Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. В современных условиях отношения, возникающие в связи с реализацией конституционного права граждан на социальное обеспечение, развиваются динамично, что выражается в появлении новых форм преодоления социально-рисковых ситуаций и углублении процессов дифференциации правового регулирования на основе субъектного критерия с учетом социальных рисков, которым подвержены те или иные категории граждан.
Социальная защита населения осуществляется в различных организационно-правовых формах. Обязательное социальное страхование, государственное социальное обеспечение, государственная социальная помощь и социальное обслуживание входят в число основополагающих форм социальной защиты населения. Для их обособления весьма значим субъектный критерий. Основной формой социальной защиты лиц, проходящих военную службу, является государственное социальное обеспечение. Социальное обеспечение военнослужащих имеет продолжительную историю.
Глава 1. Нормативно-правовое регулирование предоставление военнослужащим сотрудникам ОВД меры социальной поддержки
1.1. Военнослужащие как субъект социального обеспечения
Закон Российской Федерации «О статусе военнослужащих» введенный в действие в январе 1993 года, в частях и на кораблях по праву называют «Конституцией для военнослужащих». Его значение состоит в том, что он устанавливает права, обязанности и ответственность военнослужащих, определяет основы государственной политики по правовой и социальной защите военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей. Отношение человека к военной службе в значительной степени определяется его материально-бытовыми условиями, уровнем социальной и правовой защищенности.
В силу специфики военной службы последствия недостаточно эффективного решения этих вопросов проявляются в армии особенно остро, воспринимаются людьми наиболее болезненно. Недостаточная социально-правовая защищенность крайне негативно отражается на морально-психологическом настрое военнослужащих, их отношении к выполнению служебных обязанностей .
Это обстоятельство предъявляет повышенные требования к деятельности командиров (начальников), всех офицеров и прапорщиков, имеющих подчиненных, по обеспечению и охране прав подчиненного личного состава. Известный русский генерал А.А. Брусилов указывал: «Ставлю заботу о солдате первейшей обязанностью всех начальствующих лиц». Обеспечение социальной и правовой защищенности военнослужащих является одной из важнейших, предусмотренных законами и воинскими уставами, обязанностей командиров (начальников) всех рангов, необходимым и существенным фактором воспитания личного состава, укрепления морально-психологического состояния военнослужащих, повышения боевой готовности и боеспособности войск.
1.2. Виды социального обеспечения военнослужащих
Социальная защита военнослужащих имеет характерные особенности, которые обусловлены спецификой их труда. Актуальность исследования системы социальной защиты, предоставляемых правовых и социальных гарантий военнослужащих, во-первых, подтверждается значительным государственным вниманием к развитию современных вооруженных сил и реализации правовых и социальных гарантий и льгот для военнослужащих; во-вторых, определяется потребностью в повышении статуса и престижа воинского труда, создании условий для удовлетворения нужд и интересов военнослужащих, выступающих специфической социально-профессиональной группой и играющих важнейшую роль в обеспечении обороны и безопасности страны.
На современном этапе социально-политического и социально-экономического развития России усиливается потребность в формировании эффективной системы социальной защиты военнослужащих, что обусловлено повышением престижа военной службы и оптимизацией процесса социального воспроизводства военнослужащих .
Социальная защита военнослужащих реализуется в форме разработки и обеспечения социальных льгот и гарантий для них как специфичной социально-профессиональной группы, выполняющей важные государственные функции по обеспечению безопасности. В научной литературе система социальной защиты военнослужащих определяется как система социально-экономических отношений по обеспечению достойного социального положения и материального благосостояния военнослужащих, а также членов их семей.
Социальное обеспечение является формой реализации социальной политики государства. На определенных этапах развития страны содержание социального обеспечения претерпевало различные изменения, так как оно определяется возможностями экономики и политически обусловленным выбором государственной властью приоритетов его реализации. При этом социальное обеспечение было и остается важнейшим видом государственной деятельности .
1.3. Правовое содержание системы социального обеспечения военнослужащих в Российской Федерации
По действующему законодательству (Федеральный закон РФ «О статусе военнослужащих») социальная защита военнослужащих предусматривает три направления:
во-первых, реализация прав, гарантий и компенсаций военнослужащих;
во-вторых, совершенствование институтов и механизмов защиты;
в-третьих, охрана здоровья и жизни военнослужащих;
в-четвертых, иные меры, которые направлены на создание условий, соответствующих общественной роли и характеру военной службы.
В указанном законе определяется структура системы социальной защиты военнослужащих, состоящая из правовых (меры правовой защиты) и социальных гарантий (материальное и иные виды обеспечения) военнослужащим.
Следует подчеркнуть, что для них устанавливается единая система социальной защиты, но она является дифференцированной в зависимости от воинских должностей, званий, продолжительности военной службы, выполняемых служебных обязанностей и задач, а также условий и порядка прохождения военной службы.
Военнослужащие являются особой категорией населения, они несут службу в сложных условиях, подвержены повышенным психоэмоциональным и физическим нагрузкам, сложным уставным отношениям и субординации, являются опорой государства. Служба предусматривает частые переезды, командировки, участия в боевых действиях, учебно-тренировочные мероприятия, отказ от участия в которых не предусмотрен уставом службы .
Лица, избравшие своей профессиональной деятельностью военную службу, должны соответствовать ее медицинским и профессионально-психологическим требованиям, иметь необходимую физическую и профессиональную подготовку. Особый характер такой службы обусловливает не только предъявление повышенных требований к допускаемым к ней лицам и установление в связи с этим законодательных ограничений их прав и свобод, но и предопределяет обязанность государства – в силу ст. 1 (ч. 1), 2, 7, 37 (ч. 1 – 3), 39 (ч. 1 и 2), 41 (ч. 1), 45 (ч. 1), 59 и 71 (п. «в», «м», «т») Конституции РФ – гарантировать им повышенную социальную защиту и социальное обеспечение.
Глава 2. Вещевое и продовольственное обеспечение военнослужащих сотрудников ОВД
2.1. Вещевое обеспечение военнослужащих сотрудников ОВД
Согласно ФЗ №76 «О статусе военнослужащих в РФ» от 27.05.98г., все военные, в зависимости от условия прохождения службы, должны быть обеспеченны необходимым вещевым имуществом.
Именно от решения этого вопроса во многом зависит, насколько качественно военные выполняют свои обязанности. И то, насколько привлекательной вообще становится военная служба.
Общие нормы и правила определяют, что у военнослужащих должны присутствовать следующие виды обеспечения:
1. Жилищное.
2. Медицинское.
3. Денежное.
4. Продовольственное.
5. Вещевое.
Военные снабжаются вещевым имуществом зависимо от условий несения воинской службы по правилам и в сроки, которые вводятся Правительством Российской Федерации, по нормам, установленным Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным учреждением исполнительной власти, где федеральным законом введена военная служба).
2.2. Продовольственное обеспечение военнослужащих сотрудников ОВД
Продовольственное обеспечение военнослужащих - это питание, предоставляемое в армии. Существует несколько различных рационов со специфическими особенностями. Каждый из них предусмотрен для определенных условий, нагрузок. Отдельные виды пайков существуют для матросов и подводников, летчиков и больных солдат.
Обычно призывники получают продовольственное обеспечение военнослужащих по норме 1. Это общевойсковой паек, которого хватает в повседневных ситуациях. Его получают многие военнослужащие сухопутных войск, начиная с курсантов. В школах прапорщиков, на сборах, в СВР их кормят точно по норме № 1. Точно так же кормят госслужащих, обеспечивают питанием на воинских поездах. Это самая распространенная норма, которая обеспечивает достаточное количество калорий для поддержания здоровья и жизненной силы. Сегодня проблема питания в армии решена.
Контрактники также получают продовольственную поддержку для военнослужащих. Чаще всего это тоже норма № 1. Однако в зависимости от специализации и места службы допускаются определенные вариации. Так, летчик, проходящий службу по контракту, будет получать летное питание. А если заболеешь, получишь медицинский паек. Универсальные диеты рассчитаны учеными и проверены временем. Они полагаются на весь военный персонал. И подрядчики не являются исключением. Они не получают дополнительных привилегий, но и не лишаются их .
Глава 3. Пути совершенствования системы социального обеспечения военнослужащих ОВД
3.1. Пути улучшения системы социального обеспечения военнослужащих ОВД
Решить проблему социальной защиты военнослужащих раз и навсегда нельзя. В силу непрерывного развития она будет возникать снова и снова, и для решения проблем будут необходимы более инновационные, нестандартные подходы. Если обратится к мировой практике, то она разработала результативную систему социальной защищенности, которая включает:
Экономическую подсистему, под которой понимаем выплату пособий, оказание социальной помощи и предоставление льгот; индексацию денежного довольствия военнослужащих, предоставление им льготных кредитов и другое.
Социальную подсистему, о которой мы собственно говорим.
Политическую подсистему. Политический механизм создает условия для формирования единого экономического и валютного пространства; согласования социально-экономической политики между регионами и странами; повышения общей социально-экономической стабильности.
Правовые подсистемы, которые ранее частично освящены в данной статье, но стоит отметить, что тут имеется в виду не только принятие нормативно-правовых актов, но и обеспечение правовой защищенности военнослужащих, организацию правового воспитания военнослужащих, обеспечение соблюдения законов и др.
К системе правовых гарантий социальной защищенности военнослужащих необходимо отнести предоставление им льгот, гарантий и компенсаций в силу того, что они относятся к особенной категории служащих, которые готовы безоговорочно в любой момент исполнить обязанность по защите своей страны, при этом нередко рискуя жизнью ощущая множество трудности и лишений в своей обыденной жизни.
3.2. Совершенствование вещевого и продовольственного обеспечения военнослужащих сотрудников ОВД
На наш взгляд, развитие системы вещевого обеспечения военнослужащих путем совершенствования военно-экономических процессов за счет внедрения конвергентного подхода, предполагающего использование опыта коммерческого канала распределения в интересах ведомственных логистических систем и потенциала организаций различных форм собственности. Внедрение перспективной системы вещевого обеспечения военнослужащих потребует реализации целого комплекса мер между соответствующими военными органами, хозяйствующими субъектами (АО «Военторг» и логистическими компаниями), элементами системы вещевого обеспечения Вооруженных Сил РФ и военнослужащими. Перспективным направлением развития системы вещевого обеспечения военнослужащих является сочетание интенсивного (направленного на внедрение организационно-технологических инноваций) и экстенсивного (заключающегося в повышении качества реализации действующих нормативных актов на основе дополнительного административно-ресурсного обеспечения) инструментария. Такой подход позволяет разработать комплекс мер по совершенствованию организации вещевого обеспечения офицеров, основанный на использовании современных информационных технологий.
Заключение
Существование любого государства неразрывно связано с развитием ее государственных институтов, эффективное функционирование которых зависит от надлежащего обеспечения со стороны государства. Одним из важных и необходимых в современных условиях государственных институтов является Вооруженные силы. Проблема всестороннего обеспечения войск возникла вместе с его появлением. Наряду с непосредственными затратами средств на ежедневные потребности вооруженных сил, всегда была потребность предоставления воинам надлежащей помощи, льгот, компенсаций за особые условия жизни и службы.
Вопросы социальной защиты военнослужащих и членов их семей как важнейшая составляющая социальной политики в Вооруженных силах Российской Федерации начали рассматриваться уже в начале 90-х годов двадцатого века. Это было связано с процессом развития Вооруженных сил РФ. В это время Вооруженные силы оказались в затруднительном финансовом положении. Финансирование армии (как, кстати, и других силовых ведомств) постоянно уменьшалось, что негативно сказывалось на материальном состоянии военнослужащих. Поэтому вопрос льгот, компенсаций, материальной помощи приобрели значительную остроту. Если во время существования Советского Союза военнослужащие и члены их семей были материально обеспеченным и социально защищенной частью общества, то снижение их материального достатка в 1990-х годах болезненно ударило по бюджету семей военнослужащих, сведя их до уровня малообеспеченной слои населения. Публикации по этой тематике активно начали появляться, прежде всего, в военных периодических изданиях. Авторы этих работ освещали законодательную составляющую этой проблемы, говорили о необходимости уточнения и принятие новых законодательных актов по вопросам социальной защиты военнослужащих и членов их семей.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Конституция Российской Федерации. Гимн Российской Федерации. Герб Российской Федерации. Флаг Российской Федерации. – Москва: Омега, 2014. – 62 с.
2. О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов: Федеральный закон от 29.11.2018 № 459-ФЗ. – Москва: Омега, 2018. – 17 с.
3. О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат: Федеральный закон от 07.11.2011 № 306-ФЗ. – Москва: Омега, 2011. – 17 с.
4. О статусе военнослужащих: О статусе военнослужащих: Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ. – Москва: Норма, 1998. – 12 с.
5. О воинской обязанности и военной службе: Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ. – Москва: Норма, 1998. – 14 с.
6. Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации: Федеральный закон от 28.03.1998 № 52-ФЗ. – Москва: Норма, 1998. – 10 с.
7. Об обороне: Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ. – Москва: Норма, 1996. – 13 с.
8. О международных договорах Российской Федерации: Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ. – Москва: Норма, 1995. – 12 с
9. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683. – Москва: Норма, 2015. – 17 с.
10. Военная доктрина Российской Федерации: утв. Президентом РФ 25.12.2014 № Пр-2976. – Москва: Норма, 2014. – 18 с.
11. О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2005 г. № 549: Постановление Правительства РФ от 24.11.2015 № 1259. – Москва: Норма, 2015. – 13 с.
12. О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2005 г. № 549: Постановление Правительства РФ от 19.02.2015 № 141. – Москва: Норма, 2015. – 16 с.
13. О внесении изменений в Положение об установлении, выплате, перерасчете и индексации размера дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения гражданам, осуществлявшим трудовую деятельность в организациях, осуществляющих виды деятельности в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, и военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, при выходе их на трудовую: Постановление Правительства РФ от 13.05.2010 № 328. – Москва: Норма, 2010. – 14 с.
14. О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2005 г. № 549: Постановление Правительства РФ от 15.07.2009 № 566 // Российская газета. – 2009. – 19 июля.
15. О мероприятиях по совершенствованию системы мер социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 01.09.2005 № 549. – Москва: Норма, 2005. – 8 с
16. Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации: Приказ Министра обороны РФ от 30.12.2011 № 2700. – Москва: Норма, 2011. – 7 с.
17. Абдурахманова, М. З. Некоторые тенденции в решении проблем пенсионного обеспечения [Текст] / М. З. Абдурахманова // Известия Санкт-Петербургского государственного аграрного университета. - 2018. - № 1. - С. 234-238.
18. Аверин, А. Н. Динамика государственных минимальных социальных гарантий [Текст] / А. Н. Аверин // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. - 2018. - № 5. - С. 111-114.
19. Аверин, А. Н. Социальные гарантии [Текст] / А. Н. Аверин // Наука и образование. - 2019. - № 1. - С. 20-22.
20. Агашев, Д. В. Право социального обеспечения [Текст] / Д. В. Агашев. - Томск: ЦНТИ, 2018. - 351 с.
21. Амосов, А. И. О социальной значимости вопроса о пенсиях [Текст] / А. И. Амосов // Страховое право. - 2019. - № 2. - С. 42-45.
22. Базык, Е. Ф. Социальные пенсии как особая категория государственного пенсионного обеспечения [Текст] / Е. Ф. Базык // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2018. - № 7-4. - С. 30-33.
23. Беляева, Ю. Н. Правотворчество и реализация социальной функции государства (на примере индексации пенсий) [Текст] / Ю. Н. Беляева // Вопросы совершенствования системы государственного управления в современной России. - 2018. - № 1. - С. 14-20.
24. Евдокимова, Ю. В. Государственное социальное страхование в РФ: современное состояние и перспективы развития [Текст] / Ю. В. Евдокимова // Аудит и финансовый анализ. - 2018. - № 3. - С. 348-352.
25. Захарова, Т. И. Социальное страхование и социальная защита [Текст] / Т. И. Захарова. – Москва: Евразийский открытый институт, 2018. - 244 c.
26. Иванов, С. П. Социальные гарантии [Текст] / С. П. Иванов. – М.: Инфра-М, 2018. – 289 с.
27. Иванова, Л. К. Социальное страхование в Российской Федерации [Текст] / Л. К. Иванова // Международный научно-исследовательский журнал. - 2018. - № 5-1. - С. 87-90.
28. Иглин, В. В. Социальные пенсии [Текст] / В. В. Иглин // Теория права и межгосударственных отношений. - 2019. - № 1. - С. 78-103.
29. Купряшин, Г. Л. Основы государственного и муниципального управления [Текст] / Г. Л. Купряшин. – М.: Юрайт, 2018. – 500 с.
30. Курбанов, Р. А. Право социального обеспечения [Текст] / Р. А. Курбанов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. – 201 с.
31. Лачина, Е. А. Специфика реализации прав граждан на пенсию по выслуге лет [Текст] / Е. А. Лачина // Правовая политика и правовая жизнь. - 2018. - № 1. - С. 69-73.
32. Левчук, А. Р. Социальные гарантии [Текст] / А. Р. Левчук. – М.: Инфра-М, 2018. – 398 с.
33. Мачульская, Е. Е. Право социального обеспечения [Текст] / Е. Е. Мачульская. – М.: Юрайт, 2019. – 154 с.
34. Миронова, Т. К. Право социального обеспечения [Текст] / Т. К Миронова. – М.: КноРус, 2018. - 304 с.
35. Подколзина, И. М. Особенности развития системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации [Текст] / И. М. Подколзина // Проблемы экономики и юридической практики. - 2018. - № 4. - С. 72-77.
36. Сулейманова, Г. В. Право социального обеспечения [Текст] / Г. В. Сулейманова. – М.: Юрайт, 2018. - 432 с.
37. Теплов, М. В. Социальное обеспечение [Текст] / М. В. Теплов. – М.: Инфра-М, 2019. – 289 с.
38. Тучкова, Э. Г. Право социального обеспечения России [Текст] / Э. Г. Тучкова. – М.: Проспект, 2019. - 464 с.
39. Фатеев, К. В. О проблемах пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы / К. В. Фатеев // Право в Вооруженных Силах. – 2018. - № 9. – С. 12-20.
40. Чупрова, Е. В. Актуальные проблемы трудового права и права социального обеспечения [Текст] / Е. В. Чупрова. – М.: Проспект, 2018. - 48 с.