Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. Среди признаков личностного становления и развития ребенка старшего дошкольного возраста значительное место занимает познавательная деятельность.
Благодаря познавательной деятельности ребенок вступает в жизненные отношения с окружающей средой и в общение с людьми, что является основой для усвоения культурного опыта человечества, необходимым условием формирования психических качеств, его самостоятельности, инициативы, творчества. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема индивидуальных особенностей познавательной деятельности старших дошкольников, которая является одной из наиболее актуальных в психолого-педагогических исследованиях, поскольку ее успешное решение позволяет значительно повысить эффективность дошкольного образования.
Дефектная речевая деятельность влияет на формирование сенсорной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер у детей.
Дети с нарушениями в развитии познавательных процессов и с общим недоразвитием речи нуждаются в особом внимании и заботе.
Для того, чтобы помочь этим детям более эффективно, необходима ранняя диагностика их состояния. Важно не только установить наличие того или иного дефекта, но и определить его характер, структуру, те качественные и количественные показатели, которые могут послужить основанием для помещения ребенка в соответствующее учреждение и последующей коррекционной работы.
Влияние деятельности на формирование познавательных интересов детей зависит от ее педагогически правильной организации, использования ее объективных условий и внутренних возможностей личности ребенка. К последним относятся потребности, система целей и задач индивида, его позиция, на основе которой формируются сложные отношения к объективному миру и к людям, уровень общего психического развития и раскрывающиеся новые образования.
Актуальность темы данной работы заключается в том, что в настоящее время дошкольники с общим недоразвитием речи составляют самую большую группу детей с отклонениями в развитии. Исследователи обнаружили прямую связь между уровнем речевого развития и уровнем познавательных процессов.
Степень изученности проблемы. Исследованием проблем познавательной активности у детей с ОНР занимались такие выдающиеся психологи, педагоги и лингвисты как: Е.Н. Ахальцева, Н.Н. Баль, О.В. Брежнева, О.В. Валова, В.В. Говорухина, В.А. Дубских, Е.В, Коротаева, М.И. Лисина, И.И. Левашева и др.
В то же время недостаточно развиты характеристики психологических особенностей познавательной деятельности; определение оптимальной целостной системы психолого-педагогических условий развития познавательной деятельности в процессе речевой деятельности; индивидуализация и дифференциация этого процесса.
В частности, неоспоримая связь между мышлением и речевым развитием позволяет учитывать индивидуальные особенности развития познавательной деятельности ребенка старшего дошкольного возраста в процессе речевой деятельности и осуществлять личностно-ориентированный подход в его личностном росте, поскольку становится возможным вести развивающую работу с каждым конкретным ребенком, учитывая его интересы, возможности, склонности, раскрывая его речевые способности.
Возникает противоречие между острой необходимостью развития познавательной деятельности старших дошкольников с учетом их индивидуальных особенностей и относительным ограничением использования речевой деятельности для этой цели.
Значимость и недостаточная разработанность теоретических и прикладных аспектов поставленной проблемы обусловили актуальность темы курсового исследования.
Объектом исследования является познавательная деятельность дошкольников.
Предметом исследования является процесс формирования познавательной активности дошкольников с ОНР.
Цель исследования: изучить особенности развития познавательной активности старших дошкольников с ОНР.
В соответствии с целью были определены следующие задачи:
- охарактеризовать особенности развития познавательных интересов старших дошкольников как научная проблема;
- рассмотреть группы детей по уровням познавательных интересов;
- выявить особенности развития познавательных процессов у дошкольников с ОНР;
- проанализировать задачи, содержание и методы занятий по развитию познавательной активности у дошкольников с ОНР.
Методы исследования. Для решения поставленных задач применялись следующие теоретические методы исследования: системно-структурированный анализ научных источников по проблеме исследования, синтез, систематизация, сравнение, сопоставление и обобщение теоретических данных.
Структура исследования: введение, основная часть, заключение, список использованной литературы.
Объем курсовой работы: 30 страниц печатного текста.
ГЛАВА 1 Познавательная активность воспитанников ДОУ
1.1 Развитие познавательных интересов старших дошкольников как научная проблема
Проблему познавательных интересов исследовало много ученых. Как правило, ее рассматривают вместе с деятельностью, а также в тесной связи с таким понятием, как самостоятельность. Еще Роджерс подчеркивал, что на интересы ребенка влияет то знание, которое им присвоено, которое связано с открытием, что он его сделал самостоятельно1. Поэтому условием развития познавательных интересов ребенка, поднятия его на высший уровень, являются практические исследовательские действия самого ребенка.
Научные исследования и наблюдения практиков показывают, что там, где творчество и самостоятельность детей неправомерно ограничены, знания, как правило, приобретаются формально, то есть дети их не постигают, и, следовательно, познавательный интерес в таких случаях не достигает должного уровня.
Феномен познавательных интересов как один из важнейших факторов обучения постоянно привлекает внимание исследователей, поскольку взаимодействие ребенка с окружающим миром возможно только через его деятельность, интересы и деятельность.
Анализ научных источников по проблеме развития познавательных интересов подтверждает существование разнообразных определений этого понятия в зависимости от сферы деятельности, вкусов и собственных научных интересов исследователей, а также отсутствие референтного определения понятия «познавательный интерес». В частности, под интересами психологи понимают самостоятельную, активную деятельность ребенка, направленную на познание окружающего мира (как проявление любознательности) и обусловленную необходимостью решения проблем, стоящих перед ним в конкретных жизненных ситуациях. То есть прогрессивное развитие может происходить только при условиях, позволяющих ребенку стать субъектом собственной познавательной деятельности. Этот психологический феномен рассматривается различными исследователями с акцентом на ту или иную особенность, в частности, как компонент познавательной деятельности, как одна из черт личности, как готовность человека к познанию внешнего и внутреннего мира
Чаще всего эти признаки рассматриваются не в чистом виде, а в сочетании. Например, некоторые ученые рассматривают познавательный интерес и как признак проявления познавательной активности, и как готовность познавать внешний и внутренний мир. Другая группа исследователей рассматривает познавательные интересы как познавательную деятельность и черту личности. И А. Брежнев, и А. Шор в своих определениях пытаются рассматривать это явление по всем вышеперечисленным признакам. Многие авторы рассматривают познавательные интересы с точки зрения познавательной деятельности, математических и сенсорных способностей, развития мышления, «обучающих качеств» и умственной деятельности в целом.
Известно, что источником познавательных интересов является познавательная потребность. И процесс удовлетворения этой потребности осуществляется как поиск, направленный на выявление, открытие неизвестного и его усвоение.
Некоторые ученые считают, что интерес исчезает, как только проблема решена, то есть, утверждают они, процесс понимания завершает познавательный интерес2.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ахальцева Е.Н. Формирование пространственных представлений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи / Е.Н. Ахальцева // Логопед. – 2018. – № 4. – С. 4-21
2. Баль Н.Н. Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на коррекционных занятиях: пособие для педагогов учреждений образования, реализующих образовательную программу спец. образования на уровне дошкольного образования / Н.Н. Баль, Н.В. Дроздова. – Минск: Народная асвета, 2015. – 110 с.
3. Брежнева О.В. Формирование познавательной активности у старших дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2018. – № 2. – С. 12.
4. Валова О.В. Коррекционно-логопедическая работа по развитию познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня / О.В. Валова // Молодой ученый. – 2016. – № 10 (114). – С. 1184-1186.
5. Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи / Под научной ред. И.Ю. Левченко. – М.: Национальный книжный центр, 2014. – 96 с.
6. Воспитание и обучение детей с тяжелыми нарушениями речи: программа для специальных дошкольных учреждений / сост. Ю.Н. Кислякова, Л.Н. Мороз. Минск: НИО, 2017. – 280 с.
7. Говорухина В.В., Ивановская Л.В. Создание условий для развития познавательной самостоятельности обучающихся // Методист. – 2020. - № 9 – С. 25.
8. Годовикова Д.Б. Общение со взрослыми и познавательная активность детей. Психология дошкольника. Хрестоматия / Сост. Г.А. Урунтаева. –М.: Изд. центр «Академия», 2010. – 384 с.
9. Гордиенко С. Некоторые методические советы по активизации познавательной деятельности детей / С. Гордиенко // Начальное образование. – 2014. - № 37. – С. 24-29
10. Дюргус Е. Организация сетевого взаимодействия ДОО как условие развития познавательной активности детей / Е. Дюргус // Дошкольное воспитание. – 2015. - № 12. – С. 42-46.
11. Дубских В.А. Организация учебно-познавательной деятельности детей дошкольного возраста // Современный ребенок и образовательное пространство: проблемы и пути реализации: матер. III Всеросс. научно-практич. конфер.( 20-21 мая 2010) : в 2 ч. – Новокузнецк: РИО КузГПА, 2010. - № 1. – С. 22-34.
12. Емченко С. Что такое Родина? Познавательно речевая деятельность детей 6–8 лет // Воспитание дошкольника. – 2016. - № 2. – С. 75.
13. Коротаева Е.В. Активизация познавательной деятельности учащихся. Вопросы теории и практики / Е.В. Коротаева. – Екатеринбург, 2015. – 329 с.
14. Левашева И.И. Особенности учебно-познавательной компетенции старших дошкольников // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. – 2018. - № 2(5). – С.133.
15. Лисина М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками / М.И. Лисина // Вопросы психологии. – 2017. - № 8. – С. 21.
16. Нищева, Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи с 4 до 7 лет / Н.В. Нищева. – СПб.: Детство-пресс, 2006. – 120 с.
17. Сазонова, С. Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи. 2-е изд., испр. / С.Н. Сазонова. – М.: Академия, 2005. – 160 с.
18. Туманова, Т. В. Формирование готовности к словообразованию у дошкольников с общим недоразвитием речи / Т.В. Туманова // Дефектология. – 2011. – №4. – С. 68-76.
19. Тютюева, И. А. Особенности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитие речи / И.А. Тютюева //Концепт. – 2016. – №2. – С. 91-95.
20. Улькина Т.В. Особенности содержания познавательных способностей / Т.В. Улькина. – М.: Высь, 2017. – 179 с.
21. Федорова Т.А. Формирование лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием приема опосредованного запоминания / Т.А. Федорова // Мир детства в современном образовательном пространстве. Сборник статей студентов, магистрантов / под ред. И.А. Шараповой. Витебск: УО «ВГУ им. П.М. Машерова». – 2019. - № 2. – С. 272-278.
22. Филатова И.А. Развитие пространственных представлений у дошкольников с нарушениями речи (Развитие и коррекция) / И.А. Филатова. – М.: «Книголюб», 2010. – 48 с.
23. Щетинина В.В. Обновление подходов к формированию познавательной активности дошкольников / В.В. Щестинина // Вектор науки ТГУ. – 2018. - № 4 (22). – 444 с.
24. Щукина Г. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г. Щукина. – М.: Книга, 2011. – 435 с.