Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Эстетическое воспитание занимает важное место в системе воспитания детей дошкольного возраста. Понимать прекрасное, воспринимать и чувствовать в жизни и в искусстве - определяющее в педагогической науке. Исследователи говорят о том, что эстетическое воспитание приобщает детей к художественной деятельности, а также развитие творческих способностей.
В связи с этим, в литературе отмечается повышение интереса к этой проблеме. Теория и практика эстетического воспитания — это одно из важнейших источников нравственного воспитания всесторонне развитой, духовно богатой личности. Важность выбранной темы определена тем, что для созревания будущего мировоззрения нужно сформировать эстетические взгляды, без которых оно не станет законченным, способным всецело объять действительность. Многие педагоги, деятели культуры считают, что сформировывать личность и эстетическую культуру необходимо в дошкольном возрасте, т. к. он наиболее благоприятен.
Эстетическое развитие — это длительный процесс формирования и совершенствования эстетического сознания, отношений и эстетической деятельности личности. Научные работы: М.Румер, Н.Доломанова, Г.Рошаль, В. Шацкой и др. наиболее полно отражают картину и отвечают на вопросы специфики эстетического воспитания.
Актуальность темы. Эстетическое становление ребят в системе школьного литературного образования считается одной из ключевых задач. Различного семейства пути заключения данных задач имеют резонанс в передовых программках и учебниках. Эстетическое образование плотно связано со всеми сторонами воспитания. Оно увеличивает воспитательный эффект иных сторон воспитания сквозь составление эстетических эмоций, эстетической отзывчивости, исходных эстетических и этических мнений и оценок. Все это гарантирует полный расклад к гармоническому развитию ребят.
Перед всеми типами учебных заведений, в что количестве и дошкольными образовательными учреждениями, стоит задачка предоставить собственным питомцам познания, привить способности и умения, содействующие эстетическому воспитанию дошкольников. Образование человека, со всех сторон развитого человека – задачка трудная, важная.
Анализируя полученные данные, мы распознаем дилемму изучения: каковы особенности эстетического воспитания дошкольников. Таким образом, задача нашего изучения: выявление индивидуальностей эстетического воспитания дошкольников.
Объектом исследования является процесс личностно- интеллектуального становления дошкольников.
Предметом исследования является процесс эстетического воспитания дошкольников в условиях дошкольных учреждений.
В ходе исследования была выдвинута следующая гипотеза: мы полагаем, что эстетическое воспитание влияет на развитие всесторонне-гармоничной личности.
Задачи:
1. Изучить литературу по этой теме;
2. Провести экспериментальную работу по выявлению
эстетических качеств у дошкольников;
3. Проанализировать работу, сделать выводы, оформить
курсовую работу.
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации психолого-педагогической литературы по проблеме; раскрыта актуальность и значимость проблемы; изучен опыт работы.
Практическая значимость: данный материал может использоваться в работе педагогов учреждений дошкольного образования, родителей, а также для всех, кто интересуется данной проблемой.
Состав работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы.
ГЛАВА I. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ: ПОНЯТИЕ, КРИТЕРИИ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ВОСПИТАННОСТИ
1.1. Методы и формы эстетического воспитания детей среднего дошкольного возраста
Человеческая жизнь устроена так, что взрослые и дети систематически сталкиваются с эстетическими и художественными явлениями. Взаимосвязь с природой, искусством, духовная жизнь, повседневный труд, прекрасное и безобразное играют существенную роль в жизни человека. Красота доставляет удовольствие и наслаждение, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми. Уродливое отталкивает, трагическое учит сопереживанию, комическое помогает бороться с недостатками.
Эстетическое воспитание - процесс формирования и развития эстетического эмоционально-чувственного и ценностного сознания личности и соответствующей ему деятельности под влиянием искусства и многообразных эстетических объектов, и явлений реальности.
Эстетическое воспитание учит детей гармонизировать мир и продукты своей деятельности, в процессе стимулирования интегрального способа общения с миром и с другими людьми.
В.Н. Шацкая ставит перед эстетическим воспитанием следующую цель: «Эстетическое воспитание служит формированию ... способность к активному эстетическому отношению учащихся к произведениям искусства, а также побуждает к возможному участию в создании прекрасного в искусстве, творчестве и творчестве по законам красоты» .
Таким образом, из определения, мы делаем вывод, что автор отводит важное место в эстетическом воспитании искусству. Искусство является частью эстетической культуры, так же как художественное образование является частью эстетического воспитания, важной и значимой частью, но охватывающей только одну сферу человеческой деятельности.
Из этого следует, что дети при общении с эстетическими явлениями жизни и искусства, так или иначе, эстетически или духовно развиваются. Стоит отметить, что эстетическая сущность предметов ребёнком не осознается, т.к. зачастую ребенок воспринимает процесс эстетического развития как развлечение, таким образом, если не будет вмешательства в этот процесс педагогов, то у ребёнка могут сложиться неверные представления об идеалах, жизни и ценностях.
Известно, что художественное воспитание – это важнейшая часть эстетического воспитания детей, средства искусства используются для улучшения качества воспитательного процесса, которые, в свою очередь, формируют специальные способности и при этом, оказывают воздействие на развитие дарования у детей в конкретных его видах - декоративно-прикладном, изобразительном и др.
Условием и средством эстетического воспитания является также художественная деятельность дошкольников, как организованная педагогом, так и самостоятельная. Воспитание ребенка в эстетической среде и с использованием художественной деятельности в его воспитании является одним из закономерностей воспитания.
Понятие «художественная деятельность» определяется тем, что она непосредственно связана с различными видами искусств: изобразительная и декоративно-прикладная деятельность, театр, дизайн, словесно-художественное творчество. Известно, что художественная деятельность состоит из репродуктивного (воспроизводящего) и творческого фактора.
Эстетическое воспитание является необходимым условием формирования человека высокой культуры. Под эстетическим воспитанием педагогика понимает воспитание способности воспринимать, правильно понимать, оценивать и создавать прекрасное в жизни и искусстве. В дошкольном периоде происходит формирование личности ребенка [6].
Эстетическое воспитание имеет свои ключевые задачи, которые делятся на две группы.
К первой группе относятся задания, направленные на формирование эстетического отношения к окружающему миру, такие как:
воспринимать и понимать прекрасное в природе, искусстве;
воспитывать художественный вкус при помощи изобразительных средств.
Вторая группа заданий направлена на формирование художественных умений в области различных видов искусств:
обучение детей рисованию, лепке, дизайну;
качание, движения под музыку; развитие словесного творчества.
Для реализации задач эстетического воспитания дошкольников необходимы следующие условия:
окружающая среда (игрушки, одежда, помещения);
насыщенность быта произведениями искусства;
самостоятельная активная деятельность детей;
реализация индивидуального подхода к ребенку.
С самого раннего возврата у ребенка происходит процесс эстетического воспитания. Окружающая среда влияет и откладывает в душе ребенка отпечаток на всю жизнь. Окружающий мир, взаимосвязь с природой, контакт с родителями и друзьями, жесты, взгляды других людей - все это откладывается и закрепляется в сознании ребенка. При рождении круг общения ребенка состоит из родителей и ближайших родственников, именно от этих людей зависит формирование картины эстетического мира. Фундамент эстетической картины закладывается именно в раннем возрасте и в этот период особенно важно, чтобы в семье царил культурный климат, родителям стоит уделять внимание умственному развитию ребёнка, а также важна педагогическая грамотность родителей.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова Г. Возрастная психология. - М., 1997.
2. Аришина H.П. Уроки прекрасного: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1983.
3. Арисменди А.Л.де. Дошкольное музыкальное воспитание.- М.,1989.
4. Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение // из опыта работы муз.руководителей детских садов. - М.: Просвщение,1983.
5. Ветлугина М.А., Кенеман A.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду // учебное пособие для студентов пединститутов по спец. «Дошкольная педагогика и психология». - М.: Просвещение,1983.
6. Гоноболин Ф. Психология. - М.,1973.
7. Дьяченко Н., Котляревский И., Полянский Ю. Теоретические основы воспитания и обучения в музыкальных учебных заведениях. - Киев.: Музична Украина,1987.
8. Из истории музыкального воспитания. Составитель Апраксина О.А. - М.: Просвещение,1990 .
9. Кабалевский Д. Воспитание ума и сердце. - М.: Просвещение, 1981.
10. Котенков С.Т. Беседы об искусстве. - М.,1954.
11. Комисарова Л.Н., Костина Э.Н Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. - М.,1986.
12. Лихачев Б.Г. Эстетика воспитания. - М.:Педагогика,1972.
13. Лихачев Б.Г. Педагогика. Курс лекций: Учеб. Пособие для студентов пед. учеб.заведений. - М.: Прометей, Юрайт,1998.
14. Лёвшин И.С. Как воспринимаются произведения искусства (из опыта социологических исследований).- М.: Знание, Юрайт,1983.
15. Михеева JI. Музыка - детям.//Вопросы музыкально-эстетического воспитания. - Л.: Музыка, вып.3-1981, вып.4-1976.
16. Медушевский В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. — М.,1976.
17. Обухова Л. Детская (возрастная) психология. - М.,1996.
18. Основы эстетического воспитания: Пособие для учителя /Ю.Б.Алиев, Г.Т.Ардаширова, Л.Н.Барышникова и др.; Под ред. Н.А.Кушаева. - М.: Просвещение,1986.
19. Основы эстетического воспитания. Учеб. Пособие. Под ред. А.К.Дрёмова. - М.: Высшая школа, 1975.
20. Основы эстетики и искусствознания. Факультативный курс. Пособие для учителей. Под ред. И.Л.Любинского и В.К.Скатерщикова. - М.: Просвещение,1973.
21. Подласый И. Педагогика. - М., 1996.
22. Психология. Словарь под ред. А.Петровского. - М.: Политиздат,1990.
23. Развитие творческих способностей детей на раннем этапе обучения/Под ред. Б. Шиндина. - Новосибирск,1998.
24. Ред. О.П.Радынова. Музыкальное воспитание дошкольников//пособие для студентов пед. институтов, учащихся пед. училищ и колледжей, муз. руководителей и воспитателей детского сада. - М.: Просвещение, Владос, 1994;
25. Соловейчик С.М. Педагогика для всех. - М.,1987.
26. Система детского музыкального воспитания К.Орфa/Ред. Л.А.Борембойм. Л.,1970.
27. Турбовской Я.C. Средства и методы педагогического действия. - М.: Знание, 1980.
28. Торшилова Е.М., Морозова Т.В. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет. - М., 1994.
29. Телевич А.А. О воспитании чувств учащихся на уроках
30. Художественное воспитание подрастающего поколения: Проблемы и перспективы /Под ред. М. Берлянчика. - Новосибирск, 1989.
31. Хрестоматия по методике музыкального воспитания. Составитель Апраксина О.О. - М.: Просвещение, 1987.
32. Чернышевский Н.Г. Эстетическое отношение искусства к действительности. - М.,1948.