Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность настоящего исследования состоит в том, что сегодня в практике современной педагогики существует большое количество самых разнообразных программ имеющих целью обучения детей правилам и навыкам работы с текстом, анализа текста и понимания текста. К сожалению многие из этих программ не учитывают психолого-возрастные особенности школьников.
Способность к анализу текста или просто способность разбирать текст должна и может формироваться еще на этапе начальной школы. Поэтому важно превращать учебный курс по русскому языку и литературе для младшего школьника в мир волшебной сказки. В этом мире школьник сможет найти себе друзей не только в виде персонажей сказок, но и в виде правил русского языка.
В средней школе разбор и анализ текста становится более серьезным и продвинутым. Здесь ученик должен уметь не только называть составные части предложения, но и ориентироваться в семантической и грамматической структуре предложения.
Ученик должен свободно вставлять пропущенные слова или знаки препинания. Ученик так же должен уметь объяснять смысл прочитанного текста. Проблема здесь состоит в том, что сегодня, к сожалению, ученики оказываются, достаточно слабо подготовлены именно в части анализа предложенного текста.
Максимум, который сегодня можно получить – это пересказ содержания изученного предложения. Ученики не готовы анализировать особенности построения автором художественного произведения текста. Не готовы ученики разбирать лексическую и грамматическую основы предложений. Чаще всего это усложненные задания. Современные дети привыкли решать задачи на более простом уровне.
Цель исследования – рассмотреть приемы работы с текстом на уроках русского языка.
Объект исследования – работа с текстом.
Предмет исследования – приемы работы с текстом на уроках русского языка.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть основные приемы работы с текстом на уроках русского языка.
2. Выявить особенности применения основных приемов работы с текстом на уроках русского языка.
3. Провести исследование особенностей применения основных приемов работы с текстом на уроках русского языка.
4. Разработать программу по улучшению показателей анализа текста на уроках русского языка.
5. Сделать выводы по итогам исследования.
Курсовая работа состоит из введения, в котором разбирается актуальность исследования, и ставятся цели и задачи исследования. В первой главе анализируются теоретические аспекты применения и проведения работы с текстом на уроках русского языка. Во второй главе проводится анализ проведенного эмпирического анализа направленного на выявление сформированности умения анализировать текст, а так же эффективности предложенной программы по умению работать с текстом. Заключение содержит выводы по работе и списка использованных источников.
1. Теоретические аспекты проблемы
1.1. Понятие об универсальных приемах и методах работы с текстом на уроках русского языка
1. Работа с текстом на уроках русского языка и литературы – это [10]:
* эффективный способ развития творческого потенциала студентов,
* пополнение словарного запаса,
* улучшение качества речи, обучение навыкам наблюдения за заклинаниями.
2. Именно через текст все цели обучения реализуются в целом.
При работе с текстом учитываются его специфические категории [2]:
* смысловая полнота;
* структурная целостность и коммуникативный подход;
* стилистические и гендерные особенности;
* разные типы связи между элементами текста;
* композиционный дизайн.
Функциональная грамотность
Функциональная грамотность - это способность человека использовать навыки чтения и письма в контексте своего взаимодействия с обществом (открытие банковского счета, чтение инструкций, заполнение анкеты обратной связи), то есть это уровень грамотности, который дает человеку возможность установить отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В частности, это включает в себя способность свободно использовать навыки чтения и письма для получения информации из текста и передачи такой информации в реальном общении, общении посредством текстов и других сообщений.
Грамотность чтения [1]
Умение читать - это способность человека понимать письменные тексты и размышлять над ними, использовать их содержание для достижения своих целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества.
Основой успешного обучения ребенка в школе, показателем его способности к обучению является уровень сформированности навыков чтения.
Стандарты второго поколения диктуют, что выпускник школы должен [3]:
уметь работать с текстом:
найдите нужную информацию и поймите, что вы читаете;
уметь преобразовывать и интерпретировать информацию, извлеченную из текста;
уметь выражать собственное мнение о том, что вы читаете, и, что более важно, уметь передавать навыки, приобретенные в одном предмете, на другой.
Сегодня педагог сталкивается с необходимостью реализации системно-деятельностного подхода в обучении. Предпочтение отдается методам обучения, которые помогают овладеть универсальными способами деятельности [11]:
когнитивный, регуляторный, личностный и коммуникативный.
Необходимо создать условия для развития мысли, творческого воображения, интуиции, речи, умения объяснять и рассуждать. Все эти условия могут быть созданы при работе с текстом на уроках русского языка и литературы. Обращение к понятию смыслового чтения связано, в первую очередь, с переосмыслением технологии работы с текстами. Мотивировать студентов, вести их к содержательному и увлеченному чтению - вот задачи, которые может решить применение технологии осмысленного чтения.
Семантическое чтение [4]
Семантическое чтение - это качество чтения, при котором достигается понимание информационных, смысловых и идеологических аспектов работы.
Цель семантического чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически понять извлеченную информацию.
Когда ребенок овладевает смысловым чтением, у него развивается устная речь и, как следующий важный этап развития, письменная речь.
В процессе обучения смысловому чтению студенты должны научиться [5]:
понять;
анализировать;
сравнить;
изменить;
генерировать (создавать тексты под свои цели и задачи).
Виды смыслового чтения:
Визуализация - это тип семантического чтения, при котором происходит поиск определенной информации или фактов.
Вступительные: вид, по которому определяется основной смысл, ключевая информация в тексте.
Обучение - это вид семантического чтения, при котором в зависимости от цели ищется полная и точная информация и ее последующая интерпретация. Из всего написанного выделяется основное, а второстепенное опускается.
Рефлексивное чтение - самое вдумчивое чтение. Во время этого процесса читатель предвидит будущие события, читая заголовок или в дороге.
Для обучения смысловому чтению используются следующие методы и приемы [8]:
Развитие умения анализировать задачу.
Ищите ключевые слова в задании и умение читать инструкции.
Ответы на заданные вопросы (как письменные, так и устные).
Определение последовательности событий в тексте.
Сформулируйте простые выводы после прочтения.
Преобразуйте прочитанный текст в таблицу.
Сравнение иллюстративного материала с текстовой информацией.
Объяснять различные ситуации с помощью прочитанного текста.
Возможность на основе прочитанного текста обосновать свою точку зрения, опровергнуть любые претензии.
Найдите необходимую информацию в различных источниках: словарях, справочниках, энциклопедиях.
Универсальные техники [13]:
1. «Истинные и ложные утверждения». (Студентам предлагается серия утверждений по теме, которая еще не изучена. Дети выбирают те, которые, по их мнению, соответствуют действительности. Затем они обосновывают свое мнение.
После ознакомления с материалом студенты возвращаются к этим утверждениям и оценивают надежность своего выбора.)
2. «Продвинутая конференция». (При работе с теоретическим материалом более уместно использовать работу в парах. При чтении абзаца каждая пара завершает синопсис - опору, затем обсуждается полученный результат сначала в парах, затем в классе. Позволяет превратить работу с теоретическим материалом в интересный диалог между учеником и учеником, учеником с учителем и со всем классом).
3. «Сито». (Его можно эффективно использовать, когда вам нужно что-то отделить от чего-то. Например [15]:
1) выбирать из группы черт характера только те, которые могут охарактеризовать данного литературного героя, или отделить положительное от отрицательного;
2) выберите из группы событий только те, которые произошли в жизни литературного героя).
4. «Тайные мысли». (Анализируя идейно-художественный смысл произведения, характер литературного героя, его поступки, дети часто высказывают мысли, с которыми глубоко не согласны. Именно этот прием помогает «выявить» тайные вопросы, волнующие детей , их тайное убеждение, что они боятся сказать это вслух, но для этого необходимо создать атмосферу доверия.
Поэтому любое обоснованное мнение приветствуется.) 5. «Ассоциативный куст». (Дайте учащимся ключевое слово или название текста, затем ученики записывают все возможные ассоциации вокруг них, указывая стрелками семантические связи между концепциями, что позволяет им обновлять существующие знания, активировать познавательную деятельность учащихся и мотивируйте их продолжать работу с текстом).
6. «Синквейн». (Синквейн позволяет учителю решать несколько задач одновременно [17]:
изменить атмосферу в классе, сделать его творческим;
проверить, насколько учащиеся запомнили важные понятия темы;
Развивайте творческие способности, мышление. Этот метод лучше всего использовать, когда тема или работа полностью изучены.)
7. «Напишите письмо». (Методика состоит в том, что ученики должны написать кому-то письмо от имени героя пьесы или автора пьесы. Это задание позволяет поставить себя на чужое место, соотнести свои мысли и чувства со своими собственными. ).
Организация работы с текстом на уроках русского языка обеспечивает развитие всех видов речевой деятельности в ее единстве и взаимосвязи. В связи с этим в своей работе можно использовать следующие приемы:
1. «Мини-расследование». (При изучении темы «Несколько слов» (5 класс) дети выполняют мини-проект, который заключается в следующем:
Дается двусмысленное слово, ученики должны сделать цветок, лепестки которого будут отражать его значение. Создавая такой проект, дети учатся работать с толковым словарем, со словарной статьей).
2. «Письмо с дырочками». (Эта методика подходит как проверка ранее полученных знаний и для проработки абзаца при изучении нового материала.)
3. «Избирательность внимания». (Суть этой техники заключается в том, что ребенка просят найти и вычеркнуть определенное слово в печатном тексте. Выполняя это упражнение, ребенок может почувствовать, что значит «быть внимательным», и развить состояние внутренней концентрации) .
4. «Лови ошибку». (Универсальная методика, активизирующая внимание студентов, формирующая [20]:
умение анализировать информацию;
умение применять знания в нестандартной ситуации;
умение критически оценивать полученную информацию. Учащимся предоставляется информация, содержащая неизвестное количество ошибок. Дети ищут ошибку в группе или индивидуально, спорят, разговаривают. Когда они приходят к окончательному мнению, один человек в группе сообщает результаты всему классу. Чтобы обсуждение не затягивалось, время оговаривается заранее).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аксёнова, Е.А. Системно-деятельностный подход [Электрон. ресурс] / Е.А. Аксёнова. – 2014. – Режим доступа: [http://kir6school.ru/dokumenti-schcool/resursnaya-shkola/136-doklad-sistemno-deyatelnostnyj-podkhod.] – дата обращения: 22.09.2015.
2. Атанов, Г.А. Деятельностный подход в обучении [Текст] / Г.А. Атанов. – Донецк: «ЕАИ-пресс», 2001. – 160с.
3. Антонова, Е.С, Боброва, С.В Методика преподавания русского языка [Текст] / Е.С. Антонова. – М.: «Просвещение», 2014. – 464с.
4. Вишнякова, С.М. Словарь «Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика» [Текст] / С.М. Вишнякова. – М.: «Просвещение», 1984. – 352с.
5. Иванова Е. О. Дидактические требования к уроку в современной школе / Иванова Е. О. // Инновации в образовании. 2011. № 10. С. 37-48.
6. Казаркина, Т.С. Представление опыта работы «Деятельностный подход на уроках в начальной школе» [Электронный ресурс]/ Т.С. Казаркина. – Режим доступа: https://multiurok.ru/files/priedstavlieniie-opyta-raboty-dieiatiel-nostnyi-po.html. дата обращения: 15.05.2020.
7. Коджаспирова, Г.М, Коджаспиров, А.Ю. Словарь по педагогике [Текст]. – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. – 448 с.
8. Коломиец, Д.Л. Реализация деятельностного подхода в начальном образовании [Текст] / Д.Л. Коломиец // Вестник Мариинского государственного университета. – 2014. № 1-4. С. 172-175.
9. Купавцев, А.В. Деятельностный аспект процесса обучения [Текст] /А.В. Купавцев // Педагогика. 2002. №6. С. 44-66.
10. Люгзаева, С.И. Реализация деятельностного подхода на уроках русского языка в начальной школе [Электронный ресурс] / Люгзаева С.И. // Школа будущего / Некоммерческое партнерство Федеративный комитет развития педагогических технологий и образовательной инженерии «Школа будущего». 2017г. №1. 194-202с. – Режим доступа: [https://elibrary.ru/item.asp?id=29204220]. дата обращения: 10.04.2020.
11. Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода [Электронный ресурс]. Режим доступа: [http://omczo.org/publ/393-1-0-2468.]. дата обращения: 09.12.2014.
12. Наливайко, Л.М. Обобщение педагогического опыта по теме: «Системно-деятельностный подход на уроках в начальной школе» учителя начальных классов [Электронный ресурс] / Л.М. Наливайко. Режим доступа: https://infourok.ru/obobschenie-pedagogicheskogo-opita-po-teme-sistemnodeyatelnostniy-podhod-na-urokah-v-nachalnoy-shkole-3951049.html. дата обращения: 14.04.2020.
13. Образовательное содержание совместной деятельности в начальной школе: [монография] [Текст] / С.И. Поздеева; Федер. агентство по образованию Рос. Федерации, Том. гос. пед. ун-т. Томск : Дельтаплан, 2004. 310 с.
14. Организация деятельностного подхода на уроках в начальной школе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://multiurok.ru/files/orghanizatsiia-dieiatiel-nostnogho-podkhoda.html. дата обращения: 14.04.2020.
15. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений [Текст]/ С. А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.; Под ред. С.А.Смирнова. 4-е изд., испр. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 512 с.
16. Педагогический словарь [Текст]: В 2 т. / [Глав. редакция И. А. Каиров (глав. ред.) и др.]. - Москва : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1960. - 2 т.; Т. 1: [А-Н]. - 1960. - 774 с.
17. Принципы деятельностного подхода в обучении младших школьников [Электронный ресурс]. Режим доступа: [https://revolution.allbest.ru/pedagogics/00238729_0.html]. дата обращения: 14.04.2020.
18. Пути разработки профиля специалиста [Текст] / Н. Ф. Талызина, Н. Г. Печенюк, Л. Б. Хихловский; Под ред. Н. Ф. Талызиной. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та. – 1987. – 173 с.
19. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. 576 с.
20. Сознание – высший уровень психологического отражения действительности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: [https://studbooks.net/1343384/psihologiya/soznanie_vysshiy_uroven_psihicheskogo_otrazheniya_deystvitelnosti]. дата обращения: 10.04.2020.
21. Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода «Школа 2000…» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: [https://elearn.irro.ru/upload/files/personal-folders/5/urok_IB/SDP.pdf]. – дата обращения: 20.03.2020.
22. Типология уроков по ФГОС ООО [Электронный ресурс]. – Режим доступа: [https://nkz-gimn-10.kuz-edu.ru/files/Nkz-gimn-10/doc/Образование/Методические%20разработки/Типология%20уроков%20по%20ФГОС%20ООО.pdf]. – дата обращения: 20.05.2020.
23. Фещенко, Т.С. Новые стандарты – новое качество работы учителя. Практико-ориентированное учебно-методичекое пособие [Текст] / Т.С. Фещенко. – М.: УЦ «Перспектива», 2013. – 224 с.
Шубина Т. И. Деятельностный метод в школе [Электронный ресурс]. Режим доступа: [http://festival.1september.ru/articles/527236/]. дата обращения: 14.04.2020.