Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Современная реалия характеризуется все усиливающимся противоречием между социальным «заказом» общеобразовательной школы в формирование личности, готовой и способной к взаимодействию с другими людьми и работе с окружающей ее информацией и неэффективным выполнением этих потребностей школой. Настоящее исследование показывает, что разрешение данного проблемы возможно путем формирования у учащихся коммуникативных универсальных учебных действий (УУД).
Такие коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и позволяют личности учитывать позиции других людей, партнеров по общению или деятельности, уметь слушать и своевременно вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Кроме того, развитие науки и техники, а также появление новейших цифровых технологий, сегодня коренным образом преобразуют жизнь людей и становятся её неотъемлемой частью. Для успешного самообразования учащиеся средних образовательных учреждений должны овладеть целым рядом важных умений, среди которых в настоящее время можно выделить и информационные. И в эпоху, когда развитие цифровых технологий с каждым годом набирает все более быстрые темпы, можно считать достаточно важными любые умения, которые в дальнейшем помогут учащимся осваивать современные технологии.
Следовательно, целью нашего исследования будет являться изучение особенностей профилактики и коррекции трудности коммуникаций младших школьников.
Объект исследования - профилактика и коррекция трудности коммуникаций младших школьников.
Предмет исследования - комплекс методов профилактики и коррекции преодоления коммуникативных трудностей младших школьников.
Исходя из цели исследования, были поставлены следующие задачи:
1) Проанализировать литературу по данной теме;
2) Рассмотреть особенности коммуникативных трудностей младших школьников.
3) Провести опытно-поисковая работа по преодолению трудности коммуникаций у младших школьников.
4) Методы исследования: теоретический анализ литературных источников по теме исследования.
Гипотеза: мы предположили , что комплекс методов, будет способствовать профилактике и коррекции преодоления коммуникативных трудностей младших школьников
Структура: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты преодоления коммуникативных трудностей младших школьников
1.1. Возрастные особенности развития коммуникации у младших школьников
Ребенок младшего школьного возраста учится налаживать коммуникативный контакт с другими детьми, слушать их, понимать, давать адекватную обратную связь. Коммуникативное совершенствование формируется благодаря тому, что ребенок осознает, что общение с ним кому то важно, нужно и интересно.
Младший школьный возраст характеризуется стремлением ребенка овладевать различными коммуникативными умениями. Это определяет, в случае успеха, развитие чувства собственной полноценности и коммуникативной компетентности, а в случае невезения – ощущения неполноценности. В младшем школьном возрасте ребенок переходит на качественно новый уровень развития регуляции коммуникативного поведения.
На данном этапе ребенок может проанализировать собственное коммуникативное поведение, появляются мотивы коммуникативного совершенствования, также развивается внутренний план коммуникативных действий [1].
ФГОС НОО ориентирован на становление личностных характеристик выпускника. Одним из требований стандарта на ступени начального общего образования выступает развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, учет позиции других людей, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умение слушать и вступать в диалог [19].
По причине того, что в младшем школьном возрасте навыки межличностного общения развиты недостаточно, возникает множество трудностей, из-за которых ребенок может замкнуться в себе, чувствовать себя одиноко, либо применяет неудачные способы построения дружеских отношений со сверстниками. Постепенно возникают коммуникативные трудности по отношению к учителям, родителям, сверстникам, которые в последствии будут выражаться у ребенка в форме агрессивности, негативизма, непослушания, неуверенности в себе, снижения самооценки. Младший школьник будет иметь неудовлетворенность своим положением в коллективе, что также может внести негативный вклад на нравственном развитии личности.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Арефьева О.М. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных умений младших школьников/ О.М. Арефьева// Начальная школа плюс до и после. - 2017. - № 2. - С. 74-78.
2. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: Пособие для учителя /Под ред. А.Г. Асмолова. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2011.
3. ыготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 2011.
4. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 томах. Т4. Детская психология/ Под. Ред. Д.Б. Эльконина, - М.: Педагогика, 2004- 565с.
5. Ильин Е.Н. Искусство общения. - СПб., Питер, 2005.- 576 с.
6. Карпенко Л.А. Краткий психологический словарь/ Л.А. Карпенко.- Москва, Феникс, 2010 г. - 320 с.
7. Клубович О.В. Формирование коммуникативных навыков в условиях нового ФГОС// Начальная школа плюс до и после. - 2019. - № 10. - С. 50-51.
8. Козюренко М.А. Оценка сформированности коммуникативных УУД с помощью метода наблюдения// Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 11. - С. 15-19.
9. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребёнка. Под ред. А.Г. Рузской. М.: НПО МОДЭК, 2009.- 383с.
10. Матюхина М. В., Михальчик Т. С., Парина К. П. Психология младшего школьника. М., 1976.
11. Разуваева В.Ю. Умение слушать собеседника - коммуникативное универсальное учебное действие// Начальная школа. - 2019. - № 9. - С. 22-24.
12. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 1998.
13. Сапогова Е. Е Психология развития человека: Учебное пособие. - М.: Аспект Пресс, 2001.
14. Сироткин Л. Ю., Хузиахметов А. И. Младший школьник, его развитие и воспитание. Казань, 1998.
15. Смирнова Е.О. Проблема общения ребенка и взрослого в работах Л.С. Выготского и М.И. Лисиной. // Вопросы психологии.- 1996. - № 6. - с. 23-28
16. Субботин С.В. Устойчивость к психическому стрессу как характеристика метаиндивидуальности учителя: Канд. дис. Пермь, 1992.
17. Трескова Т.Ю. Стиль педагогического общения как метаиндивидуальная характеристика учителя: Диплом. раб. Пермь: ПГПУ, 1998.
18. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение, 2011.
19. Мали Л.Д. Коммуникативно-деятельностный подход на уроках литературного чтения в начальной школе/ Л.Д. Мали// Начальная школа плюс до и после. - 2012. - № 8. - с. 76-80.
20. Матюхина М.В. Развитие личности и познавательных процессов в младшем школьном возрасте: учебное пособие/ М.В. Матюхина, С.Б. Спиридонова//- Волгоград.: Перемена, 2005. – с 215
21. Михайлова И.М. Формирование коммуникативных умений младших школьников с использованием наглядности/ Михайлова И.М. - Псков, 2005.
22. Михеева Ю.В. Урок. В чём суть изменений с введением ФГОС начального общего образования// Науч. - практ. жур. «Академический вестник» / Мин. обр. - 2018. - Вып. 1(3). - с. 46-54.
23. Неупокоева Н.М. Коммуникативная культура педагога/ Н.М. Неупокоева. - Курган, 2004.
24. Разуваева В.Ю. Умение слушать собеседника - коммуникативное универсальное учебное действие/ В.Ю. Разуваева// Начальная школа. - 2018. - № 9. - с. 22-24
25. Столяренко Л. Д. Основы психологии : учебное пособие / Л. Д. Столяренко. - Ростов-на-Дону : Проспект, 2017. – с.458
26. Тищенко В.А Коммуникативные умения к вопросу классификации/ https://cyberleninka.ru/article/n/kommunikativnye-umeniya-k-voprosuklassifikatsii (откр 10.02.2020)
27. Усова А.П Роль игры в воспитании детей/Под.ред.А.В Запорожца.- М.,2006.- с 342
28. Чиндилова О.В. Разноуровневые задания по освоению младшими школьниками коммуникативных универсальных учебных действий/ О.В. Чиндилова// Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 2. - с. 3-6.
29. Чумак К.Ю. Читательская конференция как средство развития коммуникативной и культуроведческой компетенции учащихся/ К.Ю. Чумак// Начальная школа плюс до и после. - 2017. - № 6. - с. 82-86.
30. Шакина Г.В. Оценивание сформированности коммуникативных универсальных действий школьников через технологию сотрудничества/ Г.В. Шакина// Начальная школа плюс до и после. - 2019. - № 5. - с. 17-22
31. Шкуричева Н.А. Взаимодействие младших школьников как средство развития коммуникативной компетентности/ Н.А. Шкуричева// Начальная школа. - 2018. - № 11. - с. 4-10