Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Именно в старшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра получает наибольшее развитие. Большинство педагогов и психологов единодушны во мнении, что сюжетно-ролевые игры способствуют обогащению кругозора, формированию социально-коммуникативных умений ребенка, обладают высоким потенциалом для развития речи.
Актуальность исследования обусловлена тем, что в настоящее время одной из главных проблем дошкольного образования в России является снижение уровня развития ролевой игры. Как показывают исследования, у подавляющего большинства современных дошкольников ролевая игра не достигает своей развитой формы и остается на низком уровне (Смирнова, Рябкова, 2013).
Ещё одной проблемой стало снижение значимости ролевых игр. Безразличие общества к теме игры и непонимание ее важности для здоровья и развития детей приводит к редукции этой деятельности. Приоритет образовательных достижений и обучающих занятий, акцент на теоретических знаниях все более вытесняют игру из жизни школы и детских садов. Редукция культурных традиций, маркетизация и коммерциализация детства, проникновение видео и компьютерных технологий в детство приводят к тому, что игра как активная деятельность ребенка подменяется потреблением экранной информации. Компьютерный экран все больше вытесняют игру, физическую активность, предметную и продуктивную деятельность, общение со сверстниками (Смирнова, Соколова, 2016).
Таким образом, актуальность настоящего исследования определяется комплексом существующих противоречий в практике работы дошкольных образовательных учреждений:
между признанием значимости сюжетно-ролевой игры для детей дошкольного возраста и использованием ее преимущественно как формы образовательной деятельности дошкольников;
между существующим интересом дошкольников к сюжетно-ролевым играм и тенденцией исчезновения игровой деятельности из жизни детей.
На основании выявленных противоречий сформулирована проблема исследования – определение методического сопровождения, способствующего эффективному развитию сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста под руководством воспитателей в условиях ДОО.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность методического сопровождения развития сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: методическое сопровождение развития сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: качественные изменения игровых умений на протяжении дошкольного детства в сюжетно-ролевых играх возможны благодаря осуществлению методического сопровождения деятельности воспитателей при разработке поэтапной и пошаговой стратегии развития сюжетных игр, предполагающей:
1. проектирование педагогом вариативных и инвариантных игровых сюжетов для совместной игровой деятельности с детьми;
2. организацию развивающей предметно-пространственной среды.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи исследования:
1. Изучить научно-теоретические основы проблемы руководства сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста.
2. Провести анализ содержания и характера методического сопровождения развития сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста
3. Разработать содержание методического сопровождения развития сюжетно-ролевых игр детей.
Методологической основой исследования является теория системного и личностно-деятельностного подходов к изучению педагогических явлений и процессов.
Теоретической основой исследования являются: теории и концепции развития игровой деятельности детей дошкольного возраста (Л.С.Выготский, Н.А.Короткова, Е.Е.Кравцова, Н.Я.Михайленко, Д.Б.Эльконин и др.); идеи педагогического сопровождения детской деятельности в дошкольном образовательном учреждении (А.Г.Гогоберидзе, В.А.Деркунская, О.В.Солнцева и др.).
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач нами будут использоваться следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме; наблюдение, беседа; психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий этапы; качественный и количественный анализ полученных данных.
Экспериментальная база исследования: МБУ детский сад.
Методологической основой исследования является теория системного и личностно-деятельностного подходов к изучению педагогических явлений и процессов.
Теоретической основой исследования являются: теории и концепции развития игровой деятельности детей дошкольного возраста Н.А.Короткова, Н.Я.Михайленко, Д.Б.Эльконин и др.); идеи педагогического сопровождения детской деятельности в дошкольном образовательном учреждении О.В.Солнцева и др.).
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач нами будут использоваться следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме; наблюдение, беседа.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанное нами содержание методического сопровождения может быть использовано методической службой ДОО для обеспечения развития сюжетных игр детей на протяжении старшего дошкольного возраста.
Глава 1. Теоретические основы организации сюжетно-ролевой игры детей шестого года жизни
1.1. Сущность сюжетно-ролевой игры
Игра занимает одну из центральных позиций в жизни дошкольника, являясь доминирующим видом самостоятельной деятельности. Самые важные новообразования происходят под воздействием сюжетно-ролевых игр в период дошкольного воспитания и обучения. Значительным подтверждением значимости сюжетно-ролевых игр являются многочисленные труды ученых в области психологической науки (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, С.Л.Рубинштейн).
Они считали, что игра – это ведущая деятельность в дошкольном периоде, поскольку именно под ее влиянием осуществляются существенные благоприятные изменения в психике ребенка с целью перехода на более высокую ступень развития.
Особенность сюжетно-ролевых игр заключается в активизации активных точек психический функций, способствующих формированию важных качеств и особенностей личности старших дошкольников.
Стоит отметить влияние, которое оказывает сюжетно-ролевая игра на произвольность психических процессов, таких как память и внимание. Рассматривая структуру ролевой игры, Д. Б. Эльконин выделил следующие компоненты: игровые действия, сюжет и содержание игры, воображаемую ситуацию, правила и роль, которую принимает на себя ребенок.
Сюжет - это та область действительности, которую ребенок воспроизводит в игре. Сюжеты игр чрезвычайно разнообразны. Они зависят от эпохи, классовой принадлежности детей, их семейного быта, географических и производственных условий, непосредственно их окружающих. Чем уже сфера действительности, с которой сталкиваются дети, тем уже и однообразнее сюжеты их игр.
В отличие от него, содержание отражает то главное, что ребенок выделяет в человеческих отношениях. Здесь отражается более или менее глубокое проникновение ребенка в человеческие отношения.
Роль является, по мнению Д. Б.Эльконина, центральным компонентом игры и одновременно ее структурной единицей, которая объединяет в себе нормы, правила, способы поведения людей в различных ситуациях и игровые отношения. Ролевая игра в своей развитой, развернутой форме строится на моделировании отношений между людьми. Эти отношения дошкольник познает и осваивает через принятие роли взрослого.
Мнимая ситуация, где ребенок принимает на себя роли других людей или персонажей и реализует типичные для них действия, создается по правилам, диктуемым самой ролью. Отношение ребенка к окружающему миру и действия в различных ситуациях перестраиваются под влиянием роли. Это влияние распространяется на игровую ситуацию и действия в игре, одновременно выходя за пределы игровой деятельности. Роль оказывает влияние на мироощущение и поведение вне игры. Беря на себя роль, ребенок добровольно принимает требования, необходимость подчиняться правилам, которые диктует роль: врач должен помогать людям, лечить их, заботиться об их здоровье, солдату правила прописывают необходимость героического поведения, готовность воевать с врагом, жертвовать собой, быть решительным и смелым, и смелость должна быть самой настоящей, хотя опасности — только мнимые.
Дошкольник встает на позицию разных людей и в пределах одного сюжета видит ситуацию многогранно — со стороны всевозможных ролей.
Проигрывание роли происходит с помощью определенных игровых действий, внутренне направленных на взрослого. Они носят изобразительный характер и относительно свободны от операционально-технической стороны деятельности.
В работе Е.О.Смирновой, И.А.Рябковой представлена структура сюжетной игры более развернуто, в нее включены разные составляющие, каждая из которых представлена в двух планах: реальном и идеальном. К ним относятся[9]:
Предметный материал игры (игрушки и предметы-заместители), который традиционно не входит в структуру игры, несмотря на то, что игрушки и другие предметы являются самым распространенным средством создания мнимой ситуации и без них не обходится почти никакая детская игра. Самые распространенные игровые предметы - это игрушки. В строгом смысле игрушкой (т. е. средством игры) является предмет, позволяющий ребенку выйти за пределы воспринимаемой ситуации. Среди них выделяют образные игрушки, предметы оперирования, маркеры пространства.
Пространство игры. Это занимаемая в игре площадь, «охват» (много/мало места) и другие характеристики пространства (тесно/свободно, далеко/близко, высоко/низко и т. д.). Посредством этих характеристик пространство разграничивается и придает смысл, т. е. обосновывает те или иные действия. Например, «идти в магазин» нужно, потому что он находится на некотором расстоянии от дома. Дети, для которых протяженность становится важной характеристикой пространства, обязательно намечают этот путь в игре (действием или словом), хотя в реальности «магазин» может находиться на границе с «домом». Выдерживание пространственных границ в игре, стремление обозначить их сообщает о развитых пространственных представлениях.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемых источников и литературы
1. Авдулова, Т.П. Игра: ее развитие на современном этапе / Т.П. Авдулова // Дошкольное воспитание. - 2018. - №8. - С. 28-33.
2. Венгер, Л. Старший дошкольник / Л. Венгер // Дошкольное воспитание. - 1994. - №9. - С. 54-55.
3. Виноградова Н.А. Интерактивная предметно-развивающая и игровая среда детского сада [Текст]: учеб. Пособие / Н.Е. Виноградова, Н.В. Микляева. - М.: Перспектива, 2019. - 197с.
4. Виноградова, Н.А. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников : практ. пособие / Н.А. Виноградова, Н.В. Позднякова. - 3-е изд. - М.: Айрис-Пресс, 2018. - 128 с.
5. Губанова, Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду :метод. рекомендации / Н.Ф.Губанова. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 34с.
6. Забудько, Г.А. Сюжетно-ролевая игра в становлении личности ребенка / Г.А. Забудько // Дошкольная педагогика. - 2012. - № 7. - С. 24-27.
7. Казанкова Ю. Ю. Сюжетно-ролевая игра как средство развития связной речи детей дошкольного возраста // Молодой ученый. - 2016. - №27. С. 669-673
8. Краснощекова, Л.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста [Текст] / Н.В. Краснощекова.- Ростов н/Д., 2007. - 415 с.
9. Краснощекова, Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н.В. Краснощекова. - Изд. 6-е. - Ростов н /Д.: Феникс, 2011. - 250 с.
10. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. - М., 1981.
11. Лобанова, Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е. А. Лобанова. - Балашов : Николаев, 2015. - 76 с.
12. Люблинская, А.А. Воспитателю о развитии ребенка / А.А. Люблинская. - М., 1972.
13. Менджерицкая Д.В. Развитие детского творчества и игрового замысла // Воспитание детей в игре / Сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. - М., 1983.
14. Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре/ Д.В. Менджерицкая. - М. : Просвещение, 2002. - 268 с.
15. Микляева, Н.В. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования : учебник и практикум для академического бакалавриата / под. ред. Н.В. Микляевой. - М.: Юрайт, 2014. - 433с.
16. Микляева, Н.В. Теория воспитания дошкольников: учеб. пособие для студентов вузов / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. - М.: Академия, 2018.
17. Михайленко Н. Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. 2-е изд., испр. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2000. - 96 с.
18. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с детьми. - Изд. 2-е, дораб. - М.: Академический Проект, 2018. -160с.
19. Михайленко, Н.Я. Взрослые, дети, игра [Текст] / Н.Я. Михайленко, Н.А. Котроткова // Дошкольное воспитание. - 1984. - №8.
20. Михайленко, Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду [Текст]: пособие для воспитателя / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. - 3-е изд., испр. - М.: Линко-Пресс, 2019. - 96 с.
21. Михайленко, Н.Я. Педагогические принципы организации сюжетной игры. // Дошкольное воспитание. - №4. - 2019. - с.38-45
22. Михайленко, Н.Я. Педагогические проблемы руководства и управления игрой / Н.Я. Михайленко // Дошкольное воспитание. - 1983. - №12.
23. Михайленко, Н.Я., Короткова, Н.А. Игра с правилами в дошкольном возрасте. М.: Академический проект,4-е издание 2017 -160с
24. Михайленко, Н.Я. Как играть с ребенком / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. - М., 1990.
25. Солнцева О.В. Дошкольник в мире сюжетно-ролевых игр. Сопровождение сюжетных игр детей. Издательство «Речь», 2010 г.
26. Федеральный Государственный Образовательный стандарт дошкольного образования: [Электронный ресурс] - Режим доступа https://pravobraz.ru/federalnyi-gosudarstvennyi-obrazovatelnyi-standart- doshkolnogo-obrazovaniva/.xml
27. Эльконин, Д.Б. Воспитательное значение сюжетно-ролевой игры / Д.Б. Эльконин // Дошкольное воспитание. - 2018. - № 8. - С. 17-22.
28. Эльконин, Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978.