Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Агиографическая литература являет собой особый вид текстов, который имеет ряд особенностей. Они могут вызывать определенные трудности у учащихся младшего школьного возраста. Текст жития писался в совершенно другое время, а читает его человек XXI века, т.е. человек иной культуры, с отличными ценностями, знаниями и мировоззрением.
Всем известно, что жития святых были на Руси излюбленным чтением народа. Трудно переоценить тот вклад, который внесен в русскую культуру нашим изысканным и богатым агиографическим наследием. Действительно, изучением жизни святых занимаются различные науки. Однако, и в педагогическом плане жития святых обогащают богословско-историческое содержание уроков, более того, именно жития создают тот необходимый воспитательный фон, на котором сообщаются ученикам все знания о православной вере.
В современной педагогике практически не рассматривают агиографическую литературу, как особый жанр, способный внести огромный вклад в воспитание подрастающего поколения.
Актуальность работы обусловлена также следующими обстоятельствами:
1) Отсутствует единое научно-методическое понимание проблемы знакомства младших школьников с агиографической литературой;
2) Создание методических рекомендаций способствовало бы интенсификации процесса обучения и литературного развития младших школьников;
3) Агиографическая литература обладает большим эстетическим и воспитательным потенциалом, который следует раскрыть и реализовать в урочной и внеурочной деятельности.
Объект исследования: Процесс обучения младших школьников.
Предмет исследования: методика обучения агиографической литературе.
Цель исследования: теоретическое обоснование и разработка методических рекомендаций по изучению житийной литературы в начальной школе.
Задачи работы:
1) Проанализировать агиографию как жанр литературы;
2) Сформулировать понятийно-терминологический аппарат исследования по данной теме;
3) Разработать методические рекомендации для учителя по изучению житийной литературы в начальной школе.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
1. Агиография как жанр литературы
1.1 Определение жанра
Признание особой роли памятников агиографической литературы в историко-культурном процессе (их значение в этом отношении трудно переоценить) в существенной степени стимулировало исследовательский интерес — прежде всего историков, а также литературоведов (свидетельство чему — весьма солидный библиографический перечень, включающий классические в своей области исследования В. О. Ключевского, Н. П. Барсукова, П. М. Строева, Е. Голубинского, И. Яхонтова, Л. А. Дмитриева и др.), а затем и лингвистов.
Агиография составляет довольно значительную часть русского древнеписьменного наследия, на протяжении длительного времени являясь, как известно, одним из основных литературных жанров.
Длительная традиция бытования агиографии на Руси — с XI в.— отразила и определенные и весьма существенные (особенно со 2-й половины XV в.) изменения, что свидетельствует об эволюции, а в дальнейшем и о разрушении жанра.
Период XV–XVI вв., привлекающий особое внимание исследователей, в лингвистическом отношении представляется особенно важным. Причины этого следующие:
1) большое количество списков данного времени, что в перспективе дает возможность всесторонней лингвостилистической интерпретации материала (в отношении варьирования, движения текста, выявления характера варьирования: стилистического или идеологического редактирования и т. д.);
2) принципиальная важность этого периода в развитии русского литературного языка (имея в виду сложную динамику взаимоотношений между различными типами, иначе — жанрово-стилистическими разновидностями литературного языка; причем рубежным является XVI в.).
Житие как литературный жанр характеризуется рядом специфических особенностей, при этом генетическая связь оригинальной агиографии с переводными житиями и патристической литературой оказалась определяющей в формировании системы жанрово-стилистических показателей агиографического текста.
Достаточно строгое следование византийскому агиографическому канону, проявляющееся в использовании известного набора языковых средств, особенностях словоупотребления, определенных синтаксических структурах, своеобразных стилистических приемах и т. д., позволяет говорить о стереотипе житийного жанра. Об этом свидетельствует, например, материал оригинальных житий XII–XIII вв., созданных в традициях византийского проповеднического жития. Однако в дальнейшем имела место трансформация агиографического жанра и связанная с этим эволюция агиографического стиля, результаты которых наглядно представлены в житиях последующего времени, особенно XV–XVI вв., — это несомненное свидетельство того, что унаследованные от Византии и античности литературные виды и жанры получили на русской почве творческую разработку.
Филологический исследовательский интерес — литературоведческий и лингвистический (взгляд на агиографию как на особый литературный жанр, своеобразие которого обусловило специфику самого агиографического текста как языковой данности) — актуализируется помимо продолжающегося классического направления изучения древнеписьменного наследия (полное монографическое описание литературного памятника) в разработке новых направлений, приемов, исследовательских подходов применительно к агиографическому материалу.
Следует сразу сказать, что представление и обзор исследуемых проблем не является исчерпывающим, равно как и намеченные перспективы и приоритетные направления дальнейших исследований.
Речь пойдет только о тех направлениях (в общем, новых, оригинальных, но несомненно базирующихся на научных достижениях, результатах предшествующего периода), которые представляются сегодня особенно перспективными.
Первое направление — герменевтическое. При таком подходе описание агиографии с точки зрения жанровых, стилистических и языковых особенностей, т. е. комплексный анализ текста / корпуса текстов с целью выявления категорий жанра и стиля в литературном языке, преследует цель показать «глубинные связи между “стилем эпохи”, прагматическими установками жанра и языковым потенциалом средневековой книжности» [15, с. 2]. В качестве примера таких исследовательских установок сошлюсь на монографию Т. П. Рогожниковой [15, с. 4]. В этом случае минейная (Макариевская) агиография квалифицируется как синтез житийного жанра, что способствовало «выработке инварианта жанра, явленного как текст с соответствующим набором универсальных языковых признаков.
Характер обобщающих признаков, в свою очередь, определяется языковой ситуацией данной эпохи. . . » [15].
Митрополит Макарий создает образцовые тексты, имеющие большое культурное и даже государственное значение, при этом возможность создания таких текстов в значительной степени зависит от наличия определенных средств языка и стиля, помогающих реализовать когнитивную функцию языка эпохи [15, с. 4].
Вслед за В. В. Колесовым [7] данная зависимость понимается как определяющая сущностную природу языковой данности исследуемых текстов. «Проблематика изучения житий цикла включает уточнение характера этого важнейшего ментального процесса применительно к культурно-исторической и лингво-культурологической ситуации середины XVI в. в отношении ключевых категорий средневековой культурной парадигмы: жанра, стиля, функции, текста» [15, с. 6]. Жанр, стиль, функция, текст — вполне логично должны оказываться предметом / объектом научной рефлексии.
Но возникает и целый комплекс сопутствующих основной проблеме частных проблем [15, с. 18]. В какой мере учет авторитетных текстов необходим при изучении явления интертекстуальности и установления авторства в средневековой и минейной агиографии? Какова их роль в построении нового текста? Отсюда и проблема преемственности в развитии жанра, «заложенной в конце XV в. и закрепленной в традиции, и новых тенденций, продиктованных общими процессами, происходившими в культуре XVI в.» [15, с. 18]. «Из данной сложной связи “жанр — текст” неизбежно встает проблема языка и стиля в отношении к норме (узусу), также явленной в тексте» [15].
Новый подход к традиционному материалу и нетривиальная его интерпретация безусловно заслуживают внимания, но предельная сжатость резюмирующих формулировок вызывает желание получить развернутую аргументацию и (как следствие этого) оказывается побуждением к дальнейшим научным разысканиям, особенно с целью проверки ряда тезисов на новом и более значительном материале.
Другое направление можно было бы назвать структурно-типологическим. Здесь формулируется идея — проработать «новые подходы, новые методы в применении к древним языкам (при обращении к древнеписьменным памятникам) в решении классических проблем» [4, с. 3]. Масштаб идеи очевиден.
Суть программы изложена в книге А. С. Герда и В. Федера «Церковнославянские тексты и церковнославянский язык»: «Основная ориентация книги на приемы моделирования и реконструкции как текстов, так и языка придает ей чисто методологический характер» [4, с. 3]. Речь идет о новом направлении в палеославистике — филологической типологии древнеславянских рукописей. Такая типология возникает не на пустом месте. Прочную основу такого направления создают классические направления филологии: текстология, литературоведение, монографическое недифференцированное описание языка отдельных рукописей [4, с. 3]. Здесь главный вопрос — о принципах, методах построения (системы) и формах представления (материала) [4, с. 3].
Применительно к церковным (к конфессионально-повествовательным) текстам, а именно агиографии (и конкретно житиям) церковнославянский язык понимается авторами «как единая инвариантная система, представленная в рукописях разных ареалов» [4, с. 3].
«Как литературный язык церковнославянский язык конца XV–XVI в. и особенно конца XVI — начала XVII в. Функционировал не в виде застывшего канона слов и форм, а в сложном единстве многообразных ареальных и хронологических вариаций, среди которых обычно могут быть выделены ядро и периферия проявления такой вариативности». «При моделировании системы языка главное — выявление доминирующих типов и тенденций, здесь наиболее показательны морфология, синтаксис, статистика элементов языка. История текста связана с проблемами его атрибуции; здесь главное — выделение диагностических различительных признаков текста. Наиболее показательны в этом отношении письмо текста, его лексика, синтаксис, собственно стилистика, низкочастотное в стилистике.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Бычков Д. М. Агиографический дискурс в современной русской прозе. Астрахань, 2015. 250 с.
2. Васильев В. К. Сюжетная типология русской литературы XI-XX веков (архетипы русской культуры). Красноярск: ИП СФУ, 2009. 260 с.
3. Водолазкин Е. Г. Образ Серафима Саровского в "Запечатленном ангеле" Н. С. Лескова // Русская литература. 1997. № 3. С. 136-141.
4. Герд А. С., Федер В. Церковнославянские тексты и церковнославянский язык. СПб., 2003.
5. Давыдова Т. Т. Антижанры в творчестве Е. Замятина // Новое о Замятине. М., 1997. С. 20-35.
6. Климова М. Н. От протопопа Аввакума до Федора Абрамова: жития грешных святых в русской литературе. М.: Индрик, 2010. 134 с.
7. Колесов В. В. Философия русского слова. СПб., 2002.
8. Лихачев Д.С. Историческая поэтика. Смех как мировоззрение. СПб.: Алетейя, 1997. С. 210.
9. Лоевская М.М. Русская агиография в культурно-историческом контексте переходных эпох: дис.... д-ра культурол. М., 2005.
10. Митров О. Опыт написания житий святых новомучеников и исповедников Российских // РОФ «Память мучеников и исповедников РПЦ». М., 2004. Вып. 1: Новомученики ХХ века. С. 24-27.
11. Орлова Е.О. Герменевтико-педагогические аспекты изучения образа Александра Невского в начальной школе // Духовные начала русского искусства и образования: Материалы III Всероссийской научной конференции/ Сост. А.В. Моторин – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2003. – С. 263-269.
12. Орлова Е.О. Образы новгородских святых в духовном воспитание младших школьников // Пути российского образования и православие: опыт взаимодействия – Первые Знаменские образовательные чтения, 2003. – С. 67-70.
13. Панченко О.В. Поэтика уподоблений (к вопросу о «типологическом» методе в древнерусской агиографии, эпидейктике и гимнографии) // ТОДРЛ. СПб., 2003. Т. 54. С. 491
14. Петрухин С.С. Характерные черты агиографии в литературе Киевской Руси // Международный журнал экспериментального образования / № 6, 2014. – С. 119-120
15. Рогожникова Т. П. Жития «Макариевского цикла»: Жанр. Стиль. Язык. СПб., 2003.
16. Руди, Т. Р. Топика русских житий (вопросы типологии) // Русская агиография: исследования, публикации, полемика. – СПб., 2005.
17. Терешкина Д.Б. Новгородская житийная литература – Великий Новгород: Новгородский государственный университет – 2006 – 125 с.
18. Термин Д.С. Лихачева. По его мнению, литературный этикет – это наиболее типичная средневековая условно-нормативная связь содержания с формой. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. М.: Наука, 1979. С. 80
19. Троицкий Ю.Л. «Имя и родословная». Рабочая тетрадь. – М: Открытый мир, 1995. – 32 с.
20. Троицкий Ю.Л. «Киевская Русь». Рабочая тетрадь. – М: Открытый мир, 1995. – 96 с.
21. Троицкий Ю.Л. Инновационная технология исторического образования // Александрова М.В, Дурандин А.И. и др. На пути к новому гуманитарному образованию: Материал Новгородской программы «Переподготовка учителей-гуманитариев» – Новгород: НРЦРО,1998. – 175-187 с.
22. Троицкий Ю.Л. Методические рекомендации к серии рабочих тетрадей по истории // Методика к рабочим тетрадям для средней школы – М.: “Открытый мир”, 1995. – 292 с.
23. Хлытина О.М. Исторические источники в учебном историческом познании: традиции и инновации//Омский научный вестник №6-74, 2008. – 163-168 с.
24. Шукшина Л.В. Новые технологии исторического образования// Интеграция образования/ №3, 2001. – 96-101 с.