Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной работы заключается в том, что сегодня наше общество делает социальный заказ образовательной организации на подготовку мыслящих личностей, которые обладают творческой инициативой, широким кругозором и прочными знаниями. Об этом говорится в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», где под обучением понимается «целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни». В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (далее – ФГОС НОО) предъявлено одно из требований к предметным результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: «опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира».
Сама образовательная организация в условиях совершенствования образовательной системы находится в поиске того ресурса, который бы позволил выполнить этот общественный заказ.
Внеурочная деятельность имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Она развивает не только творческую активность, самостоятельность, даёт выход творческой энергии, фантазии и инициативе учеников, но и является логическим продолжением учебной работы.
Учебные занятия регламентированы временем, а поэтому внеурочная деятельность, может способствовать повышению мотивации школьников к учебной деятельности. Развитие мотивации пронизывает все этапы развития личности ребенка и потому является важнейшей задачей начального образования.
Мотивация является одной из фундаментальных проблем как отечественной, так и зарубежной психологии, и педагогики (Божович Л.И., Маркова А.К., Маслоу А., Матюхина М.В., Орлов Ю.М., Творогова Н.В.)
Результаты последних психолого-педагогических исследований (Л.С. Выготский, Е.П.Ильин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и мн.др.) показали, что младший школьный возраст имеет большие резервы для формирования мотивационной сферы учения.
Понятия «внеурочная деятельность» и «мотивация» изучаются с разных сторон: разрабатываются теории по развитию мотивации и составляются программы по внеурочной деятельности, разрабатывается понятийный аппарат различных концепций, но влияние внеурочной деятельности на развитие мотивации описано мало. Различные аспекты внеурочной деятельности рассматриваются в работах Н.П. Аникеевой, Н.И. Болдырева, Л.Ю. Гордина, А.С. Макаренко, Л.А. Сухомлинского, Г.И. Щукиной и других.
Исследование обусловлено наличием противоречия между необходимостью развития мотивации у младших школьников и недостаточным вниманием к данному процессу во внеурочной деятельности.
Объект исследования: развитие мотивации у младших школьников.
Предмет исследования: особенности внеурочной деятельности в развитии мотивации у младших школьников.
Цель исследования: изучить влияние внеурочной деятельности на развитие мотивации у младших школьников.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что внеурочная деятельность может оказывать влияние на развитие мотивации младших школьников, если учтены такие особенности, как:
- удовлетворение потребностей в приобретении новых знаний, умений, навыков, компетенций;
- создание условий для развития творческого потенциала посредством различных форм, видов, способов деятельности;
- учет индивидуальных возможностей и способностей через разнообразие направлений внеурочной деятельности;
- ориентир на воспитательные результаты.
Задачи исследования:
раскрыть сущность понятий «внеурочная деятельность» и «мотивация», «развитие мотивации» младших школьников;
охарактеризовать особенности внеурочной деятельности в развитии мотивации младших школьников;
выявить влияние внеурочной деятельности на развитие мотивации у младших школьников;
изучить уровни развития мотивации у младших школьников;
разработать и апробировать программу по развитию мотивации у младших школьников через внеурочную деятельность.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследовательской работы, изучение педагогического опыта; синтез, обобщение; наблюдение, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), методы качественной и количественной обработки данных.
База исследования: ГБУ ДО НАО «ДЮЦ «Лидер» г.Нарьян-Мар
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложения.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1.Сущность понятий «внеурочная деятельность» и «мотивация», «развитие мотивации» младших школьников
В данном параграфе определена сущность понятий «внеурочная деятельность» и «мотивация», «развитие мотивации» младших школьников.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации полностью, а в скобках сокращение ФГОС понимаем образовательную деятельность, которая осуществляется в формах, отличающихся от классно-урочной формы [ФГОС НОО]. Она, конечно, направлена на достижение планируемых результатов освоения основной общей образовательной программы начального образования.
Внеурочная деятельность для младших школьников представляет собой способ научиться тому, чему не может научить обычный урок, это практическая часть, находящаяся в реальном мире, проба и поиск себя.
В различии формирования мотивации на уроке и вне его существует важная особенность, которую определяем следующим образом: для внеурочной деятельности - формирование потребности в приобретении новых знаний и умений (а через них и навыков), а для урочной - удовлетворение этой потребности [Григорьев Д.].
Существует многообразие форм внеурочная работа, но эта деятельность органически связана с программой учебных курсов, выходит за их пределы и вместе с тем их дополняет. Если существует такая тесная взаимосвязь между учебной и внеурочной деятельностью, то существует и связь между возникновением мотивации, как на уроке, так и во внеурочном занятии.
Внеурочная деятельность младшего школьника объединяет все виды деятельности по направлениям, которые выделены ФГОСНО:
-спортивно-оздоровительное;
-обще интеллектуальное;
-общекультурное;
-духовно- нравственное;
- социальное.
Конечно, данные направления внеурочной деятельности нужно воспринимать как ориентир содержания при написании необходимых образовательных программ, а разрабатывать и реализовывать конкретные формы внеурочной деятельности младших школьников, опираясь на деятельностные виды [Григорьев Д., Степанов П.].
Использование педагогами разнообразных форм, методов, приемов оказывает благотворное влияние на развитие не только познавательной, но и личностно-мотивационной сферы учащихся. Созданный во внеурочной деятельности благоприятный фон в огромной степени способствует развитию учебной мотивации. Это является необходимым условием не только для успешного протекания всей учебной деятельности, но и сохранения здоровья ребенка [Асеев В.].
Проектируя внеурочную деятельность, педагоги должны стремиться разнообразить формы проведения занятий, которые направлены на повышение их интереса по предметам:
- проектная деятельность;
- деловые игры;
- предметные недели;
- научно-исследовательская деятельность;
- участие в предметных олимпиадах;
- выпуск тематических газет;
- создание клубов знатоков;
- проведение викторин и тематических вечеров по предмету;
- беседы, конференции;
- продуктивные (инновационные) игры;
- эксперименты, наблюдения;
- групповые и индивидуальные исследования, защита исследовательских работ;
- коллективные путешествия;
- экскурсии-посещения объектов с целью исследования.
Материалы ФГОС НОО подводят к выводу:
-внеурочная деятельность – это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности, сформировать учебную мотивацию;
- внеурочная деятельность способствует расширению образовательного
пространства, создаёт дополнительные условия для развития учащихся;
- происходит выстраивание сети, обеспечивающей детям сопровождение, поддержку на этапах адаптации и социальные пробы на протяжении всего периода обучения [ФГОС НОО].
Разнообразная форма организации внеурочной деятельности значительно повышает активность и работоспособность детей, способствует психологической разрядке, снятию стрессовых ситуаций, гармоничному включению младшего школьника в мир отношений людей, служит повышению эффективности обучения.
Все ученые, занимавшиеся проблемой мотивации учебной деятельности, подчеркивают большую значимость ее формирования и развития у младших школьников, так как именно она является гарантом формирования познавательной активности учащегося, и, как следствие, развивается мышление, приобретаются знания, необходимые для успешной деятельности личности в последующей жизни [Щукина Г.].
В начальной школе, когда учебная деятельность является в статусе ведущей, важно создать предпосылки формирования мотивации учения, а к окончанию начальной школы сформировать для мотивации определённую форму, сделав её устойчивым личностным образованием обучающегося.
Термины «мотив» и «мотивация» толкуются по-разному в различных исследованиях. Под мотивами понимаются самые различные психологические феномены: представления и идеи, чувства и переживания, потребности и влечения, побуждения и склонности, желания и хотения, привычки, мысли, чувство долга, морально-политические установки и помыслы, психические процессы, состояния и свойства личности, предметы внешнего мира, установки, условия существования.
По мнению Эльконина Д.Б., мотивация – это внутренним импульс человека, побуждающий к действию для достижения цели, не противоречащий внутренним установкам человека [Эльконина Д]. Стимул – внешнее воздействия на человека к побуждению его к более активной деятельности, подразумевающей, вознаграждение или похвалу.
В отечественной психологии формирование и развитие мотивационной сферы у человека рассматривается в рамках психологической теории деятельности, предложенной А.Н. Леонтьевым [Леонтьев А.]. Он заметил, что первая предпосылка всякой деятельности есть субъект, обладающий потребностями. Наличие у субъекта потребностей – такое же фундаментальное условие его существования, как и обмен веществ
Фрагмент для ознакомления
3
1. Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся / Под редакцией Г.И. Щукиной. - М., 1984.
2. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / Под редакцией Г.И. Щукиной. – М., 1984.
3. Архиреева Т.В. Динамика учебной мотивации детей младшего школьного возраста // Культурноисторическая психология. 2015. Т. 11. № 2. С. 38—47
4. Асеев В.Г. Мотивация учебной деятельности и формирование личности. М., 1976. - 223 с.
5. Березовин, А.Н. Учитель и детский коллектив / Н. А. Березовин, Я. Л. Коломинский. - Минск: БГУ, 2005.- 213 с.
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2011. 398 с
7. Божович Л.И. Отношение школьников к учению как психологическая проблема. – М., 1968.
8. Бухарина А.Ю., Толстых Н.Н. Временная перспектива и временная компетентность как факторы учебной мотивации [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2019. Том 8. № 2. С. 36—48
9. Гордеева Т.О., Сычев О.А., Лункина М.В. Школьное благополучие младших школьников: мотивационные и образовательные предикторы // Психологическая наука и образование. 2019. Том 24. № 3. С. 32—42
10. Гордеева Т.О., Сычев О.А., Осин Е.Н. Опросник «Шкалы академической мотивации» // Психологический журнал. 2014. Т. 35. № 4. С. 96— 107
11. Гордеева Т.О., Сычев О.А., Шепелева Е.А. Интеллект, мотивация и копинг-стратегии как условия академических достижений школьников // Вопросы психологии. 2015. № 1. С. 15—26.
12. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Д. В. Григорьев, П. В. Степанов -М., Владос, 2010. -233 с.
13. Гринько, А. И. Проблемы стимулирования самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся [Текст] / А. И. Гринько // Родная школа. -2013. -№ 5. - с. 72-75
14. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность ребёнка к школе / Н.И. Гуткина. – М.: Просвещение, 2013. – 506 с.
15. Денисенкова Н.С, Исследование учебной мотивации первоклассников в различных образовательных средах // Психология образования Серия: Психологическая наука и образование. 2020. Т.25. № 1C. 5—15
16. Дошкольный и младший школьный возраст. Особенности учебной деятельности [Электронный ресурс] URL: http://www.cdrspas.ru/deloN3231 (дата обращения: 23.03.2021)
17. Елфимова, Н.В. Функции эмоций в создании мотивационного компонента деятельности / Н.В. Елфимова // Эмоциональная регуляция учебной деятельности. - М., 1997. – 140 с.
18. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2012. - 508 с.
19. Леонтьев, А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. Конспект лекций /А.Н. Леонтьев. - М., 1991.- 453 с.
20. Майерс, Д. Социальная психология [Текст] / Д. Майерс. - СПб. : Питер, 2012. - 116 с.
21. Мерлин, В.С. Лекции по психологии мотивов человека / В.С. Мерлин.- СПб: Питер, 1996.- 204 с.
22. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. 256 с.
23. Никитская М.Г., Толстых Н.Н. Зарубежные исследования учебной мотивации: XXI век [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2018. Том 7. № 2. С. 100—113
24. Нисская А.К. Дошкольная образовательная среда как фактор психологической адаптации ребенка к школе // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2012. № 15. С. 273—278.
25. Прудникова Т.А., Поскакалова Т.А. Зарубежный опыт применения информационно-коммуникационных технологий в целях повышения учебной мотивации [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2019. № 2. С. 67—82
26. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология/ Н.Ф. Талызина. – М.: Просвещение, 2012. – 287 с.
27. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).
28. Щербакова С.А. Образовательная среда как фактор учебной мотивации // Дошкольное и начальное образование: варьирование подходов в условиях смены образовательных парадигм: материалы международной конференции «Чтения Ушинского» педагогического факультета ЯГПУ. Ч. I. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2013. С. 180—183
29. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника /Д.Б. Эльконин. - М., «Вента», 2004
30. Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации: Избр. психол. тр./ П.М. Якобсон. - М.: Воронеж: Ин-т практ. психологии; МОДЭК, 2008.