Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ 5
1.1. Характеристика Пенсионного фонда РФ 5
1.2. Характеристика Фонда социального страхования и Фонда обязательного медицинского страхования 12
2. ОЦЕНКА ИСТОЧНИКОВ ФОРМИРОВАНИЯ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ФОНДОВ 19
2.1. Анализ бюджета Пенсионного Фонда РФ 19
2.2. Анализ бюджета Фонда обязательного медицинского
страхования в России 23
2.3. Выводы и предложения 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 32
Фрагмент для ознакомления
2
Внебюджетные фонды являются крайне динамичным элементом финан-совой системы. Это связано с тем, что они подчиняются особому государ-ственному органу, в отличие от государственного бюджета. По сравнению с бюджетом перераспределения в пределах бюджетных средств и их использо-вание осуществляются быстрее. Кроме того, внебюджетные фонды создаются для конкретных социальных целей. Потребность в бюджетах объясняется существованием необходимости развития общества, и в первую очередь это связано с потребностью в перераспределении финансовых ресурсов для ре-шения наиболее важных областей, не охваченных бюджетом.
На сегодняшний день в России действует множество внебюджетных фондов. Социальным страхованием граждан занимаются следующие фонды, представленные на рисунке 1.
Рисунок 1 - Внебюджетные фонды социального страхования
Пенсионный фонд РФ является крупнейшей федеральной системой по предоставлению социальных услуг. Это автономная форма аккумулирова-ния и расходования денежных средств. Цель Пенсионного фонда — реализа-ция государственной функции по обеспечению пенсиями и пенсионному страхованию граждан России [7, с. 13].
Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) - государственное учреждение, занимающееся обязательным социальным обеспечением, осно-ван 22 декабря 1990 года.
В структуре Пенсионного фонда - 84 Отделения Пенсионного фонда в субъектах РФ, включая ОПФР в г. Байконур (Казахстан), а также 2460 кли-ентских служб в территориальных органах ПФР. В системе ПФР трудится более 100 000 специалистов. Высшим органом является Правление ПФР, за его исполнительные функции отвечает Исполнительная дирекция ПФР.
Во взаимоотношениях со страхователями, застрахованными лицами и пенсионерами территориальные управления Пенсионного фонда РФ являют-ся отдельными юридическими лицами. Председателем правления Пенсион-ного фонда с 12 февраля 2021 г. является Кигим, Андрей Степанович.
Для того чтобы определить нагрузку на Пенсионный фонд РФ, отра-зим динамику пенсионеров, стоящих на учете (рисунок 2).
Рисунок 2 – Показатели динамики численности пенсионеров в РФ
за 2014-2020 гг.
Из рисунка 2 следует, что начиная с 2014 г. наблюдалась положитель-ная динамика по увеличению как числа пенсионеров в стране, так и состояв-ших на учете в Пенсионном фонде РФ. Такая тенденция наблюдалось вплоть до 2018 г., когда общая численность пенсионеров в РФ составила 46480 тыс. человек, из которых 43865 тыс. человек или 94,4% состояли на учете в Пен-сионном фонде РФ. В 2019 г. численность пенсионеров сократилась на 285 тыс. человек относительно 2018 г., также уменьшилось число стоящих их на учете. Это было вызвано в первую очередь началом новой реформы по из-менению пенсионной системы, которая предусматривает увеличение срока выхода граждан на пенсию. В 2020 г. эта тенденция сохранилась под влия-нием короновирусной инфекции, что существенно увеличило смертность среди граждан пожилого возраста.
К источникам финансовых ресурсов ПФ относятся:
средства федерального бюджета;
взносы и страховые платежи; средства резервных запасов для вы-платы накопительной пенсии;
суммы финансовых санкций и пеней;
добровольные взносы организаций и физических лиц, которые уплачены ими не в качестве застрахованных лиц или страхователей;
доходы от размещения временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;
пенсионные накопления физических лиц, которым назначена сроч-ная выплата пенсии;
иные источники, которые не запрещены законодательством РФ.
Средства Пенсионного фонда РФ являются федеральной собственно-стью. Формирование бюджета Пенсионного фонда РФ на очередной финан-совый год проходит с утверждением норматива оборотных денежных средств. Бюджет Пенсионного фонда России определяется Бюджетным ко-дексом государства и является консолидированным [12, с. 64].
План формирования и расходования денежных средств на цели обяза-тельного пенсионного страхования называют бюджетом Пенсионного фонда РФ. Пенсионный фонд РФ как субъект пенсионного страхования является Страховщиком, остальные субъекты выступают страхователями и застрахо-ванными лицами.
При составлении бюджета ПФ соблюдают баланс его доходов, так и расходов. За счет средств бюджета происходит финансовое обеспечение вы-плат страховых пенсий. Единую общегосударственную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования составляют Пенсионный фонд РФ и его региональные органы.
Средства Пенсионного фонда РФ направляются на:
- выплату страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию;
- выплату пенсий за счет средств бюджета;
- материально-техническое и финансовое обеспечение фактической дея-тельности страховщика (включено содержание территориальных органов и центрального аппарата) и др.
К доходам неналогового характера относятся:
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование;
- взносы работодателя в пользу застрахованных лиц, уплачивающих дополнительные страховые взносы и дополнительные страховые отчисления на накопительную часть трудовой пенсии;
- отчисления по дополнительному тарифу страховых взносов для орга-низаций-работодателей, которые используют труд членов лётного состава воздушных судов;
- взносы по дополнительному тарифу страховых взносов в пользу ра-ботников, занятых на производстве с вредными и тяжелыми условиями тру-да и тех, кто имеет право на досрочную пенсию;
- пени, недоимки и штрафы по взносам в Пенсионный фонд РФ.
Безвозмездные поступления — это межбюджетные трансферты, кото-рые безвозвратно и безвозмездно передаются из федерального бюджета, и другие поступления.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 22.12.2020).
2. Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхова-ния» от 16.07.1999 N 165-ФЗ (ред. от 24.02.2021).
3. Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Рос-сийской Федерации» от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ (ред. от 30.12.2020).
4. Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социаль-ном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (ред. от 29.12.2020).
5. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» от 03.10.2018 №350-ФЗ.
6. Приказ Минфина России от 06 мая 2016 г. № 57н5. Перечень источников доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации (ред. от 07.07.2018).
7. Алексеева, И.С. Пенсионное страхование в Российской Федерации: акту-альные проблемы и задачи / И.С. Алексеева // Соц. и пенс. право. 2020. № 1. С. 11-15.
8. Борзунова, О.А. Комментарий к Федеральному закону «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Фе-деральный фонд обязательного медицинского страхования и территори-альные фонды / О.А. Борзунова. - М.: Юстицинформ, 2020. - 376 c.
9. Дегтярев Г.П. Пенсионные реформы в России / Г.П. Дегтярев. - М.: Academia, 2019. - 336 c
10. Деньги, кредит, банки : учебник и практикум для вузов / В. Ю. Катасо-нов [и др.] ; под редакцией В. Ю. Катасонова, В. П. Биткова. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 559 с.
11. Деньги, кредит, банки. Финансовые рынки. В 2 ч. Часть 1 : учебник для вузов / С. Ю. Янова [и др.] ; ответственный редактор С. Ю. Янова. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 299 с.
12. Довгая, О.В. Государственные внебюджетные фонды: учебное пособие: Издательство: Директ-Медиа, 2018. – 132 с.
13. Долгих, Ю.А. Целевые бюджетные и внебюджетные фонды: учеб. по-собие / Ю.А. Долгих, Г.А. Агарков, Н.Р. Степанова. - Екатеринбург: Ур-ФУ, 2020 – 127 с.
14. Ильясов, М.М. Проблемы функционирования Пенсионного фонда Рос-сии / М.М. Ильясов // Молодой ученый. 2017. №2. С.431-434.
15. Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов Рос-сийской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru.
16. Левчаев, П.А. Внебюджетные фонды: Учебное пособие. Гриф МО РФ / П.А. Левчаев. - М.: ИНФРА-М, 2020. - 901 c.
17. Официальный сайт Пенсионного фонда РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http//www.pfrf.ru.
18. Официальный сайт Фонда обязательного медицинского страхования РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ffoms.ru.
19. Роик В. Д. Обязательное медицинское страхование. Теория и практика / В.Д. Роик. - М.: Дело и сервис, 2019. - 208 c.
20. Соловьев, А.К. Проблема пенсионного дефицита в условиях социаль-ных приоритетов развития экономики / А.К. Соловьев // Финансы. 2020. № 6. C. 48-54.
21. Щеглов, В. П. Организационное обеспечение деятельности учреждений социальной защиты населения и органов Пенсионного фонда РФ. Изда-ние 1 / В.П. Щеглов. – М.: Издательские решения, 2018. - 799 c.