Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Одним из немаловажных моментов развития дошкольника является формирование мелкой моторики и координации движений рук. Целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, сохранению психического и физического развития ребенка.
Одним из принципов, положенных в основу Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [21], является создание благоприятной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями. Обязательным условием всестороннего развития ребенка является его общение со взрослыми и сверстниками, а устная речь – это основное средство общения. Именно поэтому, одной из приоритетных задач работы с дошкольниками является развитие речи и речевого общения.
Существует множество традиционных методов, направленных на развитие мелкой моторики рук у дошкольников: пальчиковая гимнастика, массаж рук, продуктивные виды деятельности (аппликация, лепка, рисование, оригами), графические диктанты, лабиринты, штриховки и т.д. Но наряду с традиционными методами развития мелкой моторики широко используются и нетрадиционные, к таким методам относится использование нетрадиционных техник рисования.
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить результативность нетрадиционных техник рисования для развития мелкой моторики детей дошкольного возраста.
Объект исследования: развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: использование нетрадиционных техник рисования как средства развития мелкой моторики детей дошкольного возраста.
В соответствии с целью сформулированы следующие задачи:
1. Провести историко-логический анализ проблемы развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста.
2. Определить психолого-педагогическую основу развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
3. Охарактеризовать формы и методы развития мелкой моторики дошкольников.
4. Провести диагностику, направленную на выявление актуального уровня развития мелкой моторики рук старших дошкольников.
5. Составить серию занятий с использованием нетрадиционных техник рисования, направленные на развитие мелкой моторики дошкольников.
6. определить динамику развития мелкой моторики дошкольников после реализации занятий.
В работе применены следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, эксперимент, количественный и качественный анализ.
База исследования: дошкольная образовательная организация.
Теоретической основой курсовой работы являются труды таких исследователей, как С.Е. Гаврина [5], Е.П. Ильин [9], М.М. Кольцова [10]¸ А.Н. Леонтьев [11], А.Р. Лурия [15], О.А. Новиковская [18], И.Е. Светлова [23], Е.А. Смирнова [24], Д.Б. Эльконин [28] и др.
Теоретическая значимость курсовой работы заключается в систематизации опыта использования технологии нетрадиционных техник рисования в развитии мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость курсовой работы состоит в том, что результаты работы могут быть использованы педагогами при развитии мелкой моторики рук детей дошкольного возраста.
Структура: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Глава I. Теоретические основы проблемы развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования
1.1. Историко-логический анализ проблемы развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста
Понятие мелкой моторики детей рассматривается в различных отраслевых психофизиологических, медицинских и педагогических науках, которые исследуют поведенческие проявления детей разных возрастных групп. При этом мелкая моторика – есть фактор физического и психического развития ребенка, что предопределяет особый интерес к теме мелкой моторики среди исследователей. Еще в древности ученые обращали внимание на то, что ремесленники, занятые трудом, связанным с точной координацией мелких движений пальцев, обладали точным развитым умом, хорошей памятью, а также логичностью рассуждений [1; с. 62].
Известно, что человеческий организм – есть взаимосвязанная система, которая объединена периферийной нервной системой. Мозг человека посылает импульсы в нервные окончания и контролирует движение конечностей человека. При этом степень овладения этим навыком у всех разная и различается в течение жизни человека. Некоторые индивиды спокойно и дифференцированно владеют собственным телом, некоторые, напротив, скованны в функциональном овладении двигательными навыками по физиологическим причинам или иным – возрастным (возрастная скованность), состоянию здоровья (скованность конечностей по причине заболеваний), двигательной пассивности и неразработанности мышц и т.д.
Моторика – это такая двигательная функция, которая позволяет человеку выполнить задуманное им движение максимально четко и именно так, как он того желает. Моторика задействует оба мозга – головной мозг держит образ нужного движения, спинной мозг отдает команды на движение. Автор И.Е. Светлова определяет моторику как совокупность двигательных навыков, умений, реакций и сложных двигательных действий, которые свойственны человеку в разной степени. Автор делит моторику на виды – общая (поза, общие движения), тонкая (мелкие движения рук и ног), а также артикуляционная(мимика и жесты) [23; с. 72].
Другой автор – Т.А. Ткаченко определяет мелкую моторику как на высоком уровне различающиеся друг от друга высоко точные движения конечностей, для которых характерны, как правило, небольшие амплитуда и сила. Автор пишет, что мелкая специальная моторика – есть продолжение крупной общей моторики [26; с. 19]. Также автор указывает на взаимосвязь понятия мелкой моторики с термином «координация движений», под которой он понимает умение и способность того или иного живого существа управлять положением и движениями собственного тела при помощи высшей и периферийной нервной системы.
По мнению Е.П. Ильина мелкая моторика также неотделима от координации движений, но автор пошел в рассуждениях дальше – он указывает, что мелкая моторика – есть скоординированные нужным образом мелкие двигательные акты, которые возможны при согласованном взаимодействии костного скелета, мышечной и нервной системы, при согласованной поддержке органов чувств – зрения, слуха, осязания. Как и иные авторы, Е.П. Ильин говорит, что мелкая моторика – это прежде всего, движения рук и ног, остальное тело участвует в общей моторике и общей координации движения. Автор также выводит понятие «ловкость», под которым он понимает оценку степени овладения мелкой моторикой человеком [9; с. 45]. Примерами мелкой моторики автор называет различные виды человеческой деятельности (бытовые движения, шитье, ремесла), а также почерк.
Ценным замечанием автора А.Р. Лурия является выведение зависимости степени развития мелкой моторики и уровня развития речи человека. На показательных примерах автор доказывает, что чем больше уделять внимания развитию мелкой моторики ребенка, тем лучше будет развиваться его речь [15]. К таким же выводам пришли ученые Института физиологии детей и
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемых источников
1. Андреев, В.И. Педагогика / В.И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2017. - 608 с.
2. Бедулина, Г.Ф. Социально-педагогическое проектирование: учеб-метод. пособие / Г.Ф. Бедулина. - Мн.:АПО, 2009.- 153 с.
3. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. - СПб.: Питер, 2017. - 400 с.
4. Божович, Л.И. Формирование отношения к учению и развитие познавательных интересов / Л.И. Божович // Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 2012. - С. 247-253.
5. Бондаревский, В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию / В.Б. Бондаревский. - М.: Просвещение, 2015. - 513 с.
6. Бубнова С.С. Методика диагностики индивидуальной структуры ценностных ориентаций личности //Методы психологической диагностики. Вып. 2. /Ред. Воронин А.Н. М., 1994.
7. Выготский, Л.С. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов средних учебных заведений/ Л.С. Выготский. - М.: издательский центр "Смысл", 2013. - 486с.
8. Гордон, Л.А. Психология и педагогика интереса / Л.А. Гордон // Радяньска школа. - 2014. - №11. - С. 33-37
9. Гребенникова, О.А. Педагогические возможности проектной деятельности как средства развития познавательных интересов учащихся // Вестник НовГУ, 2015. - №5 (88). - С.30-33
10. Деркач, В. И. Оптимизация управления деятельностью персонала образовательных систем. - М.: Итар-Тасс, 2015. - 152 c
11. Дусавицкий, А.Г. Воспитывая интерес / А.Г. Дусавицкий. - М.: Знание, 2014. - 80 с.
12. Еникеев, М.И. Психологический энциклопедический словарь / М.И. Еникеев. - М.: Проспект, 2010. - 560 с.
13. Зотов, Ю.Б. Организация современного урока / Ю.Б. Зотов. - М.: Просвещение, 2017. - 144 с.
14. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб: Питер, 2009. — 434 с.
15. Ильин Е.П. Психомоторика. М.: Владос, 2013. – 326 с.
16. Использование пальчиковых игр в старшей группе [Электронный ресурс]/Режим доступа: https://paidagogos.com/ (Дата обращения: 25.04.2019
17. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспирова. - М.: Академия, 2017. - 176 с.
18. Коротаева, Е.В. Обучающие технологии в творческой деятельности дошкольников / Е.В. Коротаева. - М.: Просвещение, 2008. - 237 с.
19. Куликов Л.В. Психологические исследования: Методические рекомендации по проведению.- СПб.: Речь, 2001,-184 с.
20. Логоша Г.Е. Развитие мелкой моторики у малышей // Молодой ученый. 2017. № 46. С. 299-302.
21. Лурия A.Р. Письмo и рeчь: Нeйрoлингвистичeскoe изучeниe. – М.: Академия, 2012. – 346 с.
22. Марков, А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А.К. Маркова. - М.: Просвещение, 2008. - 355 с.
23. Морозова, Н.Г. Формирование интересов у детей в условиях нормального и аномального развития / Н.Г. Морозова. - М.: Наука, 2017. - 278 с.
24. Мухина М. А. Сущность и содержание понятия «творческий потенциал» // Молодой ученый. - 2018. - №19. -С. 411-413.
25. Пальчиковые игры для детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]/Режим доступа: https://ped-kopilka.ru/ (Дата обращения: 08.04.2019)
26. Педагогика / Под ред. В.А. Сластёнина. - М.: Школьная Пресса, 2012. - 336 с.
27. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. -М.: Педагогическое общество России, 2015. - 640 с.
28. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Общая психология. Учебник для педагогических вузов. - М.: Академия, 2015. - 501 с
29. Свeтлoвa И.E. Рaзвивaeм мeлкуюмoтoрику и кooрдинaцию движeний рук. М.: Детство-пресс, 2012. – 71 с.
30. Современная психология / Под ред. В.Н. Дружинина. - М.: Инфра-М, 2016. - 687 с.
31. Созонов, В.В. Планирование воспитательной работы: от результата к замыслу / В.В.Созонов// Народное образование. – 2001. №1.
32. Теплов Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий / Б.М. Теплов. Воронеж: НПО «МОДЭК», 2013. 640 с.
33. Эльконин, Д.Б. Система развивающего обучения: пособие для студентов педагогических вузов. – М.: Наука, 2011. - 260 с.