- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Бизнес план
- Научная статья
- Рецензия
- Лабораторная работа
- Решение задач
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- ВКР
- Дипломная работа MBA
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Развитие у третьеклассников представлений о семье как социальном институте на основе художественных произведений
- Готовые работы
- Курсовые работы
- Педагогика
51 страница
31 источник
Добавлена 15.06.2021 Опубликовано: studservis
1090 ₽
2180 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
Глава 1. Теоретические основы развития у младших школьников представлений о семье как о социальном институте на основе ознакомления с художественной литературой 7
1.1 Психолого–педагогические предпосылки формирования нравственных представлений младших школьников 7
1.2 Характеристика возможностей художественных произведений в развитии у третьеклассников представлений о семье 14
Глава 2. Экспериментальное исследование развития у третьеклассников представлений о семье на основе ознакомления с художественными произведениями 22
2.1 Выявление исходного уровня сформированности у третьеклассников представлений о семье как о социальном институте 22
2.2 Содержание работы по развитию у третьеклассников представлений о семье как социальном институте на основе художественных произведений 27
2.3 Выявление динамики развития у третьеклассников представлений о семье как социальном институте 36
Заключение 41
Список используемой литературы 42
Приложения 45
Фрагмент для ознакомления 2
Семья – один из основных источников нравственного воспитания младших школьников. Правила поведения, принятые в семье, очень быстро усваиваются ребенком и воспринимаются им, как правило, в качестве общепринятой нормы.
Ребенок, чаще всего, не задумывается о ценности семьи. Для развития ребенка и формирования у него последующих представлений об окружающем мире, важны именно правильные представления о семье.
Представление о себе, о семье, уважение или неуважение себя и своих близких, формируется у детей в процессе общения с окружающими, которые оценивают то, что происходит вокруг, положительно или отрицательно. В младшем школьном возрасте потребность ребенка в оценке его личности повышается. От того, насколько грамотно пользуются взрослые оценкой, зависит результативность руководства детским поведением, формирование важной нравственной потребности в одобрении.
Мотивы нравственного поведения, как известно, формируются в процессе игры, непосредственной образовательной деятельности, общения ребенка со сверстниками и взрослыми. В системе воспитательных средств, воздействующих на формирование нравственных чувств детей, огромное значение имеют художественные произведения. В них отражены разные образцы поведения литературных героев, анализ которых может стать основой для формирования представлений о семье.
С помощью художественных произведений происходит формирование нравственных ценностей у детей: товарищества, честности, ответственности за свои поступки, уважение к труду, уважение к старшим.
Нравственные идеи, заложенные в произведениях о добре и зле, правде и неправде, чести и бесчестии, становятся достоянием человека при условии, когда эти произведения прочитаны в детском возрасте. Но к сожалению, данные произведения предусмотрены в образовательной программе в ограниченном количестве.
Проблемой формирования представлений у детей младшего школьного возраста о семье, занимались педагоги, психологи. В трудах Л.А.Венгера, Л.С.Выготского, П.Г.Гальперина, О.М.Дьяченко, А.Н.Леонтьева, А.А.Люблинской, С.Л.Рубинштейна и др., теоретически обоснованы различные подходы к формированию представлений обучающихся о семье.
На основании вышеизложенного, нами было установлено противоречие между необходимостью формирования у третьеклассников представлений о семье как о социальном институте и недостаточным использованием художественных произведений в данном процессе.
Выявленное противоречие позволило нам обозначить проблему исследования: каковы педагогические условия формирования у третьеклассников представлений о семье как социальном институте на основе ознакомления с художественными произведениями?
Цель исследования: определить педагогические условия формирования у третьеклассников представлений о семье как социальном институте на основе ознакомления с художественными произведениями.
Объект исследования: процесс формирования у третьеклассников представлений о семье как социальном институте.
Предмет исследования: художественные произведения как средство формирования у третьеклассников представлений о семье.
Гипотеза исследования: процесс формирования у третьеклассников представлений о семье как социальном институте на основе ознакомления с художественными произведениями будет эффективен, если:
– определить характеристики понятия «семья» с учетом специфики работы с учащимися младших классов;
– поэтапно организовать ознакомление детей с родословной семьи с учётом степени самостоятельности детей и роли педагога в данном процессе;
– дать экспериментальное обоснование критериального аппарата, необходимого для объективной оценки уровней сформированности представлений о семье.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы формирования у третьеклассников представлений о семье как социальном институте.
2. Охарактеризовать возможности художественных произведений в развитии у третьеклассников представлений о семье как социальном институте.
2. Выявить исходный уровень сформированности у третьеклассников представлений о семье как социальном институте.
3. Разработать и апробировать программу по развитию у третьеклассников представлений о семье как социальном институте на основе ознакомления с художественными произведениями и определить ее эффективность.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме; педагогический эксперимент, качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Теоретической основой исследования являются: идеи формирования ценностей у ребенка (К.А. Абульхановой-Славской, В.И. Андреева, В.П. Тугаринова); модель личностного присваивания общечеловеческих ценностей (Л.В. Безруковой); концепция о культурно-историческом развитии человека (Л.С. Выготского, Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Н.Н. Поддъякова, В.И. Слободчикова); исследования, которые посвящены процессу формирования направленности детей на мир семьи (О.В. Дыбиной, В.В. Щетининой, С.Е. Анфисовой, О.П. Болотниковой).
Теоретическая значимость исследования состоит в расширении известных представлений о развитии у младших школьников представлений о семье как социальном институте на основе художественных произведений.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанное содержание работы по развитию у третьеклассников представлений о семье как социальном институте посредством художественных произведений может быть использовано в образовательном процессе.
Экспериментальная база исследования: МБОУ СОШ № 5.
Структура исследования: исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы развития у младших школьников представлений о семье как о социальном институте на основе ознакомления с художественной литературой
1.1 Психолого–педагогические предпосылки формирования нравственных представлений младших школьников
Чтобы представить какие особенности нужно учитывать при формировании нравственных представлений младших школьников, нужно обратиться к психолого–педагогической литературе и выяснить, как происходит становление нравственности в младшем школьном возрасте. Границы младшего школьного возраста совпадают с рамками среднего детства. Фрейд называл среднее детство «латентной стадией» [26]. Для большинства детей возраст от 6 до 12 лет является временем, когда их зависимость и ревность постепенно становятся не актуальным. Именно в раннем детстве младшие школьники приобретают навыки осознавать и управлять своим эмоциональным потенциалом, они учатся налаживать продуктивное взаимодействие с окружающими людьми, начинают осознавать правила поведения в новом для них социальном институте – школе, активно познают и участвуют в творческих видах деятельности. Под моральным развитием З. Фрейд подразумевал постепенную замену принципа удовольствия принципом реальности. Нравственную функцию в этом случае выполняет «Сверх–Я» [26]. Ученый Э. Фромм продолжил теорию и заметил, что в основе развития нравственности находится связь социокультурного становления человека с его потребностями. Ученый пришел к убеждению, в основе нравственного становления личности младшего школьного возраста находится конфликт, в этом конфликте внутренне чувство неполноценности находится в борьбе с трудолюбием. Данный конфликт получил название психоэмоционального конфликта. На возрастном этапе среднего детства, благодаря обучению в образовательных организациях происходит пополнение и обогащение нравственных знаний. Школьники младшего школьного возраста в получении одобрения в своих актах получений знаний. Осознанность того, что запланированная, целенаправленная работа приводит к успеху в учебной деятельности, приводит к тому, что трудолюбие входит в образ–Я младшего школьника. Однако не все школьники имеют успешность в учебной деятельности, они начинают испытывать негативное чувство неполноценности. Данное чувство может оказывать негативное влияние на всю жизнь, поэтому очень важно найти тот вид деятельности, в котором младший школьник будет успешен. Представителем неофрейдизма А. Адлером была дополнена мысль о том, что в основе морального развития находится чувство слабости и неполноценности. Сравнивая себя с одним из родителей, ребенок перенимает морально-этические нормы. Продолжая идеи А. Адлера, К. Хорни определил фактор развития личности – социальные отношения между ребенком и родителем. Если у ребенка не удовлетворяется базовая потребность в безопасности, он начинает враждовать с родителями, что в свою очередь выражается в отклонениях в поведении по отношению к другим людям. Формирование моральной сферы личности, по мнению К. Роджерса, зависит от двух базовых человеческих потребностей. Первая, из которых является потребностью в само актуализации – непрерывном увеличении своих возможностей, а вторая заключается в постоянной потребности в положительном отношении к человеку другими людьми. Продолжая идей неофрейдистов, Э. Эриксон дополнил теорию о нравственном становлении личности. Он говорил, что в основе нравственности находится два основных человеческих чувства – это чувство вины и стыда. Жан Пиаже и Лоуренс Кольберг в свои работах, исходя из концепции когнитивного развития, считали главным социальное становление личности младшего школьного возраста, его личностные представления о категориях морали. По мненью представителей Я – концепции выступает не знание и представление об одобряемых социальных нормах и категорий морали, а поведение, характеризующиеся через поступки, совещённые личностью. Во время обучения в начальной школе главными моделями для подражания являются сверстники, поэтому суду морали представляется поведение одноклассников, что является сильнейшим толчком в развитии нравственной сферы и влияет на становление личности. Анализ данных теорий помогает понять, как младшие школьники проходят процессы культурного и социального становления.
В младшем школьном возрасте обучающиеся активно познают окружающую действительность, пополняют и обогащают свои знания о категориях морали, приобретают опыт социального поведения. У младших школьников есть друзья, о существовании которых родителям порой неизвестно. Они становятся самостоятельными в выборе своего отношения к другим. Меняется отношения к нравственной норме, если ребенок раньше воспринимал правило, как должное, то в младшем школьном возрасте все подвергается экспериментам и сравнениям. С возрастанием количества правил, возрастает соблазн их нарушить. Во взаимоотношениях со сверстниками не всегда им удается выстроить дружеские взаимоотношения. Для младших школьников характерно не желание работать в одиночестве, однако выстраивать продуктивнее взаимоотношение основанные на принципах сотрудничества они пока еще не научились. Сплоченность детского коллектива говорит о зарождение начальных этапов коллективного сознания. Главным авторитетным лицом для обучающихся начальных классов является учитель. Слова учителя начальных классов воспринимаются как правило или закон. Бывают случаи, когда ученики не выполняют требования учителя, в таких случаях ученные говорят о неумении контролировать акты своего поведения. Главной отличительной чертой младшего школьного возраста является внушаемость, они готовы беспрекословно выполнять требования авторитетных для них людей.
Главным толчком в развитии детей является его социализация. По наблюдениям учителей те дети, которые пришли в школу и посещали детский сад, не умеют еще контролировать свои эмоции, но умеют работать в коллективе, однако не всегда прислушиваются к мнению других людей. Их необходимо научить уважительному отношению к другим людям.
Основой семьи является идея, норма или семейный опыт, направленный на укрепление отношений и взаимопонимания между родителями и детьми.
В семье мы учимся общаться с другими людьми, в том числе избегая конфликтов и преодолевая возникающие проблемы. Традиции – это то, что связывает семью воедино, учит правилам поведения с близкими и в обществе. Есть понятия, которые должны быть присущи всем без исключения – взаимная вежливость, благодарность. Если в семье принято благодарить друг друга, то дети обязательно скажут эти слова позже, когда станут взрослыми. Если дети вырастают воспитанными, порядочными, значит, в семье высокий уровень культуры.
Семья для ребенка – это первый социальный институт, частью которого он является. В формировании и развитии личности ребенка семья играет важную роль, оказывая существенное влияние на процессы, происходящие в обществе, которые необходимы для стабильного функционирования государства, поэтому проблемы семьи и семейных отношений изучаются специалистами в различных областях научного знания.
Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного безоценочного принятия [9, c. 236]
Под понятием «семья» социолог А. Г. Харчев понимает исторически сложившуюся конкретную систему взаимоотношений супругов, родителей и детей, входящих в состав малой группы. Члены этой группы связаны отношениями родства или брака, совместной жизни и взаимной моральной ответственности, социальной необходимостью, обусловленной потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения [42].
Основные категории понятия «семья»: состав; функции; структура; условия существования; межличностные отношения.
При воспитании семейных ценностей обучающиеся:
получают элементарные представления о семье как социальном институте, о роли семьи в жизни человека и общества (в процессе изучения учебных предметов, бесед, тематических классных часов, встреч с представителями органов государственной власти, общественными деятелями и др.);
получают первоначальные представления о семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни, этике и психологии семейных отношений, основанных на традиционных семейных ценностях народов России, нравственных взаимоотношениях в семье (в процессе бесед, тематических классных часов, проведения школьно-семейных праздников, выполнения и презентации проектов «История моей семьи», «Наши семейные традиции» и др.);
расширяют опыт позитивного взаимодействия в семье (в процессе проведения открытых семейных праздников, выполнения и презентации совместно с родителями (законными представителями) творческих проектов, проведения других мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между поколениями);
участвуют в школьных программах и проектах, направленных на повышение авторитета семейных отношений, на развитие диалога поколений (в рамках деятельности школьных клубов «мам и пап», «бабушек и дедушек», проведения дней семьи, дней национально-культурных традиций семей обучающихся, детскородительских школьных спортивных и культурных мероприятий, совместного благоустройства школьных территорий и др.).
Исследователи Н.И. Демидова, А. Гайдукевич, Н.В. Панкова, Т.М. Мишина, Т.И. Пухова и др., изучая понятие «представление о семье», пришли к выводу, что формирование понятия «представление о семье» является важной функцией регулирования поведения семьи. Основой является согласованность позиций членов семьи. А для формирования у ребенка идеальных представлений о семье необходимы прогностичность и категориальность (А. Гайдукевич).
В своей работе психологи Е.С. Кузьмин, И. В. Дубровина, Н.А.Голиков, В. Л. Леви, считают, что семейная обстановка, отношения в семье способствуют качеству эмоциональной жизни ребенка. По содержанию, и по эмоциональной окрашенности «образ семьи» у ребенка, растущего в неблагоприятной семье, будет совсем иным, чем образ семьи у ребенка, растущего в благоприятной семье. В первом случае, он будет отрицательным (насилие, унижение), а во втором случае положительным (сочувствие, доброта).
Представления учащегося о своей семье представляют собой группу зрительных образов явлений и событий, связанных с явлением семьи, которые возникают у ребенка на основе прошлого опыта путем воспроизведения его в памяти или воображении. В группу этих представлений входят представления о членах семьи, ближайших родственниках, способах поддержания семейных связей, способах проявления заботы и уважения друг к другу в семье, о культурных традициях своей семьи, любимых занятиях членов семьи.
Таким образом, под представлениями учащихся о семье можно понимать реконструкцию образов различных характеристик семейной системы, в которой сочетается взгляд ребенка:
– обо мне (а – я) и его семье (семье);
– о своем месте в семье (дочь, внучка, сестра);
– о ролях в семье (обязанности членов семьи по дому);
– о семейных традициях, реликвиях, праздниках, в том числе национальных;
– об истории его семьи.
О социальных институтах семьи и брака детям объясняют по плану:
– Семья как социальный институт.
– Социальный институт брака.
– Традиционные семейные ценности.
– Тенденции развития семьи в современном мире.
– Государственная поддержка семьи.
Для того чтобы правильно выстроить работу по формированию представлений о семье у учащихся 3–х классов, необходимо проанализировать ряд образовательных программ и выстроить дальнейшую системную работу, чтобы эта работа была эффективной и показательной
При организации процесса формирования представлений детей о семье необходимо создание единой педагогической системы, требующей выявления и обоснования системы психолого-педагогических условий, обеспечивающих ее эффективность. Основными условиями считаются:
Трансляция родителями представлений о семье как ориентире для детей.
Обогащение опыта детей знаниями и представлениями о семье.
Создание развивающей среды для стимулирования и реализации детских представлений о семье.
Взаимодействие семьи и образовательных учреждений в формировании представлений ребенка о семье.
С. А. Козлова выделила характеристики образца – эталона, которые могут привести к формированию у младших школьников представлений о семье:
1. Эффективность эталонной модели, которая обеспечивает соответствие предъявляемым требованиям и побуждает детей к повторению деятельности в своем поведении;
2. Содержательная полнота, соответствующая определенным возрастным и индивидуальным особенностям детей, их субъективному опыту в восприятии своей семьи, а также реализация позитивной ориентации на мир семейных отношений (приобщение к культурным, нравственным и социальным традициям и устоям, сложившимся в конкретной семье; овладение способами познания и образцами деятельности).);
3. Личностный смысл деятельности, стоящие за ней личностные качества, значимые для ребенка: забота, доброта, дружелюбие, вежливость, порядочность и т. д. Основными принципами формирования представлений о семье у младшего школьника являются:
Позитивизм. Формирование привлекательного образа семьи на основе положительного примера, опыта;
Человечество. Выбирается приемлемая модель общения и взаимодействия с ребенком, когда родители вместе с детьми участвуют в процессе формирования представлений о семье, где им в равной степени предоставляется свобода и независимость в выражении чувств и мыслей.
Деятельность. На деятельностной основе родители передают опыт своего понимания семьи, когда в ходе совместной деятельности выясняются представления младшего школьника о семье;
Целостность. Целостное восприятие детьми окружающего мира и семьи как явления в нем помогает продемонстрировать степень единства ребенка с семейным миром. Представления ребенка о семье, семейных традициях, по сути, формирование соответствующих ценностей, которые напрямую зависят от тех знаний, которые младший школьник получает о семье. При обработке знаний о семье, которые приобретаются в виде полученных образов, ощущений и восприятий, происходит появление представлений и понятий об этом явлении.
1.2 Характеристика возможностей художественных произведений в развитии у третьеклассников представлений о семье
Художественное произведение – это сказанное писателем, поэтом «слово о мире», акт реакции художественно одаренной личности на окружающую действительность.
Цель художественных произведений — не формальное усвоение сообщаемых моральных правил, которые остаются лишь «знаемыми», но не «действенными» (Т. И. Ерофеева, Я. З. Неверович), а воздействие на чувства детей (жалость, сопереживание, негодование, радость и др.), побуждение к нравственным поступкам. Специфической особенностью, отличающей художественную литературу от других искусств – музыки, живописи, скульптуры – является то, что средством для выражения духовно-нравственного содержания служит язык.
Язык художественной литературы обладает особыми качествами – образностью, выразительностью, живостью. Художественное слово создает подлинную красоту языка, эмоционально окрашивает произведение, и его содержание, поэтому вызывает остроту мысли и чувства, воздействует, убеждает, воспитывает. Художественная литература как средство воспитательного воздействия применяется с того времени, как дети начинают слушать ее в исполнении взрослых.
Чтение художественных произведений, детской книги рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт Ирина Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. По словам Василия Александровича Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».
Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие. Она играет огромную роль в формировании первичных целостных представлений о себе, семье, о мире и обществе.
В первую очередь, это обусловлено тем, что младший школьник, воспринимая все то, что написано в тексте через образы, ситуации и примеры проецирует, с помощью учителя, либо в полном взаимодействии с учителем, на себя, на свою семью и на окружающий мир в целом. Тем самым осознавая, первично на небольшой период времени, как делать нельзя, а как можно и нужно, какие последствия за собой несут плохие поступки, из каких членов состоит семья, как нужно относиться к близким, родным тебе людям, сверстникам, взрослым и природе.
Во вторую очередь, это связано с тем, что чтение художественных произведений очень хорошо и продуктивно может интегрировать с другими областями образовательной деятельности с такими, как познание, коммуникация, социализация, художественное творчество, музыка, что от нас и требует ФГОС.
УМК «Школа России» – «постоянно обновляющаяся, наиболее востребованная и понятная учителю образовательная система для начальной школы». Авторами линии учебников по литературному чтению являются Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова. В комплект входят учебники, рабочая тетрадь, методические рекомендации, поурочные разработки, тетрадь учебных достижений, аудио приложение на электронном носителе. В рабочей программе данной предметной линии среди воспитательных целей указано воспитание интереса и уважения к культуре народов России и других стран. Согласно программе предполагается, что знакомство учащихся с художественными произведениями, доступными их возрасту, духовно нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства и сознание юного читателя, способствует формированию личных качеств, адекватных национальным и общечеловеческим ценностям. Направленность школьников на моральные нормы обеспечивает развитие у них умения координировать свои поступки с принципами поведения культурного человека, выстраивать благожелательное партнерство. При осуществлении работы по учебникам и пособиям «Литературное чтение» младшие школьники смогут достичь личностных результатов, таких как: с уважением относиться к традициям семьи, любовью к месту, где родился; отзываться положительно о своей Родине; осознавать свою принадлежность к народу; с уважением относиться к людям другой национальности; проявлять интерес к чтению произведений устного творчества своего народа и народов других стран. Семье посвящены такие произведения как «Цветок на земле» А.Платонова, «Моя Родина» М.М. Пришвина, «Один день Л. Н. Толстого в Ясной Поляне», К. Д. Бальмонта «Золотое слово», И. А. Бунина «Детство».
При рассмотрении программ и учебников обнаруживается, что центром анализа на уроке литературного чтения становятся важные для ребенка младшего школьного возраста этические правила поведения в семье и детском коллективе, морально-нравственные нормы жизни человека в социуме, а также проблемы отношения к природе человека, в том числе и маленького человека. Третьеклассников ожидает чтение и изучение народных сказок – «Курочка Ряба», «Теремок», «Рукавичка», «Петух и собака», и авторских сказок – А.С. Пушкина, К.Д. Ушинского и Л.Н. Толстого, что дает возможность сопоставления, важного для различения историко-филологических понятий «фольклор» и «художественная литература».
В качестве примера можно назвать несколько произведений и авторов, которые мы можем отнести к первоочередным: Агния Барто «Девочка чумазая», Сергей Михалков «Песенка друзей», Корней Чуковский «Так и не так», «Мойдодыр», «Краденное солнце», Самуил Маршак «Сказка об умном мышонке», Константин Ушинский «Петушок с семьей», В. Драгунский «Денискины рассказы» и т. д.
В младшем школьном возрасте интерес детей к песням, потешкам и прозвищам заметно снижается, но наибольшей популярностью пользуются считалки, загадки, скороговорки, сказки. Самым доступным и любимым жанром является народная сказка, в которой происходит волшебство, противостояние добра и зла, происходит формирование нравственных основ личности. Семья играет большую роль и может идти в следующих направлениях.
Значение художественных произведений, особенно сказки в формировании представлений о семье рассмотрен в достаточной степени. Великие русские педагоги (В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов, Л.H.Толстой, К.Д. Ушинский) говорили о необходимости применения русских народных сказок в образовательном процессе. По мнению Г.Н. Волкова, для русских народных сказок характерны такие содержательные особенности как интересный и захватывающий сюжет, народная мудрость, вера во все хорошее в человеке, поучительное смысл, образность, благодаря чему сказки считаются эффективным народным педагогическим средством для обучения и воспитания [16, с. 344]. О потенциале сказки, как главного педагогического средства, изложено в работах современных великих педагогов из них Ш.А. Амоношвили [2], В. П. Аникин [4] и другие. Они пришли к выводу, благодаря усвоению младшими школьниками произведений устного народного творчества проявляется образность восприятия мира, через призму художественных образов. Психологами доказано, положение о том, что развитию произвольности внимания способствует прослушивание русских народных сказок. Благодаря народным сказкам у младших школьников расширяется кругозор, улучшается память, речь, воображение, появляется художественный вкус. Русская народная сказка влияет на формирование представлений младших школьников о семье. Все дело в том, что в основе русской народной сказки описана жизнь человека такая какая она есть, отражена суть главных нравственных категорий семьи, показаны взаимоотношения членов семьи. Прослушивая, прочитывая и анализируя русские народные сказки младший школьник учится жизни. Особенность сказки заключена в том, что она не требует безукоризненно выполнять те или иные нравственные требования, а заставляет задуматься понять основную суть, изучаемого явления. Благодаря русским народным сказкам младший школьник учиться оценивать действия литературного героя, с позиции правильно или неправильно, приобретает опыт оценочного суждения. Раскрывает сущность представлений, о главных категориях нравственности и морали, то есть пополняет и обогащает знания о нравственных ценностях. Поэтому целесообразно использовать данный литературный жанр, позволяющий сформировать нравственные представления.
Наибольшее влияние на формирование представлений третьеклассников о семье оказывают знания, которые зависят от качества материала, который преподносит учитель. В основном дети получают такую информацию от учителей и в семье.
Наиболее интересными в плане возможностей воспитания ценностного отношения к семейным традициям у школьников, на наш взгляд, выступают следующие учебно-методические комплексы:
- программа «Литературное чтение», авторы Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, УМК «Школа России»;
- программа «Литературное чтение 1-4 класс», авторы Л.Ф. Климанова, М. В. Бойкина УМК «Перспектива».
УМК «Перспектива» отмечается его направленность на самостоятельную работу младших школьников, их познавательную активность, так как большой объем материала выносится на самостоятельную внеурочную работу. В то же время данную черту УМК характеризуют и как недостаток. Большая роль в изучении материала отводится интуиции и интеллектуальной развитости ученика. Учащимся 3 класса в самом начале учебного года в разделе «Устное народное творчество» из интересующих нас жанров предоставляется возможность изучить докучные сказки (в сочетании со знакомством с произведениями прикладного искусства), волшебные сказки – «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и серый волк», «Сивка-бурка». Основой учебника для 3 класса является формирование различных принципов младших школьников при изучении литературы – художественно-эстетического, коммуникативно-речевого и литературоведческого. Такой подход способствует нравственному воспитанию учеников.
В УМК «Начальная школа ХХI века» методика требует, чтобы школьник осваивал роль исследователя, которая заключается, прежде всего, в том, что он является равноправным участником процесса обучения. Семье посвящены произведения В.Даля «Девочка Снегурочка», В. Одоевского «Мороз Иванович», В. Берестова «Кошкин щенок».
Анализ программы по чтению УМК «Школа России», авторы Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова. Главной своей целью авторы учебников и учебных пособий считают, что «Школа России» должна стать школой духовно-нравственно воспитания. Опираясь на произведения, подобранные в учебниках для литературного чтения, учитель воспитывает в детях любовь к Отечеству, своему народу, его языку, духовным ценностям, ценностное отношение к семье и семейным традициям, уважительное отношение к людям, к чужому мнению.[2]
На уроках литературного чтения эта идея реализуется через удачный подбор авторских произведений и произведений устного народного творчества. В учебники «Родная речь» и «Литературное чтение» (авторы Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова) включены лучшие произведения, многократно адаптированные отечественной школой, выдающихся поэтов и писателей: А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова, В.Ф. Одоевского, А.И. Куприна и многие другие.
Важной особенностью выбора произведений, включенных в учебники, является их соответствие возрастным особенностям младшего школьника. В этой связи важно, что учебники дают возможность обратиться к произведениям устного народного творчества, особенно к сказкам. Именно сказки по своему сюжету (сестра спасает брата, мать оберегает своих детей) и по своей идее (победа семьи против зла), дают обширный материал в понятной и доступной детям форме для формирования таких качеств, как: доброта, любовь к семье, бережное отношение к ней, настойчивость и ответственность, способность сопереживать, готовность помогать членам своей семьи.
В учебниках УМК «Перспектива» произведения, направленные на формирование нравственно-этической ориентации, объединены тематически в специальные разделы. В учебнике для первого класса выделены два таких раздела – «Люблю всё живое» и «Хорошие соседи, счастливые друзья». В первом разделе закладываются основы взаимодействия с природой, что способствует воспитанию уважительного отношения к ней. Во втором подобраны произведения, раскрывающие смысл некоторых нравственных понятий, таких как «взаимовыручка», «честность», «доброта» [3].
Очень ярко представлена в данных учебниках связь с историей и культурой страны. Дети читают произведения таких жанров, как: русские пословицы и поговорки, былины, мифы славян, русские народные сказки. Параллельно с изучением русских произведений чётко видно их сопоставление с произведениями других народов России и мира (ненецкие, нанайские и татарские сказки, народные сказки Англии, произведения зарубежных авторов).
Фрагмент для ознакомления 3
2. Азаров, Ю.П. Семейная педагогика / Ю.П. Азаров. – М. : Политиздат, 1985. – 238 с.
3. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 1996. 65с
4. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / под ред. В. В. Давыдова. – М.: Эксмо, 2003.- 480 с
5. Гребенников, И.В. Семейное воспитание: Краткий словарь / И.В. Гребенников, Л.В. Ковинько. – М. : Политиздат, 1990. – 319 с.
6. Дементьева, И.Ф. Трансформация ценностных ориентаций в современной российской семье / И.Ф. Дементьева // Вестник РУДН. Серия Социология. – Москва, 2004. – № 6–7.
7. Кокорина, М.С. Семейно-правовые основы воспитания детей в современной России: Монография / М.С. Кокорина. – М. : ЮНИТИДАНА, Закон и право, 2011. – 115 c.
8. Крупина, И.В. Основы семейного воспитания / И.В.Крупина // Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого, 2-е изд. – М. : Просвещение, 1996. – 96 с.
9. Кузьмина, И.В. Формирование семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста / И.В. Кузьмина // Дошкольная педагогика.– М. : Издат. центр Академия, 2008. – N5 – 49 с.
10. Кулик, Л.А. Семейное воспитание / Л.А. Кулик, Н.И. Берестов. – М. : Просвещение, 1990. – 123 с.
11. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание / Т.А. Куликова.– М. : Издат. центр Академия, 2000. – 264 с.
12. Латышина, Д.И. Традиции воспитания детей у русского народа / Д.И. Латышина. – М. : Школьная Пресса, 2004. – 128 с.
13. Лесгафт, П.Ф. Семейное воспитание ребёнка и его значение / П.Ф. Лесгафт. – М. : Педагогика,1991. – 174 с.»
14. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина. – М. : Издательство Институт практической психологи, Воронеж: НПО МОДЭК, 1997. – 384с.
15. Мартышин, В.С. Твоя родословная / В.С. Мартышин. – М. : Школьная Пресса, 2000. – 224 с.
16. Михайленко, Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. – М.: Линка-Пресс, 2009. – 96 с.
17. Подласый, И. П. Педагогика: учебник для прикладного бакалавриата /И.П. Подласый. — 3-е изд., перераб. И доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 576 с
18. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. Мастера психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2014. - 720с.
19. Фрейд А., Фрейд З. Детская сексуальность и психоанализ детских неврозов. СПб., 1997. 387 с.
20. Сатир, В. Вы и ваша семья: Руководство по личностному росту / В. Сатир. - М., 2008.
21. Синяева, Е.Г. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Е.Г. Синяева. - М. : Педагогика, 2015.
22. Столетова, В.Н. Диалоги о воспитании: Педагогика семейных отношений / В.Н. Столетова. – М. : Педагогика, 1979. – 320 с.
23. Суслопарова, Л.Д. Семейные традиции / Л.Д. Суслопарова. – М. : Просвещение, 1979. – 18 с.
24. Сухомлинский, В.А. Как воспитать настоящего человека / В.А. Сухомлинский – М. : Педагогика 1990. – с. 435
25. Сухомлинский, В.А. О воспитании / В.А. Сухомлинский. – М. : Политическая литература,1984. – с. 410
26. Фрейд А., Фрейд З. Детская сексуальность и психоанализ детских неврозов. СПб., 1997. 387 с
27. Шитякова Н.П., Верховых И.В. Духовно-нравственное воспитание школьников: проблемы, теории, технологии: учебное пособие.
28. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2016. 197 с.
29. Эриксон, Э. Детство и общество [Текст]. СПб.: Ленато, АСТ, Фонд «Университетская книга», 1996. 592 с.
30. Boer S. Propositional attitudes and compositional semantics // Philosophical Perspectives. 1995. V. 9. P. 341-380.
31. Bartlett F.C. Remembering: A Study in Experimental and Social Psychology. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1995. 317 p.
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней