Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. Современное дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) – это сложная социально-педагогическая, целенаправленная, открытая, динамическая система, которая включает в себя разнообразные направления деятельности, которыми являются: осуществление воспитания, обучения и развития детей, социально-психологическое обеспечение и правовая защита, финансово-экономическое, материально-техническое, кадровое и методическое обеспечение, повышение профессионального уровня педагогов, формирование педагогического коллектива и др.
Реформирование системы образования и ее дошкольной ступени в соответствии с законом «Об образовании РФ» требуют сегодня от учреждений переосмысления основных направлений своей деятельности, в том числе и методической, представленной в виде методической работы по следующим причинам.
Во-первых, роль методической работы значительно возрастает в связи с необходимостью рационально и оперативно совершенствовать качество содержания образования, посредством инноваций в программно-методическом обеспечении, в методиках воспитания и обучения детей дошкольного возраста; совершенствовать качество организации педагогической деятельности, используя более эффективные методы, приемы и формы работы с детьми;
Во-вторых, становится более актуальным участие педагогов в управлении ДОУ, в управлении познавательным процессом группы детей, в совершенствовании образовательной среды, в организации образовательного процесса и реализации образовательных программ нового поколения, что предъявляет более высокие требования к повышению и развитию профессиональной компетентности педагога.
В последние годы интерес к методической работе значительно вырос. Появилось много значимых работ российских ученых (Л.В. Алферова, Л.Н. Буйлова и С.В. Кочнева, Ю.К. Бабанский, Ю.А. Долженко, В.И. Ерошина, И.В. Жуковский, Л.П. Ильенко, М.В. Кларин, Е.В. Коротаева и Н.Н. Чернякова, И.М. Курдюмова, В.С. Лазарев, Т.Н. Макарова, А.М. Моисеев, П.И. Пидкасистый, М.М. Поташник, И.П. Третьяков, Л.И. Фалюшина, П.В. Худоминский, Т.И. Шамова и др.), в которых исследователи, дополняя друг друга, раскрывают различные аспекты методической работы образовательных учреждений.
Объектом является методическая работа в ДОУ.
Предметом выступил процесс управления методической работой в дошкольном образовательном учреждении.
Цель - проанализировать методическую работу в ДОУ по организации детского досуга.
Задачи работы:
- рассмотреть организация методической работы в ДОУ на современном этапе развития образования;
- изучить нетрадиционные формы методической работы в условиях ДОУ;
- рассмотреть профессиональную деятельность педагогов в ДОУ ;
- выявить методические рекомендации по организации досуговой деятельности детей дошкольного возраста;
- составить рекомендации по организации исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в дошкольном образовательной учреждении;
- составить план методической работы МБДОУ «Солнышко» г. Кострома на 2021-2022 учебный год.
Методологию исследования составили метод, сравнительного анализа, обобщения, классификации полученных данных.
Глава 1. Теоретические основы организации методической работы в
дошкольном учреждении
1. 1. Организация методической работы в ДОУ на современном этапе развития образования
Методическая работа – это система мероприятий, направленная на повышение мастерства, обобщение и развитие творческого потенциала, достижение оптимальных результатов образования, воспитания и развития детей. 1 сентября 2013 года в России вступил в действие новый закон «Об образовании», согласно которому дошкольное образование приобрело статус первого уровня образования. В соответствии с данными требованиями был разработан Федеральный государственный стандарт (ФГОС) дошкольного образования. Развитие общества требует особые способы организации современного дошкольного образования.
«Усовершенствование происходит при помощи внедрения инновационных технологий и методов работы с детьми. Основная задача дошкольного учреждения – создание условий для полноценного развития детей, а также формирования мотивации для дальнейшего образования» . В результате чего возникает необходимость усиления обучения и профессионального совершенствования педагога. Данные меры будут способствовать повышению уровня подготовленности к решению профессиональных задач, выдвигаемых современной системой образования, а также к наиболее легкой и активной адаптации в новой образовательной системе. Именно поэтому вопрос методического сопровождения в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) особо актуален на сегодняшний день.
Методическая работа является важной частью повышения квалификации педагогических кадров. Приоритетными направлениями данной деятельности являются усовершенствование уровня мастерства педагога, развитие творческих и исследовательских способностей, а также поиск наиболее результативных решений следующих вопросов:
«1. Как помочь молодым педагогам быть более заинтересованными в разработке и усовершенствовании методов и стратегий дошкольного образования.
2. Как способствовать переходу педагогов «старой закалки» к наиболее современным, интерактивным методам педагогической работы. Для развития творческих и исследовательских способностей педагогов необходимы нетрадиционные, интерактивные методы и формы работы с коллективом. Плюсы такого подхода заключаются в присутствии обратной связи» .
Педагоги могут обмениваться идеями, опытом, создавать совместными усилиями что-то новое. Именно поэтому традиционные способы методической работы (доклады, выступления и т. д.) утратили свою эффективность. Стержнем интерактивной формы работы с кадрами являются дискуссии, семинары, деловые и ролевые игры, педагогические советы, научно-практические конференции и т. д. Каждый из указанных видов деятельности способствует:
1. Избавлению от пассивности, однообразной деятельности, отсутствия интереса.
2. Возникновению стремления к сотрудничеству, взаимопомощи, эмпатии в профессиональной деятельности.
3. Проявление интереса и мотивации к самообразованию и совершенствованию в педагогической деятельности.
4. Развитию исследовательских и творческих способностей у педагогов. Таким образом, улучшение качества дошкольного образования возможно, только при повышении профессионального, научно-теоретического и методического уровней образованности. В этом и состоит первоначальная задача методической работы. К наиболее активным формам работы, повышающим профессиональное мастерство педагогов, относятся диспуты и деловые игры.
Диспут – это метод формирования сознания личности. Обязательным элементом данной методики является дискуссионность, столкновение разных мнений и необходимость участников аргументировать, отстаивать свое мнение. При проведении диспутов в ДОУ педагоги делятся профессиональными ситуациями, трудностями, волнующими вопросами и совместными усилиями ищут пути их решения.
Данный метод способствует:
− развитию умения мыслить логически и критически;
− способности сосредотачиваться на сути проблемы;
− поиску самостоятельного решения проблем в споре с помощью сопоставления различных точек зрения. Деловая игра -это метод имитации (подражания, изображения, отражения) принятия управленческих решений в различных ситуациях, путем игры по заданным или вырабатываемым самими участниками игры правилам. Данный вид деятельности повышает интерес, вызывает высокую активность коллектива.
Деловая игра позволяет найти решение сложных проблем путем применения специальных правил обсуждения, стимулирования творческой активности участников Еще одной формой работы с педагогами может стать тимбилдинг (от английского team bulding – построение команды) – комплекс мероприятий, которые направлены на сплочение команды путем совместного активного отдыха, игр и тренингов.
Главные цели и задачи тимбилдинга:
1. Выработка доверия и понимания в команде.
2. Создание чувства единства в коллективе.
3. Повышение мотивации деятельности. Таким образом, тимбилдинг может стать хорошей основой для формирования сплоченной команды единомышленников, которые совместными усилиями смогут совершенствовать образование в ДОУ. При помощи различных форм методической работы у педагогов формируются качества, способствующие развитию личности, самореализации в профессии.
Так же необходима оценка методической работы, проводимой в ДОУ, чтобы определить ее результативность. Истинная оценка эффективности дается по конечному результату, а не по числу разнообразно проведенных мероприятий.
По мнению К.Ю. Белой, П.Н. Лосева общими критериями являются:
1. Критерий результативности; достигается, если уровни развития детей за отведенное время соответствуют оптимальному уровню, или приближаются к нему без перегрузки воспитанников.
2. Критерий рациональных затрат времени, экономичности рациональных затрат времени, когда рост мастерства воспитателей происходит при разумных затратах времени и усилий на методическую работу и самообразование без перегрузки педагогов этими видами деятельности.
3. Критерий роста удовлетворенности педагогов своим трудом; стимулирующая роль методической работы: в коллективе улучшается психологический климат, растет творческая активность педагогов, их удовлетворенность результатами своего труда. В заключение, стоит отметить, что методической работе в ДОУ на данном этапе развития обществе должно отводиться особое внимание. От уровня профессионализма и энтузиазма методических работников зависит заинтересованность педагогического коллектива в рабочем процессе, а, следовательно, и уровень образованности детей.
1. 2. Нетрадиционные формы методической работы в условиях ДОУ
Работа в сфере дошкольного образования требует от педагога постоянного поиска путей самосовершенствования, развития профессионализма и педагогического мастерства. Условия работы в дошкольных учреждениях предполагают организацию рабочего процесса таким образом, который позволяет педагогу не только осуществлять собственные должностные обязанности, но и развиваться в творческом направлении, реализовывать себя, как личность, и как педагога. Таким образом, неоспоримо актуальным становится вопрос реформирования системы дошкольного образования, в том числе оптимизации управления ДОУ.
Методическая работа в условиях ДОУ требует поиска новых решений, который, в свою очередь, предполагает поиск ее новых форм. Методическая работа с педагогами ДОУ предполагает несколько направлений, в числе которых организация и проведение различных педсоветов, оказание помощи педагогам ДОУ, осуществление контроля за воспитательно-образовательной работой, обеспечение необходимого взаимодействия детского сада, его воспитанников и членов семьи, а также обобщение имеющегося передового педагогического опыта. С.А. Корчагина в своем исследовании отмечала, что для достижения поставленных результатов педагоги могут осуществлять методическую работу в следующих формах: упражнение, тренинговое занятие, семинар, семинарпрактикум, анкетирование, тестирование, дискуссия, круглый стол, самопрезентация, театрализованная постановка, деловая и ролевая игра и пр.
Разнообразие форм методической работы позволяет оттачивать мастерство педагога в отношении всех аспектов профессиональных возможностей. Таким образом, происходит разноплановое совершенствование имеющихся методических навыков, а также приобретение новых. Л.И. Фатюшина дает следующее определение термину «методическая работа» - «это система внутренней организационной педагогической и управленческой деятельности администрации и коллектива образовательного учреждения, направленная на обеспечение непрерывного совершенствования педагогической квалификации и профессионального мастерства педагога в целях повышения качества учебно-воспитательного процесса».