Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Самовыражение как научная категория активизировалась в современной науке в начале XXI века, что обосновано серьезными вызовами, предъявляемыми к обществу и личности в процессе сложных качественных преобразований общественных отношений в России и в мире. Современность, характеризуемая модернизацией, трансформацией, информатизацией, глобализацией, требует активного творческого подхода к решению проблем, инновационных решений, доступных только развитой, инициативной, актуализированной личности, настроенной на самореализацию и успешность.
Феномен самовыражения и его разновидность – творческое самовыражение – активно исследуются в педагогике, психологии, социологии, геронтологии, акмеологии, культурологии и др. науках. В ХХ веке эта тема прослеживается в работах Н.А. Бердяева, М.К. Мамардашвили и др., выражающих идеи о свободном самовыражении как условии полноценного развития человека; в трудах А.Г. Маслоу, К.Р. Роджерса, несущих идеи психологов-гуманистов о самореализации личности, детерминированной изнутри; в публикациях К.А. Абульхановой-Славской, B.П. Зинченко, Е.И. Исаева, В.И. Слободчикова, высказывающих психолого-педагогические идеи о понимании человека как активного субъекта собственного развития.
В XXI веке к изучению проблемы подключились О.Н. Герман, Д.Ю. Кодин, П.Ф. Кравчук, И.Ю. Лебедев, Е.А. Омельченко, Н.В. Перепелица, О.Ю. Синявский и др. Ученые направляют свои усилия на исследование самовыражения и самопознания как проявление индивидуальности, самость как предмет философского анализа, культуру самовыражения, самораскрытие взрослых людей и его связь с Я-концепцией. Творческое самовыражение прослеживается в направлениях подготовки студентов в образовательных организациях (Аль-Рикаби Азиз Мезал, Е.В. Гущина, Е.М. Зыкова и др.)
Целью нашей работы является исследование потребности в творческом самовыражении студентов вуза культуры.
Задачи:
- анализ понятийного поля исследования проблемы творческого самовыражения;
- выявление специфики обучения в вузах культуры и искусств;
- ознакомление с существующими на сегодняшний день методиками исследования творческого самовыражения;
- проведение эмпирического исследования потребности в творческом самовыраженим студентов вуза культуры.
Объект исследования – самовыражение как психолого-педагогический феномен.
Предмет исследования – потребность в творческом самовыражении студентов вуза культуры.
Методы исследования:
- общетеоретические (анализ научной литературы, понятийно-терминологической системы с помощью обобщения, сравнения, абстрагирования, классификации и др.);
- эмпирические (психодиагностические методики, экспертная оценка);
- интерпретационные (анализ результатов).
База исследования: ……………………………???????????????
Гипотеза исследования: наличие потребности у студентов вуза культуры в творческом самовыражении является обязательным компонентом личностной направленности студента.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Глава 1. Изученность проблемы творческого самовыражения в современной науке
1.1. Понятийное поле исследования проблемы творческого самовыражения
Специфика предмета нашего исследования предполагает понимание сущности понятия «потребности», которое в различных науках имеет свои смыслы. Нас интересует эта категория в структуре психологии и педагогики. В общей психологии потребность рассматривается как фундаментальное состояние личности, субъективное явление, факт психической жизни субъекта, определяющие направленность личности. Социальная психология раскрывает содержание понятия с позиций соотношения субъективных и объективных условий бытия общественного субъекта, то есть как субъективно-объективное явление.[24]
Анализируя понятийное поле исследования проблемы творческого самовыражения, мы выявили два взаимосвязанных и взаимообусловленных взгляда на феномен самовыражения.
Самовыражение – это проявления во внешнем поведении личности ее чувств, стремлений, способностей, убеждений, составляющих сущность самовыражения. Именно с позиции внешнего самовыражения определяет этот феномен И.П. Шкуратова: «широкий круг вербальных и невербальных поведенческих актов, которые человек использует для передачи информации о себе другим лицам и создания определенного образа себя» [34, c. 242]. Аналогичной позиции придерживается Е.В. Зинченко: «Самовыражение – совокупность всех внешних проявлений субъекта, направленных на адекватную реализацию его идеального мира» [9, с. 12].
Обобщив характеристики внешнего самовыражения, мы понимаем, что оно направлено на:
- транслирование информации о себе во внешнюю среду;
- создание у других людей образа самого себя;
- реализацию представлений об идеальном окружающем мире и человеке.
Второй взгляд на понимание самовыражения основан на внутренней стороне. Личность, выражая себя, сознательно или неосознанно транслирует свои внутренние характеристики, детерминированные в личностной направленности.
А. Лоуэн писал: «Самовыражение предполагает наличие у человека «Я», которое можно выразить» [16, с. 38].
К нему присоединилась К.А. Абульханова-Славская, подчеркивая, что самовыражение – это способ реализации человека как личности в деятельности, в общении, в решении жизненных задач [1, с. 53].
Таким образом, внутренняя суть изучаемого нами феномена проявляется в поведенческих, эмоциональных и вербальных активностях, которые личность совершает интуитивно. И самовыражение личности как самопроизвольный акт возможно лишь при условии свободного, естественного, гармоничного проявления человека.
Внутренняя и внешняя стороны самовыражения существуют в неразрывной взаимосвязи, позволяя личности проявлять себя.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М. : Наука, 1980. 335 с.
2. Аль-Рикаби Азиз Мезал Формирование творческого самовыражения студентов в процессе художественного образования в педагогическом вузе : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Воронеж, 2010. 24 с.
3. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. Казань: Центр инновационных технологий, 2012. 608 с.
4. Ариарский М.А Методика «погружения» в специальность : науч.-метод. пособие. СПб.: СПбГУКИ, 2007. 337 с.
5. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989. 608 с.
6. Богоявленская Д. Б. Субъект деятельности в проблематике творчества // Вопросы психологии. 1999. № 2. С. 35-42.
7. Герман О.Н. Самость как предмет философского анализа : автореф. дис. ... канд. филос. Томск, 2005. 19 с.
8. Гущина Е.В. Самореализация личности в условиях развивающей образовательной среды вуза : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Сочи, 2010. 22 с.
9. Зинченко Е.В. Самораскрытие и его обусловленность социально-психологическими и личностными факторами: автореф. дисс. … канд. психол. наук. Ростов-на-Дону, 2000. 23 с.
10. Зыкова Е.М. Ориентирование студентов педагогического колледжа на творческое самовыражение : автореф. дис. ... канд. пед.х наук. Красноярск, 2008. 23 с.
11. Ирхен И.И. Образование в области культуры и искусств в условиях реформируемой России: состояние и тенденции // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 3. С. 122-129.
12. Карпов А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика её диагностики // Психологический журнал. 2003. Т. 24. № 5. С. 45-57.
13. Косогова А.С. Творческое самовыражение студентов как условие эффективности образовательного процесса // Сибирский психологический журнал. 2012. № 46. С. 89-95.
14. Кравчук П.Ф. Самовыражение и самосовершенствование личности в творческой деятельности // Личность. Культура. Общество. 2009. Т. 11. № 4 (51-52). С. 147-156.
15. Лапшина, А. В. Особенности профессиональной подготовки будущих специалистов социально-культурной деятельности в вузах культуры и искусств // Молодой ученый. 2011. № 12 (35). Т. 2. С. 108-110.
16. Лоуэн А. Удовольствие: творческий подход к жизни / пер. с англ. Г. Пимочкиной, С. Римского. М.: Психотерапия, 2008. 298 с.
17. Мамардашвили М.К. Философия и личность. // Человек. 1994. № 5. С. 5-19.
18. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности / ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А. Апузырей. М.: Изд-во МГУ, 2000. С. 87-94.
19. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. 1989. №6. С.29-34.
20. Методика изучения мотивации обучения в вузе Т.И. Ильиной [Электронный ресурс] // URL: http://www.psychometrica.ru/inde (дата обращения 02.02.2021)
21. Ольховая Т.А., Погадаева Ю.В. Аксиологические основы развития субъектной позиции студента университета // Вестник Костромского государственного университета. 2009. № 4. С. 59-62.
22. Омельченко Е.А. Самовыражение и культура самовыражения личности (педагогический аспект): монография. Новосибирск: Сибпринт, 2013. 152 с.
23. Перепелица Н.В. Самораскрытие взрослых людей и его связь с Я-концепцией: автореф. дисс. … канд. психол. наук. Ростов-на-Дону, 2003. 16 с.
24. Петрова С.И. О смысле и значении категории «потребность» // Бюллетень науки и практики. 2017. № 6(19). С. 255-259.
25. Посталюк Н.Ю. Творческий стиль деятельности: педагогический аспект. Казань : Изд-во Казан. ун-та, 1989. 204 с.
26. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. М.: ВЛАДОС, 1999. Кн. 2. 480 с
27. Роджерс К. Гуманистическая психология: теория и практика : избранные труды по психологии / под ред. А. Н. Сухова. М.: МОДЭК, 2013. 450 с.
28. Синявский О.Ю., Кодин Д.Ю. Лебедев И.Ю. Самовыражение и самопознание как проявление индивидуальности // Гуманитарный трактат. 2017. № 8. С. 46-48.
29. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: введение в психологию субъективности: учеб. пособие для ВУЗов. М.: Школа-Пресс, 1995. 384 с.
30. Стукалова О.В. Высшее профессиональное образование в сфере культуры и искусства: современное состояние и перспективы развития: автореф. дис. ... докт. пед. наук. Москва, 2011. 42 с.
31. Филиппенко В.Н. Развитие мотивации творчества у студентов художественных вузов : авторф. дис. … канд. пед. наук. Ставрополь, 2006. 22 с.
32. Хеллер К.А. Диагностика и развитие одаренных детей и подростков // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. М.: Молодая гвардия, 1997. С. 243-264.
33. Шишкина Л.И. Креативность и творчество: соотношение понятий // Управленческое консультирование. 2015. № 4. С. 176-182.
34. Шкуратова И.П. Самопредъявление личности в общении: монография. Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2009. 192 с.