Фрагмент для ознакомления
2
Младший школьный возраст называют вершиной детства. В современной периодизации психического развития охватывает период от 6-7 до 9-11 лет. В этом возрасте происходит смена образа и стиля жизни: появляются новые требования, новая социальная роль ученика, принципиально новый вид деятельности - учебная деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняется восприятие своего места в системе отношений. Меняются интересы, ценности ребенка, весь его уклад жизни. Ребенок оказывается на границе нового возрастного периода.
Как и любое переходное состояние, данный возраст богат скрытыми возможностями развития, которые важно своевременно поймать и поддержать. Основы многих психических качеств личности закладываются в младшем школьном возрасте. Поэтому особое внимание ученых сейчас направлено на выявление резервов развития младших школьников. Использование этих резервов позволит более успешно подготовить детей к дальнейшей учебной и трудовой деятельности.
К началу младшего школьного возраста в психологическом развитии ребенка намечаются три линии: линия формирования произвольного поведения, линия овладения средствами и эталонами познавательной деятельности, линия перехода от эгоцентризма к децентрации. В соответствии с работами Л.С. Выготского, внешняя социальность (социальные взаимодействия, социальная среда) является условием выражения внутренней социальности (так называемой социальной сущности) детей. Термин «интериоризация» применяют к процессу перехода внешнего во внутреннее. Через общение, социальное познание и совместную деятельность внешняя активность детей переходит во внутреннюю психическую, при этом внешние требования переходят во внутренние самоограниченные, а средства, мотивы и цели деятельности производятся и выбираются самостоятельно субъектом, а не задаются кем-то другим. Лишь будучи «вращенными» внутрь сознания человека, интериоризированными, знания, способы поведения, нормы и способы деятельности могут стать экстериоризированными (то есть предъявлены окружающим и включены в совместную деятельность с другими людьми) [15].
По мнению М.В. Матюхиной социальная ситуация развития младших школьников, сложившаяся система отношений детей и взрослых - исходный момент для всех изменений, которые происходят при развитии ребенка на протяжение этого возрастного периода. Ею в полной мере определяется форма и пути развития детей, виды их деятельности, новые психические свойства, качество и образ жизни. Любой возраст имеет специфическую, единственную и неповторимую социальную ситуацию развития. Лишь оценив, можно понять, как появляются и развиваются определенные психологические новообразования, являющиеся результатом возрастного развития детей. Ситуация поступления ребенка в школу означает значительный перелом в социальном и личностном развитии ребенка. Так, ребенок, став школьником получает совершенно новые права и обязанности, он впервые знакомится с общественно значимой и полезной деятельностью. И от качества выполняемой им такой деятельности в целом зависят взаимоотношения ребенка со сверстниками и учителями [7].
Итак, теперь ребенок-дошкольник становится школьником и его основной деятельностью становится учение. В этот период характерно изменение взаимоотношений процессов возбуждения и торможения. Торможение становится более заметным, чем у дошкольника. Но склонность к возбуждению еще очень велика, отсюда - неусидчивость младших школьников. Сознательная и умная дисциплина, систематичность требований взрослых необходимы внешними условиями формирования у детей нормальных взаимоотношений процессов возбуждения и торможения. Вместе с тем до 7 лет их общий баланс соответствует новым требованиям к дисциплине, усидчивости и выдержки.
В младшем школьном возрасте учебная деятельность уже требует от ребенка присвоения специальных действий, благодаря которым внимание, память, воображение приобретают выраженность произвольного характера. Однако следует отметить, что у детей шести-семи, десяти-одиннадцати лет произвольность познавательных процессов возникает лишь при условии максимального проявления волевого усилия, когда ребенок специально организует себя под напором обстоятельств или по собственному побуждению [12, с.31].
Внутренний план действий - это поиск удобных способов выполнения задач, сопоставление вариантов действий, планирование их порядка и средств реализации; контроль и самооценка решения задач, словесный отчет, самооценка в учебной деятельности. Появление внутреннего плана действий как новообразования младшего школьника проявляется в способности к молчаливому чтению, планированию и выполнению действий мысленно (мысленно сформулировать ответ на вопрос).
Самооценка - это способность определять логику собственных действий и при необходимости корректировать их. Эти схемы собственной оценки немного модифицируются и сохраняются в течение жизни. Появление самооценки влияет на формирование у школьника самоуважения и уважения к другим, обеспечивает психологическую защиту, что позволяет иметь престиж в обществе [2, с. 102].
Самооценка, умение организовывать учебную деятельность проявляется в способности выделения взаимосвязанных этапов планирования, самоконтроля, самоорганизации в изучении учебного материала, осознании цели и способов обучения в школе и дома как предпосылки осмысленной, целенаправленной и эффективной учебной деятельности.
Только с поступлением ребенка в школу его умственная деятельность становится умственной работой, которая точно планируется и направляется на получение определенных результатов. Во взаимосвязи содержания приобретенных знаний с приобретенными навыками умственного труда происходит то, что можно назвать умственным ростом ребенка, который конкретно приходится способностью ребенка усваивать все более сложные задачи и приобретать все более сложные навыки, а также в способности к самостоятельной и творческой умственного труда.
В умственном росте младшего школьника большую роль играет формирование учебной направленности, ответственного отношения к учебе. От учителя в первую очередь зависит, насколько серьезной и устойчивой будет учебная направленность обучающихся. Дети младшего школьного возраста еще не имеют глубокой направленности, той принципиальности по отношению к обучению, которые формируются на более поздних ступенях обучения.
Развитие отдельных психических процессов происходит в течение всего младшего школьного возраста. Усвоения знаний требует соответствующего развития процессов непосредственного познания действительности: ощущения, восприятия и наблюдения.
Вместе с общим умственным развитием ребенка модернизируется и деятельность его аналитического аппарата. Развитый аналитический аппарат способствует тому, что дети становятся чувствительными к гармоничным и дисгармоничным сочетаниям цветов, звуков, движений. Растет и уровень эстетических переживаний детей, обогащает чувства, повышается общая культура. Итак, ощущения развиваются в общем процессе формирования и совершенствования психической деятельности ребенка.
В младшем школьном возрасте дальше продолжает развиваться восприятие. Вследствие совершенствования наблюдения восприятие переходит во все более целенаправленный и управляемый процесс. Существенно развивается и специальный вид восприятия - слух. Слух является своеобразной формой умственной деятельности.
Необходимым условием усвоения знаний является внимание. У детей этого возраста непроизвольное внимание доминирует над произвольным. Это связано с тем, что в этом возрасте воля еще не развита, регулирование деятельности второй сигнальной системы по отношению к первой недостаточно. Поэтому учителю начальных классов нужно привлекать внимание учеников таким преподаванием материала, который не требует от них большого напряжения. Но этим ограничиваться нельзя, следует развивать и произвольное внимание учеников, чтобы они приучали заставлять себя быть внимательными. [2].
Мышление младшего школьника развивается во взаимосвязи с речью, которая становится более связной и стройной. Дети уже чувствуют выразительность эпитетов и сравнений, способности рассказать о своих впечатлениях. В целом следует отметить, что младший школьный возраст сензитивен для формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов. Данный возраст характеризуется становлением адекватной самооценки, развитием критичности по отношению к себе и окружающим, усвоением социальных норм и нравственным развитием. В этот период у детей складывается новая для них социальная позиция школьника. Идет освоение социального опыта в процессе учебной деятельности. В учебной деятельности у школьника складываются представления о себе, самооценка, формируются навыки самоконтроля и саморегуляции.
По мнению Л.С. Выготского, именно в семилетнем возрасте начинает зарождаться учебный самооценка ребенка. Школьный период является важным для социального созревания ребенка, становления его как личности.
Фрагмент для ознакомления
3
1 Бабанский, Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса [Текст] : метод. основы / Ю. К. Бабанский. – М. : Просвещение, 2003. – 193 с.
2 Боришевский, М. И. Развитие саморегуляции поведения школьников [Текст] / М. И. Боришевский. – Казань : Изд-во ГПИ, 2014. – 277 с.
3 Вергелес, Г. И. Младший школьник: учим учиться[Текст]: (система формирования учеб. деятельности) : учеб.–метод. пособие / Г. И. Вергелес, В. С. Конева. – СПб.: Изд-во РГПУ, 2017. – 316 с.
4 Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский. – М. : Педагогика, 1991. – 480 с.
5 Гальперин, П. Я. Лекции по психологии [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / П. Я. Гальперин. – М. : КДУ, 2016. – 400 с.
6 Гальперин, П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка [Текст] / П. Я. Гальперин. – М. : Изд-во МГУ, 2015. – 45 с.
7 Ермолаева, Б. А. Учить учиться обучения [Текст] / Б. А. Ермолаева // Начальная школа. – 2019. – № 11. – С. 16-17.
8 Жданова, Н. М. Самоконтроль в структуре учебной деятельности младших школьников [Электронный ресурс] / Н. М. Жданова, Е. С. Мальцева // Вестник ШГПУ. – 2017. – № 3 (35). – URL : https://cyberleninka.ru/article/n/samokontrol-v-strukture-uchebnoy-deyatelnosti-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 10.02.2021).
9 Камышева, И. Н. Пособие для самоконтроля на литературного чтения [Текст] / И. Н. Камышева // Начальная школа. – 1988. – № 10. – С. 36-37.
10 Лисьих, Л. В. Формирование самоконтроля как важного фактора повышения качества образования младших школьников [Текст] / Л. В. Лисьих // Теория и практика образования в современном мире : материалы IX междунар. науч. конф., июль 2016 г., Санкт-Петербург / отв. ред. Е. И. Осянина, Л. Н. Вейса. – СПб., 2016. – С. 57-59.
11 Овчинников, Г. С. Усвоение знаний и развитие младших школьников [Текст] : учеб. пособие к спецкурсу / Г. С. Овчинников ; Челяб. гос. пед. ин-т. – Челябинск : Изд-во ЧГПИ, 2018. – 89 с.
12 Пачинова, А. Г. Самооценка в учебной деятельности младших школьников [Текст] / А. Г. Пачинова // Начальная школа. – 2019. – № 11. – С. 31-37.
13 Тухман, И. В. Развитие самооценки в учебной деятельности младших школьников [Текст] / И. В. Тухман / Начальная школа. – 2017. – № 2. – С. 20-24.
14 Шаповаленко, И. В. Возрастная психология: (психология развития и возрастная психология) [Текст] / И. В. Шаповаленко. – М. : Гардарики, 2018. – 349 с.
15 Яковлева, Н. П. Формирование действий контроля и оценки у младших школьников [Текст] / Н. П. Яковлева // Начальная школа. – 216. – № 7. – С. 22-23.