Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность данного исследования обуславливается следующими аспектами.
Во-первых, воображение детей выступает в качестве неотъемлемого компонента практически любой формы творческой деятельности дошкольника, его поведения в целом. Воображение – это весьма важный психический процесс, свойственный только человеку. При помощи воображения индивид способен изменять самого себя и окружающий мир, совершать научные открытия, а также создавать произведения искусства. Воображение детей являет собой огромный потенциал для развития личности и познания мира. То есть воображение – это важнейшая сторона жизни ребенка. Ведь без воображения усвоить какую-либо программу невозможно. Оно характеризуется в качестве необходимой и высшей способностью индивида. При этом именно данная способность нуждается в особом развитии.
Во-вторых, данный процесс у дошкольников с задержкой психического развития протекает непросто и имеет свои особенности, что требует проведения специальной коррекционной работы.
Таким образом, значение воображения для развития ребенка, особенности развития воображения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и необходимость проведения специальной работы в этом направлении, - все это в совокупности делает рассмотрение темы «Особенности развития воображения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР» актуальным.
Целью данного исследования является выявление особенностей развития воображения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Объект исследования – психологическое развития детей дошкольного возраста с ЗПР.
Предмет исследования – особенности, методы и приемы развития воображения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
В качестве задач исследования выступают следующие:
- рассмотреть понятие воображения в психолого-педагогических исследованиях;
- дать психолого-педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста детей с задержкой психического развития;
- описать творческое рассказывание как средство развития воображения;
- выявить диагностическим путем особенности воображения детей старшего дошкольного возраста с ЗПР;
- разработать практические рекомендации по разработки программы развития у старших дошкольников с ЗПР.
Теоретико-методологической основой исследования стали труды таких авторов, как А.А. Алексеев, А.Я. Дудецкий, Л.И. Коновалова, Ю.А. Полуянов, А. Розин, В.А. Скоробогатов и др., рассмотревшие психологический феномен воображения, его понятие и сущность; О.В. Боровик, М.В. Вульф, Л.С. Выготский, А.А. Гостев, О.А. Григорьева, О. М. Дьяченко, Л.Ю. Субботина, Н.А. Шинкарева и др., объектом исследования которых стало развитие воображения у детей дошкольного возраста; И.Д. Коненкова, Е.А. Медведева, Н.А. Никашина, С.Г. Шевченко и др., рассмотревшие особенности развития психических процессов у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Методы исследования. Для решения поставленных в исследовании задач использованы следующие методы исследования: изучение и теоретический анализ литературы и педагогического опыта с целью выявления сущности данной проблемы, терминологический анализ, метод сравнения и сопоставления; диагностические методы: наблюдения, тестовые задания, педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ полученных результатов; метод логической систематизации полученной информации. В качестве диагностических методик применялись следующие: «Придумай рассказ», «Вербальное фантазирование» или речевое воображение (авт. Р.С. Немов), «Дорисуй картину» (авт. Е. П. Торренс), а также методика «Где чье место?».
Экспериментальной базой исследования стало МДОУ комбинированного типа № 23.
Выборку составили 24 ребенка старшего дошкольного возраста, из них 12 детей с ЗПР и 12 детей с нормой в развитии.
Практическая значимость исследования заключатся в разработке программы, направленной на развитие воображения у старших дошкольников с ЗПР, которая будет полезна воспитателям, педагогам и психологам дошкольных учреждений при работе по развитию воображения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Структура работы: в соответствии с поставленными задачами в структуре работы выделено введение, две главы, заключение, список литературы.
Глава I. Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР: теоретический аспект
1.1 Понятие воображения в психолого-педагогических исследованиях
Вместе с образами памяти, являющиеся копиями восприятия, каждый человек способен создавать абсолютно новые образы. В таких образах может предстать и то, чего человек не воспринимал непосредственно, а также и то, чего не было вообще в его опыте, и даже то, чего в именно в данной форме не существует в действительности. Это является образами воображения. То есть воображение представляет собой особый познавательный процесс, состоящий из создания новых образов, на базе которых появляются новые предметы действия.
Воображение относится к числу высших познавательных процессов, где весьма отчетливо прослеживается особый человеческий характер деятельности. Нельзя не вообразив готовый результат труда, приниматься за какую-либо деятельность. Первое и важное назначение воображения в качестве психического процесса прослеживается в том, что именно оно позволяет представлять результат труда еще до его начала .
Воображение – это также еще и особая форма человеческой психики, которая стоит отдельно от всех остальных психических процессов и одновременно занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением, а также памятью. Специфика данной формы психического процесса заключается в том, что воображение, скорее всего, характерно исключительно для человека и особым образом связано с деятельностью организма, являясь в то же самое время наиболее своего рода «психическим» из всех психических состояний м процессов. Это означает, что ни в чем другом, за исключением воображения, не проявляется загадочный и идеальный характер психики .
В психологической литературе можно встретить различные определения воображения. Так, например, Л.С. Выготский указывал, что «воображение не повторяет в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельных впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений .
С позиции С.Л. Рубинштейна воображение тесным образом связано с нашей способностью, а также необходимостью творить новое. Названный исследователь считает, что «воображение – это отлет от прошлого опыта, преобразование его. Воображение – это также преобразование данного, осуществляемое в образной форме». Е.И. Игнатьев в этом отношении указывает, что основной признак процесса воображения прослеживается в той или иной конкретной практической деятельности и одновременно заключается в преобразовании и последующей переработке данных восприятия и иного материала прошлого опыта, в результате этот получаются некие новые впечатления .
Практически каждый образ, который создан в воображении в какой-то степени является как воспроизведением, так преобразованием действительности. При этом воспроизведение – это основная характеристика памяти, а преобразование – это основная характеристика воображения. Подчеркнем, что если основной функцией памяти выступает сохранение опыта, то основной функцией воображения – преобразование данного опыта .
В когнитивно-процессуальном аспекте (исследования Л.С. Выготского, У. Найссера, О.И. Никифороваой, А.В. Петровской, В.В. Петухова и др.) воображение рассматривается в качестве высшей психической функции, высшего познавательного процесса, необходимого элемента творческой деятельности индивида. В этом аспекте процесс воображения анализируется вместе с памятью и мышлением. Сходство процессов воображения и мышления заключается в условиях их возникновения, в установленных пиках их развития, а различия прослеживаются в степени неопределенности той ситуации, в которой они возникают, а также в результативности .
На современном этапе изучения воображения его принято относить к универсальным сквозным психическим процессам, так как оно выступает необходимым условием познания и включено в эмоциональные, когнитивные и регуляционно-волевые процессы. Л.С. Выготский воображение считал процессом создания нового, даже если полученный продуктом будет только мысленный либо чувственный образ. Основная функция воображения – это преобразование, связанное обычно с предвосхищением, прогнозированием будущего результата планируемого и затем выполняемого действия .
Воображение позволяет индивиду познавать мир, других людей, не вступая при этом с ними в какие-либо отношения, и познать себя .
Воображение принимает участие в процессах самопознания: образы фантазии дают внутренний язык для чувства, а потому весьма активно проявляются в кризисные этапы развития человека, формируют у него осмысленную ориентацию в собственных переживаниях, а также углубляют и усложняют его внутренний мир . Л.С. Выготский, Т. Рибо склонны считать детский возраст временем наиболее полного раскрытия сил воображения, которое у взрослых остается лишь в качестве профессионально важного качества. В рамках обозначенного аспекта исследователи концентрируются на описании познавательной функции, в первую очередь, произвольного вида воображения.
В побудительно-мотивационном аспекте изучения воображения (исследователи А. Адлер, Л.Ф. Божович, В.В. Давыдов, Б.И. Додонов, Е.П. Ильин, В.И. Моросанова, Г. Олпорт и др.) в большей мере описывается побудительная функция мечты. Мечта в современной психологии рассматривается как особая форма воображения, ориентированная на желаемое будущее, и характеризуется отсроченностью результатов, относительно совпадающих с образом желаемого, футуристичностью, эмоциональной окрашенностью, осознанностью, личностной устойчивостью. Отдельные исследователи мечту относят к мотивационным установкам .
Побудительная функция воображения описывается исследователями в большей мере на примере произвольного воображения и мечты .
В аспекте, в котором воображение рассматривается в качестве фактора развития личности (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, К. Изард, В.И. Моросанова, А.А. Налчаджян, А.В. Петровский, Н.Т. Рожков), ученые концентрируются на роли воображения непосредственно в самовоспитании и самосовершенствовании личности. Такого рода изучение в первую очередь касается связи воображения и самосознания, при том, как последнее исследуется через отдельные измерения Я-концепции . Воображение принимает участие в создании образа Я и одновременно обеспечивает его постоянство в настоящем, прошлом, а также будущем, дает субъекту возможность сравнивать себя «вчерашнего» и «будущего», воображение обеспечивает еще и создание образа идеального Я.
В аспекте изучения воображения в качестве профессионально важного фактора своеобразной имажинитивной способности личности исследователями указывается значимость функций воображения непосредственно в специфических профессиональных областях деятельности (педагогическая, актерская, писательская, художественная и др.). Л.С. Выготский обратил внимание на особую роль творческого воображения в писательстве, где тесным образом сплетены красочные образы и эмоциональные переживания, при том, как особый механизм воображения – это своего рода «вчувствование» и создание воображаемой установки –актерам позволяют проживать свою роль, а также развивать мастерство.
В дифференциально-психологическом аспекте исследователи внимание акцентируют на различиях в выраженности видов воображения в прямой зависимости от особенностей личности . Индивидуальные особенности воображения находят свое выражение в различиях по степени его развития, а также по типу его образов. Степень развития воображения при этом устанавливается по яркости воображаемых образов, глубине переработки индивидом данных прошлого опыта, возможной новизне образов, а также качественному осмыслению продуктов воображения.
В свою очередь в рамках событийно-ситуационного аспекта исследователи акцент делают на выделении и систематизации событий и тех ситуаций, в которых воображение максимально интенсифицируется. К такого рода ситуациям относятся следующие: жизненная ситуация, неопределенная проблемная ситуация, а также критическая ситуация. Неопределенная проблемная ситуация выступает в качестве условия актуализации процесса воображения, при том, как актуальная жизненная ситуация определяется в качестве единства объективных условий и воспринимающего их субъекта .
В специальной литературе существуют несколько видовых классификаций видов воображения. При этом каждая из них в своем основании имеет какой-либо из значимых признаков воображения. Так, например, по признаку активности принято различать пассивное, созерцательное воображение с его непроизвольными формами (сновидения, грезы), а также активное, практически, можно сказать, деятельное воображение. В случае активного воображения образы практически всегда формируются сознательно с условием поставленной индивидом цели. В зависимости от оригинальности и самостоятельности образов воображения бывает творческим и воссоздающим. Активное воображение, в свою очередь, характеризуется тем, что индивид, пользуясь им, по собственному желанию, усилием своей воли у себя вызывает соответствующие образы. При том, как образы пассивного воображения появляются спонтанно, помимо воли и желания индивида. Данный вид воображения появляется в раннем возрасте и свое наибольшее развитие получает именно в детских играх. Дети в игре на себя берут различные. Необходимость построить свое поведение согласно с приятной на себя ролью требует весьма активной работы воображения. Также необходимо вообразить недостающие предметы и придумать саму ситуацию игры. По оригинальности произвольное (или активное) воображение подразделяется на воссоздающее, либо репродуктивное, а также творческое .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеев, А.А. Взаимодействие образных и символьных структур в развивающемся интеллекте ребенка / А.А. Алексеева. – Санкт-Петербург: Питер, 2010. – 122 с.
2. Боровик, О.В. Развитие воображения / О.В. Боровик. – Москва : ООО «ЦГЛ «Рон», 2016. – 112 с.
3. Вульф, М.В. Фантазия и реальность в психике ребенка / М.В. Вульф. – Москва : АСТ, 2008. – 126 с.
4. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. – Москва : Просвещение, 2004. – 198 с.
5. Гостев, А.А. Дорога из-за зеркалья. Психология развития образной сферы человека / А.А. Гостев. – Москва : Глобус, 2008. – 278 с.
6. Григорьева, О.А. Особенности развития творческого воображения старших дошкольников / О.А. Григорьева // Современные научные исследования и инновации. – 2014. – № 11. Ч. 3. – URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/11/41113. (дата обращения: 12.02.2021).
7. Дружинин, В.Н. Психодиагностика общих способностей В.Н. Дружинин. – Москва : Academia, 2016. – 216 с.
8. Дудецкий, А.Я. Воображение / А.Я. Дудецкий. – Смоленск, 2009. – 210 с.
9. Дудецкий, А.Я. Теоретические вопросы воображения и творчества / А.Я. Дудецкий. – Смоленск, 2004. – 153 с.
10. Дьяченко, О. М. Воображение дошкольника / О.М. Дьяченко. – Москва : ИПРАО, 2006. – 188 с.
11. Иванова, А.В. Теоретико-психологические аспекты изучения видов воображения / А.В. Иванова // Северо-Кавказский психологический вестник. – 2016. – №1. – С. 10 - 14.
12. Левин, В.А. Воспитание творчества / В.А. Левин. – Москва : Знание, 2015. – 142 с.
13. Коненкова, И.Д. Рекомендации к организации и содержанию изучения речи дошкольников с задержкой развития / И.Д. Коненкова // Коррекционная педагогика. – 2003. – № 2. – С. 30 - 32.
14. Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. – Москва : Знание, 2015. – 592с.
15. Медведева, Е.А. Развитие творческого потенциала дошкольников и младших школьников с ЗПР средствами искусства / Е.А. Медведева // Дефектология. – 2007. – № 3. – С.33-36.
16. Никашина, Н.А. Педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития. Основные направления коррекционной работы / Н.А. Никашина // Обучение детей с задержкой психического развития. – Москва,1991. – С.34-45.
17. Новикова, Н.А. Творческое воображение как перспектива развития личности / Н.А. Новикова. – Москва : Академия, 2012. – 264 с.
18. Павлей, Т.Н. Некоторые подходы к изучению и коррекции эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития / Т.Н. Павлей // Дефектология. – 2000. – № 4. – С. 23 - 26.
19. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития / под общ. ред. С.Г. Шевченко. – Москва, 2013. – 298 с.
20. Полуянов, Ю.А. Воображение и способности / Ю.А. Полуянов. ‒ Москва : Знание, 2013. ‒ 155 с.
21. Розин, А. Что такое воображение? / А. Розин // Мир психологии. – 2002. – №1. – С.238-247.
22. Скоробогатов, В.А. Феномен воображения. Философия для педагогики и психологии / В.А. Скоробогатов, Л.И. Коновалова. – Москва : Союз, 2012. – 356 с.
23. Субботина, Л.Ю. Детские фантазии. Развитие воображения детей / Л.Ю. Субботина. – Екатеринбург: У-Фактория, 2016. – 189 с.
24. Субботина, Л.Ю. Развитие воображения детей: Популярное пособие для родителей и педагогов / Л.Ю. Субботина. – Ярославль: Академия развития, 2007. – 240 с.
25. Цукарь, А.Я. Уроки развития воображения / А.Я. Цукарь. – Новосибирск, 2007. – 242 с.
26. Шинкарёва, Н.А. Сущность понятий «воображение», «творческое воображение» в психолого-педагогической литературе / Н.А. Шинкарёва А.В. Карманова // Молодой ученый. – 2015. – №24. – С. 1053-1055. – URL https://moluch.ru/archive/104/24137/ (дата обращения: 17.04.2019).