Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что одной из главных задач, стоящих сегодня перед школой, является максимальное развитие личности каждого ребенка с учетом его индивидуальных способностей и возможностей. Эта задача не может быть решена без эффективной организации работы классного руководителя.
Перед школой государством сегодня поставлена задача - максимальное развитие личности каждого ребенка, создание условий для его успешной адаптации в социуме. Изменения, происходящие в социальной и экономической жизни общества, требуют воспитания творческой, толерантной, умственно и физически развитой личности, готовой активно участвовать в преобразованиях, инновациях, направленных на улучшение качества жизни граждан нашей страны.
Переход на новые стандарты образования, введение ФГОС, принятие Федерального закона об образовании в РФ существенно изменил подходы к организации и содержанию учебно-воспитательного процесса в современной школе. Одной из главных задач в концепции модернизации отечественной системы образования является воспитание детей и молодежи, создание условий для успешной адаптации в социуме.
Большая роль в подготовке подрастающего поколения к самостоятельной жизни в обществе, реализации своего творческого, умственного и физического потенциала, принадлежит школе. Проблема воспитательной работы в условиях общеобразовательной школы приобретает особую актуальность, так как является одной из важных составляющих государственной политики воспитания подрастающего поколения, нации.
Роль координатора взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса в школе выполняет классный руководитель. Вопросам повышения эффективности работы классного руководителя в современной школе сегодня уделяется большое внимание как на уровне научных исследований (Белкин А.С., Битянова М.Р., Шакурова М.В., Демакова И.Д., Шустова И.Ю. и др.), так и непосредственно в деятельности образовательных учреждений. Но, проблема остается актуальной.
Среди наиболее общих проблем в организации воспитательной работы в общеобразовательной школе ученые выделяют запредельную степень формализма на всех уровнях образовательной системы, использование устаревших и неэффективных форм и методов организации внеурочной работы с детьми.
Объектом исследования является процесс деятельности классного руководителя.
Предметом исследования являются особенности системы деятельности классного руководителя.
Цель курсовой работы – рассмотреть систему работы классного руководителя в современной школе.
Задачи:
- определить функции и обязанности классного руководителя.
- охарактеризовать сущность деятельности классного руководителя.
- проанализировать организационно-педагогическую работу классного руководителя.
-выявить проблемы деятельности классного руководителя в современных условиях .
Методы исследования - анализ, синтез, обобщение, аналогия, сравнение.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Классный руководитель в современной школе
1.1 Функции и обязанности классного руководителя
Классный руководитель играл всегда очень важную роль в истории российской школы, ведь именно он имеет огромное влияние на становление личности школьников, раскрытие их творческого и интеллектуального потенциала.
По мнению Д. О. Евстифеевой основная роль классного руководителя – создавать в классе такие условия, при которых жизнедеятельность учащихся была бы успешной и комфортной. Он должен содействовать их интеллектуальному развитию, участвовать в становлении их духовности и помогать решать различные учебные и жизненные вопросы. Из этих утверждений можно вывести ряд функций классного руководителя: организационно-координирующую, прогностическую, коммуникативную и аналитическую [7, c 52].
Классный руководитель обязан взаимодействовать с обучающимися и их семьями, другими педагогическими работниками общеобразовательной организации, администрацией общеобразовательной организации, а также внешними партнерами в целях обучения, воспитания и социализации обучающихся.
Педагогический работник - это физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.
Воспитательные функции в общеобразовательной организации выполняют все педагогические работники, однако ключевая роль отводится тем, деятельность которых одновременно связана с классным руководством и обеспечением постоянного педагогического сопровождения группы обучающихся, объединенных в одном учебном классе.
Задачами деятельности классного руководителя являются:
- создание благоприятных психолого-педагогических условий в классе путем гуманизации межличностных отношений, формирования навыков общения обучающихся, детско-взрослого общения, основанного на принципах взаимного уважения и взаимопомощи, ответственности, коллективизма и социальной солидарности, недопустимости любых форм и видов травли, насилия, проявления жестокости;
-формирование у обучающихся высокого уровня духовно-нравственного развития, основанного на принятии общечеловеческих и российских традиционных духовных ценностей и практической готовности им следовать;
- формирование внутренней позиции личности обучающегося по отношению к негативным явлениям окружающей социальной действительности, в частности к деструктивным сетевым сообществам, употреблению различных веществ, способных нанести вред здоровью человека;
- формирование у обучающихся активной гражданской позиции, чувства ответственности за свою страну, причастности к историко-культурной общности российского народа;
- формирование способности обучающихся реализовать свой потенциал в условиях современного общества за счет активной жизненной и социальной позиции, использования возможностей волонтерского движения, детских общественных движений, творческих и научных сообществ[2, c 18].
Классный руководитель выполняет широкий спектр обязанностей, относящихся непосредственно к педагогической, а не к управленческой деятельности. Действия, относящиеся к анализу, планированию, организации, контролю процесса воспитания и социализации,
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Андронова А. В. Изучение роли классного руководителя в современном учебно-воспитательном процессе. / А. В. Андронова, И. Н. Шабля. // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания: межд. конф. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2016. С. 48-52.
2. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения // Педагогика. 2019. № 4. С. 18-22.
3. Афонин, И.Д. Психология и педагогика высшей школы / И.Д. Афонин, А.И. Афонин. - М.: Русайнс, 2018. - 256 c.
4. Василькова, Ю.В. Социальная педагогика: курс лекций / Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова. - М.: Academia, 2015. - 205 c.
5. Вершинин В. Модель взаимодействия семьи и школы // Управление школой. 2015. № 4. С. 43-47.
6. Взаимодействие школы и семьи: педагогический всеобуч / авт.-сост. С.А. Цабыбин. Волгоград: Учитель, 2016. 91 с.
7. Евстифеева, Д. О. Актуальные аспекты работы классного руководителя в условиях современной школы / Д. О. Евстифеева, Н. А. Макарова. // Актуальные задачи педагогики: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2018 г.). - Москва: Буки-Веди, 2018. - С. 52-54.
8. Загвязинский В.И. Теория обучения и воспитания: учебник для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным направлениям и специальностям / В.И. Загвязинский, И.Н. Емельянова. М.: Юрайт, 2014. 314 с.
9. Иванова И.В. Саморазвитие личности: психолого-педагогический аспект: Монография. Калуга: КГУ им. К.Э. Циолковского. 2018. 265 с.
10. Ковязина И.В., Жданова Т.Н. Психологическая готовность будущих педагогов к работе в инклюзивной среде// Современное педагогическое образование, 2019. № 6. С. 118-121.
11. Кучина Е. А. Проблемы современного учебно-воспитательного процесса. Роль классного руководителя в современном школьном образовании [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2018 г.). - М.: Буки-Веди, 2018. - С. 210-212.
12. Настольная книга классного руководителя. Реализация воспитательной работы компоненты ФГОС/ Т.В. Плахова. Волгоград: Учитель, 2016. 157 с.
13. Научно-методический журнал для заместителей директоров по воспитательной работе, классных руководителей и кураторов, учителей начальной школы. Классный руководитель.- АНО Издательский Дом «Педагогический поиск».- М.: №3, 2017. - С. 54.
14. Нечаев, М.П., Имидж классного руководителя / М.П. Нечаев // Справочник классного руководителя. - 2018. - №9. - с.33-35.
15. Педагогика развития: содержательный досуг и его секреты / Под ред. Кареловой И.М.. - Рн/Д: Феникс, 2018. - 288 c.
16. Современные подходы к организации деятельности классного руководителя: сборник методических материалов / под общ. ред. О. В. Грединой, канд. пед. наук, ректора ГАОУ ДПО СО «ИРО. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2017 – 81 с.
17. Фархшатова И.А. Классный руководитель в современной начальной школе: теория и практика деятельности / учебное пособие / И.А. Фархшатова. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2020 – 125 с.
18. Шепитько Н.И. Использование современных технологий в воспитательной работе классного руководителя в условиях ФГОС // Молодой ученый. 2015. № 22 (102). С. 882-884.
19. Щуркова Н.Е. Прикладная педагогика воспитания. СПб.: Питер, 2015. 350 с.