Фрагмент для ознакомления
2
Изучение любой проблемы имеет связь с определением предмета, который будет исследован, а также с определением его сущностной характеристики. В настоящем разделе будет выяснено, что являет собой творческая активность учащихся и какими специфическими особенностями она обладает.
Изучение творческой активности школьников является проблемой противоречивой и сложной. Ее сложность заключена в том, что она предполагает решение важнейших методических вопросов: источников и природы развития творческой активности. Сложность проблемы заключена также в том, что предметом тут выступает явление, внутренняя суть которого недоступна для непосредственного прямого исследования.
Поэтому, имея многовековую историю изучения творческая активность остается недостаточно исследованной.
В целях выявления сущностно-содержательной характеристики термина «творческая активность» важно начинать с раскрытия базовых понятий «активность» и «творчество».
Рассмотрим суть понятия «творчество». На данный момент творчество перестало быть некой тайной, в которую, как полагают некоторые ученые (Б. Джефферсон, В.Г. Глоцер, А. М. Бакушинский, Е.Н. Флерина, и др.), нельзя вторгаться и которым невозможно управлять; допускается лишь создание для него соответствующих условий. Психологическая наука приоткрывает завесу над этим таинством и показывает фундаментальную роль деятельностного подхода к проблемам формирования творчества (Л.С. Выготский, Д.Б. Богоявленская, А.В. Брушлинский, В.В. Давыдов, А.Н.Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.).
Если обратиться к истории вопроса, можно обнаружить, что до начала XX века творчество рассматривалось как божественная одержимость (Платон), как мистическая интуиция (Бергсон), как дар, которым могут обладать только избранные, где особая роль отводится инсайту - озарению. Христианская традиция полагала, что творчество- это высшее проявление божественного в человеке. Кант считал, что творчество присуще только гениям.
Проблема творчества является дискуссионной и в философии (М. Коршуров, Г. А. Давыдова, А. В. Ф. Овчинников и др.), и в педагогике (В. И. Загвязинский, В. И. Андреев, В. А. Канн - Калик и др.), и в психологии (Л. С. Выготский, В. Ф. Брушлинский, Я. А. Пономарев и др.), что усложняет задачу обобщения разных подходов и приведения их к согласованности.
Творчество является качественным состоянием деятельности, выражающее способность человека к созиданию (В. Ф. Овчинников). А. Ф. Люсев подчеркивал, что не всякая деятельность является творчеством, но всякое творчество есть деятельность. Творчество, также, как и человек, является своеобразным и индивидуальным. Как видно, понятие «творчество» шире понятия «деятельность». Творчество может быть осуществлено посредством деятельности, воплощается в деятельности, а сама деятельность выступает компонентом творческого процесса.
Как полагает Ф. Д. Батюшков, творчество есть создание нового. В данном понятии это слово можно применить ко всем процессам неорганической и органической жизни, так как жизнь выступает рядом постоянных перемен, все зарождающееся и все обновляющееся в природе есть продукт творчества.
С.И. Ожегов утверждал, что «творчество - это появление новых по смыслу культурных и материальных ценностей». Педагогическая энциклопедия дает определение: «творчество является высшей формой самостоятельности и активности человеческой деятельности. Это потребность к изменениям чего-либо, усовершенствованию, введению нового и оригинального».
Б.М. Теплов называет творчеством деятельность, которая дает «оригинальные и новые продукты, обладающие высокой общественной ценностью». При исследовании термина «творчество», А.К. Спиркин, помимо оригинальности и новизны, выделил объективную и субъективную значимость. В определении понятия творчества С.С. Гольдентрихт выделил гуманную сторону, отметив, что природа творческих деяний - рождение нового, создание прогрессивного, способствующего развитию общества и человека. Суть творчества несовместима с деятельностью, которая враждебна человеку. Таким образом, определение творчества только по признаку оригинальности и новизны не является полным, необходимо учесть и цели деятельности, в основе которой должно лежать гуманистическое начало.
Значит, вышеназванные критерии творчества - оригинальность и новизна, можно дополнить одним из самых важных характерных признаков - развитие общества в целом и человека как личности, при этом важное значение приобретает нравственное начало, побуждающее человека к творчеству.
Базой творческого процесса является личностное начало. Само творчество - это свойство человеческой личности и признак определенного этапа ее сформированности. Творчество ценно, по причине того, что стимулирует воспитание и развитие личности. Человек в творчестве создает самого себя.
Как полагает В.И. Андреев, «творчество обладает двумя векторами - один направлен в предметную деятельность, вовне, а другой - на самого человека, на самосозидание». В ряду основных признаков творчества он выделил:
- наличие проблемной ситуации или творческой задачи, противоречия;
- личная и социальная и значимость и прогрессивность, то есть она вносит в совершенствование личности и общества вклад (антисоциальная деятельность, даже в ее самой изобретательной форме не является творчеством, а варварством);
- наличие объективных (материальных и социальных) условий и предпосылок для творчества;
- наличие субъективных личностных качеств - умений, знаний, особенно имеющих положительную мотивацию, творческих способностей личности (предпосылок личности);
- оригинальность и новизна результатов и процессов.
Как утверждает В.И. Андреев, если исключить хотя бы один характеризующий компонент творческая деятельность «или не состоится, или деятельность не может называться творческой». Как полагает В.И. Андреев, творчество является одной из разновидностей деятельности человека, которая направлена на решение противоречий (решение творческих задач, для которых необходимыми будут объективные (материальные и социальные) и субъективные личностные условия (умения, знания, творческие способности), результат которой обладает оригинальностью и новизной, социальной и личной прогрессивностью и значимостью.
В творчестве главное - не внешняя активность, а внутренняя - акт создания «идеала», образа мира. Внешняя активность - только воплощение идеи в окончательном продукте и выступает как второстепенная по отношению к активности внутренней.
При выделении признаков творческого акта, практически все исследователи, подчеркивали его спонтанность и бессознательность, неконтролируемость разумом и волей, а также изменение состояния сознания.
Как одно из важных направлений в разработке проблемы творчества нужно выделить цикл экспериментальных исследований, которые посвящены анализу внутренних механизмов, регулирующих творческие процессы. Тут особенно важно выделить концепцию Я.А. Пономарева, который полагает, что основным содержанием творческого процесса является сложная динамика взаимодействия неосознаваемых и осознаваемых компонентов. Вывод, который сделал Пономарев, базирующийся на психологических моделях интуитивных решений, заключен в том, что творческими процессами возможно управлять как с точки зрения его развития (путем формирования уровней), так и с точки зрения его организации (путем организации неосознаваемого опыта). По Я.А. Пономареву, признаком творческого акта, выступает переход по уровням: потребности в новых знаниях создаются на высшей сознательно-рациональной ступени творческой деятельности; инструменты удовлетворения данной потребности создаются на низких структурных уровнях. Они заключены в процессе, который происходит на высшем уровне, что приводит к возникновению новых способов взаимодействия человека с миром и появлению нового знания. Таким образом, творческий продукт рождается интуицией и не может быть получен на основе логических выводов.
Основой для успеха в решении творческих задач, по Я.А. Пономареву, выступает способность действовать «в уме». Со способностями к творчеству имеют связь два качества личности, а именно: чувствительность индивида к побочным образованиям и познавательная мотивация (образам, мыслям, внешним продуктам, чувствам,), которые появляются при мыслительном процессе.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учеб. пособие для студентов вузов / Г.С. Абрамова - 4-е изд. - М.: Академический Проект, 2019. - 623 с.
2. Абрамян, Д.Н. Общепсихологические основы художественного творчества (теоретико-методологические аспекты проблемы) [Электронный ресурс] Режим доступа: http://docplayer.ru/46926257-Obshchepsihologicheskie-osnovy-hudozhestvennogo-tvorchestva.html
3. Адзинова, Ф.С. Эстетическое воспитание старших школьников средствами декоративно-прикладного искусства адыгов: автореф. дис. …канд. пед. наук /Ф.С. Адзинова. - Майкоп, 2019. - 19с.
4. Айсмонтас, Б.Б. Педагогическая психология: схемы и тесты / Б.Б. Айсмонтас. - М.: Владос, 2017. - 208 с.
5. Бабанский, Ю.К. Избранные педагогические труды/ Ю.К. Бабанский. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.twirpx.com/file/2337917/
6. Батищев, Г.С. Введение в диалектику творчества [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.twirpx.com/file/388753/
7. Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед./ А.С. Белкин. - М.: Издательский центр «Академия», 2018. - 192 с.
8. Бердяев, Н.А. Смысл Творчества: опыт оправдания человека [Электронный ресурс] Режим доступа: http://berdyaev.filosoff.org/tvorchestvo/smysl-tvorchestva-opyt-opravdaniya-cheloveka/
9. Боголюбов, Н.С. Лепка на занятиях в детском саду: методическое руководство для педагогов ДОУ [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.twirpx.com/file/1984674/
10. Борытко, Н.М. В пространстве воспитательной деятельности / Н.М. Борытко - Волгоград: Перемена, 2018. - 181 с.
11. Степанов Е.Н., Горелик И.Ф. и др. Создание системы дифференцированного обучения и воспитания учащихся: Научно-методическое пособие. - Псков, 1998.
12. Фолькельт Г..«Экспериментальная психология дошкольника». М.-Л.: Гос. изд-во, 2000г - 191 с.
13. Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника. М., 2004.
14. Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 2008.
15. Якобсон П.М. Психология художественного творчества. - М., 2009.