Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. В 21 веке в образовательной системе на первое место в воспитании учеников встал нравственный аспект. Именно в школе дети учатся оценивать и применять на практике моральные нормы. С каждым годом в современном обществе усложняется процесс формирования нравственных ценностей среди детей. Все больше ценится свобода слова и выбора, дети отстаивают свои права, интересы, взгляды. Они не хотят быть похожими на родителей и жить по старым принципам и правилам. Бросают вызов обществу, делают «на зло», наперекор, лишь бы показать окружающим их близким людям, что они уже взрослые и вполне самостоятельные. Поэтому проблема поиска новых для современного общества, путей нравственного развития не теряет своей актуальности.
Нравственное воспитание протекает параллельно с общественным воспитанием. Правильное нравственное воспитание обеспечивает человеческую личность способностью к самопознанию и помогает создавать гармоничные взаимодействия с обществом. Личности, нравственно ориентированной, свойственно проявление нравственных качеств: уважение, терпимость, бережливость, независимость, чувство ответственности, гуманизм и др. Мы говорим о человеке, что он нравственно воспитан, когда он ведет себя правильно, соответствующе своим внутренним потребностям.
Ученики 1-4 классов начинают путь своего нравственного воспитания в школе. Именно в этом социальном институте у детей начинают формироваться нравственные представления и убеждения, становятся постоянными навыки и привычки поведения. Уже в эти годы у детей начинают формироваться личностные и общественные ценности: верность, патриотизм, честность, справедливость, свобода, дружба. Мы можем наблюдать принятие нравственных ценностей ребенком тогда, когда он познает новую для себя ценность, он способен определить свое личное отношение к ней, в его поведении появляется потребность соответствовать этой ценности и применять ее в своей жизни на практике. Проблема исследования заключается в определении условий, которые могут обеспечить формирование нравственных ценностей у младших школьников во внеурочной деятельности.
Объект исследования: процесс формирования нравственных ценностей у младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия формирования нравственных ценностей у младших школьников во внеурочной деятельности.
Цель исследования: определить и показать продуктивность условий формирования нравственных ценностей младших школьников посредством внеурочной деятельности. Исходя из цели исследования, нами были поставлены следующие задачи:
- изучить формирование нравственных ценностей как психолого-педагогическая проблема;
- рассмотреть особенности внеурочной деятельности как средства формирования нравственных ценностей младших школьников;
- провести констатирующий этап исследования;
- разработать комплекс занятий во внеурочной деятельности для повышения уровня сформированности нравственных ценностей у младших школьников;
- проанализировать динамику сформированности нравственных ценностей младших школьников во внеурочной деятельности.
Практическая значимость нашего исследования состоит в том, что его результаты могут быть применены в образовательном процессе в начальной школе учителями, педагогами дополнительного образования и воспитателями группы продлённого дня.
Курсовая работа включает в себя введение, две главы – теоретическую и эмпирическую, заключение, список литературы, приложение.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Формирование нравственных ценностей как психолого-педагогическая проблема
В XXI веке человеку необходимо не только получать новую информацию, но и уметь тщательно выбирать. Кроме того, человеку нужен нравственный стержень, который придает смысл жизни и способствует сохранению культуры на земле.
Проблема морали молодого поколения стала особенно актуальной в наши дни. Каждый человек оценивает свои поступки, события и явления, происходящие в жизни по-своему. То, что важно для одного человека, для другого не имеет абсолютно никакого значения. Одни и те же объекты, события и явления имеют для людей совершенно иное значение.
Философы придают чувствам людей наибольший смысл, именно в этом и раскрывается понятие ценности, по их мнению. Чувства - это все, к чему вы хотите прикоснуться, о чем вы хотите думать с особым вниманием, признанием и уважением. У всех людей разные ценности: то, что важно для одного, другое-последнее место важности. Это связано с большим разнообразием потребностей в обществе, а также со способами чувства и, следовательно, с большим количеством оценок [18].
Учебник по этике Гусейнова А.А. дает следующее определение. Ценности называются общими и устоявшимися понятиями, отвечающими потребностям и интересам общества [11]. Согласно концепции, Лапина Н.И. ценностями называют общее знание людей о нормах их поведения. Эти идеи руководствуются не только отдельными лицами, но и обществом, которое своими действиями выступает против них [16].
Мораль человека определяется тем, насколько он может принимать во внимание другого человека и определять его поведение в соответствии с благом общества и отдельных лиц [15]. Вообще можно сказать, что сущность морали можно вывести через понятие гуманизма. Мораль-это принятие ответственности за все, что происходит с индивидом. Мораль основана на свободном выборе. Мораль выступает как внешнее требование к поведению индивида в соответствии с законом. Мораль, в свою очередь, - это внутренняя установка человека на совершение действий на совести.
Таким образом, моральные ценности-это внутренние духовные качества, которые регулируют поведение индивида, которым следует индивид.
С совместным творчеством учителей В.А. Караковский представил ценности по другому. Он рассмотрел основные ценности: Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир [18]. Опираясь на эти ценности, человек приобретает смысл жизни, испытывает добрые чувства, развивает в себе положительные качества, способен на высоконравственные поступки, становится счастливым.
В нашем исследовании мы будем рассматривать следующие основные ориентиры: «человек», «близкие», «отечество», "человечество». Исходя из нашей точки зрения опора именно на данные четыре основания, обеспечит формирование следующих наиболее актуальных ценностей для первоклассников, как самостоятельность и оказание помощи в трудных ситуациях, смелость, честность, чуткость, доброта, дружелюбие. Именно эти ценности мы и будем рассматривать в исследовательской работе.
В нашем исследовании мы рассмотрим 4 основных критерия нравственности: когнитивный, оценочно-эмоциональный, мотивационный, поведенческий. Их мы и будем рассматривать в нашем исследовании.
В когнитивный критерий входят общие воззрения первоклассников о нравственных ценностей в поведении людей, а также суть определённых нравственных ценностей.
Оценочно-эмоциональный критерий находится в довольно тесном взаимодействии с когнитивным критерием. Это происходит потому, что ценности имеют кардинальное отличие от знаний. Они показывают оценку индивида и формируются на уровне ощущений, в основном неосознанно. Оценки, показывающие отношение к нравственным ценностям, эмоциональные образы нравственных ценностей, тон эмоциональных переживаний определяют явные показатели.
Мотивационный критерий определяют: нравственные потребности и мотивы, сочувствие, альтруизм.
К поведенческому критерию относятся индивидуальные оценивающие суждения, постоянство проявления себя, содержащее в себе некую однообразность в разнообразных случаях или условиях. Также к поведенческому критерию мы отнесём опору на общеизвестные нормы проявления себя в обществе.
Понятие «развитие нравственности» раскрывается, как развитие личности и изменение сознания, ощущений и поведения в ходе выражения личностью своей индивидуальности в деятельности и поведении [2]. Процесс, который называется «формирование» же толкуется как формирование определенных сторон личности, которое содержит в создание таких ситуаций, в которых получается новый опыт. Формирование нравственных ценностей имеет зависимость от возрастных особенностей младших школьников. [19].
Также в младшем школьном возрасте появляется сознательное подражание и идентификация [14]. Был проведён эксперимент, который показал, что дети, которые работают в группе могут лучше оценивать свои возможности и уровень знаний, у них эффективнее формируются рефлексивные навыки по сравнению с учениками обучающимися традиционными методами [16]. Это помогло нам прийти к пониманию, что совместная деятельность сильно способствует формированию нравственных ценностей.
Еще один важный фактор состоит в зависимости ребёнка от оценки его поведения взрослым. Например, освоение правил поведения имеет зависит от организации обратной связи. Данный вид оценки является подкреплением
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Амонашвили, Ш.А. Размышления о Гуманной Педагогике / Ш.А. Амонашвили - М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2014. – 464 с.
2. Аплетаев, М.Н. Система воспитания нравственной личности в процессе обучения / М.Н. Аплетаев - Омск: Изд-во Ом. ГПУ, 2013. – 256 с.
3. Артеменко, З.В. Азбука форм воспитательной работы: Справочник / З.В. Артеминко, Ж.Е. Завадская - М.: Новое знание, 2014. – 315 с.
4. Архангельский, Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности / Л.М. Архангельский.-М.: Знание, 2013. – 61 с.
5. Белякова, Е.Г. Нравственное развитие ребенка: психологический аспект / Е.Г. Белякова - Тюмень: Изд-во Тюменского гос. унив., 2015. – 152 с.
6. Болотина, Л.Р. Методика внеклассной воспитательной работы в начальных классах / Л.Р. Болотина, Д.И. Латышина - М.: Просвещение, 2012. – 128 с.
7. Внеурочная деятельность в продуктивно ориентированной открытой школе / Т.Н.Ивочкина, Т.И.Григус, Л.А.Спирина и др. - Новокузнецк: Изд- во МОУ ДПО ИПК, 2014. – 51 с.
8. Воспитательная деятельность педагога: Учебное пособие / И.А. Колесникова, Н.Б. Борытко, С.Д. Поляков, Н.Л. Селиванов; Под общ. ред. В.А. Сластенина и И.А. Колесниковой. - М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 336 с.
9. Гусейнов, A.A. Этика: Учебник для студентов высших учебных заведений / А.А. Гусейнов, Р.Г. Апресян - М.: Гардарика, 2014. – 472 с.
10. Иванов, A.B. Воспитательный потенциал внеурочной деятельности учащихся в условиях школьной среды//Научные труды государственного НИИ семьи и воспитания / А.В. Иванов - М.: Гос. НИИ семьи и воспитания, 2014. -Т.1.-С.83-87.
11. Караковский, В.А. История воспитательной системы обычной школы//Школа воспитания: 825-й маршрут / В.А. Караковского, Д.В. Григорьева, Е.И. Соколовой. – М.: Педагогическое общество России, 2014. – С. 7-30.
12. Кирьякова, A.B. Педагогическая аксиология и инновационные процессы в обучении: Учебное пособие / А.В. Кирьякова, Г.А. Мелекесов - М.: Компания Спутник +, 2014. – 103 с.
13. Козлова, A.A. О развивающих играх для младших школьников // Тропинками педагогического поиска (в помощь организаторам внеурочной деятельности младших школьников) / А.А. Козлова, И. Клочкова, И.В. Цветкова. – М.: Б.и., 2013. -Вып.1. -67 с.
14. Крушельницкая, О.И. Все вместе: Программа обучения младших школьников взаимодействию и сотрудничеству: Учеб.-метод. Пособие / О.И. Крушельницкая, А.Н. Третьякова - М.: ТЦ Сфера, 2014. – 80 с.
15. Кутьев, В.О. Внеурочная деятельность школьников / В.О. Кутьев – М.: Просвещение, 2013. – 223 с.
16. Максакова, В.И. Организация воспитания младших школьников: Метод пособие для учителя / В.И. Максакова - М.: Просвещение, 2013. – 254 с.
17. Поляков, С.Д. Психопедагогика воспитания и обучения. Опыт популярной монографии / С.Д. Поляков - М.: Новая школа, 2013. – 304 с.
18. Харламов, И.Ф. Формирование личностных качеств в процессе воспитания // Педагогика / И.Ф. Харламов – 2013.- № 3. – С. 52-60.
19. Щуркова, Н.Е. Воспитание детей в школе / Н.Е. Щуркова – М.: Новая школа, 2008. – 206 с.
20. Щуркова, Н.Е. За гранью урока / Н.Е. Щуркова – М.: Центр гуманитарной литературы, 2014. – 192 с.