — eLibrary URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42496562
15. Коноваленко С.В. Профилактика и коррекция нарушений чтения, письма и счета в игре / С.В. Коноваленко // Дошкольная педагогика. — 2015. — №3. — С.13-16.
16. Копрова, Т. П. Проблемы дисграфии в психолого-педагогической литературе [Текст] / Т. П. Копрова // Молодой ученый. — 2018. — №3. — С. 103-108.
17. Корнев, А. Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие [Текст] / А. Н. Корнев – СПб. : МиМ, 2015. – 286 с.
18. Логинова, Е. А. Предпосылки овладения детьми процессом письма [Текст] / Е. А. Логинова // Специальное образование. – 2016. – Выпуск № XII. – том II. – С.90-95.
19. Лурия, А. Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений [Текст] / А. Р .Лурия. – Издательский центр «Академия», 2012. — 352 с.
20. Маковкина О.А. Профилактика трудностей овладения письмом у дошкольников в условиях логопункта / О.А. Маковкина, Г.В. Лысенко, В.В. Мохнарилова // Специальное образование: традиции и инновации: сборник науч.-методических трудов с международным участием. — Санкт-Петербург: РГПУ им. А.И. Герцена, 2011. — С.214-216.
21. Мурындина Н. 17 дидактических игр для профилактики дисграфии у детей / Н. Мурындина // Справочник педагога-психолога: детский сад. — 2018. — №2. — С.68-73. — Подборка коррекционно-развивающих игр для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Игры помогут развить оптико-пространственную ориентацию, слоговую структуру слова, сформировать и развить моторные функции.
22. Ткаченко, Т. А. Подготовка дошкольников к чтению и письму: фонетическая символика: пособие для логопеда [Текст] / Т. А. Ткаченко. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2018. – 34 с., 16 с. ил.
23. Филичева, Т. Б. Нарушения речи у детей: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений [Текст] / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина – М. : Профессиональное образование, 2014 – 232 с.
24. Филичева, Т. Б. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» [Текст] / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина – М. : Просвещение, 2011 – 223 с.
25. Шеванюк А. Г. Предупреждение нарушений письменной речи у старших дошкольников [Электронный ресурс] // ГУО «Волковысский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации». 2016. URL: https://ckroir-volkovysk.schools.by/pages/preduprezhdenie-narushenij-pismennoj-rechi-u-starshih-doshkolnikov-s-onr (дата обращения: 20.01.2021).
26. Шеметова А. А. Особенности овладения письмом старших дошкольников с общим недоразвитием речи [Электронный ресурс] // Совушка. 2016. №4(6). URL: http://kssovushka.ru/zhurnal/6/358-osobennosti-ovladeniya-pismom-starshih-doshkolnikov-s-obshchim-nedorazvitiem-rechi/ (дата обращения: 18.01.2021).