Фрагмент для ознакомления
2
Проектная деятельность появилась вначале как составляющая инженерной деятельности в виде изобретательства. Овладение способами проектной деятельности, по мнению В.С.Лазарева, – это жизненная необходимость для каждого современного человека, так как в процессе занятия ею развивается интеллект [18].
Термин «проект», используемый в учебной деятельности, предложил американский психолог и педагог Дж.Дьюи, основавший в Чикаго в 1894 году опытную школу, в которой вместо учебного плана была введена игровая и трудовая деятельность. По мнению Дж.Дьюи, у ребенка спонтанно возникали потребности инстинкты. В связи с этим педагог определил четыре инстинкта для обучения: социальный, конструирования, художественного выражения и исследовательский. Для удовлетворения этих инстинктов ребенку предоставлялись произведения искусства, технические устройства, а также он вовлекался в игру и практическую деятельность – труд [21] .
За терминами – проект и прожект – в дальнейшем было закреплено отличающееся по отношению значение: ироничное и фиксирующее тип профессиональной работы. В латыни «project» сохранил древнегреческий смысл и образ действия. В переводе он означал «нечто брошенное (бросаемое) вперед»; то, к чему еще следует прийти. И больше относился к понятию проблема. Затем произошло движение слов от «проблемы» к «проекту». Таким образом, в исходном значении слова «проект» выделяют следующие признаки: отнесение к будущему, причем этого будущего еще нет, оно просматривается на идеальном плане.
Проектную деятельность в этом случае можно определить (по М.Веберу) как «деятельность особо идеальную», то есть особый процесс переосмысления того, чего еще нет, но должно быть. В России этот метод «делания чего-либо» получил название метода проектов. В 20-х гг. ХХ в. он применялся не только в школах, но и в вузах. В 1923 году в СССР появилась система обучения «комплекс-проекты», основанная на идеях Дж.Дьюи, а классно-урочная система объявилась отжившей формой.
Отечественная система образования начала переход к лабораторно-бригадным методам. Однако в 1932 году эти методы были охарактеризованы как прожектерство и отменены. Как особый вид деятельности проектирование в России получило свое развитие в XIX веке.
В стране полным ходом шла индустриализация, появился «инженерный класс». А уже к середине 70-х годов проектных организаций стало больше, чем различных научно-исследовательских. Официально появилась профессия проектировщик. Общее движение проектирования стало захватывать социокультурную сферу. С 90-х годов проектирование прочно вошло и в предпринимательство. Продолжение этого процесса, по мнению Н.Г.Алексеева, мы наблюдаем и сейчас [4].
Существенные изменения в практику реализации проектной деятельности в образовательном учреждении внесли федеральные государственные образовательные стандарты. В то же время ни один образовательный стандарт не давал и не дает определения понятия «проектная деятельность», вследствие чего каждый педагог понимал и понимает этот вид деятельности в свете представлений изучаемой литературы. Сегодня проектная деятельность считается одним из элементов проблемного обучения, под которым понимается организация учебных занятий, предполагающая создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Леонтович В.А. связывает метод проектов с проблемным обучением и трудами В.И.Вернадского, Л.С.Выготского, С.В.Шацкого [19].
Как было отмечено выше, возвращение проектов в школу произошло в период исключения из школ производственного труда с обязательной производственной практикой десятиклассников и заменой его предметом «Технология» в конце 80-х – начале 90-х годов ХХ века. К.Н.Поливанова такой интерес к проектной деятельности связывает с изменениями требований рынка труда к потенциальному работнику, когда одним из главных требований становится «мобильность во всех смыслах этого слова» [22]. Этому способствует проектная деятельность.
Действительно, проект является уникальной совокупностью взаимосвязанных работ, имеющих такие отличительные черты как ограниченность во времени, четкие цели, постановку задач, наличие ресурсов. Практически все авторы схожи во мнении, что проект должен быть связан с решением проблемы, при этом проблема обязательно должна быть, с одной стороны, личностно значимой для школьника, а с другой стороны, актуальной для территории проживания ученика или для общества в целом. Все вышеперечисленные высказывания можно представить в виде таблицы, которая наглядно покажет понимание проектной деятельности в педагогическом сообществе сегодня (Таблица 1) [28].
Таблица 1. Ключевые понятия термина «проект»
Автор Ключевые слова понятия «проект»
Алексеев Н.Г. То чего нет или не должно быть
Поливанова К.Н. Управляемое изменение, контролируемое во времени.
Ступницкая М.А. Решение проблемы конкретным оптимальным способом
Леонтович В.А. Новый способ решения реальной проблемы
Меренкова О.Ю. Достижение результата деятельности.
Комарова И.Ю. Уникальная совокупность взаимосвязанных работ, ограниченная во времени, ресурсами, связанная с решением личностно значимой проблемы для школьника.
Примерная образовательная программа Инструмент учебной деятельности
Как видим, на протяжении столетия термин из расплывчатого «брошенного вперед», «то, чего нет» трансформировался в инструмент деятельности школьника по познанию действительности при решении конкретных личностно значимых задач.
Обобщая все вышеперечисленные высказывания, можно предложить собственный вариант понятия «проектная деятельность обучающихся», которое будет взято за основу построения модели организации проектной деятельности в общеобразовательной организации. Итак, под проектной деятельностью мы подразумеваем деятельность, предполагающую наличие проблемы (в том числе и личностно значимой для обучающихся), которую следует разрешить в конкретные временные рамки имеющимися ресурсами.
При этом понятие проект в узком педагогическом смысле будет пониматься лишь как инструмент деятельности учащегося, а в широком - способ решения проблемы и достижения запланированных результатов за определенное время. Сегодня образовательные организации, реализующие программы основного образования по новым стандартам, обязаны реализовать проектную деятельность обучающихся [18].
Процесс проектной деятельности предполагает и допускает наличие проб в рамках совместной деятельности обучающихся и учителя. На уровне среднего общего образование проект приобретает статус инструмента учебной деятельности полидисциплинарного характера, реализуется самим старшеклассником или группой обучающихся, которые самостоятельно формулируют предпроектную идею, ставят цели, описывают необходимые ресурсы, используют элементы математического моделирования и анализа как инструмента интерпретации результатов. При этом критерии успешности реализации проекта также самостоятельно определяют учащиеся. Презентацию результатов проектной работы в соответствии с нормативным документом предполагается осуществлять не в школе, а в том социальном и культурном пространстве, где проект разворачивался.
Если это социальный проект, то его результаты должны быть представлены местному сообществу или сообществу благотворительных и волонтерских организаций. Если бизнес-проект – сообществу бизнесменов, деловых людей. При этом на защите проектной работы должны быть представлены два элемента: защита темы проекта (проектной цели) и защита реализованного проекта. Возможными направлениями проектной деятельности авторы стандартов рекомендуют следующие: исследовательское, инженерное, прикладное, бизнес-проектирование, информационное, социальное, игровое, творческое; на уровне среднего общего образования - социальное, бизнес проектирование, исследовательское, инженерное, информационное.
Таким образом, все виды проектов, которые рекомендуют реализовывать в образовательном учреждении, можно представить в виде схемы (Рис.1) [9].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета. - 2013. - 10 января.
2. Бражук, С. В. Интеграция дополнительного образования детей и дошкольного образования в свете внедрения федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) [Текст] / С.В. Бражук // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VII Междунар. науч. конф. (г.Краснодар, сентябрь 2015 г.). – Краснодар: Новация, 2015. – С. 12-15.
3. Бражук, С. В. Кружковая работа как средство реализации федеральных государственных стандартов начального общего образования [Текст] / С. В. Бражук, Г.А. Капранов// Теория и практика современной науки. - 2015. - №6 (6) – С. 186 – 190
4. Гаффоров, А. Х. Психологические основы педагогического проектирования [Текст] / А. Х. Гаффоров, М. М. Алимова. // Молодой ученый. – 2016. – № 12 (116). – С. 837-839.
5. Гребенникова О.А. Проектная деятельность как средство развития познавательных интересов старшеклассников. [электронный ресурс]. – Режим доступа: www.dissercat.com (Дата обращения – 01.02.2021)
6. Дьюи Дж. Школа и общество. [электронный ресурс]. – Режим доступа: ttp://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/galag/28.php (Дата обращения – 01.02.2021)
7. Елагина, И. И. Проектная деятельность как современная технология развития дошкольников (из опыта работы) [Текст] / И.И. Елагина // Вопросы дошкольной педагогики. – 2017. – №2. – С. 25-26.
8. Иванов, Е.А. Проектная деятельность как новый этап развития стратегического планирования в России [Текст] / Е.А. Иванов // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 2 [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2017/02/78750 (Дата обращения – 01.02.2021)
9. Ивасив, О. В. Проблемы экспертного оценивания проектной деятельности в общеобразовательном учебном заведении [Текст] / О.В. Ивасив // Актуальные научные исследования в современном мире. 2017. - № 2-6 (22). - С. 100-106.
10. Клишина, О.Н. Некоторые рекомендации по формированию у учащихся навыков проектной деятельности // Символ науки. 2016. №5-2. [электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ nekotoryerekomendatsii-po-formirovaniyu-u-uchaschihsya-navykov-proektnoy-deyatelnosti (Дата обращения – 01.02.2021)
11. Комарова, И.В. Технология проектно-исследовательской деятельности школьников в условиях ФГОС. [Текст] / И.В. Комарова. – СПб: КАРО, 2017. – 128 с.
12. Кочеткова, У. Ю. История развития проблемы проектного метода обучения в школьном образовании [Текст] / У. Ю. Кочеткова. // Молодой ученый. – 2018. – № 26 (212). – С. 160-162.
13. Кротова, Е. А. Проектное обучение как средство развития творческой деятельности [Текст] / Е.А. Кротова // Современные наукоемкие технологии. 2016. - № 1-1. - С. 120-123.
14. Левушкина, С. В. Основы проектного менеджмента : учеб. пособие для вузов [Текст] / С. В. Левушкина. – Ставрополь : Ставропольский государственный аграрный университет, 2017. – 190 с.
15. Леонтович, В.А. Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС: курс повышения квалификации. [электронный ресурс]. – Режим доступа: FoxFord.ru›courses/366/landing (Дата обращения – 01.02.2021)
16. Матарас, В. Н. Методы исследования форм государства в историческом времени и пространстве [Текст] / В.Н. Матарас // Вестник БГУ, Серия 3. – № 1. – 2016. – С. 104–113.
17. Мендыбаева, М. М. Педагогическое проектирование: сущность, этапы, формы [Текст] / М. М. Мендыбаева, Т. К. Дюсембаева. // Инновационные педагогические технологии : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). – Казань : Бук, 2016. – С. 89-91.
18. Мухина, А.С. Проектный метод как эффективный способ воспитания творческой личности [Текст] / А.С. Мухина // Молодой ученый. – 2018. – №3. – С. 202-203.
19. Нетесова, Н. И. Развитие проектного метода в системе образования [Текст] / Н.И. Нетесова // Молодой ученый. – 2014. – №19. – С. 587-590. [электронный ресурс]. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/78/13621/ (Дата обращения – 01.02.2021)
20. Новикова, Н.С. Проектная деятельность: Учебно-методический комплекс для студентов СПО [Текст] / Н.С. Новикова. - Губаха: УХТК, 2017. – 91 с.
21. Овсянников, В.Г. Проектная деятельность как средство обучения на уроках истории и обществознания. [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://school2-zaleg.ucoz.ru (Дата обращения – 01.02.2021)
22. Основная образовательная программа среднего общего образования. [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://oo538.edu22.info/ images/documents/Основная_образовательная_ программ_СОО.pdf (Дата обращения – 01.02.2021)
23. Основные единицы языка и их функции в речевой деятельности. [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://studopedia.net/12_93739_ osnovnie-edinitsi-yazika-i-ih-funktsii-v. (Дата обращения – 01.02.2021)
24. Полат, Е.С. Метод проектов – статья на сайте Российской академии образования [Текст] / Е.С. Полат. - 2017. - № 8. - С. 39-45.
25. Хелдман, К. Управление проектами : Быстрый старт [Текст] / К. Хелдман. – Саратов : Профобразование, 2017. – 352 c.
26. Яковлева, Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении: учеб. пособие [Текст] / Н.Ф. Яковлева. – 2-е изд., стер. – М.: ФЛИНТА,2014. – 144 с.
27. Янушевский, В.Н. Учебное и социальное проектирование в основной и старшей школе: методическое пособие [Текст] / В.Н. Янушевский. - М.: Сентябрь, 2017. – 224 с.
28. Янушевский, В.Н. Методика и организация проектной деятельности в школе. 5-9 классы: методическое пособие [Текст] / В.Н. Янушевский.- М.: Владос, 2015. – 126 с.