Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Ежегодно возрастает количество детей, имеющих нарушение фонематических процессов и, в связи с этим, необходимо искать новые пути преодоления стоящих перед ними трудностей.
Вопросом фонетико-фонематических нарушений у детей занимались выдающиеся специалисты в области логопедической науки и практики, физиологии и психологии речи − Р.М. Боскис, Р.Е. Левина, А.Р. Лурия, М.Е. Хватцев, С.Н. Шаховская, Л.Ф. Спирова, Н.А. Никашина и пр.
В многочисленных исследованиях отечественных дефектологов подробно изучена и освещена проблема воспитания правильной речи (О.С. Орлова, В.И. Городилова, Е.И. Радина), а именно, формирования произношения звуков (Б.М. Гриншпун, А.Н. Гвоздев и пр.).
Теория и практика логопедической работы убедительно доказывают, развитые фонематические процессы необходимый и значимый фактор успешного становления речевой системы. Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребенок не воспринимает на слух близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи, в результате чего происходит нарушение звукопроизношения. При недоразвитии фонематических процессов у детей отмечаются затруднения в дифференциации звуков, различающихся между собой тонкими акустическими признаками – дифференциация звонких и глухих, мягких и твердых, свистящих и шипящих, соноров.
Цель курсовой работы – изучение особенностей формирования произносительной стороны речи у дошкольников с фонетико-фонематическими нарушениями.
Объект исследования фонетико – произносительная сторона речи у дошкольников.
Предмет − особенности формирования произносительной стороны речи у дошкольников с фонетико-фонематическими нарушениями.
Задачи исследования:
1) Раскрыть особенности формирования произносительной стороны речи в онтогенезе;
2) Провести общую характеристику фонетико-фонематических нарушений и методика логопедической коррекции;
3) Обследовать произносительную сторону речи у дошкольников;
4) Проанализировать результаты контрольного этапа.
Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической и логопедической литературы по проблеме исследования, наблюдение, количественный и качественный анализ полученных данных.
Экспериментальная база исследования: Детский сад «Золотой ключик»…В исследовании приняли участие 10 дошкольников с нормой и 10 дошкольников с фонетико-фонематическими нарушениями.
Практические материалы исследования могут быть использованы педагогами дошкольных образовательных учреждений.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
1.Теоретические аспекты формирования произносительной стороны речи у дошкольников с фонетико-фонематическими нарушениями
1.1. Особенности формирования произносительной стороны речи в онтогенезе
Правильное звукопроизношение представляет собой, как чистое проговаривание ребенком каждого звука речи, а также овладение дошкольником способностями сочетать такие звуки в слогах и словах [19, с. 29].
Выделим особенности состояния звукопроизношения детей дошкольного возраста [16, с. 68]:
- отсутствие в речи каких-либо звуков и замены звуков; сходные по артикуляции звуки заменяются более простыми, например, вместо [c], [ш] - [ф], вместо [р] [л] [л'], вместо звонких – глухие, а свистящие и шипящие заменяются звуками [т], [т'] [д] [д']. Трудности различия в звуках, которые приводят к их смешению в произношении при чтении и на письме.
Звонкие замещаются глухими, недостаточно противопоставлены пары мягких или твердых звуков, отсутствует согласный []'], гласный [ы];
- замены одного звука на другой. Вместо двух или нескольких артикуляционных близких звуков произносится средний и неотчетливый звук.
Звук речи является минимальной, нечленимой речевой единицей. Следует выделить две функции звуков:
- доведение речи до восприятия слухом;
- различение морфем, слов, предложений.
Для образования необходимого звука, язык, губы и зубы должны иметь верно поставленное положение.
Язык самый подвижный орган. Состоит он из корня и спинки, в которой различают переднюю, среднюю и заднюю части. Следует выделить кончик языка, которым оканчивается передняя часть языка, и боковые края передней и средней частей языка, так как от их работы зависит качество звуков [22].
В образовании звуков значительную роль выполняет подвижность губ: они могут вытягиваться в трубочку (при звуке [у], округляться, (при звуке [о], обнажать передние верхние и нижние-зубы (при звуках [и, с, з, ц, л] и пр., слегка выдвигаться вперед (при звуках [ш, л]). Наибольшая подвижность у нижней губы. Она может смыкаться с верхней губой (при звуках [п, б, м], образовывать щель, приближаясь к верхним передним зубам (при звуках [ф, в]) [22].
С точки зрения Е.В. Ефименковой, становление речевого развития у ребенка происходит через три основных этапа – довербальный, активный, общительный. Первый этап продолжается от рождения до года, для него характерно гуление и лепет. Второй этап – появляется на втором году жизни ребенка. Для данного этапа характерно появление первых самостоятельных слов и фраз. Только на третьем этапе с третьего года жизни, происходит овладение речью [12, с. 44].
Произносительная сторона речи берёт свое начало от крика и лепета. На третьем - четвертом месяце жизни ребёнок дифференцирует различные и однородные звуки.
Ключевую семантическую нагрузку в возрасте от 4 до 6 месяцев несёт интонация.
По мнению А.С. Горчаковой, фонематическое развитие в последующем осуществляется бурно [10, с. 70].
Так как фонетико-фонематическая система − продукт интеграции функций речеслухового и речедвигательного анализаторов, то её формированию предшествует развитие слуха и возможности воспроизведения звуков. По окончанию двух лет дошкольник пользуется фонематическим восприятием всех звуков родного языка. Следовательно, произносительная сторона речи в онтогенезе развивается последовательно. Представим этапы развития [10, с. 73]:
На 2 месяце развития ребенка появляются недифференцированные и непроизвольные звуки, которые возникают при движении голосовых реакций – это гуление.
На 3 - 4 месяце – появляется лепет.
В 1-2 года возникают в речи гласные о, а, э, согласные п, б, м, а в 2-3 года – гласные [ы] и [у], согласные [ф в т д н к г х й].
3-4 года – сохраняются ошибки, указанные для возраста 1-2 года, но в ещё меньшем количестве.
4-5 лет – свистящие [з с ц], шипящие [ш ж ч щ].Из ошибок сохраняются замены некоторых, наиболее сложных согласных.
5 -6 лет – звуки [р л].
Формирование звукопроизношения в норме заканчивается к 4–5 годам.
Ребенок от 2-4-х лет уже в значительной мере овладевает речью, но речь еще недостаточно чиста по звучанию.
У детей трех лет часто в слове один звук, обычно более трудный. сменяется иным, который не имеется в таком же слове («мумага», «бабака», «форааппарат» и пр.) Перестановка букв и звуков является частой у детей данного возраста.
В старшем дошкольном совершенствуются все стороны речи ребенка. Произношение более чистое, а высказывания – точные, фразы – наиболее развернуты.
Итак, выделим особенности состояния звукопроизношения детей дошкольного возраста: отсутствие в речи каких-либо звуков и замены звуков; сходные по артикуляции звуки заменяются более простыми. Трудности различия в звуках, которые приводят к их смешению в произношении при чтении и на письме. Звонкие замещаются глухими, недостаточно противопоставлены пары мягких или твердых звуков, отсутствует согласный []'], гласный [ы].
Таким образом, теория и практика логопедической работы убедительно доказывают, развитые фонематические процессы необходимый и значимый фактор успешного становления речевой системы. Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребенок не воспринимает на слух близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи, в результате чего происходит нарушение звукопроизношения. При недоразвитии фонематических процессов у детей отмечаются затруднения в дифференциации звуков, различающихся между собой тонкими акустическими признаками – дифференциация звонких и глухих, мягких и твердых, свистящих и шипящих, соноров.
1.2. Общая характеристика фонетико-фонематических нарушений и методика логопедической коррекции
Пристуая к диагностическому обследованию речи у ребенка с фонетико-фонематическими нарушениями, логопед выясняет анамнестические сведения (особенности протекания беременности и пр.) из медицинской документации и из беседы с родителями. При оформлении речевой карты на ребенка необходимо делать особые отметки о состоянии слуха, общего здоровья. После чего исследуется состояние и подвижность артикулляционного аппарата. Обращается внимание на характер имеющихся нарушений (замены, искажение, смешение, отсутствие), различение оппозиционных фонем. Важно исследовать уровень сформированности навыков звукового анализа и синтеза. Диагностика речи заканчивается изучением количесвенной и качественной характеристикой словарного запаса.
Часто ребенок одно и то же слово произносит по-разному. Иногда у ребенка звуки одной фонематической группы меняются на звуки иной.Такие нарушения именуются фонематическими; т.е. это искаженное произношение одного или нескольких звуков. Ребенок может искаженно произносить 2-4 звука или говорить без дефектов, а на слух не различать, недостаточная сформированность артикуляционной моторики или ее нарушения [19, с. 104].
Фонетико-фонематические нарушения явлются нарушениями процессов произношения звуков и восприятия фонем при разных речевых нарушениях.
Такие ученые, как Г.А. Каше [17], Р.И. Лалаева [20] в своих работах указывали на важность своевременного формирования фонематического слуха у детей.
Дети старшего дошкольного возраста с ФФНР составляют 20-25 % от общего количества детей с речевыми нарушениями [30, с. 96]. При ФФНР у детей имеет место расстройство произносительной стороны речи и особого фонематического слуха, способствующего различению и узнаванию фонем родного языка. Физиологический слух и интеллект у детей с ФФНР сохранны.
Согласно Т.А. Ткаченко, развитие фонематического восприятия оказывает положительное воздействие на формирование всей фонетической стороны речи [19, с. 52].
По мнению Р.Е. Левиной, у детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечаются незаконченные процессы формирования артикулирования и восприятия звуков [20, с. 82]. Также, при нарушении артикуляции может ухудшиться и восприятие звука. Л.Ф. Чистович, Н.Х. Швачкин пришли к выводу о важном значении фонематического восприятия. Основной причиной является недостаток сформированности фонематического слуха или его нарушения.
При фонетических нарушениях необходимо акцентировать все внимание на развитии артикуляционного аппарата, моторики [2, с. 27].
При наличии большого количества дефектных звуков у детей с ФФНР нарушена слоговая струтктура слова и произношение слов со стечением согласных: вместо скатерть – они говорять «катиль», «катеть», вместо велосипед – «сипед» [1, с. 72].
Также у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР наблюдается общая смазанность речи, нечеткая дикция, ошибки в грамматическом строе речии т.д. [3, с. 55]. Следствием нарушенного звукопроизношения у ребенка с ФФНР служит неспособность овладеть фонематическим анализом: выделить на фоне слова, определить их число и порядок. Детям с ФФНР с трудом удается произносить слова со стечение согласных и многосложных слов.
По выраженности нарушений звуковой стороны речи выделяют [7, с. 75]:
- легкую степень ФФНР, которая характеризуется нарушением дифференциации только дефектно произносимых звуков. В остальном – звуко – слоговая структура слова анализируется верно;
- среднюю степень ФФНР, характеризующейся нарушением дифференциации только дефектно произносимых звуков;
- тяжелую степень, т.е. глубокое фонематическое недоразвитие речи.
Ключевые направления логопедической работы − коррекция звукопроизношения, развитие фонематических процессов, подготовка к овладению грамотой [7, с. 52].
В ходе занятий производится работа над произносительной стороной речи, формированием фонематического восприятия, анализа и синтеза, обогащение словаря, развитие словообразования и пр. На каждом занятии применяется наглядный и речевой материал, различные дидактические приемы. Логопедическая работа проводится в индивидуальной, групповой и фронтальной формах.
Дети дошкольного возраста с фонетико-фонематическими нарушениями нуждаются в занятиях детского психолога – развитие слуховой памяти, моторики, мышления.
Вся логопедическая работа должна вестись, как на специально организованных занятиях, так и в режимных моментах. Нобходимо, чтобы дети с фонетико-фонематическими нарушениями получали квалифицированную помощь логопеда, психолога, воспитателя, музыкального руководителя, физического инструктора, нужно стараться создать единый подход к ребенку в ходе логопедической работы, так как именно комплексная, слаженная работа всех специалистов, которые работают с ребенком, создает условия для преодоления фонетико – фонематического недоразвития речи.
По мнению Г.А. Каше, система обучения дошкольников с фонетико-фонематическими нарушениями состоит из коррекции звукопроизношения, формирования фонематического восприятия, подготовки к обучению грамоте [17, с. 28].
1. Звукопроизношение. В практической деятельности логопеда применяется активно такой прием, когда необходимо одновременно произносить звук. Дети, которые не умеют писать, произносят звук и совершают простые действия. Занятия обязаны быть максимально содержательными, должны способствовать обогащению памяти детей различными образами и представлениями. Многообразие заданий, их быстрый темп проведения направлены на снижение степени утомляемости, развитию переключаемости внимания и помогают поддержать интерес детей в период всего хода такого занятия.
По мнению Г.А. Каше выделяется структура индивидуальных и подгрупповых занятий:
- такие занятия, направленные на коррекцию звукопроизношения на протяжении всех этапов работы обладают одной общей структурой, но в зависимости от этапа работы над звуком в нее вносятся поправки.
- в подготовительный период и на этапе постановки звука основное значение уделено развитию артикуляционной моторики, речи и слухового внимания, формированию речевого дыхания, коррекции голоса, развитию познавательных процессов, в то время как на этапе автоматизации звука ключевое- развить речевую активность ребенка и формировать навыки фонематического анализа и синтеза.
Формирование звукопроизношения в норме заканчивается к 5-6 годам.
2. Формирование фонематического восприятия. Этап включает в себя узнавание неречевых звуков через специально подобранную систему игр и упражнений, различие высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз, различение слов близких по звуковом составу, дифференциация слогов и звуков.
3. Подготовка к обучению грамоте. Работа по обучению грамоте детей дошкольного возраста включает три направления: продолжение развития звуковой стороны речи (развитие навыков звукового анализа и синтезау детей), знакомство детей со знаковой системой языка (буквами), ведение подготовки руки дошкольника к письму [15, с. 24]:
1 раздел - подготовительный, включающий уточнение артикуляционной основы звуков: [а], [о], [у], [э], [ы], [м], [м'], [н], [н'], [п], [п'], [т], [к], [к'], [х], [х'], [ф], [ф'], [в], [в'], [1], [б'], [д], [г], [г'] с целью развития фонематического восприятия и анализа звуков.
2 раздел − дифференцировочный, включающий два этапа.
Первый этап − дифференциация каждого правильно произносимого звука, сравнение на слух всех артикуляционно или акустически близких звуков. Второй этап дифференциация происходит, как на слух, так и в произношении.
3 раздел − формирование звукового анализа и синтеза.
4 раздел − формирование фонематического восприятия включает в себя узнавание неречевых звуков, различение высоты, силы, тембра голоса, дифференциация слогов и фонем.
Итак, процесс преодоления фонетико-фонематических нарушений происходит благодаря целенаправленной работе логопеда по исправлению дефектов звукопроизношения, а также фонематического недоразвития.
В теории логопедической работы выделяются различного рода методики диагностики фонематических процессов у дошкольников [28, с. 9]:
1. Методика Н.Ю. Григоренко и С.А. Цыбульского. Анализ всех фонематических процессов состоит из следующего:
- при изучении фонематического воприятия оцениваются:
• способность отличать и опознавать фонемы на слух;
• слухо-произносительная дифференциация звуков речи:
а) не смешиваемых в произношении;
б) смешиваемых в произношении;
• слуховая дифференциация верно и искаженно произнесенных звуков;
- выявление способности к фонематическому анализу и синтезу включает:
• оценку состояния фонематического анализа, осуществляющуюся на основе заданий, ориентированных на:
а) определение места ударного гласного в слове (в начале, в середине, в конце) – «В каком месте в слове КОШКА ты слышишь звук [О]?»;
б) выделение ударного гласного в начале слова – «Какой звук стоит в начале слова УТКА?»;
в) определение места заданного согласного звука в слове;
г) определение согласного звука по месту в слове– «Какой согласный звук стоит в конце слова «ДУБ»?;
д) определение места звука в слове по отношению к другим звукам – «Какой звук стоит перед звуком Т в слове «КОТЕНОК»?;
- изучение уровня фонематических представлений осуществляется при помощи заданий: