Фрагмент для ознакомления
2
«Трудная жизненная ситуация - это такая ситуация, в которой в результате внешних воздействий или внутренних изменений происходит нарушение адаптации человека к жизни, в результате чего он не в состоянии удовлетворять свои основные жизненные потребности посредством моделей и способов поведения, выработанных в предыдущие периоды жизни» [21]. «Основой для определения трудной жизненной ситуации является адаптация к жизни. При условии дезадаптации человека к жизни мы можем говорить о наступлении трудной жизненной ситуации» [12].
Тяжелая ситуация появляется, когда изменяется привычный ход жизни, и человек не может решить ту или иную ситуацию, с помощью привычных норм поведения. Выготский Л.С. писал, что подростковый возраст – «это не только период поло¬вого созревания, но еще и возраст созревания личности».
Классификация подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию [3](рис.4)
Рисунок 4.
Основной причиной появления категории "подростки, находящиеся в трудной жизненной ситуации" считается семейное неблагополучие, а именно (рис. 5):
Рисунок 5.
Ребенок, оказавшийся в тяжелой ситуации, не может благополучно функционировать в среде, отсюда и появляются проблемы, приходится изменять привычные нормы поведения. В таких ситуациях нужно с помощью профессионалов решить возникшую на данном этапе проблему.
Экономическое неблагополучие семьи также может стать причиной социальных проблем, связанных с распространением бедности среди семей с детьми. В данной ситуации характерно снижение посещаемости в медицинские учреждения, ухудшается внутрисемейный психологический климат, семья все больше ссорится, скандалит, конфликтует. В семьях, где существовали экономические трудности, дети формируют убеждение об отсутствии престижа и уважения в обществе, о проявлении родительской любви посредством телесных наказаний, критики, оскорблений.
В нашей стране крайней актуальностью обладает проблема социального сиротства. В результате злоупотребления родителями алкогольных напитков, наркосодержащих препаратов, а также распада семьи, экономических трудностей родители могут отказаться от подростков, либо фактически не осуществлять их воспитание и содержание, что, в свою очередь, приводит к ограничению или лишению родительских прав.
Дети, которые проживают с родителями, в семье, также сталкиваются с множеством проблем. Внутрисемейные отношения оказывают значительное влияние на становление личности ребенка. Наличие конфликтов, ссор, постоянного стрессового состояния в семье являются причиной срывов в нервной деятельности ребенка. Данные признаки характеризуют семью, находящуюся в кризисной ситуации, где дети наиболее подвержены получению серьезных психологических травм.
Неблагополучие семьи и порождаемые им проблемы является зачастую причиной побегов подростков из дома. Детская беспризорность, уход ребенка из семьи, когда ребенок теряет привычное место жительства и сферу увлечений, занятий, является наиболее острой формой безнадзорности, отражающейся в отсутствии или ослаблении родительского попечения.
Проблемы, которые связаны с социально-экономическим положением и политическим развитием общества наиболее часто представляют угрозу жизни и здоровью подростков.
Дети не обладают достаточно устойчивыми, стабильными защитными механизмами, способствующими их выживанию в сложных жизненных условиях, что наделяет их незащищенностью и уязвимостью. Ребенок в такой ситуации близок к нервному срыву, ощущая панику и страх от неизвестности и угрозы жизни и здоровью, утрачивая ощущение реальности и переживая психопатические реакции. Беспомощность, боль и растерянность, ощущаемые ребенком, зачастую становятся причиной различных форм проявления неадекватного поведения, что вызывает шок и удивление взрослых, вынуждая их задуматься[9].
Ещё одним феноменом, непосредственно связанным с социальными проблемами подростков, является их социальная дезадаптация. Она заключается в нарушении норм морали и права, проявлении асоциальных форм поведения, изменении системы ценностей и правил, утрате социальных связей с семьей, друзьями, школой, значительном ухудшении психического здоровья, раннем пристрастии к злоупотреблению алкоголем, склонности к депрессивности и суициду.
Социальная дезадаптация может быть рассмотрена как одна из причин (условий) формирования социальных проблем подростков, что связывает их в единый проблемный комплекс.
Выделяют следующие факторы, способствующие появлению и развитию социальной дезадаптации у подростков: различного рода наследственность (социальная, психофизическая, социокультурная); психолого-педагогический фактор, к нему относят нарушения семейного и школьного воспитания; социальный фактор, включающий деформацию социума, социально-экономические особенности деятельности общества; социальные ограничения, которым подвергаются дети; собственные ценностные ориентации и нормы, способность к самостоятельности и т.д.
Ключевым фактором формирования детской социальной дезадаптации выступает семья и внутрисемейные отношения. Неуспешное выполнение семьей ее основных функций, особенно воспитательной, впоследствии приводит к нарушению адаптационных процессов у всех членов семьи, включая подростков.
Таким образом, детские социальные проблемы вызваны особенностями экономических и политических государственных процессов, а также спецификой социализации, происходящей в условиях социальных изменений и потрясений.
Основные социальные проблемы подростков в современном обществе можно разделить на следующие группы:
1) обусловленные возрастными особенностями подростков;
2) обусловленные основными характеристиками семьи ребёнка;
3) обусловленные деятельностью некоторых социальных институтов и организаций, работающих с детьми;
4) обусловленные особенностями социально-экономического и политического развития общества.
1.2. Особенности социальной реабилитации подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, средствами танца
Социальная реабилитация также оказывает влияние на социальную среду, условия жизни ребенка, которые имеют какие-либо нарушения по различным причинам.
Выделяют следующие технологии социальной реабилитации, осуществляемые в процессе социальной работы с детьми:
- методики дефектологии и псих коррекции;
- профессиональная ориентация.
Социальная терапия характеризуется большим предметным полем своего воздействия и широким арсеналом применяемых средств, в результате чего большинство направлений социальной работы можно включить в содержание социальной терапии. Социальная терапия представляет собой деятельность, ориентированную на формирование оптимальных социально- адаптационных и реабилитационных условий посредством применения специальных средств и приемов. О конкретной технологии социальной терапии можно говорить в зависимости от метода, используемого в целях улучшения условий жизнедеятельности ребенка, оказавшегося в трудной ситуации[11].
Также, в зависимости от уровня проводимой работы, можно выделить следующие технологии социальной работы с детьми:
1. Индивидуальная социальная работа с детьми.
Целью индивидуальной социальной работы с несовершеннолетними является осознание детьми своих страхов, и их преодоление.
Индивидуальная социальная работа не означает работу исключительно с ребенком, здесь же проводится работа с родителями и ближайшим окружением ребенка, чем обусловлена необходимость выстраивания социальным работником отношений, в том числе и с ними, поскольку именно родители и окружение ребенка являются источником информации о ребенке и его проблемах.
2. Групповая социальная работа с детьми.
Несмотря на осуществление групповой социальной работы по тем же технологическим схемам, что и индивидуальная, групповая работа строится исходя из специфики субъектов. В этом виде деятельности учитывают особенности детского возраста, коммуникативные особенности подростков и подростков, их ценностные установки и ориентации.
Существенно отличается также принцип организации. Групповая работа начинается с проведения индивидуального интервью с каждымребенком, посредством чего специалист определяет роль и место ребенка в процессе будущего группового взаимодействия. При этом важны следующие характеристики группы: (рис 6.)
Рисунок 6.
Таким образом, можно выделить основные технологии социальной работы с детьми, включающими социальную диагностику, социальную экспертизу, социальную профилактику, социальную коррекцию, социальную адаптацию, социальную реабилитацию, социальную терапию. В зависимости от уровня оказываемой помощи можно выделить индивидуальную и групповую социальную работу с несовершеннолетними. Индивидуальная работа в наибольшей степени учитывает психологические особенности ребенка, а отличительной особенностью групповой работы является выстраивание взаимодействия посредством контракта с указанием принципов общения и взаимодействия.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс
2. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федер. Закон от 24.11.1995 № 181 // Консультант Плюс - надежная юридическая помощь.
3. Азарова, Е.Г. Социальная защищенность подростков: теоретические подходы / Е.Г. Азаров. - Москва: КОНТРАКТ, 2012 - 256 с.
4. Акатов Л. И. Психологические основы социальной реинтеграции подростков-инвалидов / Л. И. Акатов, Министерство труда и социальных дел. Развитие выросло. Федерация и др. - М.: Просвещение, 2012 г. - 448 с.
5. Акатов Л.И. Социальная реабилитация подростков-инвалидов. Психологические основы: учебное пособие, инструкция к шпильке. верхний. учиться. учреждения / Л. И. Акатов. - М.: Центр ВЛАДОС, 2003 г. - 368 с.
6. Алексеева З.Е., Андросова М.И. Сложная жизненная ситуация как фактор социально-психологической дезадаптации подростка (на основе профессионального опыта) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 26. - С. 25–26. - URL: http://e-koncept.ru/2017/770702.htm.
7. Анцыферова Л.И. Личность в тяжелых жизненных условиях: переосмысление, трансформация ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал, 1994. Т. 15. - №1. - С. 3-19.
8. Байбородова Л.В. Социально-педагогическая поддержка проблемных семей [Электронный ресурс]: электрон. пособие / Л.В. Байбородова - Режим доступа: URL https: //www.litres.ru/ludmila-bayborodova/socialno-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-problemnyh-sem/chitat-onlayn
9. Батранина А.А. Танцевально-двигательная терапия как фактор гармонизации личности / А.А. Батранина // Вестник Национальной академии культуры и искусств Восточной Сибири. - 2011. - №1 (1). - С. 134-139.
10. Бирюкова И. Танец как средство познания и творческого самовыражения [Электронный ресурс] / И. Бирюкова. - Режим доступа: http://sgv.narod.ru
11. Бычков, Д.Г. Социальная интеграция семей в сложных жизненных ситуациях: Организация оказания социальных услуг с участием ближайшего семейного окружения / Д. Бычков, О. Феоктистова. - М.: Создание института городского хозяйства, 2009. - 60 с.
12. Волкова О.В. Социальная реабилитация как направление социальной работы // Психолого-педагогическое обозрение Gaudeamus. - 2016. - №2 (10). - С. 6.
13. Духновский С.Б.Психологическая поддержка подростков в критических ситуациях: учебное пособие. Курган: Курганское государственное издательство ун-та, 2003. - 124 с.
14. Иващенко, Г.М. Социальная реабилитация подростков и непригодных подростков в специализированном учреждении: руководство для сотрудников специализированных учреждений социальной реинтеграции несовершеннолетних / Г. М. Иващенко, Н.С. Кантонистова, М.М. Плоткин. - М.: Министерство социальной защиты населения Российской Федерации, 2019 - 200 с.
15. Ионина О.С. Возможности танцевально-двигательной терапии как метода психического воздействия на личность / О.С. Ионина // Новая наука: стратегии и векторы развития. - 2016. - № 5-3 (82). - С. 100-103.
16. Ионина О.С. Методы танцевально-двигательной терапии в коррекции негативных проявлений личности / О.С. Ионина // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. - 2016. - №2 (30). - С. 107-113.
17. Лакреева А. В., Хомутова М. В. Сложная жизненная ситуация как фактор социально-психологической дезадаптации подростка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т.24. - С.135-140. - URL: http://e-koncept.ru/2016/56426.htm.
18. Мельникова, М.Л.Социальная реабилитация подростков: уход и оптимизация / М.Л. Мельникова, А.В. Культивирование. - Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2015 - 123 с.
19. Михалина М. А. Элементы танцевально-двигательной терапии в учебной деятельности педагога-хореографа / М. А. Михалина // В сборнике: Развитие гуманитарных наук в современном социокультурном пространстве, сборник статей. Ю.В. Иванова (главный редактор). - 2015, с. 117-122.
20. Мукина Е. Ю. Современные подходы к социально-педагогической реабилитации в теории и практике педагогической науки // Вестник ТГУ. - 2014. - Номер. 7. - С. 40.
21. Осухова Н.Г. Психологическая помощь в сложных и экстремальных ситуациях: Учебное пособие. инструкция к шпильке. верхний. учиться. учреждения / Наталья Георгиевна Осухова. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 288 с.
22. Павленок П.Д. Технология социальной работы с разными группами населения: Учебное пособие. изоляция / П.Д. Павленок, М.Я. Руднева. - М.: ИНФРА-М, 2019 - 272 с.
23. Панкова, Н. В. Основные принципы организации комплексной помощи несовершеннолетним и семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации: сборник методических рекомендаций / Н. В. Панкова, Л. Ю. Новикова, А. В. Тюрина. - Владивосток: Издательский дом Дальневост. Федерал. ун-та, 2012. - 268 с.
24. Прохорова, О. Г. Организация социальной работы с семьей: методическое пособие / О. Г. Прохорова, Е. А. Виниченко. - М.: ИДПО ДТСЗН, 2017. - 88 с.