Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Сегодня из-за нестабильности трудового рынка обостряются трудности в социализации всех подростков и затрудняются прогнозы их будущей перспективы жизни. Данное условие потребовало от выпускников образовательных организаций адаптационных умений, полноценно воспринимать собственные желания и возможности, понимать процессы, которые происходят в обществе. Они должны выстроить план своей жизни и профессии, обосновать для себя решение, особенно в выборе профессии, размышлять о будущем. Сложнее это все выполнить подросткам с нарушением слуха.
Актуальна в настоящее время проблема адаптации инвалидов в социум. Ее изучают и пытаются найти решения данной проблемы некоторые отечественные педагоги, психологи и социологи. Решение практических задач, которые связаны с эффективностью процесса адаптации в профессионально - трудовой деятельности лиц с нарушениями слуха, находятся в исследованиях сурдопсихологов и сурдопедагогов: Т.Г. Богданова, А.П. Гозова, Н.И. Букун, М.И. Никитина, Г.Н. Пенин, Н.О. Ярошевич. Учеными-исследователями установлено, что подростки с нарушениями слуха чаще всего имеют неадекватно завышенную самооценку, недостаточную информацию о профессиональном мире, общие представления о содержании, характере и условиях труда, что не соответствует реалиям.
1.Сравнительная характеристика представлений о будущей профессии глухих подростков
1.1. Особенности представления подростками будущей профессии
Проблемой с профессиональным выбором и самоопределением активно занимались отечественные исследователи: Л.И. Божович, И.В. Дубровина, Е.А. Климов, Н.С. Пряжников, А.Н. Тубельской, В.А. Янчук и др.- и зарубежные ученые: А. Маслоу, С. Фукуяма, С. Френе и т.д.
Е.А. Климов заметил одну особенность в выборе профессии: во-первых, на ознакомление с ней нужны годы и учения, и адаптации человека к профессиональной общности, во-вторых, прежде чем выбрать какую-либо профессию, нужно заранее знать из чего выбираешь[13].
Д.Б. Эльконин по-особому уделил внимание возрасту подростков 15–17 лет. Он важен, потому что ведущей становится учебно-профессиональная деятельность. Она у старшеклассников формирует определенные познания и профессиональные интересы, умения исследователя[34].
У старших подростков, по мнению М.В. Григорьевой, социальное самоопределение воедино связано с прояснениями представлений о сферах и областях будущего взаимодействия[10]. У них создаются более четкие образы будущего профессионального учебного заведения, города, региона, где функционирует учебное заведение. Каким же будет содержание и эмоциональный фон данных образов и представлений, их структурных составляющих? От этого зависит наполняемость общественно полезной деятельности подростков в настоящее время и скорое будущее.
А.В. Прудило уверен, что учебная деятельность в старших классах должна получить новое направление и новое наполнение[26]. Он говорит о появлении избирательности к некоторым учебным предметам, которые связаны с планируемой деятельностью профессии, необходимой для поступления в вуз. Отмечает, что при этом некоторые старшеклассники оказываются психологически не готовыми не только к выбору своей профессиональной деятельности, но и к решению поступления в вуз. Он подчеркивает, что в процессе самоопределения подростков очень важен уровень их самоинформированности, о своих возможностях и о будущей профессии. Представления старших школьников о целях обучения в вузе, об уровнях, требованиях и содержании будущей профессии на этапе выбора профессии оказывают влияние на процесс дальнейшего профессионального становления студентов в период обучения их в высшей школе.
А.Н. Тубельский придает значимость практической деятельности для формирования готовности школьников к профессиональному выбору[33]. Он утверждает, что чем большее количество различных профессий попробует на себя подросток, тем легче ему будет определить, в каких областях человеческой деятельности он чувствует себя наиболее комфортно.
1.2.Особенности глухих подростков
Известно, что детское развитие идет неравномерно, что предопределено активностью созревания особых отделов мозга в разные жизненные периоды, а также тем, что следующие психические функции могут формироваться на основе ранее сформированных. Каждый возрастной этап характеризуется перестройкой функциональных связей между собой, а развитие каждой психической функции зависит от того, в какую систему связей оно включено.
Развитие психики детей и подростков с нарушениями слуха представляет собой своеобразие пути развития в нестандартных условиях взаимодействия с внешним миром. При дефицитарном типе нарушения развития первичный дефект слухового анализатора ведет к недоразвитию функций, связанных с ним наиболее тесно, а также к замедлению развития ряда других функций, связанных со слухом опосредованно. Нарушения развития частных психических функций в свою очередь тормозят развитие психики глухого или слабослышащего ребенка. При дефицитарном типе определяются такие особенности, как нарушения сложных функциональных связей между собой и иерархических координации. Это наблюдается, например, в различной степени недоразвития одних перцептивных систем при относительной сохранности других.
Рассмотрим понятие Л.С.Выготского о дефектной структуре [4]. Первичный дефект - нарушение слуха: отклонение второго и третьего порядка. Вызванные разной первичной причиной некоторые вторичные отклонения в младенчестве, раннем возрасте и в возрасте дошкольника имеют похожие признаки. Вторичные отклонения: характер системный, меняют целую картину функциональных между собой взаимодействий, притом, чем ближе вторичное отклонение к первичному дефекту, тем сложнее его корректировать. Первичный дефект – стойкое двустороннее нарушение восприятия слуха, которое возникло как следствие повреждения в целом всего аппарата слуха; вторичное отклонение – нарушение речевого развития и связанные с ним последующие отклонения в развитии, которые проявляются в познавательной деятельности; отклонение третьего порядка – специфическое становление всех процессов познания.
В развитии психики детей со всеми типами нарушений вычленяются определенные повторения в определении В.И. Лубовского [29]. При всех типах нарушений фиксируются:
- снижение способности к приему, переработке, хранению и использованию информации;
- затруднение словесного опосредования;
- замедление процесса формирования понятий.
1.3.Сравнительная характеристика представлений о будущей профессии глухих подростков
Вопросам профессионального обучения и профориентации неслышащих посвятили работы В.А. Борисова (1984); Н.И. Букун (1980, 1985, 1988); А.П. Гозова (1966, 1972, 1973, 1975, 1979, 1985, 1986); В.Ф. Матвеева (1982, 1986); Л.А. Новоселова (1970) и др.
Для дальнейшего обоснования нам нужна позиция Ф. Парсонса, который выделил три основных фактора успешности выбора профессии:
- правильная самооценка склонностей, способностей, интересов, устремлений, возможностей и ограничений;
- знание того, что нужно для успешной деятельности по каждой из выбираемых профессий;
- умение соотнести результаты самооценки со знаниями требований профессий.
Интересы, склонности, возможности молодёжи с нарушением слуха, получающей сейчас более высокое образование, часто не удовлетворяются при выборе специальностей из числа тех, по которым организована в настоящее время подготовка лиц с нарушением слуха. Чистякова С.И. напоминает, что недостаточность информации слабослышащих подростков о специализации созданных для них образовательных учреждений и отсутствие у них умения провести оценку собственных возможностей приводят к необоснованным профессиональным стремлениям[32].
Уровень выявления слухового дефекта в корне влияет на создание профессиональных планов. Во-первых, глухие подростки в большей степени концентрируются на своем слуховом дефекте, и осознают в нем основную причину, которая вообще не дает им возможности заниматься профессиональной деятельностью. С другой стороны, зачастую глухие и слабослышащие школьники имеют некритичное отношение к своему дефекту. Притязательный уровень подростков со слуховыми нарушениями не всегда бывает соотнесен с их возможностями. Иногда учащиеся с нарушением слуха определяют для себя такие виды труда, которые недоступны им из-за потери слуха. Старшие подростки с нарушением слуха часто не имеют определенных ими, конкретных представлений о тех профессиональных отраслях, где они в состоянии приложить свои силы, т.к. у них отсутствует необходимая информация о тех возможностях, которыми они располагают, и они не осведомлены о медицинских противопоказаниях для лиц с недостатками слуха. К таким выводам пришла Прилепская Т.Н. [25].
Установлено, что замедленное детское и подростковое развитие ребенка с нарушением слуха влечет затруднение мыслительных операций, например, таких, как анализ и синтез, абстракция, влияет на возникновение у него трудностей в выделении и осознании цели. В процессе трудовой занятости подростки устремляются к тому, чтобы быстрее получить результат, т.е. достичь цели. Но для этого отсутствует сосредоточенность, не сформировано умение соотнести образ будущего результата с получаемым продуктом, проанализировать причины трудностей. Тогда подростки в стремлении быстрого получения результата наплевательски относятся к важным трудовым операциям. Получив неудовлетворительный продукт, испытывают неожиданность. При этом возникает отрицательное эмоциональное состояние, неудовлетворенность, которая при повторных неудачах распространяются на всю трудовую деятельность. У подростков с нарушением слуха часто не наблюдается осознания обязательности достижения поставленной цели. Поэтому для полноценного формирования этих обязательных признаков трудовой деятельности необходимо усиление положительного отношения к труду, создание соответствующей мотивации, заинтересованности в достижении определенных показателей, в стремлении стать хорошим специалистом, на что указывает Т.Г. Богданова [2].
Трудовая деятельность, в которую включаются школьники, должна иметь нравственную основу, социальную значимость и педагогическую ориентацию на достижение конкретного результата, на производительный труд. Характер ориентации зависит от возраста детей: с возрастом происходит ее усложнение. На всех возрастных этапах должны быть обеспечены возможности для выделения и осознания нравственной основы и значимости получаемых результатов труда, способов достижения заданных или поставленных целей трудовой деятельности. Необходима четкая организация трудовой деятельности, ее следует осуществлять в специальных кабинетах труда, оснащенных современным оборудованием. Объекты труда выбираются в соответствии с интересами детей, их значение должно быть понятно детям. Конструкторская и технологическая сложность работ должна постепенно возрастать. Труд школьников с нарушением слуха следует стимулировать оценкой, критерии которой четко задаются педагогом и ориентированы на разные моменты трудового процесса — качество выполненной работы, полученный результат, правильность выполнения трудовых действий и операций, степень самостоятельности, проявления взаимопомощи и т.д. Предпочтительной формой организации труда на всех этапах трудового обучения является бригадная форма — наиболее эффективная в плане, как формирования межличностных отношений, так и воспитания.
Таким образом, задачи трудового обучения детей с нарушением слуха направлены на планомерное формирование всех обязательных признаков полноценной трудовой деятельности[27].
При выборе профессии не слышащими старшеклассниками, подчеркивается особая серьезность в совершении ими ошибки при выборе специальности, так как для лиц с нарушением слуха ситуация усугубляется тем, что в нашей стране не развита сеть профессиональной переподготовки и повышения квалификации для лиц с нарушением слуха [11].
Слабослышащий подросток более адаптирован к познанию мира и к активности в жизни, чем глухой подросток. За исключением некоторых расстройств в равновесии, человек с нарушением слуха сохраняет почти все возможности физических реакций, какие есть у здорового человека, поэтому у слабослышащего сохраняется вся полнота возможностей физического развития, приобретения навыков и умений трудиться. Все операции трудовой деятельности могут быть выполнимы им, за исключением некоторых областей, которые связаны непосредственно со звуком. «При правильном подходе здесь открывается широчайшая дверь в жизнь, возможность участвовать в совместном труде с нормальным человеком, возможность высших форм сотрудничества» [6].
Заключение
Профориентационная работа в образовательной организации – это трудность, имеющая свою особенность: она по масштабам – государственного уровня, по результатам – экономического, по содержанию - социального, по методам – педагогического уровня.
Сегодня состояние экономики России предъявляет огромные требования к глухому молодому человеку. Требования и к его высокому уровню профессиональной подготовки, мобильности в профессии, конкурентоспособности, и к наличию умений самостоятельных решений, качеств тактика, работать в коллективе и т.п.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1.Алексеевских Д.Ю. Профессиональная ориентация старшеклассников с нарушениями слуха в условиях клубной работы /Дисс. Кнд. Педагогич. Наук, М.: 2004
2.Богданова Т.Г. Динамика интеллектуального развития лиц с нарушениями слуха. - М.: Издательство «Спутник +», 2009 - 247с.
3.Богданова Т.Г. Сурдопсихология, Москва, ACADEMA, 2002.-224 с. 5.
4.Выготский Л. С., Вопросы детской (возрастной) психологии // Собр. соч.: В 6 т. - М., 1982. - Т. 4.
5.Выготский Л. С., Основные проблемы дефектологии // Собр. соч.: В 6 т. - М., 1983. - Т. 5
6.Выготский Л.С. , Психология развития человека. — М.: Изд-во Эксмо, 2005. — 1136 с.
7.Гозова А.П. Профессиональное обучение глухих. М.:Педагогика, 1975. – 216с.
8.Гозова А.П. Психология трудового обучения глухих. М.:Педагогика, 1979. – 216с.
9.Гозова А.П. Выбор профессии для глухих учащихся: Учебно-методическое пособие, Ленинград, ЛВЦ ВОГ, 1986. - 29с.
10.Григорьева, М.В. Психологическая репрезентация среды школьной адаптации у старшеклассников / М.В. Григорьева // Известия Саратовского университета. Сер. Философия. Психология. Педагогика. – 2009. – Т. 9. Вып. 1. – C. 66-71.
11.Еремина О.П. Профессионально-трудовая подготовка лиц с нарушением слуха. Учебно-методический комплекс - Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2005.
12.Ильин Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. - СПб., 2008 - 432с.
13.Климов Е.А. «Введение в психологию труда»: Учебник для вузов. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. - 350 с.
14.Климов Е.А. «Как выбрать профессию», книга для учащихся старших классов средней школы. - 2-е изд. доп. и дораб. - М.: Просвещение, 1990. - 159 с.
15.Климов Е.А. Пути в профессионализм. - М.: Московский психолого - социальный институт: Флинта, 2003.
16.Корвякова Л. П. Актуальные проблемы профессионального образования подростков с нарушением слуха // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2012. № 2. С.7–11.
17.Майорова-Щеглова, С.И. Проективные методы исследования подростков / С.И. Майорова-Щеглова // Школьные технологии. – 2008. – № 4. – С. 170-180.
18.Матвеев В. Ф. Трудовое обучение школьников с нарушениями слуха в современных условиях // Дефектология. 2004. № 4. С. 31–34.
19.Михаленкова И.А. Практикум по психологии детей с нарушением слуха. СПб.: Речь, 2006. - 96с.
20.Нудельман, М.М. Методы исследования воображения аномальных детей / М.М. Нудельман. - М., 1978.
21.Педагогические технологии воспитательной работы в специальных (коррекционных) школах I и II вида. Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Сурдопедагогика». В двух частях. Часть 2 / под ред. Е.Г. Речицкой. - М.:Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2013. - 389 с.
22.Пенин Г.Н., Кораблева Л.В., Пономарева З.А., Красильникова О.А. Воспитание учащихся с нарушением слуха в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. Каро, 2006. – 496с.
23.Психология глухих детей/ред. И.М. Соловьев, Ж.И. Шиф, Т.В. Розанова, Н.В. Яшкова. М.: Педагогика, 1971. – 446с.
24.Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей [Текст]: Сравнение и познание отношений предметов / И. М. Соловьев; Акад. пед. наук СССР. - М. : Политиздат, 1966. - 224 с. - Литература: стр. 211-223.
25.Прилепская Т.Н. Особенности самооценки и уровня притязаний у глухих и слышащих школьников // Дефектология , 1989. № 5. с.26-32.
26.Прудило, А.В. Психологическое консультирование в профессиональной ориентации: Монография / А.В. Прудило – Минск, 1999. – 143 c.
27.Социальная адаптация, реабилитация и профессиональная ориентация лиц с ограниченными возможностями здоровья: учебник для студ. учреждений высш. образования / [Т.Г. Богданова, Н.А. Степанова, К.Б. Вовненко, Т.М. Попова]; под ред. Т.Г. Богдановой. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 240 с. - (Сер. Бакалавриат)
28.Специальная педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / [Н.М. Назарова, Л.И. Аксенова, Т.Г. Богданова, С.А. Морозов]; под ред. Н.М. Назаровой. - 11-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 384 с. - (Сер. Бакалавриат).
29.Специальная психология. В 2 т. Т. 1: учебник для бакалавриата и магистратуры / В.И. Лубовский [и др.]; под ред. В.И. Лубовского. - 7-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2014. - 428 с. - Серия: Бакалавр и магистр. Академический курс. 55 становления человека. - М.: Изд-во «УРАО», 2002. - 160 с.
30.Формы организации обучения и воспитания детей с недостатками слуха [Текст]:межвуз. сб. науч. тр. / Ленингр. гос. пед. ин-т им. А.И. Герцена; [Редкол.: М.И. Никитина (отв. ред.) и др.]. - Л.: ЛГПИ, 1990. - 148 с 66
31.Фукуяма, С. Теоретическая основа профессиональной ориентации / С. Фукуяма / Под ред. Е. Н. Жильцова, Н. Н. Нечаева. – М.: МГУ, 1989. – 105 c.
32.Чистякова, С.Н. Педагогическое сопровождение самоопределения
школьников: метод. пособ. / С.Н. Чистякова. – М.: Издательский центр
«Академия», 2007. – 128 с
33.Школа самоопределения. Шаг второй / Ред. и сост. А. Н. Тубельский. М., 1994. – 480 с.
34.Эльконин, Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте / Д.Б. Эльконин // Вопросы психологии. – 1971. – № 4. – С. 6-20.