Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность настоящего исследования состоит в том, что тема поиска своей целевой аудитории была вечной.
Целевая аудитория (или ЦА, как ее часто сокращают) — пользователи, потребности которых закрывает ваш продукт.
В самом определении уже скрывается основной секрет успеха и одна из самых больших ошибок любого бизнеса.
В бизнесе и в рекламе всегда нужно идти от потребности человека (точнее пользователя) и под нее уже разрабатывать продукт. Помните первый закон рынка? Спрос рождает предложение. Поэтому сначала определяем и анализируем ЦА и только потом делаем под нее продукт, рекламу и программу лояльности.
Но на этом работа с анализом целевой аудитории не заканчивается, она должна идти постоянно — пока используется ваш продукт или идет реклама. Есть рекламные каналы, которые предлагают подобрать ЦА автоматически, по определенным параметрам.
1. Теоретическая часть
1.1. Понятие о целевой аудитории и способах ее определения
Целевой аудиторией (ЦА) называют группу людей, потенциально заинтересованных в вашем предложении.
Целевую аудиторию определяют, чтобы правильно обращаться к клиентам и грамотно строить коммуникации. Кроме того, знание ЦА помогает правильно выбирать каналы для продвижения и рационально использовать бюджет.
Целевая аудитория – это наиболее вероятные клиенты, которые приобретут продукт или закажут услугу. Именно на этих людей должны быть направлены маркетинговые мероприятия: реклама в соцсетях, email-рассылки, контент, офлайн-коммуникации [1, с. 23].
Целевая аудитория часто бывает, неоднородна – внутри нее можно выделить небольшие подгруппы, которые будут интересоваться отдельными продуктами компании. Чем крупнее бизнес, тем больше будет таких сегментов.
Например, глобальная аудитория зоомагазина – все люди, которые содержат домашних животных. Но среди них есть отдельные сегменты: хозяева кошек, собак или аквариумных рыбок. Магазину бессмысленно предлагать товары для собак хозяевам кошек – скорее всего, такая рекламная кампания будет провальной.
Если бизнес предлагает много продуктов, нужно подумать, для кого предназначен каждый из них. Рекламировать отдельные товары сразу всей ЦА часто оказывается дорого и малоэффективно [2, с. 33].
Рассмотрим способы определения целевой аудитории.
Зачастую в целевую аудиторию объединяют людей по общим критериям. Например, по таким признакам [4, с. 44]:
• демография (пол, возраст, семейный статус, образование);
• география (место проживания, климат, особенности региона);
• экономика (уровень дохода, платежеспособность);
• психография (черты характера, образ жизни, основные ценности).
Однако отбирать аудиторию исключительно по одинаковым признакам неверно. Люди схожего возраста из одного города и с одинаковым доходом, могут интересоваться разными товарами и услугами. К тому же, в силу особенностей продукта, вам может быть неважно, где живет покупатель и какое у него образование.
1.2. Методы определения возможной ЦА
Если ваш продукт обладает уникальными характеристиками, то целесообразно именно от него и отталкиваться при поиске своей аудитории. Схема выглядит следующим образом [6, с. 66]:
1. Выполните сравнительный конкурентный анализ продукта. Определите 2-3 ключевых свойства, отличающих продукт от аналогов.
2. Опросите существующих покупателей продукта. Спросите о значимых для них характеристиках, причинах покупки и важных особенностях. После подробного опроса ответьте на такие вопросы:
Ключевые потребности, которые решает продукт?
Основные требования потребителей к продукту?
Социально-демографические характеристики моей аудитории (пол, возраст, род занятий, социальный статус)?
Психографические особенности моей ЦА (образ жизни, жизненная позиция, ценности, мотивация для покупки)?
Как и где клиент узнает о продукте?
Как клиент купит продукт? Что подтолкнет его в покупке?
3. Проведите краткий анализ продукта. Определите:
сильные и слабые стороны продукта;
возможности для продвижения;
вероятные сложности при продвижении.
4. Сегментируйте рынок. Зная ключевые свойства, по каким потребители выбирают товар на рынке, выделите следующие сегменты:
покупатели, уже приобретающие ваш продукт;
возможные покупатели вашего продукта;
люди, которым ваш продукт никогда не будет интересен.
5. Опишите возможных покупателей, ответив на вопросы из п.2.
6. Составьте план мероприятий для привлечения возможных клиентов.
7. Протестируйте жизнеспособность своих предложений.
Пример [7, с. 68]
Допустим, продуктом выступают услуги юридического сопровождения бизнеса. Вот как примерно будет выглядеть схема поиска ЦА:
1. Сравниваем предложения с похожими на рынке. Выясняем, что преимущество состоит в том, что клиент получает возможность обратиться за юридической помощью в любое время и по широкому кругу вопросов. При этом можно полностью делегировать решение некоторых юридических задач.
2. Опрашиваем существующих клиентов и получаем ответы:
Потребность в услуге возникает из-за отсутствия юриста в штате и/или нежелания его нанимать на постоянную работу.
Главное требование — это успешное решение юридических вопросов в кратчайшие сроки и с оптимальными затратами.
Социально-демографические данные — представители малого и среднего бизнеса (пол, возраст в данном случае особого значения не имеют).
Эти люди хотят стабильности в бизнесе. Им не нужны проблемы с законодательством. К поиску юриста их мотивируют регулярные юридические сложности при оформлении документов, обращениях в госорганы, расширении деятельности.
О продукте клиент может узнать из поиска по запросу, на тематических сайтах, от коллег по бизнесу.
Перед покупкой можно получить бесплатную консультацию юриста, а мотивацией станут удачные кейсы из практики продавца услуги.
3. В результате анализа продукта определяем, что:
Сильные стороны — клиенту не нужно разбираться в юридических тонкостях, он просто звонит юристу.
2. Практическая часть
2.1. Характеристика ИД Сибирь
ИД «Советская Сибирь» — это издательский дом в Новосибирской области. Совокупный еженедельный тираж наших печатных СМИ превышает 58 000 экземпляров. Читательская аудитория превосходит 600 000 человек еженедельно.
Эффективность Наши издания распространяются на 95% территории Новосибирской области. Написанные профессиональными авторами яркие статьи — основная составляющая всех изданий. Каждое издание — это авторская, «живая» журналистика в современном дизайне.
2.2. Исследование целевой аудитории ИД Сибирь
Был проведен опрос целевой аудитории издательства. В социальной сети В Контакте.
В таблице 1 представлены данные о возрасте респондентов
Анализ данных представленных в таблице 1 говорит о том, что аудитория ИД отличается большой широтой.
Заключение
В ходе написания курсовой работы были сделаны следующие выводы:
1. Целевая аудитория – это наиболее вероятные клиенты, которые приобретут продукт или закажут услугу. Именно на этих людей должны быть направлены маркетинговые мероприятия: реклама в соцсетях, email-рассылки, контент, офлайн-коммуникации.
2. О целевой аудитории необходимо думать всегда: при создании продукта, оценке рекламных кампаний, разработке ценовой политики и выборе каналов продаж. Понимая, кто ваша ЦА и что для нее важно, вы сможете создавать востребованные продукты и эффективные коммуникации.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Андреева В.С., Смирнова А.О. Целевая аудитория. – Казань: Меридиан, 2018. – 474 с.
2. Владимиров Н.С., Корнеев Е.М. Целевая аудитория. Цели. Задачи. Виды. – Воронеж: Альянс, 2017. – 522 с.
3. Дмитриев П.И., Тимофеев Г.С. Целевая аудитория. Исследователи и их подходы. – Мурманск: Полярные зори, 2017. – 389 с.
4. Жилина Е.Ю. Целевая аудитория. – Волгоград: Пламя, 2019. – 477 с.
5. Лебедев О.М., Носов М.С. Целевая аудитория. Достоинства и недостатки. – Екатеринбург: Капитолий, 2017. – 476 с.
6. Медведева Н.А. Петрова М.С. Целевая аудитория. Роль. Место. Задачи. – Казань: Пальмира, 2018. – 432 с.
7. Пономарева Л.В., Васильева О.В. Целевая аудитория. – Новосибирск: Азимут, 2019. – 687 с.
8. Семенов О.В. Борисов А.В. Целевая аудитория. Актуальные проблемы. – Воронеж: ИД Ярус, 2019. – 531 с.
9. Смирнова А.О., Федорова Г.В., Алексеева Т.В. Практикум по поиску целевой аудитории. – Чебоксары: Вершина, 2018. – 558 с.
10. Тихонова Е.Е. Теория и практика по поиску целевой аудитории. – Екатеринбург: Полис, 2017. – 389 с.
11. Утина И.В., Проводина Г.П. Теория и практика по поиску целевой аудитории. Плюсы и минусы. – Нижний Новгород: Фара, 2018. – 623 с.
12. Фадеева А.Ю. Поиск целевой аудитории. Вчера. Сегодня. Завтра. – Омск: СпецЛит, 2018. – 588 с.
13. Фомина О.Н., Георгиева А.В. Целевая аудитория в России и зарубежных странах. – Н. Новгород: Вектор, 2020 – 528 с.