Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Начального Общего Образования (ФГОС НОО), как планируемый результат обучения литературному чтению выделяет[26]:
- осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
- умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. Одной из задач образовательной среды является формирование читательских интересов у учеников, способствующих интеллектуальному и духовному становлению личности. Чтение играет существенную роль в развитии мышления и памяти.
Отсутствие интереса к чтению зачастую является главной проблемой подрастающего поколения, проблемой, которую ребенку не решить в одиночку. Тем более важно сделать чтение неотъемлемым и основополагающим условием всестороннего развития личности ребенка на начальном этапе его жизненного пути.
Проблема развития читательского интереса многогранна. Как библиотековедческая проблема, она рассматривалась в теоретических работах Вадьдгарда С.Л., Покровского А.А., Шафир Я.М., Васильева Б.П., Карташова Н.С., Стельмах В.Д., Умного Б.Г., Геллер Т.И. Решить задачу развития читательского интереса невозможно без проблемы интереса. Это «следствие, одно из интегральных проявлений сложных процессов мотивационной сферы» (Маркова Т.И., Щукина Г.И.). Проблема развития читательского интереса многогранна и требует своего решения в педагогике.
Данная работа посвящена проблемам воспитания читательского интереса у детей школьного возраста.
Проблема исследования проблемы определяется тем, что появление у детей читательского интереса является одной из важнейших задач воспитания, так как именно от наличия этого качества (читательского интереса) во многом зависит дальнейшая успешности ребенка в школьной жизни.
Таким образом, важно признать процесс чтения определяющим в образовании и развитии, мировоззренческом и нравственном становлении человека, ребенка.
Предмет исследования: развитие читательского интереса младших школьников.
Объект исследования: процесс развития читательского интереса старших дошкольников.
Цель исследования: Рассмотреть и изучить способы развития интереса к чтению у младших школьников.
Задачи исследования:
1. Выделить особенности читательского интереса у младших школьников.
2. Провести анализ учебных программ по литературному чтению для учащихся начальной школы
3. Выявить уровень развития к чтению на начальном этапе экспериментальной работы.
4. Разработать комплекс заданий, направленный на развитие интереса к чтению у младших школьников.
5. Провести диагностику уровня развития интереса к чтению у младших школьников по результатам экспериментальной работы.
На данном этапе нами использовался такой метод исследования: как, изучение и анализ педагогической литературы по проблеме исследования, педагогический эксперимент. Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, двух глав, заключения списка и приложения. Названия основной части отображают ее содержание.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Особенности читательского интереса у младших школьников
Рассматривая читательский интерес как специфический феномен, мы соотносим это с характером процесса чтения. Чтение как специфическая деятельность представляет собой процесс получения и хранения информации.
Один из основных компонентов чтения, непосредственно включающий читательский интерес - это мотивация как совокупность самых разных побудителей (потребностей, мотивов, чувств, желаний, интересов, норм, правил и т.д.) Мотивы чтения - внутренние побуждения читателя, основанные на вероятностном представлении о мере соответствия качеств книги его потребностям. Осознанная потребность в чтении побуждает читателя проявлять активность, заставляет прилагать усилия и преодолевать препятствия, чтобы восполнить неудовлетворенность в ситуации дефицита нужной информации.
Потребность представляет собой единство объективной нужды и субъективного побуждения. Она проявляется не только в состоянии неудовлетворенности, но и в виде читательских интересов и установок, разнообразных мотивов чтения.
Под широтой интересов будем понимать число охватываемых ими способов деятельности, их результатов, различных предметов и явлений[12].
Интенсивность будем связывать с силой эмоционального проявления, действенность - с активностью или пассивностью в достижении цели.
Психологи анализируют интересы не обособленно, а в целостной структуре личности, в свете определяющих личность отношений и потребностей, а становление интересов - как сложный процесс, включенный в общую линию воспитания и развития. Интересы в значительной степени отражают особенности личности, ее индивидуальность. Они являются и предпосылкой обучения, и его результатом. «Интересы служат поэтому, с одной стороны, средством, которым педагог пользуется,чтобы сделать обучение более эффективным, с другой стороны, интересы, их формирование являются целью педагогической работы», - пишет СЛ.Рубинштейн [17, С.635]. Все это в полной мере относится и к читательским интересам, которые являются одной из важнейших характеристик читателя как личности. В первом параграфе данной главы, рассматривая вопрос о классификации интересов, мы отметили, что важны любые классификации, поскольку они представляют собой характеристику каких-либо сторон базового понятия «интерес».
Исходя из вышеизложенного, можно в качестве рабочего определения данного вода интересов использовать следующую формулировку: читательский интерес-разновидность духовных интересов субъекта, характеризующаяся избирательностью его отношения к процессу чтения как способу удовлетворения познавательных, эмоциональных и эстетических потребностей и обладающая вследствие этого четкой мотивационно-целевой предопределенностью.
Параметры читательского интереса измеряются глубиной, избирательностью, широтой и объемом. Рассмотрим эти параметры более подробно. Глубина читательского интереса у младших школьников основана на знании авторов произведений, жанров, источников и измеряется уровнем начитанности в соответствии с читательскими интересами ребенка. Избирательность читательского интереса заключается в предпочтении определенных литературных источников, соответствующих читательским интересам личности ребенка. Широта читательского интереса младшего школьника заключается в том, что он может распознавать авторов, жанры произведений, а также умеет различать художественные, и публицистические, и научно-популярные произведения. Объем читательского интереса детей младшего школьного возраста заключается в интеграции таких параметров, как широта и глубина и проявляется в количестве произведений, которые прочитал ребенок [3, c. 114].
Большую роль играет чтение в формировании личности ребенка младшего школьного возраста. По мнению Л. С. Выготского, для того чтобы приобщить ребенка к какой-либо деятельности, необходимо вызвать в нем первоначальный интерес, который станет стабильным при условии готовности ребенка к этой деятельности и наличии определенной самостоятельности в этой деятельности. Тоже самое касается и процесса чтения [14, c. 65].
Для положительной тенденции развития интереса к чтению детей младшего школьного возраста необходимо учитывать такие факторы, как: отбор материала для чтения; организация учебного процесса; эмоциональная атмосфера общения; оптимальное сочетание различных способов и приемов.
Для младших школьников характерно выражение читательского интереса через эмоциональное восприятие. Сначала читательский интерес проявляется в виде любопытства, ведь для младшего школьника этот процесс является неизведанным, а значит интригующим. Затем, на следующей стадии, появляется любознательность. На этой стадии ученик хочет глубже понять и лучше разобраться в изучаемом явлении. Читательский интерес является избирательным интересом личности к конкретной теме чтения, выбором произведений определенного жанра, интересом к творчеству определенного автора [7, c. 61].
По мере взросления у человека расширяется кругозор, читательский опыт накапливается, меняется мировоззрение. Следовательно, и развитие читательского интереса будет являться возрастным процессом, меняющимся вместе с развитием личности. Но также читательский интерес является и учебным процессом, т.к. на его развитие влияет характер обучения. Причем, не всегда положительно. Если действия учителя не будут согласованы и направлены на развитие интереса к чтению, данный процесс может затормозиться или приостановиться. Одним из первых педагогов исследователей по данной проблеме выступала Н. Д. Молдавская. Она определила, что развитие интереса к чтению у младшего школьника направлено
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алексеевская, A. T. Формирование читательских интересов младших школьников [Текст] / А. Т. Алексеевская // Журнал «Начальная школа». – 2018. – № 3. – С. 18.
2. Антонова, Е. С. Как я воспитываю интерес к книге [Текст] // Журнал «Начальная школа плюс до и после». – 2012. – № 12. – С. 27-28
3. Бакулина, Г. А. Проверка первичного восприятия художественного произведения: от формализма к обучению и развитию [Текст] / Г. А. Бакулина // Журнал «Начальная школа». – 2019. – № 8. – С. 3-8
4. Васильева, М. С. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах [Текст] / М. С. Васильева, М. И. Оморокова, Н. Н. Светловская – М. : Педагогика, 2017. – 182 с.
5. Вербицкий, А. А. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции [Текст] /А. А. Вербицкий, О. Г. Ларионова. – М. : Логос, 2009. – 336 с. 85
6. Гриценко, З. А. Своеобразие читательского становления [Текст] / З. А. Гриценко // Журнал «Начальная школа». – 2018. – № 2. – С. 15.
7. Данилов, М. А. Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности в процессе обучения [Текст] / М. А. Данилов. // Журнал «Советская педагогика». – 2015. – № 8. – С. 10.
8. Дёмичева, В.В. Литературная сказка как средство социализации младших школьников [Текст] / В.В. Дёмичева // Начальная школа. – 2017. – № 7. С. 56
9. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей. [Текст] - СПб.: Питер, 2005. - 368 с. 32. Ерошина, Ю.Г. Технологии полноценного восприятия художественного произведения [Текст] / Ю.Г. Ерошина // Начальная школа. – 2015. – № 8. С. 21
10. Дубровина, И.В. Младший школьник: развитие познавательных способностей: пособие для учителей [Текст] / И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова [и др.]; под ред. И.В. Дубровиной. – М. : Просвещение, 2003. – 208 с. 87
11. Ефимова, Л. А. Развитие интереса и любви к книге [Текст] / Л. А. Ефимова // Журнал «Начальная школа». – 2016. – № 3. – С. 85.
12. Ефросинина, Л.А. Литературное чтение в свете современных требований [Текст] / Л.А. Ефросинина // Начальная школа. – 2010. – № 11. 85
13. Жесткова, Е. А. Творческие задания как средство формирования читательской компетенции младших школьников // Современные фундаментальные и прикладные исследования. 2013. №3. С. 17-20
14. Жукова, И. Г. Педагогическая система развития читательского интереса младших школьников средствами этнопедагогики [Текст] : дис. ... канд. пед. наук : 13. 00. 01. / И. Г. Жукова; Саратовский гос. пед. ин-т. – Саратов, 2004, 56 с.
15. Зобнина М. А. Как пробудить у младшего школьника интерес к чтению? / М.А. Зобнина // Начальная школа. - 2019. - № 8. - С. 35-43.
16. Зобнина, М.А. Как пробудить у младшего школьника интерес к чтению? [Текст] / М.А. Зобнина // Начальная школа. - 2007. - № 8. - С. 35- 43.
17. Измайлова, Р.Г. Реализация идей ФГОС на уроках литературного чтения [Текст] / Р.Г. Карпова // Начальная школа. – 2014. – № 1. С. 67
18. Кабачек, О. Л. Особенности восприятия художественных и познавательных текстов младшими подростками [Текст] / О.Л. Кабачек // Юный читатель и библиотека: сб. статей. – М.: ГРЮБ, 1991. – С. 100-112
19. Климанова Л. Ф. УМК «Школа России», Литературное чтение 2 класс. В 2 – х частях. Ч. 1. [Электронный ресурс] // Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий. URL : http://www.prosv.ru/ebooks/Pleshakov_ShkolaRossii_ch1/5.html#_ftnref1
20. Климанова, Л.Ф. Уроки литературного чтения: метод. пособие к учеб. «Родная речь»: 2кл. [Текст] / Л.Ф. Климанова.-М.: Просвещение, 2005.
21. Климова, Е.П. Формирование читательских интересов младших школьников через технологию осознанного чтения // Обучение и воспитание: методика и практика. - № 7, 2019. - С. 117-119.
22. Колганова, Н.Е. Формирование читательских умений и навыков в работе с книгой [Текст] / Н.Е. Колганова // Начальная школа. – 2017. – № 11. С. 38.
23. Кочетова, П.Б. О воспитании эстетического вкуса при чтении художественной литературы [Текст] / П.Б. Кочетова // Начальная школа. – 2015. – № 11. С. 35
24. Кудряшова, М. Г. Тематический контроль в курсе литературного чтения [Текст] / М. Г. Кудряшова // Журнал «Начальная школа». – 2019. – № 7. – С. 43-48.
25. Кузьминых, Е.О. Динамика читательских интересов современных школьников // Актуальные вопросы современной филологии и журналистики. 2018. №2 (29). URL: https: //cvberleninka. ru/article/n/dinamika-chitatelskih- interesov-sovremennvh-shkolnikov.
26. Матвеева, Е. И. Деятельностный подход к обучению в начальной школе. Уроки литературного чтения [Текст] / Е. И. Матвеева, И. Е. Патрикеева. – М. : Вита-Пресс, 2018. – 87 с.
27. Милованова, Л.А. Формы эффективного формирования читательского интереса у младших школьников // Вестник ШГПУ 2018. №2 (38). URL:https://cyberleninka.ru/article/n/formy-effektivnogo-formirovaniya-chitatelskogo-interesa-u-mladshih-shkolnikov.
28. Младший школьник как субъект учебной деятельности [Текст] / В. В. Давыдов, В. И. Слободчиков, Г. А. Цукерман // Журнал «Вопросы психологии». – 2012. – № 3. – С. З4. 86
29. Молокова, А.В. Литературное чтение в начальной школе XXI века: традиции и инновации [Текст] / А.В. Молокова, А.Г. Солодухина // Начальная школа. – 2017. – № 9. С. 28
30. Никитина, Р.В. Как вызвать читательский интерес в эпоху гаджетов? [Текст] / Р.В. Никитина, Н.Н. Кривоногова // Начальная школа. – 2016. – № 6. 61. Ниталимова, Л.В. Развитие читательского интереса младших школьников. [Текст] / Л.В. Ниталимова - М.: Ментор. - 2007. - № 1. - С. 11- 13.
31. Организация работы с дополнительными источниками информации на уроках литературного чтения [Текст] / Т.А. Налимова // Начальная школа. – 2016. – № 8. С. 28
32. Первова, Г.М. Задачи обучения чтению на современном этапе развития школы [Текст] / Г.М. Перова // Начальная школа. – 2014. – № 3. С.17.
33. Рудаков, В.А. Результаты исследования читательских интересов школьников из числа коренных малочисленных народов Югры / В. А. Рудаков // Вестник угроведения. 2018. №3. URL:https://cvberleninka.ru/article/n/rezultatv- issledovaniva-chitatelskih-interesov-shkolnikov-iz-chisla-korennyh-malochislennyh- narodov-vugry.
34. Рыбкина, Е. А. Шаг навстречу книге, или как приобщить ребенка к чтению [Текст] / Е. А. Рыбкина // Журнал «Начальная школа». – 2019. – №2. – С. 14-17.
35. Светловская, H. H. Обучение детей чтению: детская книга и детское чтение [Текст] / H. H. Светловская – M. : Академия, 2019. – 121 с.
36. Светловская, Н. Н. Обучение чтению и законы формирования читателя [Текст] / H. H. Светловская // Журнал «Начальная школа». – 2017. – № 1. – С. 11 - 18.
37. Светловская, Н.Н. Детская литература в современной начальной школе / Н.Н. Светловская, Т.С. Пиче-оол - Москва : Юрайт, 2019. - 190 с.
38. Светловская, Н.Н. Методика обучения творческому чтению / Н.Н.Светловская, Т.С. Пиче-оол - Москва : Юрайт, 2017. - 287 с.
39. Тихонова, Е. П. Читательский дневник для начальной школы [Текст] / Е. П. Тихонова // Журнал «Школьная библиотека» – 2019. – № 6. – С. 40-41.
40. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации.- Москва : Просвещение, 2010.-31 с.