Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Перед современным обществом стоит задача улучшения содержания учебно-воспитательной работы с детьми дошкольного возраста, их подготовка к обучению в школе.
Речевое нарушение – дизартрия характеризуется расстройством речи, которое проявляется в нарушении произносительной стороны вследствие органических нарушений центрального или периферического отделов нервной системы, проявляющееся во множественных нарушениях процесса ее моторной организации. Основным проявлением нарушения речи при дизартрии являются фонетические (звуковые) нарушения, которые оказывают вторичное влияние на формирование фонематического и лексико-грамматического компонентов речи.
Дизартрия по данным научных исследований часто встречается в педагогической практике. Так, Е.Ф. Архипова отмечает наличие стертой формы дизартрии у 50% детей с общим недоразвитием речи и 35% детей с фонетико-фонематическими нарушениями.
Основные проявления дизартрии:
- невнятная невыразительная речь,
- нечеткая дикция,
- множественные нарушения звукопроизношения (искажения, замены, пропуски звуков) и др.
Актуальность исследования заключается в широкой распространенности стертой формы дизартрии у детей дошкольного возраста, в сложности дифференциальной диагностики и длительности протекания коррекционно-образовательного процесса у данной категории детей, что требует поиска эффективных путей исправления имеющихся нарушений речи.
Процесс становления звукопроизношения опирается на взаимодействие двух компонентов: сенсорного и моторного, которые образуют единую функциональную систему. Неточности звукопроизношения, вследствие нарушения деятельности речедвигательного анализатора, свидетельствует о повреждении взаимодействия между сенсорным и моторным компонентами речи [4].
У детей со стертой дизартрией отмечаются нарушения фонетико-фонематических процессов: звукопроизношения, фонематического восприятия, фонематических представлений, фонематического анализа и синтеза [18].
Цель исследования – определить основные направления формирования звукопроизносительной стороны речи у детей с дизартрией.
Объект исследования – звукопроизносительная речь детей 5-6 лет с дизартрией.
Предмет исследования – формирование звукопроизносительной стороны речи детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать научные данные теории и практики по проблеме дизартрии, определение речевого нарушения, его виды, характерные особенности.
2. Анализ теории и практики логопедии по проблеме состояния фонетико-фонематических процессов у детей в норме и дизонтогенезе.
3. Разработка методики констатирующего эксперимента по изучению фонетико-фонематического компонента речи.
4. Количественный и качественный анализ результатов констатирующего эксперимента.
Методы исследования: теоретические (анализ научной литературы); экспериментальные (констатирующий эксперимент) психодиагностические (тесты); биографические (сбор и анализ данных); количественные (методы математической статистики); интерпретационные (истолкование, объяснение полученных данных).
ГЛАВА 1. Теоретические основы проблемы изучения звукопроизносительной стороны речи у дошкольников с дизартрией
1.1. Современные представления о дизартрии
Дизартрия – это нарушение звукопроизносительной стороны речи, голосообразования и просодики, вследствие недостаточной иннервации мышц речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного. При дизартрии нарушается двигательный механизм речи в результате органического поражения центральной нервной системы. Структуру дефекта при дизартрии составляет нарушение всей произносительной стороны речи и внеречевых процессов: общей и мелкой моторики, пространственных представлений и др. и широко описано в специальной литературе [1].
Классификация форм дизартрии основывается на выделении различной локализации поражения мозга. Выделяются следующие формы, которые различаются спецификой дефектов голоса, артикуляции, звуковых расстройств, различной динамикой коррекции: бульбарная, подкорковая, мозжечковая, корковая, псевдобульбарная (стертая форма).
Как отмечает Е.Н. Винарская [5], наиболее часто встречающаяся форма детской дизартрии является псевдобульбарная. Частота диагноза «псевдобульбарная дизартрия» в детской речевой патологии заставляет остановиться на этой клинической форме.
Детская, или инфантильная, форма псевдобульбарного паралича, впервые выделенная и описанная Оппенгеймом (1895), встречается очень часто при диплегической форме церебрального паралича, то есть как остаточный синдром раннего поражения мозга (внутриутробные вредности, родовые травмы, энцефалит в грудном возрасте) [9, с. 65].
Псевдобульбарная дизартрия является следствием поражения мозга во внутриутробном периоде, во время родов или в раннем детстве как следствия энцефалита, родовых травм, опухолей, интоксикации и др. В результате у ребенка нарушается общая и речевая моторика. Ребенок плохо сосет, поперхивается, захлебывается, плохо глотает. Изо рта течет слюна, нарушена мускулатура лица [22, с. 110].
Группа авторов (Е.Н. Винарская, А.С. Никифоров, С.А. Солдатова [5]) в совместной работе отмечают, что детская псевдобульбарная дизартрия больше, чем у взрослых, связана с очагами поражения коры головного мозга, а именно нижней трети передних центральных извилин. Во многих случаях одновременно имеются очаги поражения лобных долей, подкорковых ядер и кортико-бульбарных путей различного уровня. Поэтому наименование дизартрии псевдобульбарной недостаточно корректно в патогенетическом и топическом отношениях.
Выделяемые варианты такой «псевдобульбарной» дизартрии — паралитический, спастический, гиперкинетический, рудиментарный — имеют всего лишь описательный характер. Кстати, при динамическом наблюдении у детей обнаружена изменчивость преимущественных клинических признаков синдрома [5].
В совместной работе М.Б. Эйдиновой и Е.Н. Правдиной-Винарской [40] говорится о том, что выявление «псевдобульбарной» Солдатова [5]) в совместной работе отмечают, что детская псевдобульбарная дизартрия больше, чем у взрослых, связана с очагами поражения коры головного мозга, а именно нижней трети передних центральных извилин. Во многих случаях одновременно имеются очаги поражения лобных долей, подкорковых ядер и кортико-бульбарных путей различного уровня. Поэтому наименование дизартрии псевдобульбарной недостаточно корректно в патогенетическом и топическом отношениях.
Выделяемые варианты такой «псевдобульбарной» дизартрии — паралитический, спастический, гиперкинетический, рудиментарный — имеют всего лишь описательный характер. Кстати, при динамическом наблюдении у детей обнаружена изменчивость преимущественных клинических признаков синдрома [5].
В совместной работе М.Б. Эйдиновой и Е.Н. Правдиной-Винарской [40] говорится о том, что выявление «псевдобульбарной» дизартрии у детей, страдающих детским церебральным параличом, имеет практическую значимость даже при ее незначительной выраженности. Монотонность речи, нарушение ее плавности и невнятное произнесение звуков могут мешать в ряде случаев развитию навыков письма и чтения и задержанному формированию интеллектуальных функций.
Степень нарушения речевой или артикуляционной моторики может быть различна. Условно выделяются 3 степени псевдобульбарной дизартрии: легкая, средняя, тяжелая [33].
Для нашего исследования важно рассмотреть лёгкую степень псевдобульбарной дизартрии. Нередко проявления легкой степени дизартрии называют «стертой» дизартрией, имея в виду негрубые («стертые») парезы отдельных мышц артикуляционного аппарата, нарушающих процесс произношения. В последнее время отмечается большая распространенность этой категории детей в связи с увеличением случаев ранней энцефалопатии.
Псевдобульбарная дизартрии характеризуется отсутствием грубых нарушений моторики артикуляционного аппарата. Трудности артикуляции заключаются в медленных, недостаточно точных движениях языка, губ. Расстройство жевания и глотания выявляется неярко, в редких поперхиваниях [22]. Произношение этих детей нарушено вследствие недостаточно четкой работы артикуляционной моторики, речь несколько замедленна, характерна смазанность при произнесении звуков. И.Б. Карелина считает, что чаще страдает произношение сложных по артикуляции звуков Ж, Ш, Р, Ц, Ч. Звонкие звуки произносятся с недостаточным участием голоса. Трудны для произношения мягкие звуки, требующие добавления к основной артикуляции подъема средней части спинки языка к твердому нёбу [13].
В.А. Киселева отмечает, что недостатки произношения оказывают неблагоприятное влияние на фонематическое развитие. В большинстве
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей [Текст] / Е. Ф. Архипова. – М. : АСТ: Астрель, 2017. – 331 с.
2. Астахова, Н.Ю. Организация работы по формированию правильного звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / Н. Ю. Астахова, Г. А. Андросова // Традиции и инновации специального образования: Сборник научно-методических трудов с международным участием. – СПб., 2010. – С. 144 – 150.
3. Барсукова, Е.Л. Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек [Текст] / Е. Л. Барсукова // Логопед. – 2019. - №5. - С. 26.
4. Бельтюков, В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и патологии) [Текст] / В.И. Бельтюков. – М., 1977. – 176 с.
5. Винарская, Е.Н. Недостаточность побуждения к речи при очаговых поражениях неспецифических структур мозга [Текст] / Е. Н. Винарская, А.С. Никифоров, С.А. Солдатова // Невропатология и психиатрия. – 1977. – № 9. – С. 1347 - 1351.
6. Выготский, Л.С. Развитие устной речи. Собр. соч. в 6 т., Т.3 [Текст] / Л.С. Выготский. – М., 1982.
7. Гвоздев, Н.А. Вопросы изучения детской речи [Текст] / Н.А. Гвоздев. – СПб., 2017. – 472 с.
8. Ефименкова, Л. Н. Формирование речи у дошкольников [Текст] : книга для логопеда [Текст] / Л.Н. Ефименкова. – М.: Просвещение, 1985. – 112 с.
9. Дизартрия [Текст] / Е.Н. Винарская. – М., 2015. – 141 с.
10. Дурова, Н.В. Формирование фонематического слуха детей [Текст] / Н. В. Дурова. - М., 2016. – 23 с.
11. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] / Н. С. Жукова, В. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - М., 2010. – 239 с.
12. Карелина, И.Б. Дифференцированная диагностика стертых форм дизартрии [Текст] // Дефектология. - 2016. - №5. – С. 22 – 24.
13. Карелина, И.Б. Новые направления в коррекции минимальных дизартрических расстройств [Текст] // Дефектология. - 2010. - №1. – С. 24 – 20.
14. Каше, Г.А. Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (7 год жизни) [Текст] / Г. А. Каше, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – М., 1986.
15. Киселёва, В.А. Коррекционно-педагогическая работа по предупреждению нарушения письма и чтения у старших дошкольников со стёртой формой дизартрии [Текст] : автореф. дисс. канд. пед. н. – М., 2011. – 16 с.
16. Лалаева, Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений речи [Текст] : учебно-методическое пособие. – СПб.: Наука-Питер, 2016. – 103 с.
17. Лалаева, Р.И. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников [Текст] / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. – Ростов н/Д: «Феникс», 2014. – 224 с.
18. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии [Текст] / Р. Е. Левина. – М.: АльнС, 2013. – 367 с.
19. Леонтьев, А.Н. Основы теории речевой деятельности [Текст] / А. Н. Леонтьев. – М., 2017.
20. Логопедия [Текст] : учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М.: ВЛАДОС, 2018. – 680 с.
21. Лопатина, Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста [Текст] / Л. В. Лопатина. – СПб., 2014. – 192 с.
22. Лопатина, Л.В. Схема обследования ребёнка с фонетико-фонематическим нарушением (дислалия, стёртая дизартрия, ринолалия) // Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения [Текст] : сб. методических рекомендаций. – СПб., 2010. – 232 с.
23. Лопатина, Л.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии) [Текст] : учебное пособие / Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова. – СПб., 2010. – 192 с.
24. Мартынова, Р.И. Медико-педагогическая характеристика дислалии и дизартрии [Текст] / Р.И. Мартынова // Очерки по патологии речи и голоса. - М., 1963. – №2 – с. 34 - 48.
25. Методы обследования речи детей [Текст] : пособие по диагностике речевых нарушений / под общей ред. проф. Г.В. Чиркиной. – М., 2015. – 240 с.
26. Орфинская, В.К. О воспитании фонологических представлений в младшем школьном возрасте [Текст] / В. К. Орфинская // Тр. ЛГИПИ им. А.И. Герцена, 1946, Т.3. – С.44-52.
27. Основы логопедической работы с детьми [Текст] / Г. В. Чиркина. – М., 2015. – 240 с.
28. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению [Текст] / Т. В. Волосовец. – М., 2012. – 201 с.
29. Панченко, И.И., Щербакова Л.А. Основные формы дизартрических нарушений речи и дифференцированные пути коррекционного воздействия [Текст] / Логопедия. Методическое наследие // Под ред. Л. С. Волковой. – М., 2013.
30. Парамонова, Л.Г. Нарушение звукопроизношения у детей [Текст] / Л. Г. Парамонова. – СПб., 2015. – 224 с.
31. Российская, Е. Н. Произносительная сторона речи [Текст]: практический курс / Е. Н. Российская, Л. А. Гаранина. – М.: АРКТИ, 2013. – 104 с.
32. Розенгардт-Пупко, Г.Л. Формирование речи у детей раннего возраста [Текст] / Г. Л. Розенгардт-Пупко. – М., 1963. – 186 с.
33. Рыбакова, М. А. Применение инновационных технологий при коррекции звукопроизношения у детей [Текст] / М. А. Рыбакова // Молодой ученый. – 2016. – №10. – С. 1282-1284.
34. Сазонова, С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / С. Н. Сазонова. – М. : Академия, 2015. – 144 с.
35. Семёнова, К.А., Мастюкова Е.М., Смуглин М.Я. Клинические симптомы дизартрий и общие принципы речевой терапии [Текст] / Логопедия. Методическое наследие // Под ред. Л.С. Волковой. – М., 2013. – С. 103 – 118.
36. Соботович, Е.Ф. Недостатки звукопроизношения у детей дошкольного возраста и методы их преодоления [Текст] // Педагогические пути устранения речевых нарушений у детей. – СПб., 1981. – С. 59 – 97.
37. Сорочинская, Т.В. Оптимизация логопедической работы по формированию фонетической и просодической стороны речи у детей дошкольного возраста со стёртой формой дизартрии. Автореф. дис. канд. пед. наук [Текст]. - М., 2019. – 187 с.
38. Титова, Т.А. Нарушения звукослоговой структуры слова и их коррекция у детей с речевой патологией [Текст]. - СПб., 2013. – 126 с.
39. Ткаченко, Т.А. Развитие фонематического восприятия [Текст] / Т. А. Ткаченко. – М., 2011. – 155 с.
40. Токарева, О.А. Дизартрия [Текст] / О.А. Токарева // Расстройства речи у детей и подростков. – М., 1969. - С. 114 – 155.
41. Тумакова, Г.А. Работа над звуковой стороной речи в процессе развития речи старших дошкольников в детском саду [Текст] / Г. А. Тумакова. - М., 1985. – 192 с.
42. Туманова, Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников [Текст]: учебно-метод. пособие для логопедов и воспитателей / под ред. Т.Б. Филичевой. – М., 2011. – 192 с.
43. Филичева, Т.Б. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. [Текст] : учебно-методическое пособие для педагогов и воспитателей / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова. – М. : 2010. – 80 с.
44. Филичева, Т. Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] : программно-методические рекомендации / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова, Г. В. Чиркина. – М.: Дрофа, 2019. – 192 с.
45. Хватцев, М. Е. Хрестоматия по логопедии [Текст] / М. Е. Хватцев. - М., 2019. - 456 с.
46. Цейтлин, С.Н. Язык и ребёнок. Лингвистика детской речи [Текст] / С.Н. Цейтлин. – М., 2010. – 240 с.
47. Швачкин, Н.Х. Возрастная психолингвистика [Текст] : хрестоматия. / К. Ф. Седова. - М., 2014. – 330 с.
48. Эйдинова, М.Б., Правдина-Винарская Е.Н. Детские церебральные параличи и пути их преодоления [Текст] / М. Б. Эйдинова, Е. Н. Правдина-Винарская. – М., 1959. – 275 с.